Совершенствования миграционной политики в Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2015 в 22:05, курсовая работа

Краткое описание

Объект исследования – миграционная политика. Предмет исследования – анализ миграционной политики и механизмов регулирования миграции рабочей силы в разных странах. Цель работы – на основе проведенного анализа внести рекомендации по совершенствованию миграционной политики Республики Беларусь.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
рассмотреть теоретические аспекты миграционной политики и механизма регулирования международной миграции рабочей силы;
провестианализ миграционной политики и механизма регулирования международной миграции рабочей силы в зарубежных странах и в Республике Беларусь;

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...3
1 Теоретические аспекты миграционной политики и механизма
регулирования международной миграции рабочей силы……………………........4
1.1 Сущность миграционной политики…………………………………………….4
1.2 Механизмы регулирования международной миграции рабочей силы……….9
2. Миграционная политика и механизм регулирования международной
миграции рабочей силы в зарубежных стран и Республики Беларусь…………..13
2.1 Особенности миграционной политики и механизмов
регулирования миграции рабочей силы в США, Франции и
Федеративной Республики Германии……………………………………………..13
2.2 Особенности миграционной политики и механизма регулирования
рабочей силы в Республике Беларусь……………………………………………...23
3 Рекомендации по совершенствованию миграционной политики в
Республики Беларусь……………………………………………………………….29
Заключение………………………………………………………………………….32
Список использованных источников…………………

Файлы: 1 файл

Миграционная_политика_страны_и_механизм_регулирования_международной_миграции_рабочей_силы.doc

— 274.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………………...3

1 Теоретические аспекты  миграционной политики и механизма 

регулирования международной миграции рабочей силы……………………........4

1.1 Сущность миграционной политики…………………………………………….4

1.2 Механизмы регулирования международной миграции рабочей силы……….9

2. Миграционная политика  и механизм регулирования международной 

миграции рабочей силы в зарубежных стран и Республики Беларусь…………..13

2.1 Особенности миграционной политики и механизмов

регулирования миграции рабочей силы в США, Франции и

Федеративной Республики Германии……………………………………………..13

2.2 Особенности миграционной  политики и механизма регулирования 

рабочей силы в Республике Беларусь……………………………………………...23

3 Рекомендации по совершенствованию  миграционной политики в

Республики Беларусь……………………………………………………………….29

Заключение………………………………………………………………………….32

Список использованных источников……………………………………………...33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Процессы глобализации обострили неравенство экономических условий и возможностей, что способствовало росту межгосударственных перемещений населения и формированию принципиально новой миграционной ситуации в мире. Ярким свидетельством тому является увеличение потока мигрантов в страны Европейского Союза. В связи с чем выбор правильных ориентиров миграционной политики страны выходит на первый план. В сложившейся ситуации любое государство нуждается в такой миграционной политике, которая позволит поддерживать и приумножать ресурсный потенциал страны, способствующий ее развитию и повышению конкурентоспособности на глобальном уровне, с минимальными рисками возникновения политической напряженности как внутри страны, так и на границах с ней. Кроме того, важно также, чтобы миграционная политика способствовала реализации национальных интересов государства как внутри границ, так и за его пределами и одновременно с этим отвечала условиям обеспечения национальной безопасности. Разработка такой миграционной политики это сложная задача, требующая анализа миграционных политик других государств. Изучение миграционных политик различных стран дает возможность перенять положительный опыт и совершенствовать миграционную политику своей страны. Анализ миграционной политики отдельных стран не возможен без изучения миграционных процессов, рассматривать которые необходимо с точки зрения экономической, политической и этнической безопасности страны. Как показывает практика, миграционные процессы влекут за собой определенные последствия, среди которых можно выделить изменение этнического состава населения, угрозу национальной безопасности, повышение уровня безработицы и преступности и др. Поэтому весьма актуальным становится поиск механизмов эффективного регулирования миграционных процессов.

Объект исследования – миграционная политика. Предмет исследования – анализ миграционной политики и механизмов регулирования миграции рабочей силы в разных странах. Цель работы – на основе проведенного анализа внести рекомендации по совершенствованию миграционной политики Республики Беларусь.

В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:

  • рассмотреть теоретические аспекты миграционной политики и механизма регулирования международной миграции рабочей силы;
  • провестианализ миграционной политики и механизма регулирования международной миграции рабочей силы в зарубежных странах и в Республике Беларусь;
  • внести рекомендации по совершенствованию миграционной политики Республики Беларусь.

