Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 21:35, курсовая работа
Вопросы миграционной политики крайне важны в связи с необходимостью обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов и сохранения устойчивого экономического роста. Для России, как для государства, граничащего с 18 странами, допущение несовершенств в этой сфере несет ощутимые негативные риски.
1. Особенности миграционной политики РФ………………………........3
2. Миграционная политика: важные аспекты……………………………6
3. Современная миграционная политика России в контексте ее национальных интересов……………………………………………….7
3.1 Концепция демографической политики Российской Федерации………….8
Список литературы………………………………………………………………12
В современном мире, несмотря
на всю важность международных норм,
страны-реципиенты все же в большей
мере руководствуются собственными
национальными интересами и к
мигрантам предъявляют
Очевидно, что Россия должна не только устанавливать нижние границы необходимых ей масштабов привлечения мигрантов на постоянное жительство, но и определять этнические и страновые приоритеты, как это делается многими государствами. Бесспорно, основной приоритет принадлежит соотечественникам. К ним можно отнести либо лиц тех национальностей, которые являются титульными для данной страны независимо от того, где они проживают, либо лишь ту их часть, которая проживает в других государствах, будучи их гражданами. Тогда граждане России – это сограждане, а российские соотечественники – это титульные для России народы, но граждане других стран. Они в преобладающем количестве проживают на постсоветском пространстве (ныне их 17-18 млн., в т.ч. русских ‑ 16-17 млн.).
За ними следуют лица, родившиеся в смешанных с титульными национальностями России семьях и не получившие их национальность при рождении или поменявшие ее уже после распада СССР. Подобный подход, дающий миграционные преференции лицам, имеющим «кровь» титульных народов страны вселения, существует, например, в Японии, Израиле и т.д. Лиц, смешанных с титульными народами России и проживающих в странах нового зарубежья, несколько миллионов человек, по крайней мере, не меньше трех миллионов.
Третья приоритетная категория - граждане государств нового зарубежья, являющиеся для них титульными, независимо от их проживания (например, армяне – в Грузии, узбеки – в Кыргызстане). Это наибольшая по численности группа населения, но и наиболее трудная для привлечения на постоянное жительство в Россию по многим, в том числе этнокультурным, экономическим и даже социально-политическим причинам.
Важным направлением привлечения мигрантов из нового зарубежья на постоянное жительство выступает отбор их среди живущих и работающих в России трудовых мигрантов. В 2008 г. число трудовых мигрантов, легально проживающих и работающих в России, достигло 2,5 млн. человек. Согласно исследованиям, две трети мигрантов в середине первого десятилетия ХХI в. жили и работали в России более одного года, причем около 30% из общего числа - свыше 3-х лет. Это - люди, достаточно хорошо освоившие профессию, они знакомы с менталитетом российского населения, знают или понимают русский язык.
Согласно исследованию, проведенному в 2002 г. Международной организацией по миграции (МОМ), 21,3% трудовых мигрантов проживали со своими семьями, еще 13,2% собирались перевести семьи в Россию.
Тем же исследованием выявлено, что 28% трудовых мигрантов хотели бы остаться в России и получить ее гражданство. Социологическим исследованием, проведенным МОМ в 2006 г., установлено, что одна треть трудовых мигрантов хотела бы остаться в России на постоянное жительство и получить гражданство и еще 22% ориентированы на длительное проживание. Треть от численности только легальных трудовых мигрантов, по данным на 2008 г. составляющая свыше 700 тыс. человек, желает стать гражданами России. А это примерно трехгодовое сальдо внешней миграции населения России. И проблема состоит не в том, какие создать условия для привлечения трудовых мигрантов, в данном случае из Узбекистана, Кыргызстана и Таджикистана, не в том, где их расселять (кстати, это могло бы оживить многие запущенные сельские регионы), а в том, прежде всего, чтобы принять в качестве одного из приоритетных направлений «вербовку» законопослушных, освоивших русский язык и владеющих нужными для экономики России профессиями трудовых мигрантов, будущих ее граждан.
Нужно последовательно осуществлять миграционную политику, исходя из двух критериев: все, что касается легальной миграции – упрощать и облегчать, все, что относится к нелегальной – ужесточать и препятствовать.
Список литературы