Совершенствования миграционной политики в Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2015 в 22:05, курсовая работа

Краткое описание

Объект исследования – миграционная политика. Предмет исследования – анализ миграционной политики и механизмов регулирования миграции рабочей силы в разных странах. Цель работы – на основе проведенного анализа внести рекомендации по совершенствованию миграционной политики Республики Беларусь.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
рассмотреть теоретические аспекты миграционной политики и механизма регулирования международной миграции рабочей силы;
провестианализ миграционной политики и механизма регулирования международной миграции рабочей силы в зарубежных странах и в Республике Беларусь;

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...3
1 Теоретические аспекты миграционной политики и механизма
регулирования международной миграции рабочей силы……………………........4
1.1 Сущность миграционной политики…………………………………………….4
1.2 Механизмы регулирования международной миграции рабочей силы……….9
2. Миграционная политика и механизм регулирования международной
миграции рабочей силы в зарубежных стран и Республики Беларусь…………..13
2.1 Особенности миграционной политики и механизмов
регулирования миграции рабочей силы в США, Франции и
Федеративной Республики Германии……………………………………………..13
2.2 Особенности миграционной политики и механизма регулирования
рабочей силы в Республике Беларусь……………………………………………...23
3 Рекомендации по совершенствованию миграционной политики в
Республики Беларусь……………………………………………………………….29
Заключение………………………………………………………………………….32
Список использованных источников…………………

Файлы: 1 файл

Миграционная_политика_страны_и_механизм_регулирования_международной_миграции_рабочей_силы.doc

— 274.00 Кб (Скачать)

В условиях глобализации выявилось ещё одно свойство внешней миграции: международные миграционные потоки в настоящее время продолжают формироваться преимущественного за счёт населения развивающихся стран, основным мотивом перемещения которого является стремление обеспечить себе и своим близким более высокий уровень жизни, который в ведущих странах мира в десятки раз выше, чем в других странах. Иммигранты всё чаще не только уклоняются от возвращения на родину, но и добиваются переселения к себе близких родственников. Миграция становится цепной – устойчивый приток новых мигрантов идёт по каналам воссоединения семей, а также по другим каналам, открытым прежними переселенцами, – и со временем всё больше превращается в нескончаемый и фактически необратимый процесс.

В результате сложилась тенденция к оседанию мигрантов в принимающих государствах, что, в свою очередь, привело к появлению большего количества этнических меньшинств в странах-реципиентах. Большой проблемой также стала активация вынужденной миграции, захлестнувшей многие государства. Например, такая категория мигрантов как беженцы, являясь наиболее социально беспомощной, требуют значительных финансовых затрат и политической ответственности принимающего государства. Более того, в настоящее время многим странам-реципиентам приходится оказывать материальную помощь беженцам на фоне экономического кризиса и неудовлетворительного социально-экономического положения собственных граждан. Возрастание масштабов нелегальной миграции является отличительной особенностью современных процессов международной миграции населения. Она оказывает крайне дестабилизирующее воздействие на состояние безопасности и правопорядка государств-реципиентов. Масштабы нелегальной миграции в последние годы достигли уровня, позволяющего квалифицировать её как один из видов транснациональной организованной преступности.

В период глобальных изменений вместе с возрастанием роли международной миграции все более сложным становится вопрос о её последствиях самой миграции, особенно для стран, принимающих мигрантов. Массовый приток помогает многим развитым странам удовлетворять спрос на дешевую рабочую силу, осуществляя трудоустройство работников в непривлекательных для местного населения сегментах экономики, а также сглаживать остроту демографической ситуации. Но в то же время социальные и политические издержки массовой иммиграции зачастую оказываются выше её положительных свойств.

Кроме того, в условиях глобализации изменилась ситуация на рынках труда. Во многих государствах стало формироваться мнение о нецелесообразности массового импорта неквалифицированной рабочей силы и о необходимости изменения стратегии миграционной политики, переориентация её на формирование благоприятных условий для повышения конкурентоспособности национального хозяйства при активном использовании ограничительных мер в отношении внешних мигрантов. Во Франции, Германии, Голландии и других западных странах стали появляться политические партии, основным программным требованием которых выступает ограничение внешней миграции.

На основе проведенного анализа миграционной политики государств-реципиентов можно выделить определённые закономерности:

Во-первых, для многих принимающих стран в последние десятилетия было характерно ужесточение иммиграционного законодательства и иммиграционных процедур в отношении трудовой миграции, что связано с политикой предоставления возможностей получения вида на жительство ограниченным контингентам мигрантов, необходимых на рынках труда стран-реципиентов.

