Миграционная политика РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 23:58, реферат

Краткое описание

На рубеже XX и XXI веков Россия как и большинство развитых стран столкнулась со значительным сокращением численности населения в результате роста смертности и снижения рождаемости. В сравнении с другими странами сокращение численности населения России обостряется геополитическим противоречием между огромной государственной территорией, обладанием несметными природными богатствами и необходимостью сохранить эту уникальную территорию, население, другие материальные и духовные ресурсы.

Оглавление

Введение
Общие особенности миграционных процессов в Российской Федерации
Состояние миграционной ситуации в Российской Федерации
Оценки миграционной ситуации и перспективы миграционной политики Российской Федерации
Национальная безопасность и миграционная политика
Проблемы выработки эффективной государственной миграционной политики
Механизмы регулирования миграционных процессов

Заключение

Файлы: 1 файл

миграционная политикаРФ.docx

— 34.62 Кб (Скачать)

     Необходимо  разобраться, так ли привлекательна либеральная миграционная политика.

     В этой связи необходимо обратить особое внимание на две основные проблемы:

     1. Такой подход не решает полностью  задачу предотвращения нелегальной  миграции, так как, с одной стороны,  не все иммигранты пожелают  выйти из «тени» по налоговым  и иным причинам, а с другой  –  существенно усилится миграционное  давление иностранцев на стратегически  важные регионы Российской Федерации,  что, в свою очередь, может  создать взрывоопасные социальные  конфликты.

     2. Возникнет стихийное движение  иммигрантов из менее «привлекательных»  в экономическом и климатическом  плане регионов в регионы с  благоприятными природно-климатическими, социально-экономическими и политическими  условиями. Тем самым создаются  угрозы перенаселения иммигрантами  стратегически важных для страны  регионов, а также создания в  них мощных и хорошо организованных  этнических землячеств.

     Вышеизложенные  проблемы предполагают реализацию следующих  возможных направлений миграционной политики, среди которых:

    • определение приоритетных отраслей хозяйства, особо нуждающихся в рабочей силе, и соответствующих профессий и вакантных должностей, на которые можно пригласить квалифицированных иностранных специалистов;
    • выстраивание единой системы миграционного контроля от прибытия и размещения иностранцев до их выезда на родину;
    • широкомасштабная и системная работа по социально-экономической и культурной адаптации как переселяющихся в Россию соотечественников, так и иностранцев;
    • провести мониторинг законности получения российского гражданства иностранными гражданами, в т.ч. из бывших союзных республик, попавших в поле зрения правоохранительных органов за противоправную деятельность;
    • привлечение широкой научной общественности и специалистов к обсуждению концептуальных основ миграционной политики, предлагаемых для первоочередной реализации.

 

    2.Национальная безопасность и миграционная политика 

      Проблемы выработки  эффективной государственной  миграционной политики 

     Национальная  и экономическая безопасность напрямую связаны с миграционными процессами. Нелегальная миграция, как и не контролируемая государством легальная миграция, является одним из факторов формирования новых вызовов и угроз национальной экономической безопасности.

     Геополитическое и геостратегическое положение России в современном мире обусловливает особую остроту миграционных проблем для российского общества. В силу своего географического положения Россия является трансъевразийским мостом между Западом и Востоком, Севером и Югом, средоточием самых разнообразных трансграничных миграционных потоков. Они оказывают глубоко противоречивое воздействие на национальные экономические интересы, состояние экономики и рынков, демографическую ситуацию. Нелегальная миграция напрямую связана с криминологической обстановкой в стране, укоренением таких новых видов преступности, как экономическая, организованная, транснациональная, консолидацией внутри них этнопреступности на основе отдельных этнических сообществ. Нерегулируемая массовая миграция вносит свой вклад в разрастание коррупции в обществе.

     Конечно, в условиях демографического кризиса, серьезных деформаций в профессионально-квалификационной структуре, напряженности на рынке  труда миграция способна ослабить нехватку рабочих рук. Но, как показывает опыт, она не способна возместить «утечку  мозгов», падение трудового потенциала национальной экономики, решить проблему человеческого капитала для модернизации российской экономики.

