Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 23:54, курс лекций
Консультирование по вопросам управления, или управленческого
консультирования, давно признано важной профессиональной службой,
которая помогает руководителям анализировать и решать стоящие перед их
организациями практическими задачами, а также усваивать чужой опыт. Сотни
тысяч частных компаний и общественных организаций как в промышленно
развитых странах, так и в менее развитых странах пользовались такими
услугами, отдельно или в сочетании с повышением квалификации, изучением
рынка и степени осуществимости предложений, разработкой систем,
исследованиями с целью выработки мер, консультированием по
профессиональным услугам.
6) распределение обязанностей между консультантами и клиентной
организацией;
7) требования к информации о гонорарах и затратах на проект;
8) контактная персона.
Правильно составленное техническое задание – документ, определяющий
ключевые положения консультационного проекта и желаемый результат, но не
ограничивающий свободы и инициативы консультантов в выборе
методического инструментария.
Перед тем как вручить техническое задание консультационным фирмам
(консультантам), включенным в окончательный список, необходимо связаться с
ними и узнать о желании и возможности принять участие в конкурсе. Весьма
вероятно, что после этого список кандидатов сократится. 27
5.4 . Структура и содержание технического задания
1. ВВЕДЕНИЕ
Во введении должно быть в общем виде определено:
– что будет представлять собой проект;
– какие услуги должны быть предоставлены консультационной
организацией (консультантом);
– цели технического задания;
– основные направления проекта.
Введение позволит перейти к описанию клиентной организации и
основным задачам проекта.
2. ИНФОРМАЦИЯ О КЛИЕНТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
В этом разделе требуется кратко описать:
отрасль, в которой работает предприятие, и основные тенденции развития
отрасли в России;
– краткую историю предприятия;
– территориальное расположение предприятия;
– основные производственные мощности;
– юридический статус и структуру собственности;
– основные виды деятельности (выпускаемая продукция);
– основные рынки;
– клиентурную базу и крупнейших клиентов;
– конкурентов;
– основных поставщиков;
– организационную структуру предприятия (более подробно остановиться
на подразделениях, непосредственно задействованных в проекте);
– кадровую структуру и руководящих работников;
– основные показатели деятельности предприятия (за последние три
года);
– социальные фонды;
– риски для окружающей среды;
– инвестиционные планы;
– основные проблемы;
– основные направления оздоровления предприятия;
– меры по оздоровлению, проведенные или проводимые самостоятельно;
– кратко – работы (если были), проводившиеся аудиторскими и
консультационными фирмами на предприятии, с указанием результатов,
полученных в ходе их реализации.
При описании подразделений и систем, на которых будет
сконцентрирован проект, необходимо дать характеристику их руководителей,
указать структуру кадров, схему и процедуры их взаимодействия,
компьютерное обеспечение, территориальное расположение и другую
информацию, которая может потребоваться консультантам при подготовке
технического предложения. 28
3. ЦЕЛИ
В этом разделе должно быть четко определено:
– чего требуется достичь в результате предполагаемого проекта;
– каким образом этот проект «вписывается» в общую картину
оздоровления предприятия;
– какие основные задачи необходимо решить для достижения
поставленных целей;
– почему решение именно этих задач является приоритетным для
предприятия.
В этом разделе должно быть указано, что именно предприятие ожидает
получить в ходе реализации проекта.
4. ОБЪЕМ РАБОТ
В разделе необходимо указать, какие виды деятельности должны быть
реализованы консультантами для достижения поставленных целей и решения
задач. Как правило, проект состоит из следующих этапов:
– диагностика (примерно 30 % общей трудоемкости проекта);
– разработка рекомендаций (примерно 10 % общей трудоемкости
проекта);
– реализация проекта (внедрение рекомендаций) (60 % общей
трудоемкости проекта).
Предприятие может предусмотреть и дополнительные этапы работ,
необходимые для достижения поставленных целей и задач.
Однако сильной детализации проекта не требуется, так как у
консультанта должна быть свобода действий: методика и подход к решению
одних и тех же задач у различных консалтинговых фирм разные.
Следует четко обозначить, выполнение каких задач в рамках данного
проекта могут полностью или частично взять на себя сотрудники предприятия,
что позволит уменьшить бюджет проекта, обучать работников в результате
совместной деятельности с консультантами.
5. ТРЕБОВАНИЯ К КОНСУЛЬТАНТАМ
При подготовке технического задания клиентная организация должна
определить критерии отбора:
– консультационной фирмы (консультанта);
– специальные требования к команде консультантов (уровень подготовки,
опыт работы в данной отрасли, опыт выполнения определенных работ и т. д.).
6. ПЕРЕДАЧА ОПЫТА
Если есть необходимость в передаче опыта реструктуризации
сотрудникам предприятия, то это необходимо указать в техническом задании.
Наличие у консультантов соответствующей квалификации по передаче опыта в
этом случае будет одним из критериев при оценке технических предложений
консультантов. Если обучение не предполагается как отдельная задача, его
можно определить как требование и запланировать соответствующую работу.
7. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА
Результатами работ по проекту могут быть различные документы,
подготовленные консультантами, и существенные (перспективные) изменения. 29
Документы – бизнес-планы, инвестиционные планы, разработанные
процедуры, пособия, результаты исследований и анализа, различные
методические рекомендации, программное обеспечение, разрабатываемое
консультантами в ходе проекта.
Краткосрочные изменения (быстрые результаты) – меры, которые
консультанты реализуют уже на первых этапах проекта (как правило, это
действия, направленные на устранение очевидных пробелов и способствующие
получению немедленного эффекта).
Существенные изменения – могут быть направлены на создание или
совершенствование отдельной функции (отдела, процедуры), на изменение
структуры предприятия (организационной, корпоративной), разработку и
создание условий для осуществления долгосрочной стратегии. Следствием этих
изменений может стать заключение новых контрактов, нахождение инвесторов,
получение финансирования и т. д.
8. ОТЧЕТНОСТЬ И ПРОЦЕДУРЫ УТВЕРЖДЕНИЯ
В техническом задании необходимо указать, кому из сотрудников
предприятия консультанты направляют отчеты (Ф.И.О., должность),
определить требования к отчетности, количество и содержание отчетов, сроки
их представления, описать процедуру, сроки утверждения отчетов, кто из
руководства предприятия их будет утверждать.
В техническом задании обязательно указывается, кому из руководителей
предприятия и сколько экземпляров материалов по проекту представляет
консультант. Для каждого основного документа необходимо предусмотреть
краткое его изложение (в отдельном приложении).
9. УЧАСТИЕ ПЕРСОНАЛА КЛИЕНТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В ПРОЕКТЕ
В техническом задании должны быть указаны функции конкретных
сотрудников предприятия, которые они будут выполнять на каждом этапе
консультационного проекта. Необходимо назначить ответственного со стороны
клиентной организации, который будет обеспечивать сотрудничество с
консультантами, координировать работу по проекту.
В техническом задании необходимо перечислить все сведения и
документы, которые клиентная организация предоставит консультантам,
оборудование, помощь. Клиент должен указать, какие услуги ранее
оказывались ему другими аудиторскими и консультационными фирмами, кем
именно. Техническое задание необходимо дополнить списком имеющихся
данных, указать их точность и место получения копии.
Следует отметить другие виды участия клиентной организации в проекте:
предоставление помещения, компьютерного и офисного оборудования,
канцелярских принадлежностей, транспорта, переводческих услуг, проживания,
питания консультантов и др. Такое участие предприятия позволяет
существенно снизить стоимость проекта.
Приведенный пример технического задания клиента консультантам
может быть использован предприятиями не только для проведения работ по
реструктуризации, но и любого другого консультационного проекта. 30
Техническое задание может быть подготовлено клиентом самостоятельно
или с помощью эксперта.
Как показывает практика, наибольшие сложности у клиента вызывает
определение и формулирование проблем, постановка задачи для консультантов.
Поэтому очень часто, прежде чем приступить к работе, консультантам
приходится вновь разрабатывать техническое задание.
Теоретическая часть предполагает проведение экспресс-опроса по
следующим учебным вопросам:
1. Содержание приглашения к участию в конкурсе.
2. Технические и финансовые критерии отбора.
3. Назначение технического задания.
4. Структура и содержание технического задания.
5. Информация о клиентной организации.
6. Участие персонала клиентной организации в проекте. 31
Тема 6. АНАЛИЗ ПРЕДЛОЖЕНИЙ КОНСУЛЬТАЦИОННЫХ ФИРМ
6.1. Структура и содержание технического и финансового
предложений
6.2. Оценка предложений
6.3. Цена консультационной услуги
6.4. Методы ценообразования и формы оплаты труда консультантов
6.1. Структура и содержание технического и финансового
предложений
Предложение – выраженное в письменной форме желание и обоснование
способности консультационной фирмы (консультанта) предоставить
консультационную услугу клиентной организации. Содержательная часть
предложения называется техническим предложением. Обоснование стоимости
консультационного проекта – финансовым.
Стандартной формы консультационного предложения не существует.
Каждая консультационная фирма (консультант) готовит его с учетом
собственного опыта по сложившимся правилам. Есть одно общее требование к
консультационному предложению. Чтобы клиент мог получить необходимую
информацию в полном объеме и не испытывать трудностей при сравнении
предложений разных консультационных организаций (консультантов), их
структура должна соответствовать структуре технического задания (т. е. давать
ответ на вопросы, поставленные в техническом задании).
Клиентные организации могут использовать следующую модель
консультационных предложений (технического и финансового).
Модель консультационного предложения
Разделы Содержание
1. Введение Постановка задачи
Что требуется достичь
2. Подход консультационной
фирмы (консультанта)
Что будут делать консультанты
3. Команда Кто будет выполнять работу (образование и опыт)
Роль клиента
4. Сроки Когда работа будет выполнена
5. Затраты Оплата труда консультантов
6. Выводы Почему именно эта консультационная фирма (консультант)
подходит для данной работы
В таблице приведено краткое содержание технического предложения на
Информация о работе Лекции по "Управленческому консультированию"