Миграционная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Июля 2013 в 01:47, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является анализ миграционной политики в России и основные миграционные направления в ней.
Задачами работы по данной теме выступают: изучение теоретических основ миграции, нормативно-правовой базы, источников и исполнительной власти, анализ основных направлений государственной миграционной политики.
Объектом изучения данной работы является миграционная политика, а предметом – государственное управление и регулирование миграционной политики.
В курсовой использованы различные методы исследования, такие как статистические, математические и социологические. Использована информация переписи населения, текущий учет естественного движения населения, миграции населения.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 81.75 Кб (Скачать)

Миграции  могут способствовать переходу людей  из одних социально-профессиональных групп в другие, часто приводят к изменению образа жизни, а вслед  за этим и трансформации установок, связанных с брачностью, рождаемостью и т.п. Все это влияет на воспроизводство  населения[8].

Миграции способствуют территориальному перераспределению населения и  трудовых ресурсов, влияют на уровень  социально-экономического развития регионов. Приток квалифицированных кадров в  районы нового освоения позволяет развивать  в них не только сырьевые, но и  технически более сложные производства по глубокой комплексной переработке  добываемого сырья. Создаваемые  переселенцами новые города, промышленные объекты, сельскохозяйственные предприятия  повышают экономический потенциал  территории.

Вместе  с тем неорганизованный приток мигрантов  в районы с низким уровнем и  медленными темпами социально-экономического развития приводит к ухудшению материальных и культурно-бытовых условий жизни  населения в этих районах, обусловливает  плохую приживаемость новоселов  и текучесть населения. В случаях приезда вынужденных мигрантов требуются дополнительные расходы со стороны государства и местных бюджетов на их обустройство, организацию новых рабочих мест, строительство объектов социальной инфраструктуры.

Миграции  трудоспособного населения непосредственно  влияют на рынок рабочей силы, сокращая (при отъезде) или увеличивая (в  случае приезда) ее предложение, зачастую обостряя конкуренцию на рынке труда.

Состав  мигрантов влияет на социальную структуру, культурный и образовательный уровень  населения в районах оттока мигрантов  и их притока. Например, приезд городских  жителей в сельскую местность  или отдаленные районы нового освоения способствует формированию населения  с более высоким уровнем культуры и профессиональной квалификации; усиленный  приток сельских жителей в города оказывает противоположное воздействие.

 

1.4 Миграция городского и сельского  населения в РФ

 

Городское население России на начало 2010 года - 103,8 миллиона человек, или 73,1% от общего числа россиян.

По данным последней сплошной переписи населения  России, проведенной в 2002 году, 106429 тысяч  россиян были жителями городских  поселений (73,3%), а 38738 тысяч человек (26,7%) - сельских. Численность городского населения впервые уменьшилась  по сравнению с предыдущей переписью  населения - 1989 года - на 1530 тысяч человек, или на 1,4%. Сельское население продолжало сокращаться, но его сокращение было менее интенсивным, чем городского – на 225 тыс. человек, или на 0,7%. В  результате доля городского населения, в отличие от предшествовавших межпереписных  периодов, не увеличилась, а осталась практически неизменной, уменьшившись на десятую долю процента.

После переписи 2002 года городское население России продолжало сокращаться быстрее, чем  сельское. К началу 2009 года число  городских жителей снизилось  до 103690,4 тыс. человек (на -2,6%), сельских – до 38213,6 тыс. человек (на -1,4%), а доля горожан опустилась до 73,1%.

Однако  ожидаемый в 2009 году рост населения  будет обеспечен, по предварительной  оценке Росстата, городским населением, которое составит к началу 2010 года 103774,9 тыс. человек (+0,08% по сравнению  с началом 2009 года). Сельское же население  продолжит сокращаться (на -0,16% за 2009 год). В дальнейшем, согласно результатам  прогнозных расчетов Росстата 2009 года по среднему варианту, сельское население  будет устойчиво сокращаться, а  городское население будет вначале  расти, а в 2020-е годы вновь начнет сокращаться. В итоге, доля городского населения повысится до 74,8%.