Во-вторых, устойчивой тенденцией является постепенное сокращение коэффициента признания беженцев. Причем это касается даже стран с ещё недавно относительно либеральным законодательным режимом в сфере предоставления убежища – Польше, Чехии, Словакии, Болгарии и других. Принимающие страны все более ужесточают миграционные требования к людям, ищущим убежище, пытаясь отделить настоящих беженцев от тех, кто использует этот канал получения статуса для переезда по экономическим мотивам.

В-третьих, политика предоставления гражданства претерпела определённую эволюцию и основана на комбинации принципов «крови» и «земли». Большинство стран уходят от принципа предоставления гражданства только на основе принципа «крови». Также существенно сокращаются возможности миграции по линии воссоединения семей.

В-четвертых, унификация национальных законодательств в рамках единого экономического пространства, которая выражается в создании режима наибольшего благоприятствования в миграции по отношению к гражданам стран ЕС и ЕАСТ, а также ужесточение миграционных требований к гражданам третьих стран. В качестве примера можно привести Шенгенские соглашения, предусматривающие либеральные нормы передвижения населения в странах-участницах и ограничительные меры по отношению к иммигрантам из остальных государств.

В-пятых, современная установка государств-реципиентов относительно демографической проблемы таков – привлечение внешних мигрантов необходимо, но они должны обладать заданными качественными характеристиками (высокий уровень квалификации, определённые виды специалистов, востребованные на рынке труда и пр.).

В-шестых, предотвращение нелегальной миграции является наиболее перспективной и эффективной формой снижения затрат принимающих государств. Но некоторые эксперты считают, что феномен нелегальной иммиграции обязан своим существованием, прежде всего, существованию рынка нелегального труда, который формируется в результате спроса на неквалифицированный дешёвый труд гастрабайтеров в стране иммиграции.

Из сказанного выше следует, что основным сокращением издержек государств-реципиентов следует считать борьбу с собственным нелегальным рынком труда, который наносит ущерб экономике государства, дискредитирует его миграционную политику и создает угрозу национальной безопасности государства [6].

 

1.2 Механизмы регулирования международной миграции рабочей силы

 

Особое место в миграционной политике занимает регулирование трудовой миграции. Процесс международной миграции рабочей силы и населения регулируется национальным законодательством различных стран и международными правовыми актами. В законодательстве находят отражение две тенденции: одна – к открытой экономике и соответственно к свободному перемещению трудовых ресурсов и населения; другая – к протекционизму и ограничениям в области международной миграции.

Одной из важнейших целей миграционной политики – защита национального рынка труда от неконтролируемого притока иностранной рабочей силы. Учитывая это, государства-импортеры широко применяют меры по регулированию и предотвращению незаконной миграции и сокращению числа иностранных рабочих на своей территории [7].

Среди мер по регулированию международной миграции рабочей силы можно выделить следующие:

  • введение или ужесточение визового режима;
  • сокращение социальных преимуществ (выплат, пособий, размеров помощи и т.п.);
  • ограниченное толкование критериев того, кого можно считать настоящим беженцем. Появились и политические ограничения на предоставление статуса беженцев, в частности, складывается практика отказов в предоставлении этого статуса людям, которые подвергались преследованиям со стороны «негосударственных сил»;
  • угроза задержания. Правительства некоторых государств используют процедуру задержания для контроля над территориальным передвижением иностранцев, которые ищут убежища как по прибытии в страну и во время рассмотрения их ходатайств о разрешении остаться, так и позднее в отношении лиц, получивших на свои заявления отказ и ожидающих высылки.

Но, как показывает практика, введение ограничительных мер в отношении легальных мигрантов обычно сопровождается лишь ростом масштабов нелегальной миграции [6].

Предотвращение нелегальной миграции может достигаться различными способами, в том числе:

1. Пресечение несанкционированного въезда в страну (укрепление пограничных и миграционных служб, созданием центров содержания незаконных мигрантов и др.). Нелегальная иммиграция получила широкое распространение практически во всех странах-импортерах рабочей силы. Например, в США, по различным оценкам, проживает от 6 до 12 миллионов незарегистрированных иммигрантов. Средством борьбы с данным явлением служит депортация и интернирование незаконно проникших в страну иностранцев. С этой целью в США созданы специальные лагеря для интернирования в них незаконно прибывших лиц. Принимаются меры по укреплению Службы иммиграции и натурализации (СИН) с тем, чтобы обеспечить более жесткую охрану государственных границ. Некоторые участки границы с Мексикой оборудованы новыми системами радарного и телевизионного наблюдения, увеличено число пограничников.

В Великобритании в соответствии с британским законодательством депортации подлежат все лица, присутствие которых рассматривается как «не способствующее общественному благосостоянию». Незаконные иммигранты могут быть выселены из страны в любое время и без излишних бюрократических проволочек.

