Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2011 в 18:22, курсовая работа
В процессе исследования автор поставил следующие основные задачи курсовой работы:
- раскрыть сущность миграции, ее видов. А также исследовать различные методы и методики анализа миграционных потоков, их количественных и качественных характеристик ;
- проанализировать современные миграционные потоки в Республике Башкортостан;
- дать оценку влияния анализа миграционных потоков на формирование социальной политики Республики Башкортостан;
- сформулировать основные выводы проведенных исследований и дать оценку государственной региональной политики в рамках исследуемой темы;
-выявить проблемы, связанные с реализацией социальной политики, направленной на регулирование миграционных процессов и предложить направления эффективного их решения.
Цель курсовой работы состоит в закреплении полученных в период обучения и расширении теоретических знаний по изучаемому курсу.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2
1. Понятия миграции и миграционной политики. Миграционная политика как элемент социальной политики . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.1. Понятия миграции и миграционной политики . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.2. Методика анализа количественных и качественных характеристик миграционных потоков. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
2. Анализ миграционных потоков в РФ и Республике Башкортостан 20
2.1. Формирование основ миграционной политики в Российской Федерации и Республике Башкортостан.. . 20
2.2 Анализ миграционных потоков в РФ и Республики Башкортостан. 24
3. Проблемы реализации и направления совершенствования миграционной политики в РФ и Республике Башкортостан. . . . . . .
34
3.1. Проблемы реализации миграционной политики, выявленные по результатам анализа миграционных потоков в РФ и республике . . 34
3.2. Направления совершенствования миграционной политики в Республике Башкортостан. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 42
Список использованной литературы
Приложения
18
мая 1992 г. правительство России
приняло программу «Миграция», впервые
сформулировав принципы
– свобода выбора беженцами и вынужденными переселенцами места жительства и видов работы;
– запрет высылки данных лиц в страны, откуда они прибыли в Россию;
– недопустимость дискриминации по признакам расы, вероисповедания, гражданства, этничности, социальной группы, политических взглядов и т.п.;
– гарантии прав и свобод, равенство прав с гражданами принимающего государства;
– безусловное соблюдение беженцами законов принимающей страны;
– недопустимость создания привилегий беженцам сравнительно с местными жителями;
– непосредственное личное участие беженцев в обустройстве своей жизни;
– межгосударственная координация помощи данным лицам;
– государственная поддержка занятости и предоставления жилья данным лицам.
Анализ действующего российского законодательства по вопросам миграции подтверждает, что наиболее ранним и во многом «рамочным» актом стал Закон РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации».
Наиболее системный характер имела Федеральная миграционная программа, утверждённая указом президента РФ от 9 августа 1994 г.
На её основе затем принималась аналогичная программа на 1998–2000 гг.
Федеральная миграционная программа определяла основные понятия и термины миграционной политики: миграцию, её типы и причины. Установлены субъекты вынужденной, внутренней и незаконной миграции. Выяснен статус лица, в отношении которого применяются ограничения на право въезда и пребывания в РФ.
Федеральная миграционная программа определяет основную цель миграционной политики – регулирование миграционных потоков; преодоление негативных последствий стихийных процессов миграции; создание условий для беспрепятственной реализации прав мигрантов; обеспечение гуманного отношения к лицам, ищущим убежища в РФ.
Основные задачи миграционной политики :
– защита прав и интересов мигрантов;
– развитие
системы иммиграционного
– соблюдение государственных интересов при разработке и реализации миграционной политики;
– регулирование миграционных потоков с учётом социально-экономического развития и экологической обстановки в регионах, национальной совместимости, специфики психологии мигрантов и климатических особенностей мест расселения;
– создание
условий для приёма и размещения
мигрантов, стимулирующих их активное
участие в адаптации к
Миграционная политика основывается на следующих принципах:
– стимулирование рационального территориального распределения потоков вынужденных переселенцев;
– недопустимость дискриминации мигрантов;
– личное
участие вынужденных
– квотирование ежегодного приёма беженцев и предоставления временного убежища;
– запрет высылки или принудительного возвращения беженцев в страны, откуда они прибыли, кроме случаев, предусмотренных законодательными актами или международными договорами РФ.
Данная программа ставит задачу определить формы взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и органов субъектов РФ, круг их обязанностей и степень ответственности за решение проблем миграции.
Позже, уже на основе Конституции РФ 1993 г., принят Федеральный закон от 15 августа 1996 г. «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»1. Последующие десять лет правовое регулирование внешней миграции проводилось в основном на основе двусторонних договоров. Кроме этого, Российская Федерация ратифицировала многосторонние международные соглашения по вопросам миграции. [4, c.62]
Совершенствование миграционной политики должно проводиться с учётом трёх уровней реализации: международного, федерального и регионального. Международный уровень состоит в том, что согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью её правовой системы». Однако часть нормативных актов РФ не соответствует международным обязательствам, либо же нормы международных обязательств отсутствуют в российском законодательстве. Применение международных норм в миграционной политике РФ совершается медленно и выборочно.
