Миграционная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Июля 2013 в 01:47, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является анализ миграционной политики в России и основные миграционные направления в ней.
Задачами работы по данной теме выступают: изучение теоретических основ миграции, нормативно-правовой базы, источников и исполнительной власти, анализ основных направлений государственной миграционной политики.
Объектом изучения данной работы является миграционная политика, а предметом – государственное управление и регулирование миграционной политики.
В курсовой использованы различные методы исследования, такие как статистические, математические и социологические. Использована информация переписи населения, текущий учет естественного движения населения, миграции населения.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 81.75 Кб (Скачать)

В настоящее  время практически никто не оспаривает, что миграция нужна России постольку, поскольку при имеющейся демографической  ситуации экономика страны не может рассчитывать на сохранение и воспроизводство трудовых ресурсов без привлечения мигрантов.

При разработке любого нормативно-правового акта в  сфере миграции необходимо осознание  его, если можно так выразиться, "встраиваемости" в государственную миграционную политику с учетом всесторонней оценки различных факторов — демографических, экономических, политических и иных[13].

…Проведение федеральных государственных статистических наблюдений в установленной сфере  деятельности в соответствии с официальной  статистической методологией, а также  представление в установленном  порядке предложений по совершенствованию  форм этих наблюдений[12].

Ухудшение демографической ситуации в стране, еще во многом стихийный  характер миграционных процессов, особенно в первой половине 90-х годов, обусловили необходимость осуществления в  Российской Федерации целенаправленной и долгосрочной миграционной политики, подкрепление ее соответствующей законодательной  базой.

 

2.2 Механизмы реализации

 

Основными механизмами реализации являются: 1)совершенствование  правовой базы в области миграции и исполнение соответствующих норм законодательства Российской Федерации; 2)разработка и заключение межгосударственных и межправительственных договоров  и договоров межведомственного  характера; 3)разработка и реализация федеральных и региональных миграционных программ; разработка мер по обустройству (самообустройству) вынужденных мигрантов  и включение их в федеральные, межрегиональные и региональные программы социально-экономического развития, в градостроительную документацию всех уровней; 4)разработка социально-экономических  мер, направленных на регулирование  миграционных процессов с учетом геополитических интересов страны; социально-экономической, демографической и экологической ситуации и перспектив развития регионов, определение районов, предпочтительных для размещения мигрантов, с учетом Генеральной схемы расселения на территории Российской Федерации; 5)поддержание и развитие системы рабочих мест при реализации экономических и инвестиционных проектов; 6)создание информационной системы, в том числе региональных (межрегиональных) информационных центров; 7)совершенствование механизмов разграничения полномочий федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по реализации основных направлений миграционной политики Российской Федерации, с обязательным закреплением контрольных функций за ответственными федеральными органами исполнительной власти; 8)развитие системы органов управления миграционными процессами, совершенствование структуры федеральных органов исполнительной власти, связанных с вопросами въезда иностранных граждан и лиц без гражданства на территорию Российской Федерации, пребывания на этой территории и выезда из нее, и укрепление сотрудничества и взаимодействия между ними; 9)создание системы научного обеспечения и профессиональной подготовки кадров по вопросам миграции[1].

Механизмы реализации Федеральной миграционной программы включают: совершенствование  действующего законодательства Российской Федерации в области миграции, приведение его в соответствие с  нормами международного права, для  чего, в частности, предусмотрено  заключение межгосударственных соглашений со странами СНГ; совершенствование системы иммиграционного контроля, включая меры по депортации (выдворению) незаконных мигрантов; дифференцированную финансовую поддержку вынужденных мигрантов за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации; создание центров временного размещения вынужденных переселенцев, компактных поселений, новых рабочих мест и др.

Большое внимание уделяется дальнейшему  совершенствованию системы регулирования  миграционных процессов внутри страны. Сегодня функции государственного управления в области миграционной политики возложены на Федеральную  миграционную службу Министерства внутренних дел Российской Федерации. В субъектах  Российской Федерации она представлена территориальными органами — подразделениями  по делам миграции, находящимися в  подчинении управлений внутренних дел  субъектов Российской Федерации. Эта  служба призвана не только разрабатывать  предложения по основным направлениям государственной миграционной политики, но и осуществлять координацию деятельности всех федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации  по ее реализации, а также осуществлять контроль за пребыванием в России иностранных граждан.

