Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 21:35, курсовая работа
Вопросы миграционной политики крайне важны в связи с необходимостью обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов и сохранения устойчивого экономического роста. Для России, как для государства, граничащего с 18 странами, допущение несовершенств в этой сфере несет ощутимые негативные риски.
1. Особенности миграционной политики РФ………………………........3
2. Миграционная политика: важные аспекты……………………………6
3. Современная миграционная политика России в контексте ее национальных интересов……………………………………………….7
3.1 Концепция демографической политики Российской Федерации………….8
Список литературы………………………………………………………………12
Содержание
3.1 Концепция демографической
политики Российской Федерации…
Список литературы…………………………………
Вопросы миграционной политики крайне важны в связи с необходимостью обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов и сохранения устойчивого экономического роста. Для России, как для государства, граничащего с 18 странами, допущение несовершенств в этой сфере несет ощутимые негативные риски.
Разбираясь в тонкостях
миграционной политики, предстоит
говорить сразу о нескольких
направлениях – тенденциях
Несмотря на ряд шагов
(наведение порядка на рынках, борьба
с игорным бизнесом, приоритет
коренного населения на рынке
труда), осуществляемых властями, целостной
концепции государственной
Тезис о ситуативном,
точечном реагировании на
По мнению экспертов,
потребность в трудовых
Ниже приведены некоторые из наиболее актуальных и резонансных
(основные тезисы):
В настоящее время
миграционные потоки носят
Основные вопросы,
требующие рассмотрения - создание
условий для привлечения в
РФ квалифицированных
Решение озвученных
задач невозможно осуществить
без сбора и анализа
Давно назрел выбор,
стоящий перед Россией: занять
позицию открытости или
Назрела необходимость
разработки социальных
Россия заинтересована
в притоке
Проблема кадрового
дефицита в ряде регионов
Согласно данным Росстата,
в 2009 году Россию покинули 32458
человек. В 2010 году из России
выехали 33578 человек. Чаще всего
в последние годы мигрантов
из России стали принимать
Германия, Израиль, США и Финляндия.
Несмотря на политические и
дипломатические противоречия
В то время как
в США и Израиль с каждым
годом отправляется все меньше
российских граждан, в два
Миграция в демографическом развитии любого государства может играть различные роли: она в случае отрицательного сальдо ведет к сокращению численности населения страны, при положительном сальдо миграция либо служит, наряду с естественным приростом, источником восходящей демографической динамики, либо выступает фактором компенсации естественной убыли. В России в послевоенные годы имели место все эти варианты демографического развития, причем третий сценарий пришелся на последнее двадцатилетие.
В девяностые годы ХХ и первое десятилетие ХХI веков в результате наступившей депопуляции миграция стала выступать фактором компенсации естественной убыли населения. 1991 г. оказался последним годом, когда был, хотя и небольшой, но все же естественный прирост населения, который вместе с миграционным сальдо завершил продолжавшуюся в течение 45 послевоенных лет, восходящую демографическую динамику. В 1992 г., несмотря на естественную убыль, численность населения за счет миграции увеличилась, правда, на относительно мизерную величину (0,1 млн. человек). Все последующие годы она сокращалась, т.к. миграционное сальдо было недостаточным, чтобы полностью компенсировать естественную убыль. Значение миграционного сальдо в динамике населения России в 1991-2010 гг. представлено в Таблице 1.
Таблица 1
Доля миграции в компенсации естественной убыли населения России в 1991-2010 гг., тыс. человек
Годы |
Естественная убыль |
Миграционный прирост |
Общий прирост |
Доля компенсации,% |
1991-1995 |
-2599 |
2024 |
-575 |
77,9 |
1996-2000 |
-4127 |
1399 |
-2728 |
33,9 |
2001-2005 |
-4407 |
331 |
-4076 |
7,5 |
2006-2010 |
-2009 |
1019 |
-990 |
50,7 |
Всего |
-13142 |
4773 |
-8369 |
36,3 |
Из данных Таблицы 1 следуют два основных вывода:
Во-первых, внешней миграции в последние 20 лет принадлежит огромное значение в демографическом развитии России, она в период 1991-2010 гг. компенсировала свыше трети естественной убыли населения, которое в результате сократилось к началу 2011 г. не на 13,1 млн. человек, а лишь на 8,4 млн. (с учетом поправок, внесенных в динамику населения переписями 2002 и 2010 гг., его численность сократилась лишь на 5,5 млн.). Тем не менее, не будь миграции, нынешняя численность населения России составляла бы меньше 140 млн. человек.
Во-вторых, либерализация миграционной политики России, усиление в ней элементов разумного государственного регулирования, происходившее в последние годы в условиях существенного сокращения масштабов естественной убыли населения (с 959 тыс. - в 2000 г. до 847 тыс. - в 2005 г. и до 241 тыс. - в 2010 г.), привели после 2005 г. к повышению компенсационной роли миграции в демографической динамике. В 2009 г. миграция компенсировала всю естественную убыль населения, и впервые с 1993 г. численность населения не сократилась, в 2010 г. миграция возместила 2/3 естественной убыли. За 11 месяцев 2011 г. масштабы миграционного прироста более чем вдвое превысили сократившуюся до уровня 1992 г. естественную убыль населения страны.
3.1 Концепция демографической политики Российской Федерации
В Концепции демографической
политики Российской Федерации на период
до 2025 года, утвержденной Указом Президента
в 2007 г.5, намечены конкретные рубежи достижения
цели демографического развития и определены
необходимые для этого уровни
рождаемости и
Если к 2015 г. будет достигнут уровень ожидаемой продолжительности жизни в 70 лет, то число умерших снизится до 2 млн. 20 тыс. человек в год, в случае же достижения ожидаемой продолжительности жизни в 75 лет, число умерших должны составить примерно 1 млн. 715 тыс. человек. При таком числе родившихся и умерших естественная убыль к 2015 г. сохранится на уровне 250 тыс. и к 2025 г. снизится до 200 тыс. человек.
Величина естественной убыли для пятнадцатилетнего периода будет равна 3 250 тыс. человек. Численность населения к 2025 г. должна возрасти на 2 млн. и достигнуть 145 млн. человек. Следовательно, в течение пятнадцати лет (2011-2025 гг.) необходимо обеспечить миграционное сальдо в размере 5 250 тыс. человек. Тогда его средняя ежегодная величина должна составлять 350 тыс. человек.
В России, начиная с 2008 г.,
происходит систематическое сокращение
численности лиц
Анализ существующей миграционной ситуации и представление о развитии проблемы переселения в Россию и привлечения трудовых мигрантов в ближайшие 15 лет будут определять направления российской миграционной политики. Первый элемент этой политики, отсутствующий до сих пор, - это ее концепция, которая разрабатывается с середины 90-х годов. Одобренная в 2003 г. Правительством РФ Концепция регулирования миграционных процессов оказалась внутриведомственным документом, основным достижением которого явилось введение миграционной карты.