Жесткая политика по ограничению нелегальной миграции и контроль на границах являются важнейшими требованиями, предъявляемыми странами ЕС к своим новым или потенциальным членам;

2. Стимулирование репарации иммигрантов в странах-импортерах рабочей силы. Одним из средств ограничительной иммиграционной политики является сокращение численности иностранцев, находящихся в странах-импортерах. Большинство стран-импортеров рабочей силы приняли государственные программы стимулирования репарации официально зарегистрированных иностранных граждан. Примером такого сотрудничества служат Германия и Турция, подписавшие двустороннее соглашение о создании кооперативов развития, а впоследствии и акционерных обществ с привлечением денежных средств работающих в Германии турецких граждан. В Нидерландах также разработан государственный проект, предусматривающий стимулирование отъезда иностранцев из страны, предоставление соответствующих кредитов рабочим-мигрантам, желающим открыть собственные небольшие предприятия у себя на родине, обеспечение их работой по месту постоянного проживания;

3. Усложнение процедурных норм, регулирующих вопросы въезда, продления срока пребывания в стране, перемены рабочего места и т. п. Эти административно-правовые меры направлены на сокращение числа прибывших трудящихся-мигрантов. В большинства стран-импортеров въездные визы выдаются только тем иммигрантам, которым гарантируется трудоустройство. Например, в США для получения визы на въезд необходимо иметь так называемый трудовой сертификат – официальное подтверждение от фирмы или компании о согласии предоставить рабочее место, заверенное в Министерстве труда. Сертификат служит свидетельством того, что на место предполагаемого трудоустройства иностранца в данный момент не претендуют американские рабочие, имеющие достаточную квалификацию для выполнения работы, предоставляемой иностранцу [2, с. 45];

4. Заключение соответствующих договоров и соглашений между принимающими государствами. К примеру, между государствами Шенгенского соглашения заключены договоренности о проведении единой визовой и иммиграционной политики, о единых нормах охраны внешних границ, а также о сотрудничестве в борьбе с преступностью;

5. Подписание двусторонних актов между странами-донорами и реципиентами, особенно в случае, если они граничат друг с другом (хорошим примером тут является Австрия, которая имеет договор с Венгрией, позволяющий возвращать нелегальных мигрантов без всяких бюрократических проволочек);

6. Введение уголовного наказания для организаторов трафика незаконных мигрантов (Германия, Болгария);

7. Проведением амнистий для нелегальных мигрантов (Франция, 1981 г., Италия, 1990 г., Испания, 1991 г.), которые, с одной стороны, вводят их в правое поле и позволяют более жестко контролировать, но с другой, создают прецедент для новых нелегальных мигрантов, рассчитывающих на повторение этой процедуры в будущем;

8. Принятием программ добровольной репатриации нелегальных мигрантов, которые, как правило, не пользуются популярностью [6].

Кроме того, при проведении миграционной политики используются меры ограничительного характера: профессиональные, возрастные, социально-экономические. Для преодоления стихийного движения миграционных потоков осуществляется дифференцированный подход к различным категориям работников. Каждая страна устанавливает перечень иммигрантов определенных профессий, в приеме которых она заинтересована.

Осуществляется количественное квотирование, определяющее долю иммигрантов в национальной экономике и отдельных отраслях. Ежегодно в стране-импортере рассчитывается и утверждается показатель иммиграционной квоты. При этом учитываются состояние занятости трудовых ресурсов, рынка жилья, социально-политическая ситуация в стране-импортере. Например, в Канаде – стране, наиболее открытой для иммиграции, общая квота, выделенная правительством на 2011 год, составила 300 тысяч человек, в США имиграционные квоты были распределены следующим образом: 70% – родственники граждан США; 20% – специалисты, в которых нуждается США; 10% – прочие группы иммигрантов. Как правило размеры иммиграционной квоты не постоянны.

Необходимо отметить, что в последние годы в руководящих инстанциях Европейского Союза и ряда европейских государств прослеживается линия на выработку единых механизмов регулирования миграционных потоков [7].

Обобщая изложенное, следует отметить, что все механизмы регулирования миграционных процессов могут быть объединены в две большие группы: поддающиеся регулированию со стороны политических властей и индивидуально-инициативные, носящие социокультурный характер. В первую группу (политические механизмы регулирования) войдут те, которые находятся в компетенции политики. Это законодательные акты, к которым относятся, прежде всего, законы, указы, приказы и т. д., а также сама структура государственного органа управления миграционной политики. Ко второй группе (социокультурные механизмы регулирования) относятся те, которые могут не принимать форму политической воли и, возможно, даже не находиться в компетенции государственного органа управления миграционной политики, но так или иначе влияющие на формирование миграционной политики страны и регионов [8].

Информация о работе Совершенствования миграционной политики в Республики Беларусь