Миграционная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Июля 2013 в 01:47, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является анализ миграционной политики в России и основные миграционные направления в ней.
Задачами работы по данной теме выступают: изучение теоретических основ миграции, нормативно-правовой базы, источников и исполнительной власти, анализ основных направлений государственной миграционной политики.
Объектом изучения данной работы является миграционная политика, а предметом – государственное управление и регулирование миграционной политики.
В курсовой использованы различные методы исследования, такие как статистические, математические и социологические. Использована информация переписи населения, текущий учет естественного движения населения, миграции населения.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 81.75 Кб (Скачать)

 

Главное направление происшедших  изменений состоит в сильном  упрощении регистрации иностранных  граждан по месту пребывания, а  также правил трудоустройства.

Ранее, чтобы  получить право на пребывание в России, иностранный гражданин обязан был  в течение 3-х дней зарегистрироваться по месту жительства. Регистрация  производилась в милиции, соответствующий  штамп ставился в паспорт. Регистрация  могла быть совершена только с  согласия всех лиц, постоянно проживающих  по тому адресу, по которому регистрируется мигрант. Для этого требовалось  не просто соответствующее заявление, но личная явка в милицию как ответственного владельца или съемщика жилого помещения, так и всех в нем проживающих  лиц. Именно регистрация (прописка) в  том виде, как она осуществлялась, была главным камнем преткновения на пути законного пребывания в России и официального трудоустройства. Бюрократические  барьеры, связанные с регистрацией, оказались практически непроходимыми  для большинства мигрантов.

Принимая  во внимание, что наличие регистрационного штампа в паспорте было обязательным условием трудоустройства, не приходится удивляться буквально расцвету различных  криминальных сервисов по продаже "адреса", равно как и криминализации милиции  на миграционной почве. Только зная прежний  порядок, можно по достоинству оценить  произошедшие перемены.

Летом 2006 г. были приняты новые законодательные документы, коренным образом изменившие миграционный режим в России. Во-первых, были внесены существенные изменения в закон "О правовом положении иностранных граждан" и принят новый закон "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" Оба закона вступили в силу с 15 января 2007 года.

Новый порядок  сильно упростил процедуру регистрации  для временно пребывающих на территории страны, каковыми и является основная часть мигрантов. Для этой категории  мигрантов отменена разрешительная регистрация по месту жительства со штампом в паспорте. Она заменена уведомительной регистрацией по месту  пребывания. Лицо или организация, принимающая  мигранта, должны сдать заявление  по установленной форме, где в  качестве места пребывания мигранта может быть указан не обязательно  адрес места жительства. Альтернативой  может быть адрес места работы или посреднической фирмы. Заявление  можно сдать не только в милицию, но и отправить по почте в местное  управление миграционной службы. Корешок  от заявления со штампом о его  приеме является удостоверением легального пребывания мигранта. При этом до минимума сокращен перечень требуемых для  постановки на учет документов. Нужны  лишь паспорт и миграционная карта. Впервые со времен существования  паспортной системы введена модель, отобравшая у милиции разрешительную функцию регистрации мигрантов. Впервые также временно пребывающему в России не требуется регистрационный  штамп в паспорте. В 2 раза - до 180 дней - удлинен срок временного пребывания, который может быть продлен до 1 года.

Не менее  решительно изменен порядок трудоустройства  мигрантов. Ранее разрешение на найм иностранной рабочей силы выдавалось работодателю. Это ставило мигрантов  в зависимое положение от работодателя, провоцировало развитие неправовых практик трудового найма, обманной вербовки, рабского труда, торговли живым  товаром.

Теперь  разрешение на работу в виде трудовой карты выдается лично мигранту, а  не работодателю, как раньше. Мигрант  получил право свободного поиска работы, а работодатель - свободного найма иностранного гражданина, имеющего разрешение на работу. Таким образом, ликвидирована "привязка" работника  к работодателю и созданы условия  для свободного перемещения на рынке  труда иностранной рабочей силы.

Перемены  пока коснулись только мигрантов, приезжающих  в Россию на безвизовой основе из стран  СНГ. Рабочую силу из стран СНГ  Россия рассматривает как приоритетную для себя, поэтому преференции  в ее отношении естественны.

Квотированный порядок выдачи разрешений на работу сохранен, но требования к квотированию расширены. Теперь квоты должны устанавливаться  в зависимости от профессии, специальности, квалификации мигрантов, страны их происхождения, а также по регионам России. При  этом квоты не распространяются на квалифицированных специалистов, трудоустраивающихся  по своей специальности, и это  тоже новшество. На 2007 г. были установлены две квоты: для иностранных граждан из безвизовых стран (6 миллионов разрешений) и для иммигрантов, прибывающих в визовом порядке в целях осуществления трудовой деятельности (308,8 тыс. приглашений). Огромная квота для безвизовых стран на 2007 год позволила провести легализацию большинства накопившихся незаконных мигрантов из этих стран. В этих целях была проведена разовая акция по выдаче дубликатов миграционных карт мигрантам, просрочившим сроки пребывания или потерявшим миграционные карты. Вместе с тем, пока что механизм квотирования в условиях России не является эффективным методом управления трудовым миграционным потоком. Возможность расчета квот в условиях современного российского рынка труда - быстро меняющегося, импульсивного, в значительной части находящегося в тени - проблематична.