     Сегодня требуется четко увязать понимание  миграции, миграционную политику и  миграционное регулирование с экономической  безопасностью страны, увидеть все  стороны миграции через призму правильно  понятых национальных интересов, объективно складывающихся угроз и опасностей в экономике и обществе, реальных социально-экономических последствий, которые возможно количественно  оценить и сравнить с пороговыми значениями экономической безопасности применительно к данной сфере. Необходимо также ясно и беспристрастно видеть, анализировать, прогнозировать и управлять теми тенденциями, которые возникают на стыке экономической, демографической, социальной и культурной безопасности.

     Пока  существуют различия, часто полярные, в социально-экономическом развитии территорий и стран, в оплате и  условиях труда, миграционные потоки будут  оставаться объективной и неизбежной необходимостью. Полностью закрыть  национальные границы от потока мигрантов невозможно. Но вопросы о наиболее целесообразных институтах миграционного регулирования, эффективных механизмах миграционной политики продолжают оставаться более чем актуальными. Остановить либо жестко ограничивать миграционные потоки исключительно административно-правовыми механизмами (включая запретительные) практически невозможно.

     Для выработки эффективных решений, которые способны обеспечить тактическую  и стратегическую национальную экономическую  безопасность, наряду с непосредственным регулированием миграционных процессов  необходимо воздействовать на весь комплекс факторов развития экономики и социальной сферы, которые являются основной причиной, порождающей массовую миграцию и  ее социально, культурно и политически  неприемлемые формы. Также важно  выявление причинно-следственных связей между миграционными процессами и социально-экономическими явлениями.

     Регулирование миграционных процессов должно основываться на серьезной научной основе, объективных  экспертно-аналитических разработках; иметь достаточную нормативно-правовую базу. Концептуальные и законодательные основы создают предпосылки для формирования миграционной стратегии, проведения соответствующей миграционной политики. Начинать надо с Концепции государственной миграционной политики, которая должна быть увязана со всем комплексом базовых документов по национальной и экономической безопасности. Регулирование миграционных процессов должно исходить из целевой функции, которая должна быть принята за базу программно-целевого планирования. При отсутствии сформулированной цели (группы целей) неизбежен хаотичный и внутренне противоречивый набор механизмов регулирования. Постановка целей упорядочивает набор средств и механизмов. В этой связи необходимо четко определить и утвердить в тексте Концепции государственной миграционной политики цели, которые ориентированы на регулирование миграции. Цели и приоритеты, направленные на обеспечение стратегической экономической безопасности страны, могут быть следующими: привлечение в Россию дополнительных трудовых ресурсов по необходимым специальностям для трудоустройства в конкретных регионах; радикальное сокращение хаотичных миграционных потоков (в первую очередь нелегальных), создающих социально-экономические проблемы; регулирование и обеспечение социальных условий жизнедеятельности мигрантов, прибывших в Россию, как в плане социально-трудовых отношений, так и в плане соблюдения ими законов страны, уважения традиционных ценностей и традиций коренного населения; пресечение вовлечения мигрантов в криминальный бизнес и использования миграции для пополнения контингентов организованной преступности, политического экстремизма и международного терроризма, поддержания нелегальных каналов контрабанды, торговли живым товаром, наркотиками, оружием, контрафактом. В числе приоритетных целей - привлечение русского и цивилизационно идентичного (или близкого) русскоязычного населения из стран бывшего СССР; сокращение оттока высокообразованных и квалифицированных кадров из страны.

     Существуют  три основные группы интересов в  отношении миграции, зачастую не совпадающие  и противоречащие друг другу: а) национально-государственные; б) региональные и муниципальные; в) производственно-корпоративные. На сегодняшний день основные миграционные потоки являются во многом следствием частных экономических интересов отдельных бизнес-структур, мотивированных дешевизной, социальной незащищенностью и политической инертностью привлекаемой рабочей силы из числа мигрантов. Миграционная политика не может идти на поводу этих интересов. Интересы экономической безопасности требуют при формировании миграционной политики согласовывать весь спектр интересов: общенациональных интересов; интересов регионов и муниципальных образований; большинства социальных групп (традиционных этносов и конфессиональных сообществ).

