Понятия миграции и миграционной политики. Миграционная политика как элемент социальной политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2011 в 18:22, курсовая работа

Краткое описание

В процессе исследования автор поставил следующие основные задачи курсовой работы:

- раскрыть сущность миграции, ее видов. А также исследовать различные методы и методики анализа миграционных потоков, их количественных и качественных характеристик ;

- проанализировать современные миграционные потоки в Республике Башкортостан;

- дать оценку влияния анализа миграционных потоков на формирование социальной политики Республики Башкортостан;

- сформулировать основные выводы проведенных исследований и дать оценку государственной региональной политики в рамках исследуемой темы;

-выявить проблемы, связанные с реализацией социальной политики, направленной на регулирование миграционных процессов и предложить направления эффективного их решения.

Цель курсовой работы состоит в закреплении полученных в период обучения и расширении теоретических знаний по изучаемому курсу.

Оглавление

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2
1. Понятия миграции и миграционной политики. Миграционная политика как элемент социальной политики . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.1. Понятия миграции и миграционной политики . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.2. Методика анализа количественных и качественных характеристик миграционных потоков. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
2. Анализ миграционных потоков в РФ и Республике Башкортостан 20
2.1. Формирование основ миграционной политики в Российской Федерации и Республике Башкортостан.. . 20
2.2 Анализ миграционных потоков в РФ и Республики Башкортостан. 24
3. Проблемы реализации и направления совершенствования миграционной политики в РФ и Республике Башкортостан. . . . . . .
34
3.1. Проблемы реализации миграционной политики, выявленные по результатам анализа миграционных потоков в РФ и республике . . 34
3.2. Направления совершенствования миграционной политики в Республике Башкортостан. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 42
Список использованной литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

миграционная политика.doc

— 360.50 Кб (Скачать)

     18 мая 1992 г. правительство России  приняло программу «Миграция», впервые  сформулировав принципы миграционной  политики:

– свобода  выбора беженцами и вынужденными переселенцами места жительства и видов работы;

– запрет высылки данных лиц в страны, откуда они прибыли в Россию;

– недопустимость дискриминации по признакам расы, вероисповедания, гражданства, этничности, социальной группы, политических взглядов и т.п.;

– гарантии прав и свобод, равенство прав с  гражданами принимающего государства;

– безусловное  соблюдение беженцами законов принимающей  страны;

– недопустимость создания привилегий беженцам сравнительно с местными жителями;

– непосредственное личное участие беженцев в обустройстве своей жизни;

– межгосударственная координация помощи данным лицам;

– государственная  поддержка занятости  и предоставления жилья данным лицам.

     Анализ  действующего российского законодательства по вопросам миграции подтверждает, что наиболее ранним и во многом «рамочным» актом стал Закон РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации».

     Наиболее системный характер имела Федеральная миграционная программа, утверждённая указом президента РФ от 9 августа 1994 г.

     На  её основе затем принималась аналогичная  программа на 1998–2000 гг.

     Федеральная миграционная программа определяла основные понятия и термины миграционной политики: миграцию, её типы и причины. Установлены субъекты вынужденной, внутренней и незаконной миграции. Выяснен статус лица, в отношении которого применяются ограничения на право въезда и пребывания в РФ.

     Федеральная миграционная программа определяет основную цель миграционной политики – регулирование миграционных потоков; преодоление негативных последствий стихийных процессов миграции; создание условий для беспрепятственной реализации прав мигрантов; обеспечение гуманного отношения к лицам, ищущим убежища в РФ.

     Основные  задачи миграционной политики :

– защита прав и интересов мигрантов;

– развитие системы иммиграционного контроля;

– соблюдение государственных интересов при  разработке и реализации миграционной политики;

– регулирование  миграционных потоков с учётом социально-экономического развития и экологической обстановки в регионах, национальной совместимости, специфики психологии мигрантов и климатических особенностей мест расселения;

– создание условий для приёма и размещения мигрантов, стимулирующих их активное участие в адаптации к существующему  социально-экономическому положению.

     Миграционная  политика основывается на следующих  принципах:

– стимулирование рационального территориального распределения потоков вынужденных переселенцев;

– недопустимость дискриминации мигрантов;

– личное участие вынужденных переселенцев в обустройстве на новом месте  жительства при государственной  поддержке;

– квотирование ежегодного приёма беженцев и предоставления временного убежища;

– запрет высылки или принудительного  возвращения беженцев в страны, откуда они прибыли, кроме случаев, предусмотренных  законодательными актами или международными договорами РФ.

     Данная  программа ставит задачу определить формы взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и органов субъектов РФ, круг их обязанностей и степень ответственности за решение проблем миграции.

     Позже, уже на основе Конституции РФ 1993 г., принят Федеральный закон от 15 августа 1996 г. «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»1. Последующие десять лет правовое регулирование внешней миграции проводилось в основном на основе двусторонних договоров. Кроме этого, Российская Федерация ратифицировала многосторонние международные соглашения по вопросам миграции. [4, c.62]

     Совершенствование миграционной политики должно проводиться  с учётом трёх уровней реализации: международного, федерального и регионального. Международный уровень состоит  в том, что согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью её правовой системы». Однако часть нормативных актов РФ не соответствует международным обязательствам, либо же нормы международных обязательств отсутствуют в российском законодательстве. Применение международных норм в миграционной политике РФ совершается медленно и выборочно.

