Миграционная политика РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 23:58, реферат

Краткое описание

На рубеже XX и XXI веков Россия как и большинство развитых стран столкнулась со значительным сокращением численности населения в результате роста смертности и снижения рождаемости. В сравнении с другими странами сокращение численности населения России обостряется геополитическим противоречием между огромной государственной территорией, обладанием несметными природными богатствами и необходимостью сохранить эту уникальную территорию, население, другие материальные и духовные ресурсы.

Оглавление

Введение
Общие особенности миграционных процессов в Российской Федерации
Состояние миграционной ситуации в Российской Федерации
Оценки миграционной ситуации и перспективы миграционной политики Российской Федерации
Национальная безопасность и миграционная политика
Проблемы выработки эффективной государственной миграционной политики
Механизмы регулирования миграционных процессов

Заключение

Файлы: 1 файл

миграционная политикаРФ.docx

— 34.62 Кб (Скачать)

     Введение 

     На  рубеже XX и XXI веков Россия как и большинство развитых стран столкнулась со значительным сокращением численности населения в результате роста смертности и снижения рождаемости. В сравнении с другими странами сокращение численности населения России обостряется геополитическим противоречием между огромной государственной территорией, обладанием несметными природными богатствами и необходимостью сохранить эту уникальную территорию, население, другие материальные и духовные ресурсы.

     Современная миграционная ситуация в России сформировалась в результате изменений в политической, социально-экономической, правовой, демографической  и иных сферах, происшедших на постсоветском  пространстве с начала 90-х годов  XX века.

     Трансформация рынка труда, условий жизнедеятельности  людей, общественных, семейных и иных отношений отчетливо проявилось в миграции населения, привело к  резкому снижению его миграционной активности, формированию качественно  новых миграционных потоков.

     Правовое  регулирование динамичной миграционной политики государства в основном адекватно отражает количественно-качественные изменения в складывающейся миграционной ситуации.

     В настоящее время миграция населения  представляет собой социально-экономическое, нормативно-правовое явление, неоднозначное  по своей сущностной, содержательной и процессуальной основе. Упорядочение миграционного процесса, как правило, затрагивает поток выбытия населения  из одной местности и прибытия мигрантов из других местностей. Особенность миграционного процесса заключается в разнообразии его видов (иммиграционный, эмиграционный, переселенческий, реадмиссионный, внешней трудовой миграци 
 
 
 
 

План

Введение

  1. Общие особенности миграционных процессов в Российской Федерации
  • Состояние миграционной ситуации в Российской Федерации
  • Оценки миграционной ситуации и перспективы миграционной политики Российской Федерации
  1. Национальная безопасность и миграционная политика
  • Проблемы выработки эффективной государственной миграционной политики
  • Механизмы регулирования миграционных процессов

Заключение 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.Особенности миграционных процессов в Российской Федерации 

       Состояние миграционной  ситуации в Российской  Федерации 

     Миграционные  процессы в России в минувшее десятилетие  определялись влиянием отрицательных  и положительных факторов. К отрицательным  факторам относят распад бывшего  СССР, проявления национализма, терроризм, незащищенность отдельных участков государственной границы страны, ухудшение качества жизни людей  и состояния окружающей среды, экономическая  нестабильность и социальные конфликты. В то же время к положительным  факторам относятся демократизация общественно-политической жизни, реализация конституционного принципа свободы  передвижения, развитие рыночных отношений  и вхождение в международный  рынок труда.

     Иммиграция  в Россию, в том числе из стран  со сложной общественно-политической, экономической и санитарно–эпидемиологической обстановкой, носит масштабный характер. В приграничных районах интенсивно формируются иностранные общины. Отсутствует эффективный государственный  контроль над миграционными процессами.

     Медленно  решаются долгосрочные проблемы многих вынужденных мигрантов, которые  решили остаться в Российской Федерации.

