Совершенствования миграционной политики в Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2015 в 22:05, курсовая работа

Краткое описание

Объект исследования – миграционная политика. Предмет исследования – анализ миграционной политики и механизмов регулирования миграции рабочей силы в разных странах. Цель работы – на основе проведенного анализа внести рекомендации по совершенствованию миграционной политики Республики Беларусь.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
рассмотреть теоретические аспекты миграционной политики и механизма регулирования международной миграции рабочей силы;
провестианализ миграционной политики и механизма регулирования международной миграции рабочей силы в зарубежных странах и в Республике Беларусь;

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...3
1 Теоретические аспекты миграционной политики и механизма
регулирования международной миграции рабочей силы……………………........4
1.1 Сущность миграционной политики…………………………………………….4
1.2 Механизмы регулирования международной миграции рабочей силы……….9
2. Миграционная политика и механизм регулирования международной
миграции рабочей силы в зарубежных стран и Республики Беларусь…………..13
2.1 Особенности миграционной политики и механизмов
регулирования миграции рабочей силы в США, Франции и
Федеративной Республики Германии……………………………………………..13
2.2 Особенности миграционной политики и механизма регулирования
рабочей силы в Республике Беларусь……………………………………………...23
3 Рекомендации по совершенствованию миграционной политики в
Республики Беларусь……………………………………………………………….29
Заключение………………………………………………………………………….32
Список использованных источников…………………

Файлы: 1 файл

Миграционная_политика_страны_и_механизм_регулирования_международной_миграции_рабочей_силы.doc

— 274.00 Кб (Скачать)

В 2006 г. правительство премьер-министра Д. де Вильпена (май 2005 г. — май 2007 г.) отказалось от действовавшего с 1974 г. запрета на трудовую иммиграцию и приступило к проведению политики избирательной иммиграции. Были предприняты меры по стимулированию приезда в страну высококвалифицированных специалистов. Еще одной новой чертой миграционной политики стало принуждение иммигрантов к интеграции во французское общество.

По инициативе министра внутренних дел Н. Саркози 24 июля 2006 г. был принят Закон «Об иммиграции и интеграции». Он установил систему квот на привлечение иностранной рабочей силы. Были введены в оборот карты проживания, обеспечивающие вид на жительство и занятость иммигрантов. Закон обязал каждого иностранца, прибывшего на постоянное жительство во Францию, заключить с властями договор, содержащий ряд обязательств: знание языка страны проживания, основ ее права, культуры и основополагающих ценностей.

Осуществление положений Закона 2006 г. было возложено на Министерство по иммиграции, интеграции и национальной идентичности, действовавшее в правительстве премьер-министра Ф. Фийона (май 2007 г. – май 2012 г.). Ему удалось добиться определенного успеха в привлечении трудовой иммиграции. За предшествовавшие мировому кризису 2006 – 2008 гг. доля трудовых иммигрантов выросла с 7 до 14 % от их общего числа. В то же время спектр вопросов, касающихся интеграции иммигрантов, стал серьезной проблемой в деятельности министерства. Предпринятые им действия по принудительной интеграции иммигрантов зачастую создавали угрозу для соблюдения прав человека. Значительное внимание проблеме иммиграции со стороны президента и правительства стало основанием для обвинений их в стремлении разделить французское общество. Под давлением критики в ноябре 2010 г. было принято решение об упразднении Министерства по иммиграции, интеграции и национальной идентичности [14, с. 34].

Миграционная политика французского правительства осуществляется по трем направлениям:

  • управление миграционными потоками;
  • борьба против нелегальной иммиграции;
  • интеграция иммигрантов, живущих во Франции.

Въезд во Францию может осуществляться по краткосрочной (на период до 3-х месяцев) или по долгосрочной визам (на период более 3-х месяцев). Разрешение на въезд во Францию с целью длительного пребывания (более 3-х месяцев) ограничено рядом конкретных обстоятельств. Его могут получить лица, приезжающие с целью воссоединения семьи (дети, жены, мужья), лица, получившие разрешение на работу, а также студенты. Виза для краткосрочного пребывания действительна в течение 3-х месяцев. Она разрешает передвижение по всему Шенгенскому пространству.

Иностранные граждане стран Шенгенского соглашения могут свободно въезжать и находиться во Франции в течение 3-х месяцев. По истечении этого времени они должны либо покинуть страну, либо осуществить запрос в префектуру по месту их жительства во Франции для получения разрешения на проживание или на работу.

Если гражданин государств, не входящих в число стран – участниц Шенгенского соглашения, хочет прибыть по Францию на долгий срок для реализации своих профессиональных целей, он должен получить визу, контракт и разрешение на работу. В настоящее время во Франции существуют два вида разрешений на работу. Первый – разрешение на постоянную работу – первоначально выдается сроком на 1 год, а затем может продлеваться неограниченное число раз. Ко второму виду относятся временные разрешения на работу, которые выдаются сроком на 9 месяцев и впоследствии могут обновляться.

