Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2015 в 22:05, курсовая работа
Объект исследования – миграционная политика. Предмет исследования – анализ миграционной политики и механизмов регулирования миграции рабочей силы в разных странах. Цель работы – на основе проведенного анализа внести рекомендации по совершенствованию миграционной политики Республики Беларусь.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
рассмотреть теоретические аспекты миграционной политики и механизма регулирования международной миграции рабочей силы;
провестианализ миграционной политики и механизма регулирования международной миграции рабочей силы в зарубежных странах и в Республике Беларусь;
Введение……………………………………………………………………………...3
1 Теоретические аспекты миграционной политики и механизма
регулирования международной миграции рабочей силы……………………........4
1.1 Сущность миграционной политики…………………………………………….4
1.2 Механизмы регулирования международной миграции рабочей силы……….9
2. Миграционная политика и механизм регулирования международной
миграции рабочей силы в зарубежных стран и Республики Беларусь…………..13
2.1 Особенности миграционной политики и механизмов
регулирования миграции рабочей силы в США, Франции и
Федеративной Республики Германии……………………………………………..13
2.2 Особенности миграционной политики и механизма регулирования
рабочей силы в Республике Беларусь……………………………………………...23
3 Рекомендации по совершенствованию миграционной политики в
Республики Беларусь……………………………………………………………….29
Заключение………………………………………………………………………….32
Список использованных источников…………………
Рассматривая направления регулирования миграции, можно выделить следующие основные группы нормативных правовых актов:
Регулирование трудовой миграции осуществляется в рамках соглашений о занятости и социальной защите трудящихся-мигрантов с рядом государств, ратифицированных Беларусью международных конвенций.
В республике установлен лицензионный порядок осуществления деятельности по привлечению иностранной рабочей силы и трудоустройству граждан Республики Беларусь за границей. Данный вид деятельности осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, получившими в установленном порядке специальные разрешения (лицензии), выдавать которые уполномочено Министерство внутренних дел Республики Беларусь.В настоящее время 52 лицензиата имеют специальное разрешение на осуществление деятельности, связанной с трудоустройством граждан за границей. На деятельность, связанную с привлечением в Республику Беларусь иностранной рабочей силы, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям Министерством внутренних дел выдано 338 лицензий (всего МВД выдано 1 231 специальное разрешение (лицензия).
На оформление разрешения на трудовую оплачиваемую деятельность в Республике Беларусь уходит всего пять дней, это так называемый сокращенный срок, установленный в связи с событиями на Украине. Полный срок составляет 15 дней. Кроме того, данное разрешение освобождает граждан Украины, зарегистрированных в зоне военных действий от уплаты госпошлины за оформление миграционных бумаг в Республике Беларусь.
Республика Беларусь также уделяет большое значение проблемам вынужденной миграции. Юридическое оформление соответствующей политики началось еще с 1995 года с принятием Закона «О беженцах», который затем был доработан и в 2003 году вышла третья редакция этого закона. В дальнейшем государственная работа по вопросам беженцев продолжалась, о чем свидетельствует принятый в 2008 году Закон «О предоставлении иностранным гражданам и лицам без гражданства статуса беженца, дополнительной и временной защиты в Республике Беларусь. Иностранные граждане, которым предоставлен статус беженца в Республике Беларусь, имеют все социально-экономические права, а также права в области образования и здравоохранения, которыми пользуются граждане Республики Беларусь. Кроме того, им предоставлено право на воссоединение семьи, получение денежной помощи, проживание в специально оборудованных местах, льготы при регистрации по месту жительства, а также право на судебную защиту наравне с гражданами Республики Беларусь.
Заявление о предоставлении статуса беженца в Республике Беларусь рассматривается до шести месяцев. Официально обратившиеся за помощью в Республике Беларусь получают единовременную помощь в размере 180 тысяч белорусских рублей. Малоимущим также предоставляется единовременная помощь: 9 базовых величин – за период рассмотрения ходатайства; компенсация проезда при распределении заявителей по территории РБ; оплата подтвержденных издержек на проживание, но не более 10 базовых величин в месяц.
В настоящее время для Республики Беларусь достаточно актуальны проблемные вопросы незаконной миграции.
По причине прозрачности белорусско-российской границы, а также ввиду своего месторасположения между СНГ и Евросоюзом территория Беларуси активно используется в качестве транзитного коридора нелегальными мигрантами, которые перемещаются на запад из Афганистана, Бангладеш, Китая, Вьетнама, Индии, Пакистана, Ганы, Египта, Нигерии, Конго и других стран. Миграционные потоки, направленные на Запад, упираются в хорошо охраняемую границу Польши, Литвы и Латвии, в результате чего на территории Беларуси оседает все большее количество незаконных мигрантов, которые впоследствии оказывают влияние на состояние правопорядка в республике и ее национальную безопасность.
