Совершенствования миграционной политики в Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2015 в 22:05, курсовая работа

Краткое описание

Объект исследования – миграционная политика. Предмет исследования – анализ миграционной политики и механизмов регулирования миграции рабочей силы в разных странах. Цель работы – на основе проведенного анализа внести рекомендации по совершенствованию миграционной политики Республики Беларусь.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
рассмотреть теоретические аспекты миграционной политики и механизма регулирования международной миграции рабочей силы;
провестианализ миграционной политики и механизма регулирования международной миграции рабочей силы в зарубежных странах и в Республике Беларусь;

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...3
1 Теоретические аспекты миграционной политики и механизма
регулирования международной миграции рабочей силы……………………........4
1.1 Сущность миграционной политики…………………………………………….4
1.2 Механизмы регулирования международной миграции рабочей силы……….9
2. Миграционная политика и механизм регулирования международной
миграции рабочей силы в зарубежных стран и Республики Беларусь…………..13
2.1 Особенности миграционной политики и механизмов
регулирования миграции рабочей силы в США, Франции и
Федеративной Республики Германии……………………………………………..13
2.2 Особенности миграционной политики и механизма регулирования
рабочей силы в Республике Беларусь……………………………………………...23
3 Рекомендации по совершенствованию миграционной политики в
Республики Беларусь……………………………………………………………….29
Заключение………………………………………………………………………….32
Список использованных источников…………………

Файлы: 1 файл

Миграционная_политика_страны_и_механизм_регулирования_международной_миграции_рабочей_силы.doc

— 274.00 Кб (Скачать)

8. Реорганизация практики учета трудовых мигрантов;

9. Выработка единой политики регулирования миграционных потоков в рамках СНГ и ЕАЭС.

Среди проблем миграционной политики в Республике Беларусь большое внимание привлекает круг вопросов управления процессами трудовой миграции в рамках создаваемого ЕАЭС. Являясь неотъемлемой и органической частью экономики, внешние миграционные процессы требуют регулирования со стороны государственных органов управления в форме конкретных мер, прежде всего в области нормативного правового регулирования. В этом плане необходимы:

  • определенная система гарантий, предоставляемых службами занятости своей страны (свободный доступ к банку вакансий; частичная или полная оплата проезда и проживания по месту работы; помощь в обеспечении контакта с работодателем и подготовке необходимых документов; возможность прохождения предшествующего трудоустройству обучения и т. д.);
  • правовая поддержка трудовых отношений (обязательный контракт с соблюдением всех правовых норм, принятых на территории страны пребывания; право на получение лицензии или патента на выполнение работ);
  • нормальные условия занятости (условия и режим работы, уровень заработной платы и т. д., не ниже предусмотренных конвенциями МОТ);
  • предоставление на определенных условиях возможности переобучения и повышения квалификации.

Перечисленные гарантии должны иметь правовую основу, чтобы не только гарантировать соблюдение прав трудовых мигрантов за пределами страны, но и обеспечить необходимые условия для нормальной работы и проживания по месту работы, упорядочить трудовые перемещения граждан, снять угрозу социальных и криминальных конфликтов на территории принимающей страны.

Перспективы развития внешней трудовой миграции и ее регулирования в рамках ЕАЭС видятся в следующем:

1. Унификация понятийного  аппарата, развитие и создание  гармоничной системы миграционного  законодательства. Адаптация национальных законодательств стран – участниц ЕАЭС, регулирующих проблемы трудовой миграции, к Договору о Евразийском экономическом союзе.

2. Разработка Стратегии миграционной политики стран – участниц ЕАЭС и Дорожной карты Евразийской интеграции в части формирования единой миграционной политики государств – участников нового интеграционного объединения.

3. Создание в рамках  ЕАЭС специального наднационального  органа в области иммиграционного  контроля и регулирования трудовой  миграции с единой автоматизированной информационной базой данных.

4. Развитие миграционной  инфраструктуры (биржи, рекрутинговые агентства и т. п.) с целью создания условий для эффективного использования объединенного трудового потенциала государств-партнеров путем организованного перемещения рабочей силы в регионы и страны, испытывающие дефицит работников.