Убыль городского населения впервые  за весь период систематического наблюдения была зарегистрирована статистическими  органами России в 1991 году. Она заметно  усиливалась в 1992 и в конце 1990-х  – начале 2000-х годов, а в 2004 году превысила 1%. Одновременно в 1991-1994 и 2004 годах отмечался рост сельского  населения, которое устойчиво сокращалось  на протяжении предшествующих десятилетий.

До начала 1990-х годов рост городского населения  России происходил за счет трех составляющих: естественного и миграционного  прироста, а также административно-территориальных  преобразований (образования новых  городских поселений, преобразования сельских поселений в городские  или включения их в черту городских  поселений).

Начавшаяся  в 1992 году естественная убыль городского населения стала основным долговременным фактором уменьшения числа горожан. Миграционный отток из городских  поселений, наблюдавшийся, по данным текущего учета, в 1991-1992 годах, усугубил сокращение городского населения России. Существенную роль сыграло и такое новое, по сравнению с практикой предшествующих десятилетий, явление, как преобразование городских поселений - главным образом, поселков городского типа - в сельские населенные пункты. В отдельные годы - 1991-1992, 1999 и особенно в 2004 - оно принимало массовый характер, хотя одновременно с этим продолжались и обратные преобразования (сельских поселений в городские). Сокращение городского населения происходит, прежде всего, из-за естественной убыли населения, а также, административно-территориальных преобразований, в результате которых увеличивается сельское население.

Суммарные потери городского населения за счет естественной убыли в 1992-2002 годы составили 6187 тыс. человек (5,7%), а за 2003-2008 годы – 2729 тыс. человек (2,6%). Начиная с 2001 года, наблюдалась тенденция снижения интенсивности естественной убыли  горожан: если в 2000 году она составила 675 тыс. человек (-6,3‰), то в 2008 году снизилась  до 249 тыс. человек (-2,4‰).

Миграция  продолжала увеличивать число горожан, хотя значение ее заметно снизилось  по сравнению с 1990-ми годами. В целом  за 1993-2002 годы число городских жителей  возросло за счет миграционного прироста на 4095 тыс. человек (+3,8%), а за 2002-2008 годы – лишь на 1133 тыс. человек (+1,1%). В  последние годы величина миграционного  прироста постоянно нарастала, но до 2008 года не достигала уровня, способного компенсировать естественную убыль  горожан. В 2003-2004 годах миграционный прирост составлял по 1,2‰ в  год, в 2005 году – 1,4‰, в 2006 году – 1,8‰, в 2007 году – 2,6‰. В 2008 году миграционный прирост городского населения еще  немного возрос, перекрыв заметно  сократившуюся естественную убыль (2,7‰ против –2,4‰).

 

1.5 Диссонирующий миграционный тренд

 

Согласно оценке, проведенной Росстатом, миграционный прирост населения, между переписями, за 1989 и 2002 гг., составил 5,6 млн. человек. Это в 2,3 раза больше, чем за аналогичный по продолжительности предшествующий период. В последние годы происходило быстрое снижение миграционного тренда, после того как в 1994 г. он достиг максимума. Нисходящий миграционный тренд и огромное количество незаконных мигрантов находится в явном противоречии с потребностью страны в мигрантах, свидетельствуя о несостоятельности проводимой миграционной политики.

Но компенсирует ли и с какого времени постоянная миграция естественную убыль населения  России? Правда, значительное улучшение  ситуации с естественным приростом, происходящее в последние годы за счет ряда факторов и в т.ч. пронаталистской (направленной на повышение рождаемости) политики правительства и ожидаемый пересчет реального сальдо миграции по итогам предстоящей переписи может сделать ожидаемую компенсацию вполне достижимой.

Однако  тренды регистрируемой миграции скорее отражают трудности правового оформления мигрантов, чем реальные потоки. Опираясь на исследовательские оценки, общее  количество иммигрантов, находящихся  в России, можно оценить примерно в 7 млн. человек. Большая часть из них (от 3,5 до 4,5 млн.) - это трудовые мигранты, нанятые неофициально. Наличие в стране большого количества незаконных мигрантов подтвердила и последняя перепись населения 2002 года, которая зафиксировала на 2 млн. больше мигрантов, чем показывала их регистрация. Масштабы необходимой в будущем иммиграции приводят к заключению, что Россия и в первой половине XXI века останется одним из самых привлекающих государств в мире [9].

