Миграционная политика РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 21:35, курсовая работа

Краткое описание

Вопросы миграционной политики крайне важны в связи с необходимостью обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов и сохранения устойчивого экономического роста. Для России, как для государства, граничащего с 18 странами, допущение несовершенств в этой сфере несет ощутимые негативные риски.

Оглавление

1. Особенности миграционной политики РФ………………………........3
2. Миграционная политика: важные аспекты……………………………6
3. Современная миграционная политика России в контексте ее национальных интересов……………………………………………….7
3.1 Концепция демографической политики Российской Федерации………….8
Список литературы………………………………………………………………12

Файлы: 1 файл

Миграционная политика РФ.docx

— 31.38 Кб (Скачать)

Содержание

  1. Особенности миграционной политики РФ………………………........3
  2. Миграционная политика: важные аспекты……………………………6
  3. Современная миграционная политика России в контексте ее национальных интересов……………………………………………….7

3.1 Концепция демографической  политики Российской Федерации………….8

Список литературы………………………………………………………………12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Особенности миграционной политики РФ

Вопросы миграционной политики крайне важны в связи с необходимостью обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса  трудовых ресурсов и  сохранения устойчивого  экономического роста. Для России, как  для государства, граничащего с 18 странами, допущение несовершенств  в этой сфере несет ощутимые негативные риски.

 Разбираясь в тонкостях  миграционной политики, предстоит  говорить сразу о нескольких  направлениях – тенденциях эмиграции  и волнах иммиграции, легальных  и нелегальных мигрантах, беженцах, вынужденных переселенцы и, пожалуй,  самом актуальном на сегодняшний  день – трудовых мигрантах.  Кроме того, важной темой сегодня  является ситуация с внутренней  трудовой миграцией в РФ.

Несмотря на ряд шагов (наведение порядка на рынках, борьба с игорным бизнесом, приоритет  коренного населения на рынке  труда), осуществляемых властями, целостной  концепции государственной миграционной политики в интересах России как  не было (в момент «открытия границ»  нашего нового государства), так и  нет. Но если тогда темпы были весьма скромными – в 1989 году Россия приняла 13 тыс. турок-месхетинцев из Ферганы, а год спустя 90 тыс. армян из Баку – то сегодня, 20 лет спустя, в Россию стало ежегодно въезжать более 200 тысяч человек. Однако и терять мы стали солидное число граждан ежегодно – более 30 тысяч.

 Тезис о ситуативном,  точечном реагировании на возникающие  проблемы имеет множество подтверждений  на практике. Наиболее наглядным  из них является частые смены  в последние годы квот для  иностранных трудовых мигрантов.  Изначально на 2009 год было запланировано  3,9 млн. квот на иностранную  рабочую силу. В начале 2009 года  эта цифра была сокращена на 50%. Таким образом, квота составляла  менее 2 млн., затем была сокращена  еще на 52 тыс. В 2010 и 2011 годах  продолжилось снижении квоты  и сейчас она составляет не  многим более полутора миллионов.  Однако представляется, что сокращения  числа легальных (!) мигрантов  в стране является не самой  правильной мерой с экономической  точки зрения, а так же она  не решает большинство проблем,  возникающих в миграционной сфере  в связи с ежегодным ростом  нелегальной трудовой миграции.

 По мнению экспертов,  потребность в трудовых мигрантах  будет только возрастать с  развитием экономики страны, в  частности, несырьевой её сферы, а именно в ней, как правило, занято большинство мигрантов. Именно поэтому сегодня возникает ряд вопросов, проблем и насущных тем для обсуждений.

 Ниже приведены некоторые  из наиболее актуальных и резонансных

(основные тезисы):

 В настоящее время  миграционные потоки носят стихийный  характер. В результате не учитываются  реальные возможности социальной  инфраструктуры, увеличиваются диспропорции  региональных рынков труда, растет  социальная напряженность, создаются  условия для распространения  среди населения Российской Федерации   идей национальной нетерпимости.

 Основные вопросы,  требующие рассмотрения - создание  условий для привлечения в  РФ квалифицированных легальных  трудовых ресурсов, совершенствование  миграционного учета, противодействие  нелегальной миграции, а также  комплекс мер по поддержке  внутренней трудовой миграции  в России и введение повсеместной  практики ее статистического  учета.

 Решение озвученных  задач невозможно осуществить  без сбора и анализа качественной  и подробной информации о миграции. Источниками информации о миграции  служит административная статистика, перепись и обследования населения.  Однако все эти источники не  в полной мере охватывают мигрантов,  в первую очередь нелегальных,  что затрудняет принятие взвешенных  экономических и политических  решений.

