Управленческое консультирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 20:05, курсовая работа

Краткое описание

Консультирование по вопросам управления, т.е. управленческое консультирование, является особой сферой услуг и составной частью инфраструктуры рыночной экономики. Это важная профессиональная служба, помогающая руководителям анализировать и решать стоящие перед их организациями практические задачи, а также перенимать чужой опыт. Для России профессиональное управленческое консультирование является сравнительно новой областью, хотя консультирование как форма дачи независимых советов существует столь долго, сколько существует человечество.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

1. Управленческое консультирование в России………………5
1.1 Понятие управленческое консультирование………………………..5
1.2 Становление управленческого консультирования в России………6
1.3 Сущность управленческого консультирования в России………....10
2. Содержание российского управленческого консультирования………………………………………………………..13
2.1 Особенности российского управленческого консультирования….13
2.2 Структура российского управленческого консультирования…….16
3. Организационные задачи российских консультантов..21
3.1 Профессиональные объединения консультантов……………….….21
3.2 Проблемы, решаемые российскими консультантами……………...26
заключение……………………………………………………………….....31
список литературы……………………………………………………….33

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 68.95 Кб (Скачать)

 

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО

Уральский государственный  горный университет

 

 

 

 

 

 

Кафедра социологии и истории

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

По дисциплине: «Социология и психология управления»

На тему: «Управленческое консультирование»

 

 

 

 

 

 

Исполнитель: студент  3 курса, 

Факультета, специальности

Шайбаков Виталий Тимофеевич

 

                                                        Научный руководитель:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург - 2012

 

ОГЛАВЛЕНИЕ:

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

 

1. Управленческое консультирование  в России………………5

1.1 Понятие  управленческое консультирование………………………..5

1.2 Становление  управленческого консультирования  в России………6

1.3 Сущность  управленческого консультирования  в России………....10

2. Содержание российского  управленческого консультирования………………………………………………………..13

2.1 Особенности  российского управленческого консультирования….13

2.2 Структура  российского управленческого консультирования…….16

3. Организационные задачи российских  консультантов..21

3.1 Профессиональные  объединения консультантов……………….….21

3.2 Проблемы, решаемые российскими консультантами……………...26

заключение……………………………………………………………….....31

список литературы……………………………………………………….33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Консультирование  по вопросам управления, т.е. управленческое консультирование, является особой сферой услуг и составной частью инфраструктуры рыночной экономики. Это важная профессиональная служба, помогающая руководителям анализировать  и решать стоящие перед их организациями  практические задачи, а также перенимать чужой опыт. Для России профессиональное управленческое консультирование является сравнительно новой областью, хотя консультирование как форма дачи независимых советов существует столь долго, сколько существует человечество.

В условиях перехода к рыночным отношениям многие из руководителей наших предприятий  не обладают необходимыми знаниями и  навыками управления предприятием. Это  может привести к различного рода кризисам, вначале на предприятии, потом в отрасли, ну и в итоге к кризису в российской экономике. Поэтому, для предотвращения этого, руководителям необходимо постоянно пользоваться услугами агентств, которые оказывают данные услуги. Специалисты, работающие в этих агентствах, обладают опытом решения таких проблем, необходимыми знаниями и умениями. В этом и заключается актуальность данного исследования.

За последние  десять лет консультирование из индивидуальной профессиональной деятельности превращается в индустрию. В связи с этим изучение управленческого консультирования приобретает важное значение, превращаясь в необходимый предмет базовой теоретической и практической подготовки, и является весьма актуальным. Объект исследования: управленческое консультирование в России.

Предмет исследования: сущность, особенности, становление управленческого консультирования в России.

Цель  исследования: изучение особенностей российского управленческого консультирования.

Задачи  исследования:

1) Изучить  научно-теоретические источники  по становлению управленческого  консультирования в России.

2) Рассмотреть  историю становления управленческого  консультирования в России и  его сущность.

3) Рассмотреть  особенности российского управленческого  консультирования и его структуру.

4) Изложить  информацию о профессиональных  объединениях консультантов в  России и перечислить проблемы, решаемые российскими консультантами.

Структурно  курсовая работа включает: введение, 3 главы, заключение, список использованной литературы.

 

ГЛАВА 1. Управленческое консультирование в России

 

1.1 Понятие управленческое консультирование

 

Появление термина и развитие направления «управленческое консультирование» началось с выделения двух основных подходов к консультированию. В первом случае используется широкий функциональный взгляд на консультирование. Фриц Стееле определяет его так: «Под процессом консультирования я понимаю любую форму оказания помощи в отношении содержания, процесса или структуры задачи или серии задач, при которой консультант сам не отвечает за выполнение задачи, но помогает тем, кто ответствен за это».