     Республиканский уровень миграционного регулирования  обусловлен тем, что согласно ч. 2 ст. 76 Конституции РФ субъекты Федерации имеют полномочия по регулированию прав и свобод человека и гражданина, защите прав национальных меньшинств, обеспечению законности, правопорядка, общественной безопасности. Названные полномочия согласно ст. 72 Конституции отнесены к совместному ведению РФ и её субъектов.

     На  федеральном уровне недостатки регулирования  миграции особенно ярко проявляются  в институте регистрации по месту  жительства или пребывания. С точки  зрения закона, регистрация отражает лишь факт местонахождения индивида, не может ограничивать его конституционного права на выбор мест пребывания или жительства. Однако на практике данное право ограничивается органами внутренних дел в рамках административных действий, что противоречит ст.27 Конституции РФ.

     Склонность органов государственной власти, да и общественного мнения к ужесточению миграционной политики во многом объясняется советским наследием, в котором можно выделить следующие особенности:

– изоляция общества от зарубежных стран;

– низкий уровень международных миграций;

– приоритет  политических и административных, а  не экономических интересов;

– предпочтение краткосрочных, а не долгосрочных задач;

– примордиальное понимание этничности, коллективных прав этнических  групп;

– несформированность институтов гражданского общества, согласительных процедур между обществом и государством;

– доминирование  конфликтного, а не консенсусного  стиля поведения. [4, c.62  ]

     Регулирование потоков вынужденных переселенцев в рамках региональных программ должно производиться с учётом территориального распределения иных категорий мигрантов: беженцев; семей военнослужащих в связи с передислокацией и реформированием их частей; жителей зон экологических бедствий; переселенцев с Крайнего Севера и других категорий граждан, переселение и обустройство которых ведётся по федеральным, региональным и отраслевым программам. 

2.2 Анализ миграционных потоков в РФ и Республики Башкортостан

    Численность постоянного населения Республики Башкортостан  на 1 января 2010 г. составляла 4,1 млн. человек, из которых 2,4 млн. человек (58,5%) – горожане, и 1,6  млн. человек (41,5%) – сельские жители. Число жителей республики в 2009 г. увеличилось на 8,8 тыс. человек, или на 0,2%.

В сравнении  с показателями в целом по Российской Федерации и данными по Приволжскому федеральному округу показатели республики выше (таб.2.1). Таблица 2.4 Изменение численности населения (прирост за год) по РФ, ПФО и РБ по годам, %

  1990 1995 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
Российская  Федерация 0,4 -0,1 -0,4 -0,4 -0,5 -0,5 -0,5 -0,5 -0,4 -0,1 -0,1 0,01
Приволжский  
федеральный округ
0,2 -0,1 -0,5 -0,7 -0,7 -0,7 -0,6 -0,6 -0,5 -0,3 -0,3 -0,2
Республика  Башкортостан 0,5 0,5 -0,1 -0,2 -0,1 -0,2 -0,3 -0,4 -0,3 0,04 0,1 0,2

    Наглядно  ежегодный прирост населения по данным таб.2.1 приведен в виде графика на рис. 2.3

Рис.2.3 График изменения  ежегодного прироста населения по РФ, ПФО и РБ

На графике  наглядно видно, что самый низкий показатель  прироста населения  наблюдался в 2005 году – минус 0,4 %, тогда  как в 1990-1995 гг. процент прироста составлял 0,5%. Начиная с 2007 года, по данному показателю республика имеет положительные показатели, что свидетельствует о том, что идет постепенный рост численности населения республики. Показатели прироста в целом по РФ и особенно по Приволжскому ФО значительно ниже показателей республики.

     Таблица 2.5 Изменение численности постоянного населения Республики Башкортостан в 2002-2009 годах (тыс.человек)

    Численность населения на начало года Изменения за год Численность населения на конец года
Общий прирост (убыль) в том  числе
естественный  прирост (убыль) миграционный  прирост (убыль)
2002г. 4108,3 -6,0 -12,3 + 6,3 4102,3
2003г. 4102,3 -10,0 -12,7 +2,7 4092,3
2004г. 4092,3 - 13,5 -11,9 -1,6 4078,8
2005г. 4078,8 -15,4 -13,8 -1,6 4063,4
2006г. 4063,4 -12,4 -10, 2 -2,2 4051,0
2007г. 4051,0 +1,8 -3,6 +1,8 4052,8
2008г. 4052,8 + 4,4 -1,2 +5,6 4057,2
2009г. 4057,2 +8,8 +2,4 + 6,4 4066,0

     Как и для большинства регионов России, для Республики Башкортостан характерно в целом постепенное снижение численности населения. Только начиная с 2007 года, население республики постепенно начало расти  и прирост уже в 2009 году составил 0,2% в сравнении данными по численности населения на начало года. За 2009г. прирост населения в республике составила 8,8 тыс. человек, в том числе 2,4 тыс. человек – естественный прирост, 6,4 тыс. человек – миграционный прирост (таб.2.5).

Информация о работе Понятия миграции и миграционной политики. Миграционная политика как элемент социальной политики