 Давно назрел выбор,  стоящий перед Россией: занять  позицию открытости или закрытости  в миграционных вопросах. Иммиграционная  открытость означает ставку на  повышение конкурентоспособности  отдельных корпоративных субъектов  или сегментов бизнеса за счет  снижения затрат на оплату  труда. Альтернативой этой модели  является выбор в пользу развития  экономики на основе внутреннего  рынка. Он, в числе многих других  условий, предполагает качественный  рост долгосрочных государственных  инвестиций в воспроизводство  человеческого капитала и селективную  закрытость в миграционной политике.

 Назрела необходимость  разработки социальных программ, обеспечивающих более эффективную  социализацию приезжающих, их  этнокультурную и языковую адаптацию.  Кроме того, требуется стимулирование  миграционного притока русскоязычного  населения, бывших соотечественников  из ближнего зарубежья, прежде  всего квалифицированных кадров. Эти меры необходимы сегодня  в связи с нависшей угрозой  потери национальной идентичности  в России и размывания этнокультурного  фона. Относительно иммигрантов,  противящихся интеграции в единое культурно-языковое пространство России, стремящихся к обособлению и исключительно компактному проживанию, могут быть применены радикальные меры – им может быть предложено вернуться в страны, где они проживали ранее.

 Россия заинтересована  в притоке высококвалифицированных  кадров, способных внести свой  вклад в социально-экономическое  развитие  страны, в развитие фундаментальной  и прикладной науки. Снятие  законодательных барьеров для  иностранных специалистов, желающих  работать в российских финансовых  институтах, позволит повысить инвестиционную  привлекательность страны.

 Проблема кадрового  дефицита в ряде регионов России (Сибирь, Дальний Восток) должна решаться, в первую очередь, за счет  экономического стимулирования  увеличения темпов внутренней  миграции, а так же комплексного  реформирования региональной политики  государства, а не за счет  повального привлечения иммигрантов  из сопредельных стран.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Миграционная политика: важные аспекты

 Согласно данным Росстата, в 2009 году Россию покинули 32458 человек. В 2010 году из России  выехали 33578 человек. Чаще всего  в последние годы мигрантов  из России стали принимать  Германия, Израиль, США и Финляндия.  Несмотря на политические и  дипломатические противоречия между  Россией и странами Балтики,  русские стабильно увеличивают  количество граждан этих государств в среднем на 1 тыс. человек в год.

 В то время как  в США и Израиль с каждым  годом отправляется все меньше  российских граждан, в два раза  увеличилось количество переселенцев  из России в Чехию. Ежегодно  в Чешскую республику переезжают  около 400 человек. На 80% увеличился  поток русских в Великобританию  и Францию. В два раза чаще  в качестве своей новой родины  русские стали выбирать Норвегию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Современная миграционная политика России в контексте ее национальных интересов 

Миграция в демографическом  развитии любого государства может  играть различные роли: она в случае отрицательного сальдо ведет к сокращению численности населения страны, при  положительном сальдо миграция либо служит, наряду с естественным приростом, источником восходящей демографической  динамики, либо выступает фактором компенсации естественной убыли. В  России в послевоенные годы имели  место все эти варианты демографического развития, причем третий сценарий пришелся на последнее двадцатилетие.

В девяностые годы ХХ и первое десятилетие ХХI веков в результате наступившей депопуляции миграция стала выступать фактором компенсации естественной убыли населения. 1991 г. оказался последним годом, когда был, хотя и небольшой, но все же естественный прирост населения, который вместе с миграционным сальдо завершил продолжавшуюся в течение 45 послевоенных лет, восходящую демографическую динамику. В 1992 г., несмотря на естественную убыль, численность населения за счет миграции увеличилась, правда, на относительно мизерную величину (0,1 млн. человек). Все последующие годы она сокращалась, т.к. миграционное сальдо было недостаточным, чтобы полностью компенсировать естественную убыль. Значение миграционного сальдо в динамике населения России в 1991-2010 гг. представлено в Таблице 1.