Второй  подход рассматривает консультирование как особую профессиональную службу и выделяет ряд характеристик, которыми она должна обладать. Согласно Лэрри Грейнеру и Роберту Метцгеру «управленческое консультирование - это консультативная служба, работающая по контракту и оказывающая услуги организациям с помощью специально обученных и квалифицированных лиц, которые помогают организации-заказчику выявить управленческие проблемы, проанализировать их, дают рекомендации по решению этих проблем и содействуют, при необходимости, выполнению решений». Можно считать два эти подхода взаимодополняющими.

В частности, Европейская Федерация ассоциаций консультантов по экономике и управлению (ФЕАКО) дает следующее определение: «Менеджмент-консалтинг заключается в предоставлении независимых советов и помощи по вопросам управления, включая определение и оценку проблем и/или возможностей, рекомендацию соответствующих мер и помощь в их реализации». Такого же определения придерживается Американская Ассоциация консультантов по экономике и управлению (ACME) и Институт менеджмент - консультантов (IMC).

 

1.2 Становление управленческого  консультирования в России

 

Консультационная  деятельность, широко распространенная во многих странах мира, начинает развиваться  и в России. Однако пока отечественным  руководителям больше известны консультанты по финансам, маркетингу, правовым вопросам, чем по управлению и организационному развитию. Это является одним из признаков неразвитости рыночной экономики. Сегодня в России насчитывается  не более 40 солидных консультационных фирм такого профиля. Имеется также  и небольшое число консультантов-одиночек. Что касается внутренних консультантов, являющихся штатными сотрудниками организации  и обслуживающих только ее, то их, конечно, больше, но численность таких  работников трудно поддается учету.

Зарождение  управленческого консультирования в России восходит к 20-м - началу 30-х  годов, когда в стране развернулась в широких масштабах активная рационализаторская работа в области  научной организации труда и  управления во всех отраслях народного  хозяйства и государственного аппарата. В России выходило до 20 журналов по проблемам управления и организации  производства. В них ставились  социальные и психологические вопросы  труда, публиковались результаты исследований. Наиболее крупные научные школы  сложились в Москве, Ленинграде, Казани и Таганроге.

В 1920 году в Москве был создан Институт труда, преобразованный в 1921 году в Центральный  институт труда (ЦИТ). ЦИТом были разработаны массовые методики подготовки высококвалифицированных рабочих. В основу были положены следующие принципы: стандартность программы образования, рациональность организации рабочих мест, строго рассчитанный режим обучения, цикличность и непрерывный контроль. На основе соотнесения квалификации работников и рабочих мест, создания типологии профессий и форм организации труда была сформулирована методология проектирования и планирования кадрового состава вновь создаваемых и реконструируемых предприятий, методология нормирования и совершенствования организации труда. Главным в деятельности институтов и лабораторий было создание систематизированных концепций в области организации труда и управления. Однако в силу специфики предмета изучения, а именно реальной управленческой деятельности, академическое изучение тесно переплеталось с практической работой. Большинство исследовательских институтов того времени одновременно являлись и рационализирующими центрами. Особый интерес представляют пути внедрения научных знаний в производство, опыт рационализаторской и консультативной работы хозрасчетных консультационных трестов, таких как «Установка» Центрального института труда, «Оргстрой» института техники управления и др. В отличие от институтов и лабораторий, эти организации осуществляли прежде всего не научно-исследовательскую функцию, а рационализаторскую. Занимаясь практической рационализацией, они опирались не только на известные теоретические положения, но и делали собственные теоретические обобщения, имевшие общехозяйственную значимость.

В январе 1922 года была организована первая опытная  станция ЦИТ при Центросоюзе. Затем возник еще целый ряд  опытных станций. Опытная станция - это такой орган, который создается  на предприятии (учреждении) тем или  иным научно-исследовательским институтом в области НОТ (научная организация  труда) и управления центром (институтом, лабораторией и т.п.) для осуществления  различного рода наблюдений, экспериментов, исследований существующей практики управления преимущественно в интересах  самого исследовательского центра. Первая опытная станция ЦИТ ставила  перед собой следующие задачи:

Исследование  техники административно-хозяйственного аппарата, системы работ учреждения и его составных частей.

Выяснение тех изменений, которые могут  повысить продуктивность работы аппарата.

Установление  кратчайших административно-хозяйственных  действий и распоряжений.

В 60-е  годы теория опережает практику, активно  пробуждается интерес к истории  НОТ, внедряются ее принципы, такие  как разработка организационно-технического усовершенствования в работе управленцев, документооборот, социально-психологическое  обучение руководителей, рационализация информационных потоков и т.д. [12; 32].

Очередной этап развития управленческой науки  и управленческого консультирования характеризовало влияние западной управленческой мысли, уже сформировавшейся там теории управления, маркетинга, социологии и психологии управления; убеждение руководства страны в  необходимости проведения экономических  реформ в народном хозяйстве страны. Расширение самостоятельности предприятий, проявление личной инициативы подталкивало к изучению не только экономики, но и теории управления, закономерностей  развития трудовых коллективов, методов  управления ими.