Республиканский
уровень миграционного
На федеральном уровне недостатки регулирования миграции особенно ярко проявляются в институте регистрации по месту жительства или пребывания. С точки зрения закона, регистрация отражает лишь факт местонахождения индивида, не может ограничивать его конституционного права на выбор мест пребывания или жительства. Однако на практике данное право ограничивается органами внутренних дел в рамках административных действий, что противоречит ст.27 Конституции РФ.
Склонность органов государственной власти, да и общественного мнения к ужесточению миграционной политики во многом объясняется советским наследием, в котором можно выделить следующие особенности:
– изоляция общества от зарубежных стран;
– низкий уровень международных миграций;
– приоритет политических и административных, а не экономических интересов;
– предпочтение краткосрочных, а не долгосрочных задач;
– примордиальное понимание этничности, коллективных прав этнических групп;
– несформированность институтов гражданского общества, согласительных процедур между обществом и государством;
– доминирование конфликтного, а не консенсусного стиля поведения. [4, c.62 ]
Регулирование
потоков вынужденных
2.2 Анализ миграционных потоков в РФ и Республики Башкортостан
Численность постоянного населения Республики Башкортостан на 1 января 2010 г. составляла 4,1 млн. человек, из которых 2,4 млн. человек (58,5%) – горожане, и 1,6 млн. человек (41,5%) – сельские жители. Число жителей республики в 2009 г. увеличилось на 8,8 тыс. человек, или на 0,2%.
В сравнении с показателями в целом по Российской Федерации и данными по Приволжскому федеральному округу показатели республики выше (таб.2.1). Таблица 2.4 Изменение численности населения (прирост за год) по РФ, ПФО и РБ по годам, %
1990 | 1995 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | |
Российская Федерация | 0,4 | -0,1 | -0,4 | -0,4 | -0,5 | -0,5 | -0,5 | -0,5 | -0,4 | -0,1 | -0,1 | 0,01 |
Приволжский федеральный округ |
0,2 | -0,1 | -0,5 | -0,7 | -0,7 | -0,7 | -0,6 | -0,6 | -0,5 | -0,3 | -0,3 | -0,2 |
Республика Башкортостан | 0,5 | 0,5 | -0,1 | -0,2 | -0,1 | -0,2 | -0,3 | -0,4 | -0,3 | 0,04 | 0,1 | 0,2 |
Наглядно ежегодный прирост населения по данным таб.2.1 приведен в виде графика на рис. 2.3
Рис.2.3 График изменения ежегодного прироста населения по РФ, ПФО и РБ
На графике наглядно видно, что самый низкий показатель прироста населения наблюдался в 2005 году – минус 0,4 %, тогда как в 1990-1995 гг. процент прироста составлял 0,5%. Начиная с 2007 года, по данному показателю республика имеет положительные показатели, что свидетельствует о том, что идет постепенный рост численности населения республики. Показатели прироста в целом по РФ и особенно по Приволжскому ФО значительно ниже показателей республики.
Численность населения на начало года | Изменения за год | Численность населения на конец года | |||
Общий прирост (убыль) | в том числе | ||||
естественный прирост (убыль) | миграционный прирост (убыль) | ||||
2002г. | 4108,3 | -6,0 | -12,3 | + 6,3 | 4102,3 |
2003г. | 4102,3 | -10,0 | -12,7 | +2,7 | 4092,3 |
2004г. | 4092,3 | - 13,5 | -11,9 | -1,6 | 4078,8 |
2005г. | 4078,8 | -15,4 | -13,8 | -1,6 | 4063,4 |
2006г. | 4063,4 | -12,4 | -10, 2 | -2,2 | 4051,0 |
2007г. | 4051,0 | +1,8 | -3,6 | +1,8 | 4052,8 |
2008г. | 4052,8 | + 4,4 | -1,2 | +5,6 | 4057,2 |
2009г. | 4057,2 | +8,8 | +2,4 | + 6,4 | 4066,0 |
Как и для большинства регионов России, для Республики Башкортостан характерно в целом постепенное снижение численности населения. Только начиная с 2007 года, население республики постепенно начало расти и прирост уже в 2009 году составил 0,2% в сравнении данными по численности населения на начало года. За 2009г. прирост населения в республике составила 8,8 тыс. человек, в том числе 2,4 тыс. человек – естественный прирост, 6,4 тыс. человек – миграционный прирост (таб.2.5).