Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2011 в 18:22, курсовая работа
В процессе исследования автор поставил следующие основные задачи курсовой работы:
- раскрыть сущность миграции, ее видов. А также исследовать различные методы и методики анализа миграционных потоков, их количественных и качественных характеристик ;
- проанализировать современные миграционные потоки в Республике Башкортостан;
- дать оценку влияния анализа миграционных потоков на формирование социальной политики Республики Башкортостан;
- сформулировать основные выводы проведенных исследований и дать оценку государственной региональной политики в рамках исследуемой темы;
-выявить проблемы, связанные с реализацией социальной политики, направленной на регулирование миграционных процессов и предложить направления эффективного их решения.
Цель курсовой работы состоит в закреплении полученных в период обучения и расширении теоретических знаний по изучаемому курсу.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2
1. Понятия миграции и миграционной политики. Миграционная политика как элемент социальной политики . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.1. Понятия миграции и миграционной политики . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.2. Методика анализа количественных и качественных характеристик миграционных потоков. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
2. Анализ миграционных потоков в РФ и Республике Башкортостан 20
2.1. Формирование основ миграционной политики в Российской Федерации и Республике Башкортостан.. . 20
2.2 Анализ миграционных потоков в РФ и Республики Башкортостан. 24
3. Проблемы реализации и направления совершенствования миграционной политики в РФ и Республике Башкортостан. . . . . . .
34
3.1. Проблемы реализации миграционной политики, выявленные по результатам анализа миграционных потоков в РФ и республике . . 34
3.2. Направления совершенствования миграционной политики в Республике Башкортостан. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 42
Список использованной литературы
Приложения
В оттоке населения по личным, семейным причинам наибольшая убыль складывается в обмене с Челябинской (-725), Свердловской (-438), а также с г. Москвой (-222 человека), Московской областью (-396) и г. Санкт- Петербургом (-285), Краснодарским краем (-199).
Основную часть миграционной прибыли в межрегиональном потоке по причине возврата к прежнему месту жительства приносят республике Тюменская (+1264 в 2008г.), Челябинская (+992) и Свердловская области (+412), Республика Удмуртия (+197) и Самарская область (+113).
Результат миграционных процессов по тем или иным причинам меняется в зависимости от возрастных групп. Убыль в связи с учебой сосредоточена в возрастах от 16 до 24 лет; основная часть выезжающих по работе или личным причинам – в возрастах от 20 до 39 лет .
В Республике Башкортостан объем миграционного потока (прибывшие+выбывшие), связанного с переменой постоянного места жительства, за январь-май 2010г. составил 49,0 тысяч случаев. Миграционная подвижность по сравнению с январём-маем 2009г. уменьшилась на 1,0%.
Число
выбывших за пределы республики составило
7,3 тыс.человек, сменили свое прежнее
место жительства на Республику Башкортостан
7,9 тыс.человек. Около 17 тыс. человек мигрировали
внутри республики.
3. ПРОБЛЕМЫ
РЕАЛИЗАЦИИ И НАПРАВЛЕНИЯ
3.1 Проблемы
реализации миграционной
В современном мире мобильность населения превращается в центральную ценность, важнейший ресурс и ключевой фактор социального развития.
Социальная
сущность миграционных процессов выражена
в системе взаимоотношений
Во-первых, миграция способствует созданию дисбаланса в социальной структуре общества, что провоцирует маргинализацию заметной части людей, которые характеризуются низкой адаптацией, асоциальными и антисоциальными установками в своей социально-экономической деятельности, что главным образом, сказывается негативно как на жизнедеятельности отдельных групп, так и общества в целом;
Во-вторых,
проблемы внутренней трудовой миграции
населения заключаются в том, что высокие
коэффициенты миграционного прироста
приходятся на регионы Центрального и
Южного федеральных округов. Негативный
результат - вымывание рабочей силы из
республики;
В- третьих, для многих молодых людей возможность получить бесплатное образование за счет государства или организации становится важнейшим стимулом к переселению в регионы, где можно реализовать эту возможность.
После
окончания учебного заведения (не обеспеченного
государственным заказом на выпускников)
выпускники вузов остаются в перенаселенных
городах, усиливая асимметрию в миграционных
потоках, способствуя развитию депопуляционной
тенденции в регионах, откуда они
ушли.
В-четвертых, основными мотивами к миграции является экономические: отсутствие работы или низкие заработки;
В – пятых, нерегулируемая миграция является существенным социальным фактором межнациональной напряженности в ряде регионов России и весьма затрудняют приживаемость мигрантов на новом месте жительства, их социальную адаптацию. Негативные явления, связанные с приездом мигрантов на рис. 2.7
Рис.2.7 Негативные явления, связанные с приездом мигрантов.
В-шестых,
еще одна социальная проблема - ущемление
законных прав мигрантов, в бюрократическом
произволе, коррупции и других негативных
формах. Данные опроса различных категорий
мигрантов свидетельствуют, что почти
40% опрошенных были наняты на работу без
заключения с ними официального трудового
соглашения (контракта); 20% - сталкивались
с нарушением законов при получении вида
на жительство или регистрации (среди
вынужденных беженцев и переселенцев
доля таких составила 32,4%); 15,2% - с вымогательством
(сотрудников милиции, миграционной службы
и др.).
России существует большое число ограничений успешной реализации миграционной политики.