5. Выработка общих подходов к организованному привлечению и эффективному распределению рабочей силы из третьих стран в трудонедостаточных и трудоизбыточных регионах.

6. Усиление интеграционного  потенциала трудящихся-мигрантов  в части обучения их русскому  языку, ознакомления с основами миграционного законодательства, а также традициями и культурой государства трудоустройства[22].

Разработка стратегической политики Республики Беларусь в области миграции при активном взаимодействии ведущих государственных органов управления в области управления миграцией с участием экспертов ЕС позволила бы стране перейти на новый уровень решения задач в области миграции, интегрироваться в систему глобальных социокультурных и экономических связей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Подводя итоги проведенного исследования по особенностям миграционной политики в различных странах и существующим механизмам регулирования международной трудовой миграции можно сделать ряд выводов.

При исследовании содержания миграционной политики выделяют общегосударственное направление, регулирующее воздействие миграции на политические, социальные процессы и взаимосвязи, национальную идентичность граждан, трудовой потенциал, и ситуационно-политическое направление, определяемое угрозами для национальной безопасности от нелегальных миграционных потоков. Рассматривая государственно-деятельностный подход, различают реальную миграционную политику, выражающую интересы государства, и декларируемую, направленную на защиту интересов мигрантов.

Рассматривая применяемые в странах методы и средства реализации миграционной политики, можно сделать вывод о широком спектре применяемых подходов, направленных на повышение эффективности управления миграцией для поддержания экономического роста и обеспечения эффективной политики социальной интеграции мигрантов. Ключевыми направлениями являются: управление трудовой миграцией в принимающих странах, реализация политики интеграции трудовых мигрантов.

Особое место в миграционной политике занимает регулирование трудовой миграции. Все механизмы регулирования миграционных процессов могут быть объединены в две большие группы: поддающиеся регулированию со стороны политических властей и индивидуально-инициативные, носящие социокультурный характер. В первую группу (политические механизмы регулирования) войдут те, которые находятся в компетенции политики. Это законодательные акты, к которым относятся, прежде всего, законы, указы, приказы и т. д., а также сама структура государственного органа управления миграционной политики. Ко второй группе (социокультурные механизмы регулирования) относятся те, которые могут не принимать форму политической воли и, возможно, даже не находиться в компетенции государственного органа управления миграционной политики, но так или иначе влияющие на формирование миграционной политики страны и регионов.

В результате исследования были выявлены особенности миграционной политики и механизмов регулирования рабочей силы в США, Франции, Федеративной Республики Германии и Республики Беларусь. Первоочередной интерес представляла миграционная политика Республики Беларусь, анализ которой показал, что она далеко не совершенна и требует серьезной доработки. Анализ и систематизация полученных знаний по миграционным политикам в других странах, их позитивный и негативный опыт, позволили разработать рекомендации по совершенствованию действующей в Республики Беларусь миграционной политики и механизмов регулирования международных трудовых мигрантов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Бобылев, В. Миграционная  политика (сущность, структурное строение, основные типы) // «Власть», №6, 2009. – С. 61

2. Прудникова, Т.А, Егорова, С.А., Акимова, С.А. Правовые и организационные  особенности миграционной политики  в ряде зарубежных стран / Т. А. Прудникова, С. А. Егорова, С. А. Акимова, – М.: ЮНИТА-ДАНА: Закон и право, 2013. – 234 с.

3. Судоплатов, П.А. Миграционные  процессы и миграционная политика  в странах Европейского Союза. Автореферат-диссертация / П. А. Судоплатов, - М., 2008. – С. 6

4. Koslowski R. European Union Migration Regime / R. Koslowski. - Oxford: Oxford Univ. press, 2007. – С. 128

5. Черняк, А.В. Миграционная  политика: понятие и сущность // Современные  научные исследования и инновации, № 6, 2014. – С. 17

6. Вертелецкая, Н.П. Миграционная  политика в условиях глобализации [Электронный ресурс]  / Мир и политика. Международный политический журнал – Режим доступа: http://mir-politika.ru/2446-migracionnaya-politika-v-usloviyah-globalizacii.html – Дата доступа: 22.10.2015

7. Под ред. Николаевой, И.П., Шаховской, Л.С. Мировая экономика  и международные экономические  отношения: Учебник / Под ред. И. П. Николаевой, Л. С., – М.: «Дашков и Ко», 2013. – 156 с.