Таблица 1

Доля миграции в компенсации  естественной убыли населения России в 1991-2010 гг., тыс. человек

Годы

Естественная убыль

Миграционный прирост

Общий прирост

Доля компенсации,%

1991-1995

-2599

2024

-575

77,9

1996-2000

-4127

1399

-2728

33,9

2001-2005

-4407

331

-4076

7,5

2006-2010

-2009

1019

-990

50,7

Всего

-13142

4773

-8369

36,3


 

 

 

Из данных Таблицы 1 следуют два основных вывода:

Во-первых, внешней миграции в последние 20 лет принадлежит  огромное значение в демографическом  развитии России, она в период 1991-2010 гг. компенсировала свыше трети естественной убыли населения, которое в результате сократилось к началу 2011 г. не на 13,1 млн. человек, а лишь на 8,4 млн. (с  учетом поправок, внесенных в динамику населения переписями 2002 и 2010 гг., его  численность сократилась лишь на 5,5 млн.). Тем не менее, не будь миграции, нынешняя численность населения России составляла бы меньше 140 млн. человек.

Во-вторых, либерализация  миграционной политики России, усиление в ней элементов разумного  государственного регулирования, происходившее  в последние годы в условиях существенного  сокращения масштабов естественной убыли населения (с 959 тыс. - в 2000 г. до 847 тыс. - в 2005 г. и до 241 тыс. - в 2010 г.), привели  после 2005 г. к повышению компенсационной  роли миграции в демографической  динамике. В 2009 г. миграция компенсировала всю естественную убыль населения, и впервые с 1993 г. численность населения не сократилась, в 2010 г. миграция возместила 2/3 естественной убыли. За 11 месяцев 2011 г. масштабы миграционного прироста более чем вдвое превысили сократившуюся до уровня 1992 г. естественную убыль населения страны.

 

3.1 Концепция демографической политики Российской Федерации

В Концепции демографической  политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента в 2007 г.5, намечены конкретные рубежи достижения цели демографического развития и определены необходимые для этого уровни рождаемости и продолжительности  жизни. Их величины будут влиять на масштабы сальдо миграции. Но оно будет  зависеть не только от величины естественной убыли населения, но и от намеченных Концепцией показателей прироста населения  к 2015 и 2025 годам. Согласно Концепции, в 2015 г. ожидаемая продолжительность  жизни населения в России должна увеличиться до 70 лет, а к 2025 г. –  до 75 лет. В свою очередь, суммарный  коэффициент рождаемости должен возрасти по отношению к 2006 г. в 1,3 раза, а в 2025 г. – в 1,5 раза. Его величины должны составить в 2015 г. – 1,685 и в 2025 г. – 1,944.

Если к 2015 г. будет достигнут уровень ожидаемой продолжительности жизни в 70 лет, то число умерших снизится до 2 млн. 20 тыс. человек в год, в случае же достижения ожидаемой продолжительности жизни в 75 лет, число умерших должны составить примерно 1 млн. 715 тыс. человек. При таком числе родившихся и умерших естественная убыль к 2015 г. сохранится на уровне 250 тыс. и к 2025 г. снизится до 200 тыс. человек.

Величина естественной убыли  для пятнадцатилетнего периода  будет равна 3 250 тыс. человек. Численность  населения к 2025 г. должна возрасти на 2 млн. и достигнуть 145 млн. человек. Следовательно, в течение пятнадцати лет (2011-2025 гг.) необходимо обеспечить миграционное сальдо в размере 5 250 тыс. человек. Тогда  его средняя ежегодная величина должна составлять 350 тыс. человек.

В России, начиная с 2008 г., происходит систематическое сокращение численности лиц трудоспособного  возраста. Особенно существенно, свыше  одного млн. в год, будет уменьшаться  этот контингент населения начиная с 2012 г., что продлится вплоть до 2019 г. Наибольшие потери придутся на 2016 г. В течение начавшихся 12 лет (2012-2023 гг.) вступление населения в трудоспособный возраст в среднем ежегодно будет составлять  1,3-1,5 млн. человек, тогда как выбывать из этого контингента будет 2,1-2,5 млн. К 2020 г. численность лиц в трудоспособном возрасте сократится на 9,7 млн., притом, что вся численность населения страны, по сути, не изменится. Согласно прогнозу Росстата, к 2025 г. сокращение выразится цифрой в 11,6 млн. человек, а численность всего населения уменьшится при этом всего на один миллион.

Анализ существующей миграционной ситуации и представление о развитии проблемы переселения в Россию и  привлечения трудовых мигрантов  в ближайшие 15 лет будут определять направления российской миграционной политики. Первый элемент этой политики, отсутствующий до сих пор, - это  ее концепция, которая разрабатывается  с середины 90-х годов. Одобренная в 2003 г. Правительством РФ Концепция  регулирования миграционных процессов оказалась внутриведомственным документом, основным достижением которого явилось введение миграционной карты.

Информация о работе Миграционная политика РФ