Миграционная политика в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 18:47, реферат

Краткое описание

Миграции населения - перемещения населения, связанные с переменой места жительства. Миграции являются одной из важнейших проблем народонаселения и рассматриваются не только как простое механическое передвижение людей, а как сложный общественный процесс, затрагивающий многие стороны социально-экономической жизни. Миграции сыграли выдающуюся роль в истории человечества, с ними связаны процессы заселения, хозяйственного освоения земли, развития производительных сил, образования и смешения рас, языков и народов. Миграции имеют разнообразные аспекты; их характер и структуру, последствия, которые они вызывают, исследуют ряд наук - демография, экономика, география, социология, статистика, этнография и др.

Оглавление

Введение 3
История миграционной политики России 4
Миграционные процессы в современной России 7
Организация федеральной миграционной службы 16
Заключение 23
Список используемой литературы 24

Файлы: 1 файл

миграции.docx

— 50.91 Кб (Скачать)

 

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образовательного образования

«Рязанский государственный  университет С.А. Есенина»

 

Факультет социологии и управления

Специальность «Социология»

 

 

 

Реферат

по дисциплине «Основы  социального государства»

на тему «Миграционная  политика в России»

 

 

 

Выполнил:

первый курс, группа

студентка

Проверил:

преподаватель

 

 

 

Рязань 2012

Оглавление

 

 

Введение 3

История миграционной политики России 4

Миграционные процессы в современной России 7

Организация федеральной миграционной службы 16

Заключение 23

Список используемой литературы 24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Миграции населения - перемещения  населения, связанные с переменой места жительства. Миграции являются одной из важнейших проблем народонаселения и рассматриваются не только как простое механическое передвижение людей, а как сложный общественный процесс, затрагивающий многие стороны социально-экономической жизни. Миграции сыграли выдающуюся роль в истории человечества, с ними связаны процессы заселения, хозяйственного освоения земли, развития производительных сил, образования и смешения рас, языков и народов. Миграции имеют разнообразные аспекты; их характер и структуру, последствия, которые они вызывают, исследуют ряд наук - демография, экономика, география, социология, статистика, этнография и др.

Современное рассмотрение проблемы миграции актуально по следующим  обстоятельствам. Общественные перемены последнего десятилетия кардинально  изменили политическую и социальную ситуацию на постсоветском пространстве, и миллионы людей стали вынужденными мигрантами. В отличие от развитых стран, переживших миграционный бум  и не связанных с постоянной иммиграцией, Россия столкнулась с интенсивными миграционными потоками в условиях, когда ее экономическая база оказалась  в кризисном состоянии. Приобретая в последние годы ярко выраженный этносоциальный и этнополитический характер, миграция вносит коррективы в жизнь местных социумов, влияет на проводимую суверенными государствами политику, а главное - изменяет личностные характеристики тех, кто вынужден перемещаться на другие территории в поисках спокойной жизни и лучшего будущего.

В течение XX века наблюдалось  интенсивное расширение миграционных потоков, а к концу века феномен  миграции стал составляющим фактором всех глобальных проблем. И это потребовало  новых подходов к миграционной политике, способствующей достижению и поддержанию  баланса интересов международных  факторов, участвующих в регулировании миграционных процессов.

Последствия миграции проявляются  в различных сферах: политической, социальной, экономической, культурно-психологической  и 

других. Более того, эти  последствия имеют и позитивный, и негативный характер, становясь, таким образом, источником конфликтов. Все это определяет актуальность изучения проблем политико-правового регулирования миграции.

История миграционной политики России

 

Россия имеет богатую  историю миграционной политики. С  XVII века начался приток в нашу страну больших групп иностранных переселенцев. Все переселения в основном были связаны с экономическими проблемами. А также со времён Петра I приветствовался въезд в страну иностранных специалистов в различных областях деятельности. Во второй половине XVIII века политику Петра продолжила Екатерина II.  Она стала осуществлять политику по переселению в Россию немецких колонистов – земледельцев, а с конца 30-х гг. XVIII века – переселение государственных крестьян – земледельцев из аграрных перенаселённых губерний в азиатскую часть страны. Екатерина издавала множество манифестов, касающихся вопросов миграции, в том числе ею был издан «Манифест Императрицы Екатерины II о дозволении всем иностранцам, въезжающим в Россию, селиться в разных губерниях по их выбору, их права и льготы»1. Переселенцы получали большие привилегии, в том числе даже освобождение от воинской повинности.