Для того чтобы нанять на работу иностранца из третьих стран, работодатель должен обратиться в Управление труда соответствующего Департамента Франции, который затем направляет запрос в Национальное агентство занятости. В ходе этих обращений работодатель должен доказать, что наем иностранного работника не ухудшит состояние рынка труда для французских граждан или для постоянно проживающих во Франции граждан других стран. Согласно новому закону, ходатайства о выдаче разрешений на работу должны рассматриваться в течение 2–3 месяцев. Серьезным основанием для отказа в прошении может стать криминальное прошлое потенциального иммигранта.

В случае принятия положительного решения разрешение на работу можно получить во французских консульствах или зарубежных представительствах Отдела по международной миграции (OMI). Однако для этого работодатель должен заплатить специальную пошлину. Другим дополнительным условием получения разрешения на работу является прохождения потенциальным иммигрантом после прибытия во Францию медицинского освидетельствования, которое организуется Отделом международной миграции. Кроме того, OMI осуществляет сбор и хранение информации о каждом иностранном рабочем. Если работодатель будет использовать работника без разрешения на работу, то за нарушение закона налагается специальный штраф, который работодатель должен будет уплатить в OMI [12, с. 112].

Основными правительственными органами, которые занимаются вопросами международной миграции, являются [12, с. 113]:

Министерство по социальным делам, труду и солидарности включает в себя следующие организации и службы, занимающиеся проблемами мигрантов: агентство по развитию международных культурных отношений (ADRI), Фонд содействия и поддержки, интеграции иммигрантов и борьбы с дискриминацией (FASILD), отдел международной миграции (OMI), Социальная Служба помощи эмигрантам (SSAE), Ассоциация социальной помощи семейным мигрантам (ASSFAM), Управление по вопросам народонаселения и миграции (DPM), Французское бюро защиты беженцев и апатридов (OFPRA);

Министерство внутренних дел, включающее в себя Управление по гражданским свободам и Центральное управление пограничной полиции, которое входит в структуру Генерального управления Национальной полиции. Управление пограничной полиции осуществляет контроль миграционных потоков и борьбу с нелегальной миграцией;

Министерство иностранных дел, отстаивающее интересы французских граждан за границей и иностранных граждан во Франции. В нем разрабатывается государственная политика в сфере визового режима и передвижения иностранных граждан на территории Франции;

Министерство юстиции включает в себя Управление по гражданским делам и печати, которое наряду с другими Министерствами разделяет ответственность по вопросам предоставления гражданства.

В целом в основу правоотношений в иммиграционном процессе во Франции положены следующие основные принципы: интеграция легально проживающих граждан третьих стран с местным населением (включая возможность получения им гражданства) при уважении права на политическое убежище; общеевропейское содействие развитию стран происхождения иммигрантов для стабилизации положения местного населения; право каждой страны самостоятельно определять свои возможности в части интеграции и числа принимаемых иностранцев, соблюдение европейских правовых и нормативных актов специалистам [2, с. 68].

При изучении «германской модели» миграционной политики отмечается тот факт, что акцент в Германии делается приему и интеграции переселяющихся в эту страну этнических немцев. Приток иностранцев в Германию начался после окончания Второй мировой войны. Для восстановления экономики страны требовалась рабочая сила, которой явно не хватало из-за значительных военных потерь мужского населения. Однако в этот период основным источником компенсации этого недостатка были немцы -выходцы из восточных земель, отошедших к советскому блоку.

В дальнейшем, по мере закрытия восточных границ, главным источником покрытия дефицита трудовых ресурсов стали иностранцы. Они привлекались в страну в рамках международных соглашений по привлечению иностранных рабочих («гастарбайтеров»).

В 1990-х гг. правительство ФРГ стало предпринимать отдельные шаги, направленные на интеграцию иностранцев в немецкое общество, что было связано с принятием в 1990 году Закона об иммиграции. В настоящее время основу законодательства об иммиграции составляют рекомендации Независимой комиссии по иммиграции в Германии, сформированной в 2000 г. правительством ФРГ из специалистов в области миграции и трудовых отношений для разработки новой иммиграционной стратегии.

С учетом предложений комиссии основные направления иммиграционной политики обобщаются следующим образом:

1. Содействие постоянной иммиграции квалифицированных специалистов, опираясь на балльную систему отбора по таким критериям, как возраст, квалификация, профессиональный опыт, знание языка;

2. Получение германскими работодателями разрешения нанимать на работу ограниченное число временных мигрантов на срок до пяти лет с целью покрытия дефицита рабочей силы;

3. Разрешение временным мигрантам претендовать на статус постоянного жителя при условии их успешной интеграции на рынке труда и в общественную жизнь, а также прохождения балльного оценивания;

4. Привлечение видных деятелей науки как в форме временной, так и постоянной миграции;

5. Содействие скорейшей интеграции иммигрантов, решающим фактором которой является знание немецкого языка.

