Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2011 в 18:22, курсовая работа
В процессе исследования автор поставил следующие основные задачи курсовой работы:
- раскрыть сущность миграции, ее видов. А также исследовать различные методы и методики анализа миграционных потоков, их количественных и качественных характеристик ;
- проанализировать современные миграционные потоки в Республике Башкортостан;
- дать оценку влияния анализа миграционных потоков на формирование социальной политики Республики Башкортостан;
- сформулировать основные выводы проведенных исследований и дать оценку государственной региональной политики в рамках исследуемой темы;
-выявить проблемы, связанные с реализацией социальной политики, направленной на регулирование миграционных процессов и предложить направления эффективного их решения.
Цель курсовой работы состоит в закреплении полученных в период обучения и расширении теоретических знаний по изучаемому курсу.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2
1. Понятия миграции и миграционной политики. Миграционная политика как элемент социальной политики . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.1. Понятия миграции и миграционной политики . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.2. Методика анализа количественных и качественных характеристик миграционных потоков. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
2. Анализ миграционных потоков в РФ и Республике Башкортостан 20
2.1. Формирование основ миграционной политики в Российской Федерации и Республике Башкортостан.. . 20
2.2 Анализ миграционных потоков в РФ и Республики Башкортостан. 24
3. Проблемы реализации и направления совершенствования миграционной политики в РФ и Республике Башкортостан. . . . . . .
34
3.1. Проблемы реализации миграционной политики, выявленные по результатам анализа миграционных потоков в РФ и республике . . 34
3.2. Направления совершенствования миграционной политики в Республике Башкортостан. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 42
Список использованной литературы
Приложения
t +1 t t t
∆Нj
= rj*Нj
+ ∆Нj
t +1 t+1 t+1 t +1
Нj =
H1
+ H2
+ H3
t
где rj – коэффициент дожития для j - группы населения, j= 1,2, 3;
t
∆Нj – сальдо внешней миграции для j- группы населения, j= 1,2, 3;
∆Н- сальдо внешней миграции в целом для населения;
t
£-
интенсивность внешней
t
Sj – возрастная структура мигрантов, j= 1,2, 3. [5, c. 194]
Используемые
при составлении баланса
Количественный параметр позволяет оценить поток в абсолютных и относительных величинах — числовых характеристик миграционного процесса на разных его стадиях (например, потенциальная миграция, переселение, приживаемость новоселов) относительно (а) административных образований (страны, региона или поселения), (б) социокультурных, рассчитанных за тот или иной промежуток времени. Традиционно это расчетные относительные показатели (коэффициенты миграции), основанные на сопоставлении абсолютных показателей (прибытий, выбытий, миграционного прироста, сальдо миграции, миграционного оборота и др.) со средней численностью изучаемой совокупности населения за тот или иной период. Эти коэффициенты могут быть исчислены для любых частей населения (например, половозрастных или этнических групп). Наиболее разработанными являются показатели фактической миграции, делящиеся на общие (характеризующие сводные для территории миграционные процессы), специальные, или структурные (характеризующие миграцию конкретных социально-демографических групп), и показатели межрайонного, межтерриториального обмена (характеризующие связи между территориями миграционного обмена).
Перемножение количественных характеристик на время позволяет измерить интенсивность миграционного потока, а соотнесение той же характеристики с ее пространственным выражением — по наличию или отсутствию русла потока.
Миграционные процессы характеризуются рядом количественных показателей. Масштабы, интенсивность и другие параметры миграции населения характеризуются при помощи системы показателей. Это абсолютные и относительные числовые характеристики миграционного процесса на разных стадиях его протекания, характеризующие общий уровень подвижности населения территорий, масштабы, структуру, направления и результативность миграционных потоков за тот или иной период. Это преимущественно расчетные показатели (коэффициенты миграции), основанные на сопоставлении абсолютных показателей.
Основными абсолютными показателями миграции являются:
- численность прибывших П,
- численность выбывших В,
- миграционный оборот О (валовая миграция или брутто-миграция)
О
= П + В,
-
сальдо миграции С (
С
= П – В.
Эти
показатели определяются по каждой административно-
Особую группу показателей представляют характеристики структуры миграционных потоков. Они характеризуют долю лиц определенного возраста, социальной принадлежности, национальности и другие группы в общей численности мигрантов. Особенно важен показатель доли молодежи среди мигрантов – он определяет влияние миграции на качество демографического потенциала территории выбытия и территории прибытия.
Абсолютные показатели миграции оцениваются в динамике. Вычисляются показатели абсолютного прироста и темпов роста за отдельно взятые годы, в целом по определенным периодам, среднегодовые за период.
К
относительным показателям
Наиболее применяемыми относительными показателями являются коэффициенты интенсивности миграционных процессов. Они позволяют сравнивать миграционную подвижность населения различных районов. Эти показатели определяются делением числа прибывших (выбывших, миграционного оборота, сальдо миграции) на численность среднегодового (квартального и т.д.) населения. Они выражаются в процентах или промилле, то есть в расчете на 100 или 1000 населения.