За реализацию миграционной политики в Республике Беларусь отвечает Департамент по гражданству и миграции Министерства внутренних дел Республики Беларусь, который является структурным подразделением Министерства внутренних дел с правами юридического лица.
Судить об эффективности проводимой миграционной политике нельзя без анализа статистических данных по миграции в Республике Беларусь, рисунок 2.1[17].
Рисунок 2.1 – Миграция в Республике Беларусь 2010 – 2015 гг.
Согласно статистическим данным в Республике Беларусь наблюдается как увеличение числа выбывших из страны, так и прибывших. Так, за период с 2010 года по 2014 год количество выбывших увеличилось на 2353 человека, а прибывших на 7722 человека. Количество прибывших в Республике Беларусь превышает количество выбывших.Основными странами выезда белорусской рабочей силы, как и ранее, остаются Россия, США и страны Западной Европы. Однако основной обмен рабочей силой, как и прежде, происходит с Россией, оставаясь стабильным на протяжении ряда лет. Причем в последние годы наблюдается всплеск интереса к российскому направлению трудоустройства (до 60 % от общего объема выезда) [18, с. 21]. Это можно объяснить определенными сложностями выхода белорусской рабочей силы на западные рынки труда из-за ограничительных мер ряда западных государств и большой конкуренции со стороны мигрантов других стран, а также постоянным спросом на рабочую силу в российских регионах, географической близостью стран, свободным режимом пересечения границ и, что немаловажно, отсутствием языкового барьера.
Важно отметить, что объемы въезжающих трудовых мигрантов в Беларусь долгое время были незначительны, что можно объяснить достаточно жестким национальным трудовым законодательством. Только начиная с 2010 г. потоки иммигрантов стали быстро расти. Это связано с либерализацией принятого нового Закона Республики Беларусь «О внешней трудовой миграции» (вступил в силу 12 июля 2011 г.). Законом впервые определен порядок трудоустройства иностранцев, постоянно проживающих в Республике Беларусь. Определены обязанности лицензиатов, требования к договорам о трудоустройстве, содействии в трудоустройстве, трудовому договору, определены особенности трудоустройства по студенческим программам. Законом упразднено лицензирование деятельности, связанной с привлечением в республику иностранной рабочей силы. Введен институт выдачи нанимателям разрешений, которые необходимо получать только в случае привлечения более 10 иностранных работников. Четко определены основания отказа в выдаче и аннулирования разрешений. В свою очередь, трудящемуся-иммигранту для занятия трудовой деятельностью необходимо получить специальное разрешение на работу, о котором должен ходатайствовать наниматель. Иностранцы также смогут трудоустраиваться самостоятельно: при содействии юридических лиц и индивидуальных предпринимателей [19].
Как видно на диаграмме, за январь-июнь 2015 года поток иммигрантов стал еще выше, поэтому не лишним будет проанализировать данные за этот период и сравнить их с тем же временным периодом 2014 года, таблица 1 [20].
Таблица 2.1 –Международная миграция в Республике Беларусь
За отчетный период миграционный прирост населения составил 10 551 человек и по сравнению с январем – июнем 2014 г. увеличился в 2 раза (на 5 362 человека). Основной миграционный обмен Беларуси происходит со странами СНГ. Так, в январе – июне 2015 г. из этих стран в республику прибыло 12 007 человек, в том числе из России, Украины и Казахстана – 10 867 человек (90,5%). В страны СНГ выехало 2 843 человека, из них в Россию – 2 361 человек (83%). Значительному росту трудовой миграции в Республику Беларусь способствует увеличением мигрантов с Украины в связи с военными действиями на Западе Украины и с ухудшением экономической ситуации внутри страны. Необходимо отметить, что граждане Украины являются очень близкими к белорусам по языку, религии, а также по общей ментальности. Соответственно, их социальная и трудовая адаптация к белорусским условиям происходит быстрее и наименее болезненно. Максимальное привлечение мигрантов с Украины в полной мере соответствует интересам как белорусской экономики, так и белорусского общества. В качестве основной меры, стимулирующей рост миграции трудовых ресурсов с данного направления, считаем необходимым распространить те преференции, которые имеют, согласно Указу Президента Республики Беларусь от 30 августа 2014 г. № 420, граждане Луганской и Донецкой областей, на всех граждан Украины. При этом данные преференции целесообразно еще более расширить и снять все административно-правовые ограничения на привлечение украинских трудовых мигрантов в нашу страну, приравняв их статус к статусу граждан России и Казахстана. В то же время необходимо подчеркнуть, что количество прибывших в Беларусь трудовых мигрантов растет не только за счет увеличения миграции граждан Украины.