Политика переселения  просуществовала до первой половины XIX века. В конце XVIII – начале XIX веков государство больше волновал вопрос внешней миграции, освоения всё больших и больших территорий. С принятием в 1904 г. Закона о переселении под названием «Временные правила о добровольном переселении сельских обывателей и мещан – земледельцев» были определены две категории переселенцев, имеющие право на льготы:

  • занимающиеся хлебопашеством и желающие идти в районы, заселение которых выгодно правительству;
  • крестьяне из малоземельных губерний.2

Вместе с ликвидацией  общинного землевладения поощрялось переселение малоземельных и безземельных крестьян в Сибирь, т.к. в Сибири происходил процесс осваивания земель, и рабочая сила там была просто необходима. 

Осуществление такой политики дало толчок развитию сельскохозяйственного  производства в колонизуемых районах  на тот момент и существенно разгрузило перенаселённые аграрные районы России. В целом в дореволюционные  годы были опробованы на практике такие  концепции, как поэтапные переселения (постепенные переселения из одних  близ расположенных местностей в  другие), выбор предпочтительных районов  выхода мигрантов (сходство местностей по природно - географическим и хозяйственным  условиям), подбор состава переселенцев (семейных, зажиточных и др.). На протяжении всего советского периода миграционные процессы в России носили преимущественно организованный характер, имели место в основном внутри страны, были определены размещением производительных сил и территориальными различиями условий жизни населения. Объём внешних миграций в России за этот период был весьма незначителен.

Трудовые миграционные потоки, которые преобладали во внутреннем миграционном обмене, активно стимулировались  и регулировались государством.

Регулирование миграционных процессов осуществлялось как административными, так и мерами стимулирования через систему льгот материального и нематериального характера. Льготы играли огромную роль в переселении населения в малообжитые районы и районы активного промышленного освоения, а также восстановления разрушенного после войны хозяйства. После распада СССР остро встал вопрос о разработке государственной миграционной политики. В целях решения задач по приёму и обустройству беженцев и вынужденных переселенцев Указом Президента Российской Федерации в июне 1992 года была создана Федеральная миграционная служба (ФМС) РФ.

Миграционную политику России после 1917 года  можно условно  разделить на три этапа. На каждом из этапов государство расставляло  разные приоритеты. Первый этап -  вторая половина 20 века – организация добровольной трудовой внутренней миграции; второй этап – 90-е гг. 20 века – регулирование  внешней иммиграции вынужденных  переселенцев и беженцев; третий этап – с начала 21 века по настоящее  время – регулирование внешней  трудовой иммиграции.3

В настоящее время именно регулирование въезда в страну извне  становится главным приоритетом  миграционной службы России. В период после 1990-х гг. миграционный процесс  в России стал протекать несколько иначе. Произошли значительные изменения в миграционном обмене России с бывшими союзными республиками, увеличился миграционный прирост населения России за счёт бывших республик более чем в три раза. В настоящее время фактически исчезли контролируемые внешние границы, происходит свободное проникновение на территорию России иностранных граждан, не получивших для этого законного решения. Это происходит потому, что страны Запада ужесточили условия въезда иностранных мигрантов в свои пределы. В нашем государстве происходит так называемый  трудовой кризис. Возрастает число выпускников высших учебных заведений, вследствие чего все технические профессии остаются без их внимания. Все хотят работать в сфере бизнеса и управления. «Чёрную  работу» выполнять становится некому. Хотя сейчас меняются понятия и представления о «чёрной работе». Если в послевоенный период восстановления государства профессии строителя, инженера, плотника и т.д. были в почёте у молодёжи, то теперь это и есть «чёрная работа». Она привлекает мигрантов из стран ближнего зарубежья: Узбекистана, Таджикистана и т.п. Зачастую пересечение ими государственной границы происходит без определённой регистрации, и государство остаётся в неведении. И поэтому оно ужесточает наказания,  как для самих иммигрантов, так и для людей и организаций, привлекающих их для незаконного трудоустройства.

Миграционные  процессы в современной России

 

Распад СССР и падение  «железного занавеса» активизировали принципиально новые для нашей  страны массовые перемещения людей  стрессового характера, затмившие и по масштабам, и по остроте порождаемых ими проблем прежние «нормальные» миграции, мотивированные преимущественно экономическими (смена работы, поиск лучшей жизни) либо личными причинами (учеба, брак). Конечно, «нормальность» при анализе миграций — понятие очень растяжимое; весьма редко люди ищут «добра от добра» и в большинстве случаев действует классическая модель выталкивания-притяжения. Что касается стрессовых миграций или, как их принято сейчас называть, вынужденных, их особенностью является явный перевес выталкивающих факторов над факторами притяжения. Еще больше это относится к так называемым насильственным миграциям, когда люди в экстренном порядке покидают насиженные места, спасаясь от погромов и вооруженных конфликтов.

