Понятия миграции и миграционной политики. Миграционная политика как элемент социальной политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2011 в 18:22, курсовая работа

Краткое описание

В процессе исследования автор поставил следующие основные задачи курсовой работы:

- раскрыть сущность миграции, ее видов. А также исследовать различные методы и методики анализа миграционных потоков, их количественных и качественных характеристик ;

- проанализировать современные миграционные потоки в Республике Башкортостан;

- дать оценку влияния анализа миграционных потоков на формирование социальной политики Республики Башкортостан;

- сформулировать основные выводы проведенных исследований и дать оценку государственной региональной политики в рамках исследуемой темы;

-выявить проблемы, связанные с реализацией социальной политики, направленной на регулирование миграционных процессов и предложить направления эффективного их решения.

Цель курсовой работы состоит в закреплении полученных в период обучения и расширении теоретических знаний по изучаемому курсу.

Оглавление

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2
1. Понятия миграции и миграционной политики. Миграционная политика как элемент социальной политики . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.1. Понятия миграции и миграционной политики . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.2. Методика анализа количественных и качественных характеристик миграционных потоков. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
2. Анализ миграционных потоков в РФ и Республике Башкортостан 20
2.1. Формирование основ миграционной политики в Российской Федерации и Республике Башкортостан.. . 20
2.2 Анализ миграционных потоков в РФ и Республики Башкортостан. 24
3. Проблемы реализации и направления совершенствования миграционной политики в РФ и Республике Башкортостан. . . . . . .
34
3.1. Проблемы реализации миграционной политики, выявленные по результатам анализа миграционных потоков в РФ и республике . . 34
3.2. Направления совершенствования миграционной политики в Республике Башкортостан. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 42
Список использованной литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

миграционная политика.doc

— 360.50 Кб (Скачать)

     В оттоке населения по личным, семейным причинам наибольшая убыль складывается в обмене с Челябинской (-725), Свердловской (-438), а также с г. Москвой (-222 человека), Московской областью (-396) и г. Санкт- Петербургом (-285), Краснодарским краем (-199).

     Основную  часть миграционной прибыли в  межрегиональном потоке по причине  возврата к прежнему месту жительства приносят республике Тюменская (+1264 в 2008г.), Челябинская (+992) и Свердловская области (+412), Республика Удмуртия (+197) и Самарская область (+113).

     Результат миграционных процессов по тем или  иным причинам меняется в зависимости  от возрастных групп. Убыль в связи с учебой сосредоточена в возрастах от 16 до 24 лет; основная часть выезжающих по работе или личным причинам – в возрастах от 20 до 39 лет .

     В Республике Башкортостан объем миграционного  потока (прибывшие+выбывшие), связанного с переменой постоянного места  жительства, за январь-май 2010г. составил 49,0 тысяч случаев. Миграционная подвижность по сравнению с январём-маем 2009г. уменьшилась на 1,0%.

     Число выбывших за пределы республики составило 7,3 тыс.человек, сменили свое прежнее  место жительства на Республику Башкортостан 7,9 тыс.человек. Около 17 тыс. человек мигрировали внутри республики.  
 

3. ПРОБЛЕМЫ  РЕАЛИЗАЦИИ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ  МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В РФ  И РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН 

3.1 Проблемы  реализации миграционной политики, выявленные по результатам анализа  миграционных потоков в РФ  и республике

     В современном мире мобильность населения превращается в центральную ценность, важнейший ресурс и ключевой фактор социального развития.

      Социальная  сущность миграционных процессов выражена в системе взаимоотношений личности мигранта и принимающего общества, социальной обусловленности структурной миграции, характеризующейся различиями уровня социально-экономического развития регионов. В связи с этим возникает множество социальных проблем.