Сложен  и несовершенен существующий механизм учета потоков мигрантов, особенно нелегальных. Так, в начале 2002 г. оценка общего количества нелегальных мигрантов в России колебалась в пределах от 1,5 до 10—12 млн. человек, то есть расходилась на порядок. Возможно, некоторую ясность в количественные показатели и географическую картину миграций внесут данные последней Всероссийской переписи населения. На существенные коррективы рассчитывать не приходится, пока не будет создана и отлажена более эффективная система учета и контроля за миграционными потоками, как внутренними, так и внешними.

Вместе  с тем, без разумной миграционной политики, направленной на регулирование внутренних потоков мигрантов и привлечение в страну дополнительной рабочей силы, вряд ли удастся решить те масштабные социально-экономические, демографические задачи регионального развития, которые намечаются на перспективу.

В целях  урегулирования с правовой точки  зрения пребывания иностранных граждан  и лиц без гражданства на территории России 25 июля 2002 г. принят федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», который вступил в силу с 1ноября 2002 г.

В 1994 г. странами СНГ было подписано Соглашение о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов. В 1998 г. заключено Соглашение о сотрудничестве государств-участников СНГ в борьбе с незаконной миграцией.

В 2002 г. было введено в действие жесткое законодательство, которое возвело труднопреодолимые барьеры на пути законного пребывания и трудоустройства иностранных граждан. Имеется в виду Федеральный Закон Российской Федерации "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" от 25 июля 2002 г. Легитимное пространство для мигрантов стало крайне узким. В результате жесткие меры дали обратный результат. Чрезмерное ограничение легитимного пространства, вытесняя мигрантов внеправовое поле, способствовало еще большему развитию незаконной миграции и формированию мафиозных сетей в миграционной сфере. Регистрируемая же миграция резко уменьшилась, что противоречило интересам России, переживающей демографический кризис.

Улучшение правовых условий привлечения иностранной  рабочей силы может осуществляться как путем совершенствования  внутреннего миграционного законодательства, так и на основе заключения межгосударственных соглашений. В этом отношении особенно важно сосредоточиться на скорейшем  завершении работы по согласованию пакета соглашений государств-участников Единого  экономического пространства, регулирующих вопросы трудовой миграции, которые  находятся в высокой степени  готовности[14].

«Отвечать на многие серьезные вопросы ФМС  начали относительно недавно, только на протяжении последних четырех лет  занимается созданием единой информационной системы, содержащей полную информацию об иностранцах, пересекающих границу России. На каждого иностранного человека мы заводим досье, пока с фотографиями — меньше 50%. Но центральный банк данных располагает всей историей пребывания иностранного гражданина на российской территории — в том числе о правонарушениях, если таковые имелись, о месте и времени пересечения границы. Эти знания помогают в какой-то мере контролировать ситуацию». - Говорит Глава Федеральной миграционной службы (ФМС) России Константин Ромодановский[15].

Новое российское миграционное законодательство, по сути вступившее в силу с начала 2007 года, в целом объективно оценивается  и в России, и за рубежом достаточно высоко. Было принято более 20 законодательных  актов, десятки указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства  Российской Федерации. За столь короткое время заново была создана нормативно-правовая база в сфере миграции, закреплены полномочия в реализации миграционной политики и оказании государственных  услуг в области миграции. Благодаря  этому появилась достоверная  статистика, наметилась позитивная динамика миграционных процессов, появились  новые возможности для оздоровления миграционной и демографической  ситуации, Российская Федерация стала  активным и цивилизованным участником международного трудового обмена[13].

 

3. Основные направления государственной  миграционной политики

 

3.1 Основные цели миграционной  политики РФ

 

Проблема  иммиграции возникла в тесной связи  с демографическим кризисом. Демографы  единодушны относительно будущего населения  России. И демографы ООН, и Росстат, и исследователи прогнозируют быстрое  сокращение его численности. Согласно среднему варианту последнего прогноза Росстата, выполненному в 2007 г., население России к 2026 г. уменьшится до 135,6 млн. человек, при условии некоторого прогресса в рождаемости (повышении коэффициента суммарной рождаемости с 1,32 до 1,62) и в средней продолжительности жизни (подъема с 60,3 до 61,8 года у мужчин и 73,2 до 75 лет у женщин), а также увеличении нетто-иммиграции со 156 тыс. человек в 2007 г. до 469 тыс. человек в 2025 г. Если же будут пролонгированы современные тенденции рождаемости, смертности и иммиграции, численность населения страны может упасть до 125 млн. человек. Прогноз ООН определяет население России на конец 2025 г. в 130 млн. человек[16]. Правда, значительное улучшение ситуации с естественным приростом, по итогам предстоящей переписи может сделать ожидаемую компенсацию вполне достижимой.