 

2. Нормативно-правовая база миграционной политики

миграция переселенец  перераспределение население

2.1 Основа, источники и исполнительная  власть

 

Большое значение для политико-правового  анализа государственной политики Российской Федерации в сфере  миграции имеют работы таких политологов, юристов, социологов и экономистов, как: Р. Абдулатипов, Л. Арутюнян, А. Бадов, В. Белозеров, Ю. Кашуба, М. Губогло, Г. Денисова, В. Кореняка, Е. Красинец, Л. Макарова, В. Оболенский, А. Осипов, О. Черепова, В. Покшишевский, А. Пискун, М. Ризаханова, В. Сафонов, Л. Свечникова, А. Семитко, С. Соколов, Ю. Тихомиров, Р. Ханаху, Л. Хоперская, Б. Эбзеев и др., в которых исследуются теоретико-правовые, политологические, социологические и экономические аспекты влияния региональных факторов миграционных процессов на формирование правовой политики, в том числе и в сфере миграции.

Отмечая, что в результате проведенных  перечисленными авторами исследований разработана методология, выработана система подходов, разработаны многие понятия, позволяющие теоретически корректно исследовать объекты, относящиеся к миграции.

Правовую  основу миграционной политики в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и принимаемые в соответствии с указанными нормативными правовыми актами иные нормативные правовые акты Российской Федерации[10].

К источникам миграционного права, помимо законов  и иных нормативно-правовых актов, следует (несмотря на возможные возражения) отнести судебные решения, внутригосударственные  договоры и соглашения нормативного характера, международные договоры Российской Федерации (Россия присоединилась практически ко всем международно-правовым актам в области прав человека, а также к правовым актам, регулирующим правоотношения в сфере миграции) и общепризнанные нормы международного права.

Федеральная миграционная служба (ФМС России) является федеральным органом исполнительной власти, реализующим государственную  политику в сфере миграции и осуществляющим правоприменительные функции, функции  по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере  миграции.

ФМС России подведомственно Министерству внутренних дел Российской Федерации.

Основными задачами ФМС России являются:

-реализация  общей стратегии государственной  политики в установленной сфере  деятельности;

-совершенствование  нормативно-правового регулирования  в установленной сфере деятельности;

-оформление  и выдача иностранным гражданам  и лицам без гражданства документов  для въезда в Российскую Федерацию,  проживания и временного пребывания  в Российской Федерации; 

-осуществление  контроля за соблюдением иностранными  гражданами и лицами без гражданства  установленных правил проживания  и временного пребывания в  Российской Федерации;

-осуществление  миграционного учета иностранных  граждан и лиц без гражданства  в Российской Федерации;

-разработка  и реализация во взаимодействии  с иными государственными органами  мер по предупреждению и пресечению  незаконной миграции;

-исполнение  законодательства Российской Федерации  по вопросам беженцев и вынужденных  переселенцев, участие в установленном  порядке в предоставлении политического  убежища иностранным гражданам  и лицам без гражданства;

-осуществление  в соответствии с законодательством  Российской Федерации контроля  и надзора в сфере внешней  трудовой миграции, привлечения  иностранных работников в Российскую  Федерацию и трудоустройства  граждан Российской Федерации  за пределами Российской Федерации[11].

ФМС России разрабатывает и представляет в  установленном порядке Президенту Российской Федерации и в Правительство  Российской Федерации проекты федеральных  конституционных законов, федеральных  законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. Подготавливает другие документы, по которым требуется решение  Президента Российской Федерации или  Правительства Российской Федерации, с последующим уведомлением Министерства внутренних дел Российской Федерации.

ФМС России в своей деятельности руководствуется  Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, актами Министерства внутренних дел Российской Федерации  по вопросам координации и контроля деятельности ФМС России, а также  настоящим Положением[12].

Современное миграционное законодательство России формировалось и формируется  под влиянием различных тенденций. Здесь и необходимость реагирования на быстро меняющуюся ситуацию в сфере  миграции, постоянный поиск наиболее оптимальных правовых установлений, и адаптация международных стандартов, соответствующая универсализации  права в контексте глобализации, и тенденция регионализации прав мигрантов, и попытки различных  групп влияния приспособить миграционное законодательство к потребностям бизнеса, и целый ряд других факторов..

Информация о работе Миграционная политика