Во-первых, миграция способствует созданию дисбаланса в социальной структуре общества, что провоцирует маргинализацию заметной части людей, которые характеризуются низкой адаптацией, асоциальными и антисоциальными установками в своей социально-экономической деятельности, что главным образом, сказывается негативно как на жизнедеятельности отдельных групп, так и общества  в целом;

Во-вторых, проблемы внутренней трудовой миграции населения заключаются в том, что высокие коэффициенты миграционного прироста приходятся на регионы Центрального и Южного федеральных округов. Негативный результат - вымывание рабочей силы из республики;  

В- третьих, для многих молодых людей возможность получить бесплатное образование за счет государства или организации становится важнейшим стимулом к переселению в регионы, где можно реализовать эту возможность.

После окончания учебного заведения (не обеспеченного  государственным заказом на выпускников) выпускники вузов остаются в перенаселенных городах, усиливая асимметрию в миграционных потоках, способствуя развитию депопуляционной  тенденции в регионах, откуда они ушли.  

В-четвертых, основными мотивами к миграции является экономические: отсутствие работы или  низкие заработки;

В –  пятых, нерегулируемая миграция является существенным социальным фактором межнациональной  напряженности в ряде регионов России и весьма затрудняют приживаемость мигрантов на новом месте жительства, их социальную адаптацию. Негативные явления, связанные с приездом мигрантов на рис. 2.7

Рис.2.7 Негативные явления, связанные с  приездом мигрантов.

В-шестых,  еще одна социальная проблема - ущемление законных прав мигрантов, в бюрократическом произволе, коррупции и других негативных формах. Данные опроса различных категорий мигрантов свидетельствуют, что почти 40% опрошенных были наняты на работу без заключения с ними официального трудового соглашения (контракта); 20% - сталкивались с нарушением законов при получении вида на жительство или регистрации (среди вынужденных беженцев и переселенцев доля таких составила 32,4%); 15,2% - с вымогательством (сотрудников милиции, миграционной службы и др.). 
 
 
 

       России существует большое число ограничений успешной реализации миграционной политики.

Это:

-  В России, на уровне институтов власти, практически отсутствует стратегический подход к массовой миграции, как средству решения демографической проблемы. Стратегия заменяется тактическими решениями, которые направлены скорее на ограничение миграции. Например, передача миграционных служб в подчинение МВД привела к резкому сокращению официально регистрируемого миграционного притока. В январе 2011 года о необходимости изменения тактики в отношении миграции и мигрантов отметил Председатель Правительства РФ В.В. Путин.

-   Существующий порядок функционирования миграционных служб делает Россию крайне непритягательной страной для переезда, а тем более – для получения гражданства. Бюрократические препоны, коррупция стимулируют нелегальную миграцию.

-  Политическая система не обладает гибкостью в подходе к миграции, принимая шаблонные решения. Между тем, существует ряд направлений, где миграция действительная должна быть ограничена (китайская миграция на Дальний Восток), и ряд направлений, где она просто необходима – максимальное привлечение русскоязычного населения в среднесрочной перспективе.

-   Политическая идентичность России сегодня является скорее неблагоприятным фактором  для миграции. Политиками нередко транслируются националистические идеи. В условиях практической необходимости притока мигрантов, эти идеи могут стать основой будущих конфликтов на национальной почве, а следовательно, нестабильности и социальной напряженности.

-  Политическая система России не в состоянии эффективно решить проблему социально неадаптированных слоев собственного населения. Этот фактор может привести к возникновению социальных конфликтов в отношениях с массами мигрантов.

       В наступившем XXI веке численность населения нашей страны продолжит устойчиво сокращаться (по прогнозам ООН, в 2000–2050 годах естественная убыль будет составлять в среднем около 860 тысяч человек в год), в то же время Россия столкнется с нарастающим старением населения. Следствием указанных демографических тенденций станет сокращение численности трудоспособного населения — основного источника формирования трудовых ресурсов. По прогнозам Росстата, с 2010 по 2018 год численность трудоспособного населения в России будет ежегодно уменьшаться примерно на 1,2 млн. человек, а всего в 2007–20025 годах она сократится более чем на 15 миллионов человек.

     Для отдельных регионов и отраслей национальной экономики к 2015 году дефицит рабочей  силы может достигнуть от 0,1% до 22,6%.

