Лекции по "Управленческому консультированию"

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 23:54, курс лекций

Краткое описание

Консультирование по вопросам управления, или управленческого
консультирования, давно признано важной профессиональной службой,
которая помогает руководителям анализировать и решать стоящие перед их
организациями практическими задачами, а также усваивать чужой опыт. Сотни
тысяч частных компаний и общественных организаций как в промышленно
развитых странах, так и в менее развитых странах пользовались такими
услугами, отдельно или в сочетании с повышением квалификации, изучением
рынка и степени осуществимости предложений, разработкой систем,
исследованиями с целью выработки мер, консультированием по
профессиональным услугам.

Файлы: 1 файл

минякова лекции.doc

— 387.50 Кб (Скачать)

6)  распределение обязанностей между консультантами и клиентной

организацией;

7) требования к информации о гонорарах и затратах на проект;

8) контактная персона.

Правильно составленное техническое задание – документ, определяющий

ключевые положения консультационного проекта и желаемый результат, но не

ограничивающий свободы и инициативы консультантов в выборе

методического инструментария.

Перед тем как вручить техническое задание консультационным фирмам

(консультантам), включенным в окончательный список, необходимо связаться с

ними и узнать о желании и возможности принять участие в конкурсе. Весьма

вероятно, что после этого список кандидатов сократится. 27

5.4 . Структура и содержание технического задания

1. ВВЕДЕНИЕ

Во введении должно быть в общем виде определено:

– что будет представлять собой проект;

– какие услуги должны быть предоставлены консультационной

организацией (консультантом);

– цели технического задания;

– основные направления проекта.

Введение позволит перейти к описанию клиентной организации и

основным задачам проекта.

2.  ИНФОРМАЦИЯ О КЛИЕНТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

В этом разделе требуется кратко описать:

отрасль, в которой работает предприятие, и основные тенденции развития

отрасли в России;

– краткую историю предприятия;

– территориальное расположение предприятия;

– основные производственные мощности;

– юридический статус и структуру собственности;

– основные виды деятельности (выпускаемая продукция);

–  основные рынки;

– клиентурную базу и крупнейших клиентов;

– конкурентов;

– основных поставщиков;

– организационную структуру предприятия (более подробно остановиться

на подразделениях, непосредственно задействованных в проекте);

– кадровую структуру и руководящих работников;

–  основные показатели деятельности предприятия  (за последние три

года); 

– социальные фонды;

– риски для окружающей среды;

– инвестиционные планы;

– основные проблемы;

– основные направления оздоровления предприятия;

– меры по оздоровлению, проведенные или проводимые самостоятельно;

–  кратко –  работы  (если были),  проводившиеся аудиторскими и

консультационными фирмами на предприятии,  с указанием результатов,

полученных в ходе их реализации.

При описании подразделений и систем,  на которых будет

сконцентрирован проект,  необходимо дать характеристику их руководителей,

указать структуру кадров,  схему и процедуры их взаимодействия,

компьютерное обеспечение,  территориальное расположение и другую

информацию,  которая может потребоваться консультантам при подготовке

технического предложения. 28

3. ЦЕЛИ

В этом разделе должно быть четко определено: 

– чего требуется достичь в результате предполагаемого проекта;

–  каким образом этот проект  «вписывается»  в общую картину

оздоровления предприятия;     

–  какие основные задачи необходимо решить для достижения

поставленных целей;

–   почему решение именно этих задач является приоритетным для

предприятия.

В этом разделе должно быть указано,  что именно предприятие ожидает

получить в ходе реализации проекта.  

4. ОБЪЕМ РАБОТ

В разделе необходимо указать,  какие виды деятельности должны быть

реализованы консультантами для достижения поставленных целей и решения

задач. Как правило, проект состоит из следующих этапов:

– диагностика (примерно 30 % общей трудоемкости проекта); 

–  разработка рекомендаций  (примерно 10 %  общей трудоемкости

проекта);

–  реализация проекта  (внедрение рекомендаций) (60 %  общей

трудоемкости проекта).

Предприятие может предусмотреть и дополнительные этапы работ,

необходимые для достижения поставленных целей и задач.

Однако сильной детализации проекта не требуется,  так как у

консультанта должна быть свобода действий:  методика и подход к решению

одних и тех же задач у различных консалтинговых фирм разные.

Следует четко обозначить,  выполнение каких задач в рамках данного

проекта могут полностью или частично взять на себя сотрудники предприятия,

что позволит уменьшить бюджет проекта,  обучать работников в результате

совместной деятельности с консультантами.

5. ТРЕБОВАНИЯ К КОНСУЛЬТАНТАМ

При подготовке технического задания клиентная организация должна

определить критерии отбора: 

– консультационной фирмы (консультанта);

– специальные требования к команде консультантов (уровень подготовки,

опыт работы в данной  отрасли, опыт выполнения определенных работ и т. д.).

6. ПЕРЕДАЧА ОПЫТА 

Если есть необходимость в передаче опыта реструктуризации

сотрудникам предприятия,  то это необходимо указать в техническом задании.

Наличие у консультантов соответствующей квалификации по передаче опыта в

этом случае будет одним из критериев при оценке технических предложений

консультантов.  Если обучение не предполагается как отдельная задача,  его

можно определить как требование и запланировать соответствующую работу.

7. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА

Результатами работ по проекту могут быть различные документы,

подготовленные консультантами, и существенные (перспективные) изменения. 29

Документы –  бизнес-планы,  инвестиционные планы,  разработанные

процедуры,  пособия,  результаты исследований и анализа,  различные

методические рекомендации,  программное обеспечение,  разрабатываемое

консультантами в ходе проекта.

Краткосрочные изменения  (быстрые результаты) –  меры,  которые

консультанты реализуют уже на первых этапах проекта  (как правило,  это

действия, направленные на устранение очевидных пробелов и способствующие

получению немедленного эффекта).

Существенные изменения –  могут быть направлены на создание или

совершенствование отдельной функции  (отдела,  процедуры),  на изменение

структуры предприятия  (организационной,  корпоративной),  разработку и

создание условий для осуществления долгосрочной стратегии. Следствием этих

изменений может стать заключение новых контрактов, нахождение инвесторов,

получение финансирования и т. д.

8. ОТЧЕТНОСТЬ И ПРОЦЕДУРЫ УТВЕРЖДЕНИЯ

В техническом задании необходимо указать,  кому из сотрудников

предприятия консультанты направляют отчеты  (Ф.И.О.,  должность),

определить требования к отчетности, количество и содержание отчетов, сроки

их представления,  описать процедуру,  сроки утверждения отчетов,  кто из

руководства предприятия их будет утверждать.

В техническом задании обязательно указывается, кому из руководителей

предприятия и сколько экземпляров материалов по проекту представляет

консультант.  Для каждого основного документа необходимо предусмотреть

краткое его изложение (в отдельном приложении).

9. УЧАСТИЕ ПЕРСОНАЛА КЛИЕНТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В ПРОЕКТЕ

В техническом задании должны быть указаны функции конкретных

сотрудников предприятия,  которые они будут выполнять на каждом этапе

консультационного проекта. Необходимо назначить ответственного со стороны

клиентной организации,  который будет обеспечивать сотрудничество с

консультантами, координировать работу по проекту.

В техническом задании необходимо перечислить все сведения и

документы,  которые клиентная организация предоставит консультантам,

оборудование,  помощь.  Клиент должен указать,  какие услуги ранее

оказывались ему другими аудиторскими и консультационными фирмами,  кем

именно.  Техническое задание необходимо дополнить списком имеющихся

данных, указать их точность и место  получения копии.

Следует отметить другие виды участия клиентной организации в проекте:

предоставление помещения,  компьютерного и офисного оборудования,

канцелярских принадлежностей, транспорта, переводческих услуг, проживания,

питания консультантов и др.  Такое участие предприятия позволяет

существенно снизить стоимость проекта.

Приведенный пример технического задания клиента консультантам

может быть использован предприятиями не только для проведения работ по

реструктуризации, но и любого другого консультационного проекта. 30

Техническое задание может быть подготовлено клиентом самостоятельно

или с помощью эксперта.

Как показывает практика,  наибольшие сложности у клиента вызывает

определение и формулирование проблем, постановка задачи для консультантов.

Поэтому очень часто,  прежде чем приступить к работе,  консультантам

приходится вновь разрабатывать техническое задание. 

Теоретическая часть предполагает проведение экспресс-опроса по

следующим учебным вопросам:

1. Содержание приглашения к участию в конкурсе.

2. Технические и финансовые критерии отбора.

3. Назначение технического задания.

4. Структура и содержание технического задания.

5. Информация о клиентной организации.

6. Участие персонала клиентной организации в проекте. 31

Тема 6. АНАЛИЗ ПРЕДЛОЖЕНИЙ КОНСУЛЬТАЦИОННЫХ ФИРМ

6.1. Структура и содержание технического и финансового

предложений

6.2. Оценка предложений

6.3. Цена консультационной услуги

6.4. Методы ценообразования и формы оплаты труда консультантов

6.1. Структура и содержание технического и финансового

предложений

Предложение – выраженное в письменной форме желание и обоснование

способности консультационной фирмы  (консультанта)  предоставить

консультационную услугу клиентной организации.  Содержательная часть

предложения называется техническим предложением.  Обоснование стоимости

консультационного проекта – финансовым.

Стандартной формы консультационного предложения не существует.

Каждая консультационная фирма  (консультант)  готовит его с учетом

собственного опыта по сложившимся правилам. Есть одно общее требование к

консультационному предложению.  Чтобы клиент мог получить необходимую

информацию в полном объеме и не испытывать трудностей при сравнении

предложений разных консультационных организаций  (консультантов),  их

структура должна соответствовать структуре технического задания  (т. е. давать

ответ на вопросы, поставленные в техническом задании).

Клиентные организации могут использовать следующую модель

консультационных предложений (технического и финансового).

Модель консультационного предложения

Разделы Содержание

1. Введение Постановка задачи

Что требуется достичь

2. Подход консультационной

фирмы (консультанта)

Что будут делать консультанты

3. Команда Кто будет выполнять работу (образование и опыт)

Роль клиента

4. Сроки Когда работа будет выполнена

5. Затраты Оплата труда консультантов

6. Выводы Почему именно эта консультационная фирма (консультант)

подходит для данной работы

В таблице приведено краткое содержание технического предложения на

Информация о работе Лекции по "Управленческому консультированию"