     Продолжает  сокращаться позитивная, необходимая  для развития экономики социально-экономическая  миграция населения внутри страны. Развиваются процессы внешней трудовой миграции в виде привлечения и  использования в Российской Федерации  труда иностранных граждан, выезда российских граждан за границу с  целью работы по найму. При этом среди  иностранных работников, используемых в России, и российских граждан, работающих за рубежом, велика доля лиц, нелегально осуществляющих трудовую деятельность. В России это создает угрозу национальному рынку труда и благоприятствует развитию теневой экономики.

     Сокращается прирост постоянного населения  России. За счет миграции все меньше восполняется естественная убыль населения. Во многих регионах Российской Федерации  уменьшение миграционного прироста населения происходит на фоне значительного  сокращения численности населения  в результате роста смертности и  снижения рождаемости.

     По  прогнозу, начиная с 2006 года, ожидаются  значительные изменения в структуре  населения, будет сокращаться численность  населения трудоспособного возраста – основного источника формирования трудовых ресурсов.

     Потребность экономики страны в дополнительных  трудовых ресурсах вызовет необходимость  регулируемого притока иммигрантов, в первую очередь из государств-участников СНГ. В этой ситуации актуальной проблемой  для российского общества является формирование установок  толерантного сознания.

     В последние годы миграция населения  не обеспечивает перераспределение  населения по территории страны в  целях сбалансированности спроса и  предложения на рынке труда. Оживление  национальной экономики, неизбежные при  этом территориальные и отраслевые диспропорции потребуют более активного  перераспределения населения и  трудовых ресурсов в пределах страны, что вызовет необходимость разработки механизмов стимулирования трудовой миграции граждан, в том числе за счет развития рынка жилья. Следует всемерно способствовать стремлению мигрантов к самообустройству и осуществлению трудовой деятельности.

     Рыночный  механизм предопределяет необходимость  осуществления государственного управления миграционными процессами на основе обеспечения прав граждан на свободу  передвижения и создания с этой целью  системы экономических стимулов. 

       Оценки миграционной  ситуации и перспективы  миграционной политики  Российской Федерации 

     Во  многом обусловленные рядом объективных  и субъективных внешних и внутренних факторов, тесным образом взаимосвязанных  с динамично развивающимися политическими  и социально-экономическими процессами, причины оказали воздействие  на миграционную ситуацию в стране.

     Наиболее  значимыми факторами, оказывающими влияние на развитие как позитивных, так и негативных миграционных тенденций, являются:

     процессы  глобализации в мире, активно вовлекающие  в мировой хозяйственный и  соответственно миграционный оборот колоссальные трудовые ресурсы;

     увеличивающиеся темпы роста народонаселения  стран Азии и Африки, являющихся основными поставщиками незаконной миграции в страны ЕС и Россию;

     высокий уровень бедности в большинстве  государств СНГ, Африканского и Азиатско-Тихоокеанского регионов, способствующий активному  оттоку населения в страны с более  благоприятным социально-экономическим  и политическим климатом;

     экономическая привлекательность Российской Федерации, складывающаяся на фоне деградации Европы и улучшающейся экономической ситуации внутри страны, а также возрастающей зависимости мирового сообщества от колоссальных российских природных  ресурсов;

     самая протяженная в мире Государственная  граница Российской Федерации, 13 тысяч  километров которой на ключевом азиатском  направлении полностью не устроены и даже не проведены на земле, а  это, в свою очередь, во многом способствуют беспрепятственному перемещению нелегальных  иммигрантов.

     Важными и достаточно опасными особенностями  миграционного процесса, сложившимися в последние годы, являются:

     1. Активное проникновение и закрепление  иммигрантов в приграничные регионы,  обладающие стратегическими запасами  лесных и биологических ресурсов, и создание на территории Российской  Федерации достаточно организованных  этнических «землячеств», социальные  и экономические плацдармы которых  создаются и в российских мегаполисах.  Именно землячество как форма  существования иностранцев на  территории Российской Федерации  является достаточно опасной  для поддержания этнического  баланса в стране. И эта особенность  заключается в том, что данный  вид этнического образования  ориентирован как на сохранение  своей национальной идентичности, так и на всемерное расширение и захват все новых позиций в принимающем обществе.

