Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2011 в 18:22, курсовая работа
В процессе исследования автор поставил следующие основные задачи курсовой работы:
- раскрыть сущность миграции, ее видов. А также исследовать различные методы и методики анализа миграционных потоков, их количественных и качественных характеристик ;
- проанализировать современные миграционные потоки в Республике Башкортостан;
- дать оценку влияния анализа миграционных потоков на формирование социальной политики Республики Башкортостан;
- сформулировать основные выводы проведенных исследований и дать оценку государственной региональной политики в рамках исследуемой темы;
-выявить проблемы, связанные с реализацией социальной политики, направленной на регулирование миграционных процессов и предложить направления эффективного их решения.
Цель курсовой работы состоит в закреплении полученных в период обучения и расширении теоретических знаний по изучаемому курсу.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2
1. Понятия миграции и миграционной политики. Миграционная политика как элемент социальной политики . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.1. Понятия миграции и миграционной политики . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.2. Методика анализа количественных и качественных характеристик миграционных потоков. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
2. Анализ миграционных потоков в РФ и Республике Башкортостан 20
2.1. Формирование основ миграционной политики в Российской Федерации и Республике Башкортостан.. . 20
2.2 Анализ миграционных потоков в РФ и Республики Башкортостан. 24
3. Проблемы реализации и направления совершенствования миграционной политики в РФ и Республике Башкортостан. . . . . . .
34
3.1. Проблемы реализации миграционной политики, выявленные по результатам анализа миграционных потоков в РФ и республике . . 34
3.2. Направления совершенствования миграционной политики в Республике Башкортостан. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 42
Список использованной литературы
Приложения
Маятниковые
(челночные) миграции представляют собой
ежедневные или еженедельные поездки
населения от мест жительства до мест
работы (учёбы) и обратно, расположенных
в разных населенных пунктах. Участниками
маятниковых миграций во многих странах
является значительная часть городского
и сельского населения. В основном, перемещения
происходят между пригородами и городами.
Существенны её масштабы в тех агломерациях,
центрами которых являются крупные и крупнейшие
города. Значение маятниковых миграций
в территориальных перемещениях населения
в последнее время возросло. В ряде стран
масштабы ежедневных маятниковых миграций
близки к объемам ежегодных безвозвратных
переселений и даже превышают их. По некоторым
оценкам, в последней четверти XX века в
СССР соотношение между постоянной и маятниковой
миграцией составляло два к трем . Этот
вид миграции влияет количественно и качественно
на трудовые ресурсы поселений — центров
притяжения, где число рабочих мест превышает
собственные ресурсы труда или не соответствует
профессионально-
Сезонные
миграции - это перемещения, главным
образом, экономически активного населения
к местам временной работы и жительства
на срок в несколько месяцев, с
сохранением возможности
Безвозвратный вид (или переселение) может быть назван миграцией в узком смысле этого слова. Ряд исследователей безвозвратную миграцию называют полной, полноценной. Выделяют два условия, которым отвечает безвозвратная миграция:
1) население
перемещается из одних
2) перемещения
сопровождаются сменой
Виды миграции различаются не только по формальным признакам, но и по существу. Так, безвозвратная миграция в отличие от других является важнейшим источником формирования постоянного состава населения в заселяемых местностях. Не всегда можно разграничить разные виды миграции, поскольку один из них может превращаться в другой или выступать его исходным пунктом. Так эпизодическая, маятниковая и сезонная миграции могут быть предшественниками безвозвратной миграции, так как они создают условия (в первую очередь информационные) для выбора возможного постоянного места жительства.
В соответствии с тем, совершается ли перемещение населения внутри страны или между странами, выделяют два вида миграции: внутреннюю и внешнюю. Внутренние миграции не влияют на общую численность населения страны, так как в них участвуют граждане данного государства, не меняя своего подданства, при этом, однако изменяется территориальное распределение населения. Под воздействием внутренних миграций меняется так же демографическая структура. Они оказывают влияние на этнические процессы, воспроизводство населения, социальное движение и другие стороны жизнедеятельности населения различных территорий. Внешние миграции оказывают влияние и на численность и на территориальное размещение населения, то есть на демографическую ситуацию, социальную обстановку, на рынок труда и другое. Это влияние является более сильным, чем от внутренних миграций, так как иностранные граждане являются носителями другой культуры, ориентированы на иные, чем у жителей данной страны, ценности.
Следует отметить, что эпизодическая, маятниковая, сезонная и безвозвратная миграция может быть как внутренней, так и внешней.
Внешняя миграция может происходить как с соблюдением норм закона (легальная миграция), так и с их нарушением (нелегальная миграция). Нелегальная миграция определяется многочисленными факторами, среди которых главенствующее место занимают экономические.
В соответствии с тем, какими причинами вызвано перемещение населения, выделяют экономическую и политическую миграцию. Экономическая миграция, как правило, вызвана стремлением людей, улучшить условия своей жизни, приобрести доступ к определенным благам, получить новые возможности для карьерного роста и др. Мигранты, чье перемещение вызвано экономическими причинами, принимают это решение добровольно. Обычно такая миграция является возвратной, однако, она может быть и безвозвратной.
Политические мигранты, напротив, вынуждены покинуть место своего проживания из-за несоответствия их политических взглядов идеологии властей. Такая миграция носит принудительный характер. Она является безвозвратной, по крайней мере, до тех пор, пока в стране - выхода не произойдет смена существующего строя. Данный тип миграции был характерен для нашей страны. Политическими причинами, например, была вызвана эмиграция русской интеллигенции после революции 1917 года.