Итоги действия новой политики дают полные основания говорить о впечатляющем позитивном эффекте. Во-первых, впервые были получены довольно достоверные данные об общем количестве иммигрантов, в том числе о количестве трудовых мигрантов. В течение 2007 г. было зарегистрировано 8 млн. въездов на временное пребывание и выдано 1,8 млн. трудовых карт.

Во-вторых, важнейшим результатом новой  политики является повышение уровня легальности временных трудовых мигрантов, что, в свою очередь, способствовало улучшению защиты их прав человека и трудовых прав. Ситуация изменилась радикальным образом. Если раньше почти  половина мигрантов (46%) не были зарегистрированы, то сейчас удельный вес этой категории  мигрантов уменьшился в 3 раза (до 15%). Подавляющее большинство мигрантов (85%) встали на миграционный учет и выведены из тени (по сравнению с 54% ранее).

Резко возросла доля иммигрантов, легально работающих на территории РФ со всеми вытекающими  отсюда позитивными экономическими (рост налогооблагаемой базы и др.) и  социальными (улучшение условий  жизни и труда мигрантов и  возможностей для защиты их прав) последствиями. Раньше, до реформирования миграционного  законодательства, по данным различных  исследований, официально работали лишь от 15 до 25% трудовых мигрантов, а 75-85% работали нелегально. После введения в действие нового законодательства ситуация стала  диаметрально противоположной. Три  четверти мигрантов имеют разрешение на работу (76%), а четверть не имеют(24%). Более чем в 2 раза увеличилась  налогооблагаемая база за счет иностранных  работников.

Согласно  новым правилам работодатель, принявший  на работу иностранного работника, имеющего трудовую карту, обязан уведомить об этом службу занятости. Однако в 40% случаев  работодатели не сделали этого, чтобы  избежать выплаты налогов.

Существует  и проблема недостаточной осведомленности  мигрантов и работодателей о  новых процедурах, чем сразу же воспользовался рынок теневых услуг. В результате трудовые мигранты нередко  получают недействительные или поддельные документы и т.д.

Российское  правительство урежет квоты на гастарбайтеров. Премьер-министр Владимир Путин специальным постановлением утвердил лимиты привлечения трудовых мигрантов на 2010 год, они будут меньше квот 2009 года. Квота на гастарбайтеров составит 1,3 млн. человек. При этом порядка 600 тыс. разрешений на работу может быть выдано мигрантам в том случае, если потребность российского рынка труда в гастарбайтерах окажется больше расчетной.

Установленная на этот год квота в 1,9 млн. разрешений для трудовых мигрантов выбрана лишь на 64%. То есть право работать в России на законных основаниях оформили в органах Федеральной миграционной службы (ФМС) порядка 1,2 млн. иностранцев. В ФМС отмечают и некоторый рост числа нелегальных гастарбайтеров, «неизбежный при любом закручивании гаек», но на фоне общего сужения рынка труда это явление уже не выглядит массовым.

Гастарбайтерам  в 2008-м было выдано около 3,4 млн. разрешений на работу, и стабильно высокого - опять же по сравнению с докризисными временами - уровня безработицы. По прогнозам правительства, в 2010 году число зарегистрированных безработных прогнозируется на уровне 2,2 млн. человек. Власть намерена «по максимуму использовать российскую рабочую силу, людей, которые из-за экономического кризиса потеряли работу».

 

 

 

 

Заключение

 

Россия  продемонстрировала перед теми странами, относительно которых она провозгласила  преферентный политический интерес, что  мигрантов из этих стран, действительно, здесь ждут, и что Россия, действительно, готова обеспечивать их легитимность и защищать их права. Такая доброжелательная, открытая позиция государства по отношению к мигрантам, безусловно, будет способствовать сокращению ксенофобии и рабства, преодолению трудового  дефицита, прогрессирующему росту экономики  страны.

Необходимо  предоставить субъектам РФ полномочия по регулированию миграционных потоков  через систему квотирования рабочих  мест по отраслям экономики, через систему  профессионального отбора или профессионального  обучения мигрантов из разных стран, и из числа желающих приехать на заработки в Россию. Создать систему  не уведомительной, а обязательной регистрации, совпадающей с принятым решением о квотировании.