     2. Неуклонно снижающийся уровень  коренного населения Российской  Федерации, являющийся основным  стимулом привлечения в экономику  страны иностранной рабочей силы. Поэтому тенденция к старению  населения будет постоянно увеличивать  нагрузку на пенсионную систему  Российской Федерации, и в полной  мере это уже ощущают на  себе практически все страны  Европейского сообщества.

     3. Возрастающая внутренняя и внешняя  миграционная активность коренного  населения Российской Федерации,  существенным образом влияющая  на диспропорцию населения в  российских регионах и повышающая  уровень «миграционного давления»  на экономически привлекательные  регионы и мегаполисы, особенно  на Москву и Московскую область.  Причем многие стратегически  важные для страны регионы  становятся практически беззащитными  перед напором иммигрантов.

     В этой связи не может не вызывать беспокойство нарастающий отток  российских граждан из Дальневосточного региона, неадекватно замещаемого  иностранными (в основном китайскими и корейскими) мигрантами по этническому  признаку, что чревато угрозами национальной безопасности страны. Со времени образования  Российской Федерации население  Дальнего Востока сократилось на 12%, а миграционный компонент в  три раза превышает естественную убыль населения. По прогнозу Росстата, к 2010 г. численность выехавших может превысить число прибывших на 16,5 тыс. чел., а край - потерять еще около 250 тыс. чел.

     Кроме того, в ближайшей перспективе  будет возрастать угроза «миграционного давления» и на Сибирский регион с его убывающим 30-миллионным населением, из которого 76% сосредоточено в Красноярском и Алтайском краях, Тюменской, Кемеровской, Иркутской и Новосибирской областях. Необходимо учитывать, что Тюменская, Иркутская, Кемеровская области  и Красноярский край дают более 70% общей  прибыли России.

     Необходимо  также отметить, что на негативные миграционные и социально-политические тенденции влияют и будут в  перспективе влиять ряд субъективных факторов, наиболее важными из которых  являются:

    • рост преступности иностранных граждан, значительную долю которых составляют незаконные иммигранты, социально дезадаптированные в новых для себя условиях проживания и работы;
    • формирование в России связанного с чиновничьим лобби нелегального «миграционного бизнеса», который затрудняет формирование у потенциальных мигрантов объективных миграционных намерений, в т.ч. регистрацию, оформление на работу и т.д

  Кроме того, несмотря на активное декларирование борьбы с незаконной миграцией, незначительно выявлено преступлений, предусмотренных ст. 322.1 УК РФ «Организация незаконной миграции», что свидетельствует о низкой эффективности работы правоохранительных органов Российской Федерации по пресечению деятельности организованных преступных групп, занимающихся незаконным ввозом и легализацией иммигрантов. Это притом, что в стране действует множество структур, оказывающих незаконные, зачастую мошеннические посреднические услуги по легализации незаконно въехавших или пребывающих на российской территории иностранцев. 
 

     Выстраивая экономическую политику развития регионов, полагаем целесообразным системно развивать требующие меньших ресурсных затрат стратегически важные и благоприятные в природно-климатическом плане регионы юга и востока Российской Федерации на основе строительства городов-миллионников, связывающих пространство огромной территории. Кроме того, важно развивать средние и малые города, в которых концентрировать предприятия малого и среднего бизнеса, внедряющие в свою деятельность инновационные ресурсосберегающие технологии в сферах добычи и производства сырья, строительства, транспорта и транспортной инфраструктуры, энергетики, жилищно-коммунального сектора.

Информация о работе Миграционная политика РФ