В ФРГ иностранные работники въезжают в страну на основании разрешения на работу, ограниченного конкретным сроком пребывания. В законодательстве закреплен приоритет занятости немецких граждан и лиц, постоянно проживающих в стране. Исходя из этого построена система получения разрешения на работу как на постоянной, так и на временной основе для иностранных трудовых мигрантов. Процедура выдачи разрешений предусматривает индивидуальное рассмотрение каждого заявления.

Иностранцам разрешение на работу выдается с ограничением рода деятельности и предприятия либо без такового. Не требуется разрешение на работу лицам, являющимся гражданами стран, входящих в Европейский Союз; иностранцам, имеющим бессрочный вид на жительство или право на проживание в ФРГ; иностранцам, пребывание которых предусмотрено двусторонними межгосударственными соглашениями.

Лица в статусе политических или конвенционных беженцев в течении двух лет получают пособие (равное среднему пособию по безработице) частично из бюджета земель, где они проживают, и частично из федерального бюджета.

Правовое регулирование иммиграционного процесса реализуется в форме двусторонних межправительственных договоров, дающих возможность иностранцам на долгосрочное или ограниченное пребывание в Германии. Разрешение на проживание получают иностранцы, прибывшие в ФРГ на учебу, туристы, спортсмены и прочие. Для проживания в ФРГ иностранец обязан иметь документ, свидетельствующий о его праве на проживание.

Для пресечения нелегальной иммиграции предусмотрен комплекс санкций за контрабандную переправку нелегалов и незаконную трудовую занятость иностранцев. Виновная транспортная компания обязана вернуть нелегалов в их страну; в случае ее отказа на компанию может возлагаться денежный штраф; за незаконное проникновение и пребывание в стране иностранцы наказываются лишением свободы до одного года или денежным штрафом. Лица, участвующие в миграционном трафике иностранцев либо привлекающие их к наемному труду без соответствующего разрешения, наказываются денежным штрафом или лишением свободы до трех лет; при этом выдворение незаконного мигранта в страну его постоянного проживания обеспечивается за счет работодателя и др.

За реализацию иммиграционной политики в Германии отвечает федеральное министерство внутренних дел, которое разрабатывает стратегию иммиграционной политики и координирует исполнение миграционного законодательства, осуществляя выдачу разрешений на пребывание, рассмотрение заявлений на предоставление гражданства, убежища, статуса беженца, реализуя программу добровольного возвращения в ФРГ этнических немцев, принимая решения о депортации. В подчинении министерства находятся федеральная пограничная служба и федеральная служба по делам беженцев, а также управления (бюро) по делам иностранцев и центры приема иностранцев, подавших ходатайство о признании их беженцами.

Правительству Германии удалось превратить фактор финансовых издержек в фактор пополнение казны. Это произошло благодаря проведению эффективной миграционной политики, направленной на тщательную проработанность нормативно-правовой базы, большой гибкостью, своевременным реагированием на изменения миграционной обстановки; дифференциацией мигрантов по категориям; сочетанием внутренних мер по приему и обустройству иммигрантов с финансовой помощью странам эмиграции в целях ограничения притока в ФРГ лиц, ищущих убежище, переселенцев, стимулирования возвращения их на родину и др. [2, с. 71].

 

 

 

 

2.2 Особенности миграционной политики и механизма регулирования рабочей силы в Республике Беларусь

 

Миграционная политика Республики Беларусь в сфере внешней трудовой миграции направлена на совершенствование регулирования экспорта и импорта рабочей силы, защиту национального рынка труда от неконтролируемого притока иностранной рабочей силы и на смягчение ситуации на внутреннем рынке труда за счет трудоустройства белорусских граждан за границей.

В Национальной программе демографической безопасности Республики Беларусь на 2011 – 2015 годы в главе «Внешняя миграция в интересах развития Республики Беларусь» предусмотрено создание механизма, основанного на избирательном подходе к привлечению иммигрантов с учетом их инвестиционного, образовательного потенциала, возраста; обеспечение финансовой поддержки иностранным семьям и специалистам при переезде и в период обустройства; организация рационального расселения иммигрантов, исходя из интересов развития регионов; разработка мер адаптации и интеграции иммигрантов в белорусское общество; использование возможности консульских учреждений, диаспор и землячеств за границей и в Республике Беларусь для привлечения иммигрантов [15].

На основании изучения правового и институционального обеспечения миграционной политики можно выделить следующие компоненты, являющиеся базисом государственного управления миграцией в Республике Беларусь [16]:

Информация о работе Совершенствования миграционной политики в Республики Беларусь