Миграционная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Июля 2013 в 01:47, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является анализ миграционной политики в России и основные миграционные направления в ней.
Задачами работы по данной теме выступают: изучение теоретических основ миграции, нормативно-правовой базы, источников и исполнительной власти, анализ основных направлений государственной миграционной политики.
Объектом изучения данной работы является миграционная политика, а предметом – государственное управление и регулирование миграционной политики.
В курсовой использованы различные методы исследования, такие как статистические, математические и социологические. Использована информация переписи населения, текущий учет естественного движения населения, миграции населения.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 81.75 Кб (Скачать)

Введение

 

Целью работы является анализ миграционной политики в России и основные миграционные направления в ней.

Задачами  работы по данной теме выступают: изучение теоретических основ миграции, нормативно-правовой базы, источников и исполнительной власти, анализ основных направлений  государственной миграционной политики.

Объектом  изучения данной работы является миграционная политика, а предметом – государственное  управление и регулирование миграционной политики.

В курсовой использованы различные методы исследования, такие как статистические, математические и социологические. Использована информация переписи населения, текущий учет естественного  движения населения, миграции населения.

В рамках смежных наук хорошо разработаны  различные направления, тесным образом  связанные с исследуемым вопросом и необходимые для его понимания. Основополагающими работами, тесным образом связанные с исследуемым  вопросом и необходимые для его  понимания являются исследования ученых-демографов РАН Антонова А.И., Борисова, В.А., Волгина, Н.А, Гундарова, Елизарова В., И.А., Зайончковской Ж.А., Ионцева В.А., Казьминой О.Е., Медкова, В.М, Переведенцева В.И., Покшишевского В.В. Плисецкого Е.Л., Пирожкова С.И, Пучкова П.И.,; Рыбаковского Л.Л… Научные деятели и сотрудники по вопросам миграции- Волков А.Г, Мкртчян Н.В., Шелестов, Д., Островский А.В., Поставнин В Ромодановский К., Рощин Ю.В., Стариков В., Тарасова В.П., Шелестов, Д., Большое значение имеют материалы периодической литературы, издаваемых журналов «Земляки», «Миграция» и газеты «Деловая пресса», аналитический доклад Центра стратегических исследований Приволжского федерального округа, Федеральные законы, Указы Президента РФ, Постановления правительства РФ. Большое значение для политико-правового анализа государственной политики Российской Федерации в сфере миграции имеют работы таких политологов, юристов, социологов и экономистов, как : Р. Абдулатипов, Л. Арутюнян, А. Бадов, В. Белозеров, Ю. Кашуба, М. Губогло, Г. Денисова, В. Кореняка, Е. Красинец, Л. Макарова, В. Оболенский, А. Осипов, О. Черепова, В. Покшишевский, А. Пискун, М. Ризаханова, В. Сафонов, Л. Свечникова, А. Семитко, С. Соколов, Ю. Тихомиров, Р. Ханаху, Л. Хоперская, Б. Эбзеев и др., в которых исследуются теоретико-правовые, политологические, социологические и экономические аспекты влияния региональных факторов миграционных процессов на формирование правовой политики, в том числе и в сфере миграции.

История становления и развития России неразрывно связана с миграцией населения, которая играет, и будет играть первостепенную роль в жизни нашей  страны. Являясь одним из наиболее влиятельных социальных явлений  современности, миграционная политика сегодня вызывает интерес самых  широких кругов общественности.

Миграция  участвует в формировании рисунка  расселения и структуры населения, трудового потенциала территории, изменении  состава населения, способствует социально-экономическому развитию страны, а также разностороннему  развитию личности. Все это подтверждает необходимость всестороннего изучения данного процесса не только в теоретическом, но и практическом плане.

Миграция  — это во многом явление стихийное, и его процессы подчас не зависят  от волеизъявления государственных  структур, они лишь вынуждены подстраивать правовое поле под возникающие реалии жизни.

Миграционная  ситуация в Российской Федерации  после распада СССР имела преимущественно  стрессовый характер. Структура и  направления миграции обусловливались  политическими, экономическими и культурными  факторами и характеризовались  вытеснением населения нетитульной  национальности из той социальной ниши, которую оно занимало ранее; эмиграцией из перенаселенных районов и увеличением эмиграции в дальнее зарубежье за пределами государственно-правового регулирования данного процесса

В настоящее  время Россия переживает острый демографический  кризис. Учитывая современные миграционные тенденции, население России, согласно оценкам, сократится к 2050 г. на 20% и составит 112–119 млн. человек. В ближайшем будущем Россия столкнётся также с проблемой нехватки населения в трудоспособном возрасте, которая требует немедленного решения на государственном уровне. Привлечение квалифицированных работников из-за рубежа и эффективное перемещение рабочей силы внутри страны — наиболее очевидный выход из сложившейся ситуации.