Рассчитывают:
- коэффициент прибытия (Кп)
Кп
=
,
где П – число прибывших за определенный период,
Р – среднегодовая численность населения за рассматриваемый период;
- коэффициент выбытия (Кв)
Кв
=
,
где В – численность выбывших за определенный период.
Соотношение прибывших и выбывших в расчете на 1000 жителей называется коэффициентом сальдо миграции, или, по определению Госкомстата России, коэффициентом миграционного прирост (Кмп):
Кмп
=
‰.
Сравнение Кмп с коэффициентом естественного прироста населения показывает величину динамики населения данной территории. Если коэффициент отрицательного сальдо миграции будет меньше, чем коэффициент естественного прироста, то численность населения увеличится, если же больше – сократиться.
Для характеристики интенсивности миграционного процесса используется показатель (коэффициент) миграционной подвижности населения (Кмпн), рассчитываемый как отношение суммы мигрантов, прибывших (Мп) и выбывших (Мв) за определенный срок, к количеству проживающих на данной территории (Р) в расчете на 1000 (или 10000) человек:
Кмнп
=
‰.
Этот показатель может быть рассчитан для страны в целом или отдельных регионов, для различных социальных, этнических и половозрастных групп населения, для городского и сельского населения.
Также к количественным показателям относятся структурные показатели. Структурные показатели, в свою очередь, бывают абсолютными и относительными. Они исчисляются для разных структурных элементов миграционного потока отдельно: для мужчин и женщин, для лиц различного возраста, образования, национальности, социального статуса и т.д. Обычно мужчины мигрируют чаще женщин (у них выше значения показателей интенсивности миграции), лица молодых возрастов участвуют в территориальных перемещениях в большей мере, чем дети и пожилые.
Структурные и межрайонные абсолютные показатели основываются на тех же числах миграционного оборота, прибытия, убытия, миграционного сальдо или убывающих мужчин и женщин, лиц разных возрастов, национальностей и тому подобное, или по конкретным парам регионов.
В качестве самых общих показателей потенциальной миграции могут быть использованы доли потенциальных мигрантов (лиц принявших, но еще не реализовавших решение об отъезде из данного населенного пункта) и соответствующих стабильных контингентов в составе как всей совокупности населения, так и составляющих ее социально-демографических групп (по полу, возрасту, национальности, профессии, образованию, семейному статусу, месту рождения и так далее).
Возможности широкого использования показателей структурных миграционных установок ограничены как вследствие локального характера соответствующей информации, так и неидентичности используемых для ее получения исследовательских методик. По этой причине уровень потенциальной миграционной подвижности населения разных территорий чаще оценивается по результатам реализации миграционных установок.
Наиболее точный показатель уровня миграционной подвижности – количество переселений за весь прожитый период жизни у лиц определенной социально-демографической группы или населения в целом.
Показатели межрайонной миграции характеризуют объем, результаты и интенсивность миграционного обмена, совершающегося между двумя районами, из которых один – район выхода, другой – район вселения. Первичными из всей системы межрайонных показателей являются числа прибывших и выбывших для каждой пары районов.
Особого
внимания заслуживает исследование
миграционной подвижности рабочей
силы (международный и
Исходной
информационной базой для расчетов
и анализа служат данные переписей населения,
официальные статистические материалы
текущего учета движения населения, публикуемые
Государственным комитетом Российской
Федерации по статистике, а также статистика
Международной организации труда (МОТ),
другие источники.
2. АНАЛИЗ
МИГРАЦИОННЫХ ПОТОКОВ В
2.1 Формирование нормативно-правовых основ миграционной политики в Российской Федерации и Республике Башкортостан.
Становление законодательства в сфере миграционной политики шло в РФ крайне неравномерно как по темпам, так и по охвату всех аспектов предмета регулирования. В начале 1990-х гг. законотворчество и правоприменение развивались во всё более расходящихся направлениях.
Законы должны были продемонстрировать лояльность постсоветских институтов власти международным стандартам. В 1992 г. Россия присоединилась к международной Конвенции о статусе беженцев (1951 г.) и Протоколу о статусе беженцев (1967 г.). На основе либеральной доктрины, плохо сочетающейся с ресурсной базой принимающих сообществ, принимается постановление Правительства РФ «О мерах по оказанию помощи беженцам и вынужденным переселенцам» от 3 марта 1992 г. В нём разрешена регистрация беженцев и вынужденных переселенцев «на жилой площади родных и знакомых, при их согласии, независимо от её размеров», а также приём на учёт «нуждающихся в улучшении жилищных условий без учёта времени проживания на данной территории». Социальные последствия для принимающих сообществ, очевидно, не прогнозировались (например, население Северной Осетии и Ингушетии почти удвоилось за счёт переселенцев).