 

1 Теоретические аспекты миграционной политики и механизма регулирования международной миграции рабочей силы

 

1.1 Сущность миграционной политики

 

Прежде чем рассматривать особенности миграционной политики различных стран необходимо дать определение самому понятию «миграционная политика». Анализ научных работ авторов по проблеме миграции рабочей силы показал, что существует несколько трактовок термина миграционная политика. Часть авторов склоняются к тому, что в основе миграционной политики лежит взаимодействие между государствами приема и исхода, другая часть считает, что это внутренняя система мер конкретного государства.

Так, В. Бобылев утверждает, что миграционная политика – это система принципов, целей и действий, с помощью которых государство и иные политические акторы регулируют потоки переселенцев [1, с. 61].

По мнению Т.А. Прудниковой, С.А Егоровой, С.А. Акимовой миграционную политику можно определить как основанную на принципах конституционного строя систему объективно обусловленных целей, задач, направлений развития общественных отношений в сфере миграции, норм миграционного законодательства, а также механизмов управления государством, реализуемых субъектами миграционного процесса (физические лица, общественные организации, государственные органы) и направленных на перемещение, переселение, размещение, обустройство и интеграцию физических лиц на территории государства и (или) в отдельных его регионах, обеспеченных стимулирующими и контрольными факторами [2, с. 10].

Обобщая вышеперечисленные научные определения можно сделать вывод, что миграционная политика – это целенаправленная деятельность политических институтов, направленная на упорядочение и регулирование миграционных процессов на территории национального государства.

Миграционная политика состоит из трех составных частей:

  • политика иммиграции, которая касается вопросов предоставления тем или иным лицам права на постоянное или временное место жительства, контроле над миграционными потоками, пресечение нелегальной иммиграцией, визовый режим;
  • политики натурализации, связанной с условиями и процедурой предоставления гражданства легальным иммигрантам;
  • политики социокультурной интеграции, регулирующей проблемы включения иммигрантов (в первую очередь – с иными этническими, расовыми, релшиозными «корнями») в жизнь страны своего пребывания (жительства) [3, с. 10].

Также можно выделить функции миграционной политики:

Функция регулирования миграционных процессов. Миграционная политика оказывает комплексное воздействие на миграционные потоки с целью их упорядочения, через создание соответствующих социально-экономических условий, принятие законов и подзаконных актов, в целях соблюдения внутриполитических интересов страны, а во внешнеполитической сфере - с помощью двусторонних и многосторонних договоров для урегулирования общих проблем миграции в мире.

Функция рационализации противоречий. Данная функция реализуется через поиск консенсусных решений в конфликтных ситуациях, которые проявляются в уменьшении социальной напряженности среди различных категорий мигрантов при соблюдении государственных интересов.

Интегративная функция государственной миграционной политики. Во внутриполитическом аспекте осуществляется путем инкорпорирования вынужденных мигрантов в общество, включая получение ими гражданства страны, а также содействие в обустройстве на новом месте жительства; создание рабочих мест и оказание другой социальной поддержки. Во внешнеполитическом аспекте интегративная функция государственной миграционной политики осуществляется через сотрудничество с отдельными государствами, международными правительственными и неправительственными организациями, фондами в целях защиты прав мигрантов, а также предупреждения и пресечения нелегальной миграции;

Функция мобилизации человеческих ресурсов государственной миграционной политики является воплощением социальной динамики. Данная функция позволяет использовать миграционную политику как важный фактор в восстановлении социума [4, с. 128].

Вышеперечисленные функции свидетельствую о том, что современные миграционные процессы становятся угрозой национальной идентичности, и государствам необходимо объединять усилия и решать возникающие проблемы путем совершенствования и разработки новых совместных механизмов усовершенствования миграционной политики.

Первоочередной целью государственной миграционной политики является регулирование миграционных потоков, преодоление негативных последствий стихийно развивающихся процессов миграции, создание условий для беспрепятственной реализации прав мигрантов, а также обеспечение гуманного отношения к лицам, ищущим убежища.

Общие подходы и принципы миграции, применительно к условиям государства, сложившиеся в этой сфере, установлены конституционно- правовыми нормами, которые определяют: основы правового статуса граждан, иностранных граждан, лиц без гражданства, беженцев, вынужденных переселенцев; право на убежище и круг лиц, имеющих это право; перечень органов, принимающих решения в сфере миграции; порядок учета и контроля; грани возможного вмешательства государственных органов в миграционные процессы. Институциональной основой служат субъекты, к которым относятся органы государственной власти, общественные организации и физические лица [5].