     В условиях роста миграционных потоков  в современной России и Республике Башкортостан комплексный подход к регулированию миграционных потоков заставляет рассматривать мигранта в его взаимосвязях с различными социальными группами, с учетом его ценностных потребностей с ориентацией на этнокультурную среду в регионах. 

     3.2 Направления совершенствования миграционной политики в Республике Башкортостан

     Сложная миграционная ситуация, сложившаяся  в республике,  требует принятия определенных мер регулирования миграционных потоков.

     Для этого требуется:

- объединение усилий государственных и общественных организаций, направленных на формирование единых подходов в реализации разработанных направлений миграционной политики;

- дальнейшего совершенствования законодательства Республики Башкортостан в сферах миграционных процессов; 

- координации действий законодательных и исполнительных органов на республиканском и муниципальном уровнях, направленных на регулирование миграционных процессов;

- концентрации  финансовых и материальных ресурсов на реализации приоритетных направлений Концепции, регулирующей миграционные процессы, с использованием бюджетных средств, внебюджетных поступлений;

- постоянного мониторинга и анализа миграционных процессов.

     Непосредственно в области миграции необходимо в качестве приоритетов определить следующее:

- сокращение оттока населения за пределы Республики Башкортостан;

- привлечение мигрантов в республику из других регионов Российской Федерации;

- привлечение иммигрантов, в первую очередь бывших соотечественников из государств СНГ;

- обеспечение адаптации и интеграции мигрантов в условия республики;

- снижение численности незаконных мигрантов.

Решать  эти задачи  необходимо путем:

- создания социально-экономических условий, способствующих сокращению оттока населения за пределы республики и сохранению научно-технического, интеллектуального и творческого потенциала республики;

- стимулирования притока мигрантов, обладающих профессиями и квалификациями, востребованными на республиканском рынке труда, и создания необходимых условий для их трудовой деятельности;

- разработки социально-экономических мер по повышению миграционной привлекательности Республики Башкортостан;

- стимулирования возвращения в республику выпускников учебных заведений - уроженцев Республики Башкортостан, получивших образование в других регионах Российской Федерации и за рубежом;

- обеспечения рационального расселения мигрантов на территории республики;

- содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, прежде всего в странах СНГ;

- создания условий для адаптации и интеграции иммигрантов в Республике Башкортостан, а также обеспечения толерантности местного населения переселенцам;

- обеспечения финансирования комплекса мер, направленных на стимулирование притока мигрантов (жилищное обустройство, занятость и др.);

- совершенствования механизмов профилактики, выявления и пресечения незаконной иммиграции.

Кроме того для успешного решения вышеназванных  задач необходимо качественное информационное обеспечение, что предполагает:

- использование достоверной информации о состоянии и развитии демографических и миграционных процессов в республике по итогам переписей населения, данным государственной статистики, результатам социологических и научных исследований;

- осуществление мониторинга развития миграционных процессов;

- формирование единой информационной системы, раскрывающей роль миграции в стабилизации и воспроизводстве населения путем создания специальных телевизионных и радиопрограмм, рубрик в газетах, журналах, разработки учебных программ.

Для создания  условий адаптации и интеграции вынужденных мигрантов необходимо:

     - разработка эффективного механизма использования средств бюджетов всех уровней, направляемых на прием и обустройство вынужденных мигрантов;

     - создание условий для социально-бытового  обустройства вынужденных мигрантов,  их интеграции на рынке труда,  вступления на профессиональные союзы, реализации их конституционных прав и свобод человека и гражданина;

     - создание региональных и межрегиональных  систем обмена информацией о  возможностях обустройства вынужденных  мигрантов;

     - государственная поддержка в  приоритетном порядке социально незащищенных категорий вынужденных мигрантов, а также лиц, прибывших в Россию, в частности в республику Башкортостан в условиях чрезвычайных обстоятельств, обеспечение сбалансированности национального рынка труда с учетом принципа преимущественного трудоустройства граждан Российской Федерации;

Информация о работе Понятия миграции и миграционной политики. Миграционная политика как элемент социальной политики