Таким образом, в результате существенного изменения в 2014 г. основных тенденций в сфере внешней миграции впервые за многолетний период может быть достигнут реальный, а не продекларированный миграционный прирост населения Беларуси. Закрепление данных позитивных тенденций в последующие годы будет зависеть от ряда факторов, в первую очередь, не столько внутренних, сколько внешних по отношению к нашей стране. Главным же внутренним фактором их закрепления могла бы стать максимальная либерализация законодательно-правовой базы по привлечению трудовых мигрантов из Украины – страны, переживающей в настоящее время значительные политические и экономические проблемы [21].
Сложившаяся миграционная ситуация требует активизации мер миграционной политики. Важным шагом в этом направлении является разработка Концепции Национальной программы демографической безопасности Республики Беларусь на 2016 – 2020 годы. В ней разработаны меры миграционной политики.
Несмотря на принимаемые меры по регулированию миграционных потоков, как показал анализ, действующая миграционная политика и законодательство в данной сфере остаются недостаточно эффективными. Это проявляется в больших масштабах выезда из страны трудовых мигрантов. Что касается увеличения обратных потоков трудовой миграции, которые наблюдаются в 2014 – 2015 годах, то можно утверждать, что это явление носит временный характер. Действующая в Республике Беларусь миграционная политика по прежнему характеризуется несовершенством действующих механизмов отбора мигрантов, слабо учитывающих потребности в рабочей силе региональных рынков труда и неразвитостью официальной миграционной инфраструктуры. Существующие преференции в отношении высококвалифицированных и квалифицированных иностранных специалистов не привели к масштабному, прогрессирующему увеличению их количества, а также качества профессиональной подготовленности данной категории мигрантов.
Важные задачи в этой сфере связаны, прежде всего, с решением вопросов определения перспективной потребности в количестве и качестве привлекаемых из других стран трудовых мигрантов. Очевидно, что при оценках реальной потребности в трудовых мигрантах недостаточно отталкиваться только от демографического планирования численности трудоспособного населения. Необходимо четко определить внутренние резервы увеличения трудового потенциала и возможности дополнительных источников рабочей силы за счет решения проблем структурной безработицы, сокращения незанятости нуждающихся в работе, в неформальной и «теневой» занятости граждан, повышения внутренней трудовой мобильности населения.
3 Рекомендации по совершенствованию миграционной политики в Республики Беларусь
При совершенствовании миграционной политики и механизмов регулирования трудовых мигрантов в Республике Беларусь полезно учитывать значительный опыт государств – членов ЕС в этой области, с целью использования положительного опыта и предотвращения возможности возникновения идентичных проблем.
На сегодняшний день можно предложить следующие меры по совершенствованию миграционной политики Республики Беларусь:
1. Разработка Программы государственной миграционной политики на период до 2020 года, в которой подробно должны быть изложены меры по регулированию внешней международной и внешней трудовой миграции, так как данные процессы прямо связаны с демографическим развитием и формированием рынка труда и занятости страны;
2. Подписание договоров по упрощению визового режима для Республики Беларусь и подписание о редмиссии. Развитие экономических связей со странами-соседями, включая приграничные, является затрудненным без этих мер;
3. Создание благоприятных условий для репатриации белорусов из стран СНГ и Балтии, оказания репатриантам и беженцам помощи в интеграции и адаптации;
4. Привлечение финансовой помощи международных объединений и стран-доноров, а также денежной компенсации стран исхода вынужденных мигрантов при содействии УВКБ ООН и неправительственных организаций;
5. Создание республиканской информационной системы по миграции. В настоящее время ведомственные информационные системы достаточно автономны и нуждаются в объединении. Решение этой проблемы должно стать одной из важнейших задач;
6. Осуществлять комплексный прогноз развития процессов миграции и их социально-экономических последствий за счет установления тесного взаимодействия между МВД Республики Беларусь и соответствующими научно-¬исследовательскими организациями республики, которые в рамках мероприятий Государственной миграционной программы проводили бы исследования по наиболее актуальным проблемам, влияющим на будущие тенденции в международной миграции;
7. Проведение процедур привлечения квалифицированных работников по профессиям, востребованным на рынке труда, и устанавливать более жесткие административные и экономические барьеры на пути найма на работу временных трудовых мигрантов для выполнения малоквалифицированных и неквалифицированных работ;
Информация о работе Совершенствования миграционной политики в Республики Беларусь