Для более полного рассмотрения проблемы миграционной политики стоит выделить отдельно государства-донорыи государства-реципиенты. Первые принимают нормативные акты и формируют институциональные условия для массового выезда своих граждан за рубеж, а в ряде случаев даже не препятствуют нелегальной миграции со своей территории. Вторые, напротив, проводят политику отбора мигрантов в соответствии со специально разработанными критериями (возраст, образование, профессионализм и пр.) и создают различного рода преграды для нелегальной миграции.

Государства, стимулирующие эмиграцию своих граждан, исходят из того, что такая миграционная политика является условием их экономического роста: трудовая миграция дает стране-донору отдельные преимущества.

Во-первых, в стране, экспортирующей рабочую силу, сокращается безработица и расходы по социальному обслуживанию безработных (пособия и льготы безработным и их семьям).

Во-вторых, граждане, работающие за рубежом, часть своего дохода переводят на родину, тем самым повышая уровень жизни её населения и улучшая платёжный баланс.

В-третьих, рабочая сила, находящаяся за рубежом, приобретает там, как правило, более высокую квалификацию, повышает свой образовательный уровень.

В-четвёртых, часть граждан, временно выехавших за границу, возвращается обратно, привозя с собой капитал в вещественной или денежной форме.

Практика показывает, что приобщение трудовых мигрантов к передовым технологиям, применяемым в странах-реципиентах, к более высоким стандартам трудовой этики, дисциплины и организации производства, их адаптация к новым условиям жизни, изучение иностранных языков повышает профессиональный и образовательный уровень иммигрантов, что впоследствии положительно сказывается на социально-экономическом развитии стран-доноров. Кроме того, реэмигранты по возвращении на родину, как правило, пополняют ряды среднего класса, вкладывая заработанные средства в собственное дело и создавая дополнительные рабочие места.

Наряду с этим необходимо учитывать и негативные аспекты массовой трудовой эмиграции.

Во-первых, рабочая сила, на воспроизводство которой были затрачены определенные национальные ресурсы, позднее уехавшая за рубеж, создает валовой внутренний продукт не в своем государстве, а в стране-реципиенте.

Во-вторых, поступление капиталов от эмигрантов носит непредсказуемый характер. Со временем, по мере интеграции эмигрантов и принятия ими решения окончательно остаться за рубежом, эти поступления уменьшаются и постепенно прекращаются вовсе.

В-третьих, за границу уезжает в большинстве случаев лучшая, наиболее профессионально подготовленная и предприимчивая часть трудоспособного населения, ослабляя тем самым национальную экономику.

В-четвёртых, отток научно-технической интеллигенции пагубно влияет на научный потенциал страны-донора.

В-пятых, выезд за рубеж на долговременное или постоянное место жительства собственников крупных капиталов или получателей значительных доходов, по налоговым или каким-либо другим соображениям, лишает частный сектор и государственный бюджет финансовых средств, накопленных внутри страны, сужает базу финансирования экономического, социального и культурного развития.

Что касается стран-реципиентов, то в современных условиях глобализации их миграционная политика претерпела существенные изменения в связи с тем, что международная миграция стала оказывать весьма противоречивое воздействие на социально-экономическое и политическое развитие государств-реципиентов.

С одной стороны, она привела к росту предложения рабочей силы и конкуренции на рынках труда, увеличению объёмов валового внутреннего продукта и снижению уровня цен, повышению эффективности использования рабочей силы и требований к наемному работнику, подстегивая рост профессиональной и образовательной подготовки, способствовала повышению конкурентоспособности национальной экономики. В связи с этим появилась необходимость в изменении системы образования и профессиональной подготовки кадров, ее адаптации к меняющимся условиям.

С другой стороны, выяснилось, что внешняя миграция способна оказать существенное влияние на формирование дисбаланса на рынке труда, вызывая рост безработицы, снижение уровня оплаты труда и ухудшение социально-экономического положения коренных жителей данного региона.

Кроме того, в последнее время в связи с увеличением потока мигрантов стало остро ощущаться, что из своей страны кроме части быта, традиций и культуры мигранты переносят в страну пребывания еще и ряд политических проблем и конфликтов. Это, в свою очередь, дестабилизирует внутриполитическую ситуацию принимающего государства, в порой влияет и на характер внешнеполитического курса, проводимого им в отношении стран-доноров.

Информация о работе Совершенствования миграционной политики в Республики Беларусь