В конкретных постсоветских  условиях еще одной важной особенностью вынужденных миграций стала их этническая подоплека, что позволило ряду ученых выдвинуть термин «этническая миграция»  в противовес все еще распространенным трактовкам постсоветских миграций как экономических.

Этническая миграция —  это совокупность миграционных потоков, в каждом из которых численно преобладают  лица с общей этнической принадлежностью, перемещающиеся из одного крупного этнокультурного ареала в другой по причине того, что они ощущают свою отчужденность от отпускающего общества или это общество само отторгает мигрантов из-за их этнической принадлежности.

Не нуждается в специальных  разъяснениях то, что оба названных  выше типа недобровольных миграций —  насильственные и вынужденные, имеют  яркую этническую окраску.

Одновременно активизировались начавшиеся еще задолго до распада  СССР передвижения русскоязычных жителей  бывших советских республик в  Россию, поскольку образование новых  независимых государств привело к резкому ухудшению положения русских и представителей других этнических групп, считающих родным русский язык. «Старший брат» оказался в роли дискриминируемого этнического меньшинства в чужих государствах, приобретающих с разной степенью интенсивности этнократическую окраску.

В силу исторической специфики  колонизации периферийных территорий бывшей Российской, а затем советской  империи, русскоязычное население  концентрировалось в крупных  городах (преимущественно столичных) и индустриальных центрах

Таким образом, в Россию приезжают  люди со специфическим менталитетом «среднеазиатских русских»; отсюда возникновение социокультурных барьеров между «местными» и «приезжими», особенно заметных и болезненных в сельской местности. Кроме того, отмеченные обстоятельства обуславливают особую социально-профессиональную структуру мигрирующего населения, что затрудняет трудоустройство на новом месте жительства.

На территории бывшего Советского Союза после его распада по достаточно скромным оценкам около 5 миллионов человек по разным причинам покинули свои дома. В частности вооруженные конфликты в Таджикистане и на Кавказе породили более 2-х миллионов мигрантов. В 2005 году пришлые жители в Европе, Северной Америке, Японии и Австралии составили 61%всех международных мигрантов. В 1960 году этот показатель равнялся всего лишь 43%.4

Анализ и прогноз современной  демографической и социально-экономической  ситуации и перспектив ее развития показывают, что миграционные процессы в долгосрочной перспективе будут  приобретать для российского  государства все большую значимость.

Общая численность населения  России за период 2001-2004 годов сократится на 2,8 млн. человек. При этом население  в молодых возрастах за эти годы уменьшится на 4,7 млн. человек (с 27,8 млн. до 23,1 млн.). Одновременно следует учитывать, что за пределами указанного периода начнется абсолютное сокращение численности населения трудоспособного возраста, общие потери которого за 2006-2015 годы оцениваются в 7,4 млн. человек.

Учитывая, что по прогнозным оценкам Минэкономразвития России среднегодовые темпы роста ВВП  в 2002-2004 годах составят на менее 4%, Российская Федерация уже в ближайшие годы может столкнуться с проблемой обеспечения отраслей экономики кадрами, адаптированными к рыночной экономике. В связи с изложенным, обеспечение все возрастающей потребности отраслей экономики в квалифицированных кадрах в перспективе возможно не только за счет подготовки кадров из числа молодежи, но и за счет миграции квалифицированных работников из стран ближнего зарубежья.

В связи с этим роль и  значение государственной миграционной политики в среднесрочной перспективе  неизмеримо возрастет, что предполагает необходимость комплексного решения  проблем внешней и внутренней миграции населения.

Основные направления  деятельности Правительства Российской Федерации в области миграции населения будут связаны с  реализацией Концепции государственной  миграционной политики Российской Федерации, а также Федеральной миграционной программой на 2002-2005 годы, в рамках которых  предусматривается разработка и  реализация мероприятий по государственному регулированию миграционных процессов  и, в частности:

• по обеспечению условий для интеграции вынужденных мигрантов в социальную среду на основе разработки и реализации новых подходов и направлений по обустройству беженцев и вынужденных переселенцев, создания более гибких механизмов использования ими различных видов ссуд, кредитов, жилищных субсидий. При этом, поскольку возможности государства по приему и обустройству мигрантов ограничены, поддержка будет оказываться только наиболее уязвимым или нуждающимся гражданам, основные же усилия при этом будут концентрироваться на создании условий для их самообеспечения и самообустройства;

Информация о работе Миграционная политика в России