     Эти интересы должны быть учтены в действующих  законах, правоприменительной практике, облечены в регламентированные экономические, политические и культурные формы. Комплекс механизмов эффективного решения данной проблемы заключается в согласовании интересов страны, регионов и предприятий, который должен быть переведен в  рамки оговоренных законом договорных процедур и облечен в регламентированные экономические, политические и правовые формы. Пока же количество и состав принимаемых и выпускаемых мигрантов  формируется стихийно, во многом хаотически, без учета интересов страны, субъектов  Федерации, основных групп граждан, населяющих нашу страну. Наличие хозяйственных  интересов одновременно формирует  систему лоббирования и коррупции, которая в настоящее время  действует эффективнее, чем государственные  механизмы регулирования. При этом понятно, что без лоббирования и  коррупции нелегальная миграция невозможна в принципе. 

       Механизмы регулирования  миграционных процессов 

     Комплекс  мер регулирования миграции в  целом должен включать: общегосударственную  и региональную структурную политику с определением спроса на рабочую  силу на рынках труда; систему федеральных  целевых программ в области социально-трудовых отношений демографического регулирования; региональные целевые программы.

     Только  на основе комплексного государственного анализа динамики трудовых ресурсов, кадровых проблем отраслей, предприятий  и регионов в целом, исследования рынка труда можно говорить о  выявлении мотивации миграции, формировании механизмов устранения причин миграции, а не миграционных потоков как  следствия. Механизмы макроэкономического  регулирования легальной миграции должны разумно сочетаться с комплексом ограничений и запретительных мер, диктуемых как стратегическими, так и тактическими ориентирами  в области экономической безопасности. При этом возможны варианты выдачи лицензий для бизнеса на использование труда мигрантов с указанием в лицензии условий использования трудовых ресурсов; миграционных квот; порядка их согласования; обязательных процедур предварительного объявления вакансий среди коренного населения; введение специальных налогов на предприятия и регионы, привлекающие мигрантов. Надо стимулировать бизнес, вводить системы страхования мигрантов, которые должны не только обеспечивать права последних, но и выравнивать условия конкуренции на рынках труда между коренным населением и мигрантами.

     Комплекс  специальных механизмов противодействия  нелегальной миграции, кроме осуществляемой ФМС России системы мер, должен включать в себя также комплекс профилактических мер, включающий:

     анализ  социально-экономического состояния  регионов страны на предмет выявления  свободных экономических сегментов, в которых может быть использован  труд нелегальных мигрантов;

     разработку  программ заполнения этих экономических  сегментов за счет внутренней и легальной  миграции;

     исследование  тенденций экономического развития регионов и динамики трудовых ресурсов с целью прогнозирования появления  таких сегментов;

     изучение  динамики теневой экономики и  различных форм криминального бизнеса  в связи с динамикой миграции.

     Резко уменьшить приток неквалифицированных  мигрантов можно  не только правовыми  механизмами, но и  с использованием косвенных методов, таких как нормативное  закрепление сертификации мигрантов на соответствие российским квалификационным стандартам, для чего необходимо пройти соответствующее профессиональное, правовое и культурно-историческое обучение в лицензированных образовательных учреждениях. Это позволит управлять качеством миграции. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     Масштабы  и условия, в которых происходит миграция, порождают целый комплекс проблем, возможность решения которых  уменьшается вследствие сложной  социально-экономической ситуации в стране.

     Приток  мигрантов способствовал  росту цен на недвижимость, обострению конкуренции  на рынке труда, снижению уровня жизни населения, обострению других социальных проблем, прежде всего  в области образования  и здравоохранения, криминализации обстановки в России. Усиление националистических и сепаратистских настроений в ряде случаев привели к столкновениям на межнациональной и межконфессиональной основе. Во всей совокупности миграционных проблем ключевыми являются проблемы интеграции мигрантов в принимающее общество и проблемы адаптации принимающего общества к новым условиям, прежде всего к изменению этнического состава населения и следствиям этого процесса.

     Современная миграционная ситуация в Российской Федерации, являясь следствием социально-экономической  обстановки, свидетельствует о том, что для достижения социального  процветания и экономического прогресса  требуются твердая воля государства  и внимание всего российского  общества к достижению в стране правопорядка и законности в области регулирования  миграционных процессов. 
 
 

Информация о работе Миграционная политика РФ