Миграционная политика РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 21:35, курсовая работа

Краткое описание

Вопросы миграционной политики крайне важны в связи с необходимостью обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов и сохранения устойчивого экономического роста. Для России, как для государства, граничащего с 18 странами, допущение несовершенств в этой сфере несет ощутимые негативные риски.

Оглавление

1. Особенности миграционной политики РФ………………………........3
2. Миграционная политика: важные аспекты……………………………6
3. Современная миграционная политика России в контексте ее национальных интересов……………………………………………….7
3.1 Концепция демографической политики Российской Федерации………….8
Список литературы………………………………………………………………12

Файлы: 1 файл

Миграционная политика РФ.docx

— 31.38 Кб (Скачать)

В современном мире, несмотря на всю важность международных норм, страны-реципиенты все же в большей  мере руководствуются собственными национальными интересами и к  мигрантам предъявляют соответствующие  требования. Так, США, оплот западной демократии, квотируют въезд из разных стран, отбирают только нужных мигрантов (в начале 90-х годов они принимали лишь одного из пяти желавших мигрировать туда из России). Франция, страна революционных традиций и демократии, высылает нежелательных для нее мигрантов (цыган), ограничивает ношение женщинами, исповедующими ислам, платков, скрывающих лицо, в стране регулярно происходят массовые вспышки недовольства жизнью со стороны иммигрантов, достаточно жестко подавляемые полицией. Великобритания, с ее традиционно демократическими устоями, требует от мигрантов знания местного менталитета (есть специальный вопросник), дифференцирует мигрантов в зависимости от стран выхода (гражданам Евросоюза, в отличие от других, не надо брать разрешения на работу) и т.д. Россия же из-за боязни осуждения со стороны этих стран (они осуждают Россию за любые ее решения) не всегда проводит ту иммиграционную политику, которая соответствует ее собственным национальным интересам.

Очевидно, что Россия должна не только устанавливать нижние границы  необходимых ей масштабов привлечения  мигрантов на постоянное жительство, но и определять этнические и страновые приоритеты, как это делается многими государствами. Бесспорно, основной приоритет принадлежит соотечественникам. К ним можно отнести либо лиц тех национальностей, которые являются титульными для данной страны независимо от того, где они проживают, либо лишь ту их часть, которая проживает в других государствах, будучи их гражданами. Тогда граждане России – это сограждане, а российские соотечественники – это титульные для России народы, но граждане других стран. Они в преобладающем количестве проживают на постсоветском пространстве (ныне их 17-18 млн., в т.ч. русских ‑  16-17 млн.).

За ними следуют лица, родившиеся в смешанных с титульными национальностями России семьях и не получившие их национальность при рождении или поменявшие ее уже после распада  СССР. Подобный подход, дающий миграционные преференции лицам, имеющим «кровь» титульных народов страны вселения, существует, например, в Японии, Израиле и т.д. Лиц, смешанных с титульными народами России и проживающих в странах нового зарубежья, несколько миллионов человек, по крайней мере, не меньше трех миллионов.

Третья приоритетная категория - граждане государств нового зарубежья, являющиеся для них титульными, независимо от их проживания (например, армяне –  в Грузии, узбеки – в Кыргызстане). Это наибольшая по численности группа населения, но и наиболее трудная  для привлечения на постоянное жительство в Россию по многим, в том числе  этнокультурным, экономическим и  даже социально-политическим причинам.

Важным направлением привлечения  мигрантов из нового зарубежья на постоянное жительство выступает отбор  их среди живущих и работающих в России трудовых мигрантов. В 2008 г. число трудовых мигрантов, легально проживающих и работающих в России, достигло 2,5 млн. человек. Согласно исследованиям, две трети мигрантов в середине первого десятилетия ХХI в. жили и работали в России более одного года, причем около 30% из общего числа - свыше 3-х лет. Это - люди, достаточно хорошо освоившие профессию, они знакомы с менталитетом российского населения, знают или понимают русский язык.

Согласно исследованию, проведенному в 2002 г. Международной организацией по миграции (МОМ), 21,3% трудовых мигрантов  проживали со своими семьями, еще 13,2% собирались перевести семьи в  Россию.

Тем же исследованием выявлено, что 28% трудовых мигрантов хотели бы остаться в России и получить ее гражданство. Социологическим исследованием, проведенным МОМ в 2006 г., установлено, что одна треть трудовых мигрантов  хотела бы остаться в России на постоянное жительство и получить гражданство и еще 22% ориентированы на длительное проживание. Треть от численности только легальных трудовых мигрантов, по данным на 2008 г. составляющая свыше 700 тыс. человек, желает стать гражданами России. А это примерно трехгодовое сальдо внешней миграции населения России. И проблема состоит не в том, какие создать условия для привлечения трудовых мигрантов, в данном случае из Узбекистана, Кыргызстана и Таджикистана, не в том, где их расселять (кстати, это могло бы оживить многие запущенные сельские регионы), а в том, прежде всего, чтобы принять в качестве одного из приоритетных направлений «вербовку» законопослушных, освоивших русский язык и владеющих нужными для экономики России профессиями трудовых мигрантов, будущих ее граждан.

Нужно последовательно осуществлять миграционную политику, исходя из двух критериев: все, что касается легальной  миграции – упрощать и облегчать, все, что относится к нелегальной – ужесточать и препятствовать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Акопян О.А. «Особенности миграционной политики РФ»
  2. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации
  3. Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ
  4. http://expert.ru/2011/06/9/ugol-zreniya/

 


Информация о работе Миграционная политика РФ