Миграционная  политика — комплекс правил, мер  и ограничений, направленных на упорядочение гражданских и общественных отношений  в области перемещения лиц  через границу Российской Федерации (как внутрь, так и за её пределы).

За прошедший  год россиян стало на 23 тыс. больше - по словам экспертов-демографов, впервые  за последние 15 лет можно всерьез  говорить о приросте народонаселения. Однако, по мнению тех же специалистов, особых надежд на дальнейший рост рождаемости  и снижение смертности возлагать  не следует, ибо после 2012 года страну неминуемо ожидает очередной  демографический спад.

Создание  условий для привлечения в  Российскую Федерацию квалифицированных  легальных трудовых ресурсов, совершенствование  миграционного учета иностранных  граждан, противодействие нелегальной  миграции, а также комплекс мер  по поддержке внутренней трудовой миграции нельзя осуществить без сбора  и анализа качественной и подробной  информации о миграции. Источниками  информации по миграции служит административная статистика, перепись и обследования населения. Однако все эти источники  не в полной мере охватывают мигрантов, в первую очередь нелегальных, что затрудняет принятие взвешенных экономических и политических решений. 

Для получения  более обоснованного и четкого  представления о трудовых мигрантах, в том числе, работающих нелегально, необходимо провести единовременное обследование мест компактного проживания мигрантов. Анализ результатов указанного обследования даст возможность расширить представление о составе и структуре трудовой миграции. 

 

  1. Теоретические основы миграции

 

    1. Понятие «миграция населения». Виды миграций

 

Одним из важнейших источников формирования населения в отдельных регионах мира и в России в частности, стала  миграция населения.

В понятие “миграция населения” различные исследователи вкладывают самый разнообразный смысл. Количество определений “миграции населения” столько же, сколько и авторов  этих определений. Ионцев В.А. насчитал только в отечественных публикациях около 36 различных определений[4]. Современное значение термина чрезвычайно широко.

Под миграцией  населения (от лат. migratio — переселение) принято понимать территориальную  подвижность (механическое движение) населения. Она связана с перемещением по территории страны (или между государствами), обусловленную, как правило, влиянием разнообразных факторов — социально-экономических, военно-политических, религиозных, природных, экологических; особенностями исторического  и хозяйственного развития отдельных  регионов и стран[6].

Согласно  определению, данному видным ученым-географом  В.В. Покшишевским (1978), под миграциями населения «следует понимать любые  его перемещения, связанные с  переменой места проживания (изменение  государства, области или населенного  пункта, в котором живет то или  иное лицо, семья или другая более  обширная общность людей)»[5]. Таким  образом, в качестве главного признака миграционной подвижности населения  выступает территориальный, а следствием миграций является изменение географии  расселения.

К миграциям  правомерно относить и широко распространенные в крупных городских агломерациях так называемые «маятниковые миграции», связанные с ежедневными поездками  на работу и домой из пригородов в города и обратно. Эти поездки  носят локальный характер и не сказываются на географическом рисунке расселения, но оказывают существенное влияние на формирование местных систем расселения.

К другим признакам миграции относят функциональный, по которому ее можно подразделить на трудовую, культурно-бытовую, рекреационную (то есть связанную с туризмом и  отдыхом), служебные командировки.

По временному признаку выделяются 1)временная, или  возвратная (маятниковая, сезонная), и 2)постоянная, или безвозвратная (переселение), миграции. По направлению миграционных потоков их делят на внешние (межконтинентальные и межгосударственные) и внутренние (межрайонные, внутрирайонные). К внешней  миграции относятся эмиграция (выезд  из страны проживания) и иммиграция (въезд в страну), а также реэмиграция, или репатриация (возвращение выехавших  на родину).

Примерами внутренних миграций могут служить  переезды жителей из одного города в другой, из села в город (и обратно), из одного региона (субъекта Российской Федерации) в другой. Внутренние сезонные миграции, как правило, усиливаются  в период активизации сельскохозяйственных работ (весна, лето, осень), когда повышается спрос на рабочую силу в сельской местности, или во время летних отпусков.