Это:
- В России, на уровне институтов власти, практически отсутствует стратегический подход к массовой миграции, как средству решения демографической проблемы. Стратегия заменяется тактическими решениями, которые направлены скорее на ограничение миграции. Например, передача миграционных служб в подчинение МВД привела к резкому сокращению официально регистрируемого миграционного притока. В январе 2011 года о необходимости изменения тактики в отношении миграции и мигрантов отметил Председатель Правительства РФ В.В. Путин.
- Существующий порядок функционирования миграционных служб делает Россию крайне непритягательной страной для переезда, а тем более – для получения гражданства. Бюрократические препоны, коррупция стимулируют нелегальную миграцию.
- Политическая система не обладает гибкостью в подходе к миграции, принимая шаблонные решения. Между тем, существует ряд направлений, где миграция действительная должна быть ограничена (китайская миграция на Дальний Восток), и ряд направлений, где она просто необходима – максимальное привлечение русскоязычного населения в среднесрочной перспективе.
- Политическая идентичность России сегодня является скорее неблагоприятным фактором для миграции. Политиками нередко транслируются националистические идеи. В условиях практической необходимости притока мигрантов, эти идеи могут стать основой будущих конфликтов на национальной почве, а следовательно, нестабильности и социальной напряженности.
- Политическая система России не в состоянии эффективно решить проблему социально неадаптированных слоев собственного населения. Этот фактор может привести к возникновению социальных конфликтов в отношениях с массами мигрантов.
В наступившем XXI веке численность населения нашей страны продолжит устойчиво сокращаться (по прогнозам ООН, в 2000–2050 годах естественная убыль будет составлять в среднем около 860 тысяч человек в год), в то же время Россия столкнется с нарастающим старением населения. Следствием указанных демографических тенденций станет сокращение численности трудоспособного населения — основного источника формирования трудовых ресурсов. По прогнозам Росстата, с 2010 по 2018 год численность трудоспособного населения в России будет ежегодно уменьшаться примерно на 1,2 млн. человек, а всего в 2007–20025 годах она сократится более чем на 15 миллионов человек.
Для отдельных регионов и отраслей национальной экономики к 2015 году дефицит рабочей силы может достигнуть от 0,1% до 22,6%.
В
условиях роста миграционных потоков
в современной России и Республике
Башкортостан комплексный подход к регулированию
миграционных потоков заставляет рассматривать
мигранта в его взаимосвязях с различными
социальными группами, с учетом его ценностных
потребностей с ориентацией на этнокультурную
среду в регионах.
3.2 Направления совершенствования миграционной политики в Республике Башкортостан
Сложная миграционная ситуация, сложившаяся в республике, требует принятия определенных мер регулирования миграционных потоков.
Для этого требуется:
- объединение усилий государственных и общественных организаций, направленных на формирование единых подходов в реализации разработанных направлений миграционной политики;
- дальнейшего
совершенствования законодательства
Республики Башкортостан в сферах миграционных
процессов;
- координации действий законодательных и исполнительных органов на республиканском и муниципальном уровнях, направленных на регулирование миграционных процессов;
- концентрации финансовых и материальных ресурсов на реализации приоритетных направлений Концепции, регулирующей миграционные процессы, с использованием бюджетных средств, внебюджетных поступлений;
- постоянного мониторинга и анализа миграционных процессов.
Непосредственно в области миграции необходимо в качестве приоритетов определить следующее:
- сокращение оттока населения за пределы Республики Башкортостан;
- привлечение мигрантов в республику из других регионов Российской Федерации;
- привлечение иммигрантов, в первую очередь бывших соотечественников из государств СНГ;
- обеспечение адаптации и интеграции мигрантов в условия республики;
- снижение численности незаконных мигрантов.
Решать эти задачи необходимо путем:
- создания социально-экономических условий, способствующих сокращению оттока населения за пределы республики и сохранению научно-технического, интеллектуального и творческого потенциала республики;
- стимулирования притока мигрантов, обладающих профессиями и квалификациями, востребованными на республиканском рынке труда, и создания необходимых условий для их трудовой деятельности;
- разработки социально-экономических мер по повышению миграционной привлекательности Республики Башкортостан;
- стимулирования возвращения в республику выпускников учебных заведений - уроженцев Республики Башкортостан, получивших образование в других регионах Российской Федерации и за рубежом;
- обеспечения рационального расселения мигрантов на территории республики;
- содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, прежде всего в странах СНГ;
- создания условий для адаптации и интеграции иммигрантов в Республике Башкортостан, а также обеспечения толерантности местного населения переселенцам;
- обеспечения финансирования комплекса мер, направленных на стимулирование притока мигрантов (жилищное обустройство, занятость и др.);
- совершенствования механизмов профилактики, выявления и пресечения незаконной иммиграции.
Кроме
того для успешного решения
- использование достоверной информации о состоянии и развитии демографических и миграционных процессов в республике по итогам переписей населения, данным государственной статистики, результатам социологических и научных исследований;
- осуществление мониторинга развития миграционных процессов;
- формирование единой информационной системы, раскрывающей роль миграции в стабилизации и воспроизводстве населения путем создания специальных телевизионных и радиопрограмм, рубрик в газетах, журналах, разработки учебных программ.
Для создания
условий адаптации и интеграции
вынужденных мигрантов
- разработка эффективного механизма использования средств бюджетов всех уровней, направляемых на прием и обустройство вынужденных мигрантов;
-
создание условий для
-
создание региональных и
- государственная поддержка в приоритетном порядке социально незащищенных категорий вынужденных мигрантов, а также лиц, прибывших в Россию, в частности в республику Башкортостан в условиях чрезвычайных обстоятельств, обеспечение сбалансированности национального рынка труда с учетом принципа преимущественного трудоустройства граждан Российской Федерации;