Требуется порядок первичной проверки и  дальнейшего регулярного подтверждения  задекларированных мигрантами сведений о себе. Нужен обязательный учет мигрантов не только миграционными  властями, но и органами социальной защиты, правоохранительной системой РФ.

Hеобходимo поставить вопрос о законодательном закреплении за главами исполнительной власти субъектов Федерации координирующих функций в сфере контроля за иммиграцией и внутренней миграцией. Все происходящее в данной сфере должно быть под контролем органов государственной власти субъектов Федерации. В рамках министерства внутренних дел создать специальную иммиграционную полицию двойного подчинения — федерального и регионального, что должно быть отражено в Федеральном законе «О милиции».

В Московском патриархате выразили готовность совместно  с Федеральной миграционной службой  РФ заниматься проблемой адаптации  иммигрантов и переселения соотечественников  из-за рубежа.

Президент России Дмитрий Медведев поручил  правительству подготовить законопроект о введении упрощенного миграционного  режима для иностранных рабочих, занятых в инвестиционных, научных  и высокотехнологичных проектах на территории России. Соответствующее  поручение президент утвердил после  совещания по проблемам инвестиционного  климата в России, 2 февраля 2010г в Кремле. По мнению президента, выдача виз и разрешений на работу должна быть более простой, в том числе необходимо сократить сроки рассмотрения документов и увеличить сроки действия разрешений до 3 лет, а также упростить миграционный учет при перемещениях внутри страны. (Для справки - квота на иностранную рабочую силу в 2009 году составила 3,8 млн. человек, в 2010 году сокращена до 2 млн. человек; в частности, на Москву приходится квота в 250 тысяч человек). Поручение президента можно считать одной из мер по повышению инвестиционной привлекательности России.

Но доля высококвалифицированных  работников сегодня на российском рынке  труда не очень велика. Основная масса работников — низкоквалифицированная рабочая сила. Если судить по данным 2008 года, в сфере финансовых услуг  работало около 600 американцев, 400 граждан  Великобритании и 400 — из Франции. Вряд ли они составляют конкуренцию российским работникам, потому что они в определенной степени занимают различные ниши. Но решение о том, кого нанимать на работу — российского гражданина или иностранца, должен принимать  работодатель, а не государство.

По данным ФМС, в 2009 году было оформлено 1,47 млн. разрешений на работу иностранным гражданам, из которых 1,18 млн. разрешений пришлось на мигрантов из стран, в отношении которых действует безвизовый режим. В визовом порядке прибыло значительно меньше.

18 мая  2009 года образована Правительственная  комиссия по миграционной политике, деятельность которой придаст  новый импульс этой сложной  и ответственной работе.

С проблемой  перемещения иммигрантов тесно  связана проблема их расселения. Упомянутая выше программа расселения беженцев и вынужденных переселенцев не оправдала  себя. На выделяемые деньги выгодно  было расселять людей в сельской местности, и они ехали туда, где  было хоть какое-нибудь жилье, искренне полагая, что это — главное  и они, в большинстве своем  городские жители, смогут приспособиться к новым условиям. Ничего подобного  не произошло: депрессивные районы остались депрессивными, а люди, помыкавшись, постарались перебраться в города. Время, силы и ресурсы оказались  потраченными впустую.

Депрессивных  и обезлюдевших районов, которые  оставляет местное население, в  России достаточно. Казалось бы, какое  благо — заполнять их пришлым  населением. Тем не менее жизнь  доказала: селить там иммигрантов  не стоит, ибо поведение иммигранта, по крайней мере если речь идет о  переселенцах одного с местными жителями типа хозяйственного уклада, аналогично поведению коренного жителя. На сегодня  вопрос расселения является наиболее спорным и наиболее яростно обсуждаемым. Рано или поздно для упорядочивания системы расселения придется определить перспективные типы/формы поселений, произвести зонирование страны, обозначить ее территориальный опорный каркас.

В настоящее  время запущена информационная система, которая позволяет оценивать  ситуацию в целом по стране, иметь  электронное досье на каждого  мигранта.

В Думу внесен законопроект о трудовой миграции, где рассматривается введение платных  патентов, когда иностранный гражданин, работая у физического, у частного лица, платит 1000 рублей в месяц и  законно работает - до года. Для высококвалифицированных  работников предусматривают преференции.

Тема  получения российского гражданства  иностранцами тоже очень важна. Сейчас иностранец должен сначала получить разрешение на временное проживание, собрав 15-20 документов, потом через  время может оформить вид на жительство (снова пару десятков тех же документов, те же проверки). И только после этого  вправе претендовать на российское гражданство. Имеет смысл какой-то этап убрать - например, разрешение на временное  проживание и начать с вида на жительство? Здесь чисто бюрократия и нервотрепка  для людей.

Информация о работе Миграционная политика