Все рассмотренные виды миграции населения существуют самостоятельно, и в то же время оказывают воздействие друг на друга.
Как уже упоминалось ранее, миграции могут совершаться либо как добровольные переселения, либо носят вынужденный (беженцы, перемещенные лица) или принудительный (депортация) характер. Добровольные миграции населения являются преобладающими. Они регулируются косвенно с помощью экономических рычагов. Причины вынужденных миграций – межнациональные конфликты, вооруженные столкновения, экологические катастрофы и другое.
Таким образом, миграция является одним из видов движения населения и представляет собой его территориальное перемещение, совершающееся между разными населенными пунктами, независимо от продолжительности, регулярности и целевой направленности или/и (в узком значении этого слова) завершающееся сменой постоянного места жительства. Выделяют несколько видов миграции: эпизодическую, маятниковую, сезонную и безвозвратную (по целям, преследуемым мигрантами); экономическую и политическую (в зависимости от характера её причин) и другие.
Миграция определенным образом воздействует на территорию, выступая фактором её развития.
Понятие
«миграционная политика»
Существуют два понимания миграционной политики, сформулированных И.А. Романовым. В широком смысле миграционная политика должна воздействовать на все факторы переселенческих процессов. В узком смысле – только на механизмы миграционного движения. Но «узкая» трактовка на деле невозможна, т.е. тем же органам власти и управления приходится улучшать параметры качества жизни, дабы повлиять на потоки переселенцев. Следовательно, миграционная политика – элемент социальной политики как более широкой системы. И.А. Романов полагает, что в условиях резкой неравномерности расселения, оттока жителей из стратегически важных регионов именно миграционная политика становится важной мерой эффективности всей социальной политики.[4,с.61 ]
Традиционные направления миграционной политики – иммиграционный контроль и интеграция переселенцев сочетаются с новыми направлениями – внешней помощью, прямыми иностранными инвестициями, внешней и внешнеторговой политикой по сдерживанию чрезмерной иммиграции. Это позволяет воздействовать на миграционные процессы с упреждением и миграционная политика постиндустриальных обществ выходит с государственного на наднациональный уровень.
Таким образом, миграционная политика – это система принципов, целей и действий, с помощью которых государство и иные политические факторы регулируют потоки переселенцев. Государственная миграционная политика должна быть направлена на достижение целей, соответствующих интересам развития общества как системы. [4,с.61 ]
Сейчас сложились две точки зрения на миграционную политику. Сторонники первой (А.Г. Вишневский, Ж.А. Зайончковская, В.И. Мукомель) доказывают неизбежность массовой миграции в силу демографической нагрузки на экономику. По их прогнозам, к 2025 г. Россия испытает сокращение жителей в трудоспособном возрасте на 16,2 млн. чел. даже с учётом иммиграции.
Сторонники второй точки зрения (Д. Валентей, Н. Слепцов, А. Дмитриев) делают акцент на негативных политических и социокультурных последствиях миграции, предполагая, что РФ должна сохранять сложившийся этноконфессиональный состав населения.
Международная миграция – это неотъемлемая часть глобализации. Если правительства охотно признают мобильность капитала, товаров и идей, но попытаются не допустить свободной миграции населения, такие попытки в принципе не увенчаются успехом. Запреты не остановят миграцию, но будут способствовать расцвету её нелегальных форм, – такова либеральная аргументация регулирования миграции (по А.В. Дмитриеву).[4,62 ]
Вместе с тем либеральный подход должен признавать равные права постоянного населения и мигрантов. Это вступает в противоречие с ограниченностью социального капитала и процессами глобализации, взламывающими автономию сообществ.
Национальное государство, вынужденное сочетать права граждан и с правами человека, неспособно эффективно ограждать своих граждан от посягательств иммигрантов на ограниченные ресурсы.
Миграционная политика должна решать взаимосвязанные задачи: уменьшать негативные последствия миграции, а также раскрывать конструктивный потенциал притока переселенцев.
Миграционная
безопасность определяется как состояние
защищённости интересов личности, общества
и государства, которые могут
быть подвержены угрозам в результате
въезда и выезда из страны, пребывания
и проживания на её территории, межрегиональных
внутренних перемещений. Реализация миграционной
безопасности означает эффективную работу
системы правовых норм, институтов, организаций
по обеспечению национальных интересов
в сфере миграции.
1.2 Методика анализа количественных и качественных характеристик миграционных потоков
Моделирование является одним из важнейших методов исследований во многих отраслях современной науки. Развитие региональной экономики как науки на протяжении уже почти двух столетий (начиная с Й.Тюнена) характеризуется последовательным проникновением математических моделей в исследования проблем регионов, размещения деятельности, региональных систем, пространственной структуры экономики [6, с.132]
Ядро модели функционирования региональной экономики (по А.Г. Гранбергу) наряду с блоками производства товаров, рыночных и нерыночных услуг, государственных доходов и расходов, основных балансовых соотношений включает блок население [6, с.192].
В свою очередь для каждого года исследования для анализа блока население региона строиться три баланса: баланс населения, баланс трудовых ресурсов и баланс денежных доходов и расходов населения.
Баланс населения региона строиться с учетом показателей миграционных потоков. Баланс основан на движении трех возрастных групп: - дотрудоспособном возрасте (Н1), в трудоспособном возрасте (Н2) и послетрудоспособном возрасте (Н3). Учитывается естественное и механическое движение населения. Основные соотношения баланса представлены в виде равенств:
t t t
∆Н
= Н*£
t t t
∆Нj
= Sj*∆Н