Хотя  население России убывает с 1992 г., этот процесс до 2007 г. не затрагивал трудоспособные возрастные контингенты. Напротив, на фоне нисходящей тенденции общей численности населения его трудоспособная часть росла, причем весьма заметно, вследствие благоприятного соотношения входящих в трудоспособный возраст и выходящих за его пределы поколений. В 2006 г. этот рост закончился и начался период стремительной естественной убыли трудоспособного населения. Вначале, в 2007 г., убыль была сравнительно небольшой - около 300 тыс. человек, но уже в 2008 году это будет в 2 раза больше, а в 2010-2019 гг. сокращение превысит 1 млн. человек ежегодно. В сумме в период до 2026 г. естественная убыль трудоспособного населения России, если оно не будет пополняться мигрантами, превысит 18 млн. человек. При сравнении этой величины с численностью занятых в экономике России, составляющей 69 млн. человек, чрезвычайная серьезность ситуации становится очевидной.

Такой обвал  ресурсной составляющей рынка труда  за столь короткий период невозможно возместить за счет технического прогресса  и переструктуризации экономики, для  которых характерны более плавные  изменения. Не спасают и надежды на повышение рождаемости в связи с современной активной демографической политикой страны - ведь дети, которые выйдут на рынок труда в ближайшие два десятилетия, уже родились. Безусловно, необходимо мобилизовать имеющиеся внутренние резервы, но этот источник тоже не может быть основным. Все это приводит к выводу о необходимости увеличения иммиграции, особенно ее трудовой составляющей, чтобы дефицит на рынке труда не стал тормозом развития экономики страны.

Можно с  уверенностью утверждать, что в ближайшей  перспективе труд будет одним  из самых дефицитных, если не самым  дефицитным ресурсом в России, а  миграция приобретает, без преувеличения, судьбоносное значение для ее развития. От того, насколько страна справится  с задачей привлечения необходимого количества иммигрантов, самым непосредственным образом зависят темпы ее экономического роста, а, следовательно, уровень жизни  населения, его пенсионное обеспечение, социальная стабильность, региональные пропорции развития, наконец, размеры  страны и ее целостность.

Ожидаемое резкое сжатие трудового потенциала выводит иммиграционную составляющую на уровень стратегического направления  миграционной политики России. Следовательно, перспективная миграционная политика России - это, прежде всего, иммиграционная политика.

Федеральной миграционной службой России предоставлены  лицензии почти 150 организациям, занимающимся оформлением трудоустройства российских граждан за рубежом. Введение системы  лицензирования позволило пресечь  недобросовестную деятельность со стороны  ряда фирм и агентств. В то же время  многие вопросы, в том числе связанные  с возвращением мигрантов, требуют  дальнейшей доработки и детализации. Формирование правовой и организационной  базы регулирования миграционных процессов  в РФ продолжается[17].

Наиболее  важными аспектами российской миграционной политики являются:

1. Реализация  гражданами РФ прав на свободу  перемещения;

2. Гарантия  защиты и поддержки трудящихся-мигрантов  за рубежом;

3. Обеспечение  беспрепятственного возвращения  на родину и помощь в адаптации  мигрантов.

Поскольку Россия в международной миграции является одновременно принимающей  и направляющей стороной, при разработке российской миграционной политики приходится ориентироваться на реализацию многоцелевых направлений.

В рамках направления миграционной политики рассматриваются следующие вопросы:

• Изучение политики миграции и анализ трудовых потоков в России;

• Прогнозирование  внутренних и внешних потоков  миграции на основе структурной модели;

• Определяющие факторы и результаты географической мобильности труда в России;

• Препятствия  на пути внутренней миграции;

• Долговые контракты и нелегальная миграция;

• Анализ издержек и выгод от миграции;

 

 

3.2 Изменения в миграционном  законодательстве

Информация о работе Миграционная политика