В середине 60-х годов появились научные  и исследовательские группы, ориентированные  на оказание консультационной помощи, такие как Центр проблем управления общественным производством экономического факультета МГУ, научные группы в Институте США и Канады АН СССР, Институте экономики и организации промышленного производства СО АН СССР, в Московском инженерно-экономическом институте (ныне ГАУ), в Ленинградском финансово-экономическом институте имени Н.А. Вознесенского, во Всесоюзном заочном финансово-экономическом институте. С середины 70-х годов широко применяются особого рода проблемные совещания с группами руководителей организаций. Наиболее распространенные темы таких совещаний - стратегия и тактика развития организаций. Внедрение результатов в реальную действительность консультанты не отслеживают и полностью уступают заказчику.

В отличие  от западного рынка в России пока нет четкого деления на виды услуг: кризис-консалтинг, стратегический, финансовый, инвестиционный и прочий. Здесь все  перемешано в кашу, спрос и предложения  хаотичны и случайны, такие впечатления  остаются у западных консультантов  от работы их российских коллег. Российские консультанты стремятся завоевать  рыночное преимущество за счет узкой  специализации, большей гибкости в  обслуживании клиентов и того, что  принято называть знанием местной  специфики. На российском и на западном рынках представлены как фирмы, предлагающие комплексные услуги по консалтингу, команды консультантов, специализирующиеся по определенным технологиям, так и индивидуальные независимые консультанты. Среди консультативных фирм наблюдается определенная специализация деятельности. Одни из них предоставляют консультации по вопросам совершенствования организационных форм управления, другие - по вопросам развития управленческих информационных систем, третьи - по вопросам совершенствования финансового учета и контроля, четвертые - по вопросам экономического анализа состояния деятельности фирмы, пятые - по вопросам организации переподготовки и повышения квалификации рабочих, служащих, руководителей и т.д. Крупные консультативные фирмы чаще всего ведут свою деятельность в нескольких направлениях, а небольшие специализируются на предоставлении консультаций по какой-то одной проблеме.

 

 

 

1.3 Сущность управленческого консультирования  в России

 

Зарождение  управленческого консультирования было вызвано постоянным поиском  предпринимателями новых средств  повышения эффективности производства, попытками со стороны специалистов управления найти коммерческое приложение своим способностям, логикой развития организационной науки и практики. Сегодня услугами консультантов  по управлению охотно пользуются многие неприбыльные организации, но первыми  клиентами были предприниматели. Вынуждала  их к этому конкуренция, которая  требует постоянного поиска новых  резервов эффективности. Поначалу руководители предприятий пытались использовать очевидные, “ближние” возможности, прежде всего финансовые (экономия, наращивание прибыли за счет роста  цен или снижения расходов). По мере их исчерпания осуществлялся переход  к обновлению оборудования, технологии, конструкторских решений. Затем  наступала очередь изменений  в ассортименте, замены выпускаемых  изделий в гонке за спросом  или на опережение его. До собственно управленческих ресурсов дело доходит  едва ли не в последнюю очередь. Почему же так происходит? Руководитель обычно быстро соглашается с тем, что  снижение издержек, а иногда и цены даст ему рост прибыли прямо или  через увеличение общего оборота. С  техникой и технологией несколько  сложнее: привлечь дополнительную рабочую  силу иногда оказывается дешевле, новые  станки надо осваивать и т.д. Нововведения в ассортименте сопровождаются риском, да и слишком много предварительных  и последующих перемен требует  такая переориентация. Когда же дело доходит до совершенствования управления, руководителю бывает трудно согласиться  с тем, что самостоятельно он решает свои задачи хуже, чем с участием “кого-то постороннего”. Кроме того, изменение управления обычно подразумевает  перемену в поведении, взглядах и  методах работы лично руководителя. А это, пожалуй, самая консервативная часть всей оргсистемы, особенно если учесть почтенный возраст многих директоров и живучесть традиций сверхцентрализации и авторитарности. Да и не может консультант по управлению так же наглядно показать клиенту прямую зависимость между результатами своей работы и прибылью, как консультанты по финансам, техническим инновациям или маркетингу. Только в последние годы у нас появляется уважение к таким понятиям, как управленческая прибыль, мотивация персонала, стратегическое управление. И все же директора заводов, руководители банков идут на контакт с консультантами по управлению, заключают соответствующие контракты. При этом, как правило, клиенты не знают заранее реальной пользы от такого сотрудничества. Консультанты должны предложить им свои услуги, а они уже будут решать, как распорядиться этими возможностями.

Информация о работе Управленческое консультирование