По форме  организации миграция населения  делится на организованную, то есть осуществляемую при участии и  с помощью государства, и неорганизованную (самодеятельную). Организованная миграция широко использовалась в практике хозяйственного строительства в СССР. Так, в 50—60-е  годы ХХ в. значительные трудовые ресурсы (свыше 1,5 млн. человек) были направлены на освоение целинных и залежных земель в регионах Северного Казахстана и Южной Сибири. В плановом порядке осуществлялась мобилизация рабочей силы для крупнейших строек страны — сибирских ГЭС, Западно-Сибирского нефтегазового комплекса, Тимано-Печорского ТПК, БАМа, других промышленных объектов, возводимых в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока. Одновременно формировались миграционные потоки из РСФСР в республики Средней Азии и в Казахстан, где не хватало квалифицированных кадров для работы на действующих промышленных предприятиях. Такая миграционная политика наряду с положительными имела и отрицательные последствия, поскольку из-за недостаточной приживаемости мигрантов увеличивался отток части населения из районов нового освоения[6].

Этническая  миграция это совокупность миграционных потоков, в каждом из которых численно преобладают лица с общей этнической принадлежностью, перемещающиеся из одного крупного этнокультурного ареала в  другой по причине того, что они  ощущают свою отчужденность от отпускающего общества и/или это общество само отторгает мигрантов из-за их этнической принадлежности. Не нуждается в специальных  разъяснениях то, что оба названных  выше типа недобровольных миграций насильственные и вынужденные, имеют яркую этническую окраску. Именно с жертвами насильственных перемещений Россия столкнулась еще до распада СССР. Это люди, бежавшие от армянских погромов в 1988 г. в Сумгаите и в 1990 г. в Баку, турки-месхетинцы, спасавшиеся от погромов в Фергане (1989 г.); потом был Нагорный Карабах, чечено-ингушский конфликт, гражданская война в Таджикистане, военный конфликт в Приднестровье, война в Абхазии, война в Чечне.

Особое  место в истории нашей страны занимают принудительные миграции, связанные  с насильственным переселением людей  в период сталинских репрессий 30—50-х  годов и c депортацией целых народов  из мест их постоянного проживания главным образом в регионы  Сибири, Дальнего Востока, Средней Азии и Казахстана. Так, в 30-е годы высылке  подверглись сотни тысяч раскулаченных  крестьян, в период Великой Отечественной  войны с родных мест было переселено более 1 млн. немцев, а в конце войны насильственному выселению подверглись калмыки, народы Северного Кавказа (ингуши, чеченцы, балкарцы, карачаевцы), крымские татары, турки-месхетинцы, другие народы. В последующем многие из них были возвращены на свою историческую родину, однако полностью восстановить ситуацию 40-х годов не удалось, что спровоцировало ряд межнациональных конфликтов.

По причинам переезда на новое место жительства миграции условно можно подразделить на экономические, или трудовые, связанные  с поиском мест с более высокооплачиваемой работой и более высоким уровнем  жизни, политические, вызванные изменением государственных границ, дискриминацией отдельных групп населения, религиозные, семейно-бытовые. Примером массового  выезда населения из страны по политическим мотивам является эмиграция в  годы Гражданской войны (1917—1922 гг.) и в последующий период.

 

    1. Классификация мигрантов

 

На рубеже 80—90-х годов общее число эмигрантов, выехавших из бывшего СССР по разным причинам (в том числе политическим, семейным и др.), превысило 1 млн. человек. Отсутствие или несовершенство законодательства государств - бывших республик СССР в области защиты основных прав и свобод граждан, создающее возможность дискриминации лиц некоренной национальности по признаку расы, вероисповедания, языка способствовало возникновению проблемы вынужденной миграции на их территориях. Беженец это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации, оставившее страну прежнего проживания, из-за преследований по признакам расовой, национальной, этнической принадлежности, вероисповедания, гражданства, политических убеждений и т.п., и прибывшее на территорию России [2].

Вынужденный переселенец - это гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства (как на территории иностранного государства, так и на территории одного из субъектов  Российской Федерации) как вследствие совершенного в отношении него или  членов его семьи насилия либо преследования в иных формах, так  и вследствие реальной опасности  подвергнуться преследованию, если таковое преследование связано  с его расовой или национальной принадлежностью, вероисповеданием, языком, принадлежностью к определенной социальной группе или политическими  убеждениями (например, в случае увольнения и невозможности устройства на работу по одной из указанных выше причин) [3].

Информация о работе Миграционная политика