8. Намдаков, А.З. Механизмы  регулирования миграционных процессов // «Вестник Забайкальского Государственного Университета», №3. 2007. – С. 44

9. Юдина, Т.Н. Социология миграции / Т. Н. Юдина, – М.: «Академический  проект», 2006. – 272 с.

10. Суюнчалиева, О.Т. Правовые  модели реализации миграционной  политики и особенности регулирования процессов миграции в западноевропейских странах // «Альманах современной науки и образования», № 2, 2010. – С. 112 – 116

11. Коробков, А.В. Миграционная  политика США: уроки для России  глобализации [Электронный ресурс]   / Россия в глобальной политике №3. 2008 – Режим доступа: http://www.globalaffairs.ru/number/n_10941 – Дата доступа: 22.10.2015

12. Денисенко, М.Б., Хараевой, О.А., Чудиновских, О.С. Иммиграционная  политика в Российской Федерации и странах Запада / М. Б. Денисенко, О. А. Хараевой, О. С. Чудиновских, – М.: «Институт экономики переходного периода», 2003. – 226 с.

13. Сунгуров, А.Ю. Миграционная  политика: сравнительный анализ  зарубежного опыта и некоторые  рекомендации для России // В кн.: Публичная политика – 2010 / Отв. ред.: М. Б. Горный, А. Ю. Сунгуров. СПб. : НОРМА, 2011. – С. 59-75.

14. Снисаренко, К.Л. Миграционная  политика французских правительств в конце ХХ – начале ХХI в. // «Журнал международного права и международных отношений», № 4, 2012. – С. 34

15. Об утверждении Национальной  программы демографической безопасности Республики Беларусь на 2011 – 2015 годы: Указ Президента Республики Беларусь от 11 авг. 2011 г. № 357 [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информации Респ. Беларусь. — Минск, 2011.

16. Вашко, И. Государственная  политика регулирования трудовой  миграции: зарубежный опыт и возможности  его использования в Республике  Беларусь [Электронный ресурс] / Академия управления при президенте Республики Беларусь – Режим доступа: http://www.pac.by/ru/general-information/structure/institut-upr-kadrov/fakultet-upravlenia/kaf-economiki-predpr/vashko/public-vashko/vashko-gos-politika-reg-migracii – Дата доступа: 22.10.2015

17. Статистический ежегодник 2015 [Электронный ресурс] / Национальный статистический комитет Республики Беларусь – Режим доступа: http://belstat.gov.by – Дата доступа: 22.10.2015

18. Тихонова, Л.Е. Миграция  и миграционная политика Беларуси  и России в контексте решения задач евразийской интеграции: отчет о НИР / Л. Е. Тихонова – Минск: Белорус. гос. ун-т, 2015. – 107 с.

19. О внешней трудовой  миграции: Закон Респ. Беларусь от 30 дек. 2010 г. № 225-З [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2015

20. О демографической ситуации  в январе – июне 2015 г [Электронный  ресурс] / Национальный статистический  комитет Республики Беларусь  – Режим доступа: http://belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/otrasli-statistiki/naselenie/demografiya_2/operativnaya-informatsiya_1/o-demograficheskoi-situatsii/o-demograficheskoi-situatsii-v-yanvare-iyune-2015-g/ – Дата доступа: 22.10.2015

21. Загорец, В., Загорец, И. Внешняя  миграция населения Республики  Беларусь в 2014 г.: новые факторы  и тенденции // «Журнал международного права и международных отношений», №4, 2014. – С. 21

22. Тихонова, Л., Красинец, Е. Трудовая миграция и миграционная  политика Республики Беларусь  в рамках интеграции в Евразийский  экономический союз // «Журнал международного  права и международных отношений», №2, 2015. – С. 8

 

 

 


Информация о работе Совершенствования миграционной политики в Республики Беларусь