Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 20:05, курсовая работа
Консультирование по вопросам управления, т.е. управленческое консультирование, является особой сферой услуг и составной частью инфраструктуры рыночной экономики. Это важная профессиональная служба, помогающая руководителям анализировать и решать стоящие перед их организациями практические задачи, а также перенимать чужой опыт. Для России профессиональное управленческое консультирование является сравнительно новой областью, хотя консультирование как форма дачи независимых советов существует столь долго, сколько существует человечество.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. Управленческое консультирование в России………………5
1.1 Понятие управленческое консультирование………………………..5
1.2 Становление управленческого консультирования в России………6
1.3 Сущность управленческого консультирования в России………....10
2. Содержание российского управленческого консультирования………………………………………………………..13
2.1 Особенности российского управленческого консультирования….13
2.2 Структура российского управленческого консультирования…….16
3. Организационные задачи российских консультантов..21
3.1 Профессиональные объединения консультантов……………….….21
3.2 Проблемы, решаемые российскими консультантами……………...26
заключение……………………………………………………………….....31
список литературы……………………………………………………….33
Что же предлагали первые консультанты, которые появились в 20-х годах? Принято считать, что консультанты по управлению «первой волны» - это бывшие предприниматели, руководители, управленцы, достигшие на деловом поприще успехов и по личным причинам отошедшие от дел. Сохранив достаточную активность, они стали предлагать более молодым руководителям свой опыт в области управления и решения организационных проблем. На первых порах это дало позитивные результаты, однако с ускорением темпов общественного развития стал очевиден парадокс: экс-управленцы рекомендуют сегодня делать так, как они это делали вчера. Между тем самый ценный опыт устаревает, и хотя остаются, конечно, некоторая “универсальная мудрость” и “уроки жизни”, этого уже недостаточно. В результате “первая волна” пошла на убыль, не исчезнув, однако, окончательно.
«Вторая волна» характеризуется специализацией по конкретным управленческим проектам. Кто-то разработал или перенял улучшенную систему документооборота, проведения совещаний, контроля за исполнением решений, оргструктуру и т.п. Консультирование заключалось в приспособлении (или даже трансформации) типовой системы к специфическим условиям конкретного клиента с учетом особенностей персонала, масштабов организации, типа производства и т.д. По своему происхождению консультанты нового типа были своего рода “разночинцами” - университетские преподаватели и исследователи, работники аппарата управления, просто толковые специалисты по какой-либо одной управленческой операции.
«Третью волну» снова породил спрос. Поскольку при разделении управленческого дела на отдельные звенья часто оказывалось, что изменить одно нельзя без изменения другого, возникла потребность в целостном подходе, системности решений. Эту нишу стала заполнять новая плеяда консультантов, которые предлагали не советы или проекты, а методическое обеспечение решения проблем организации. В большинстве своем это социологи, психологи, экономисты. Они руководствовались следующим:
гораздо эффективнее заниматься не разовыми улучшениями, а постоянным развитием организации;
развивать ее можно лишь как единое целое;
этот процесс можно осуществлять только через развитие персонала;
развитие
персонала наилучшим образом
достигается через его
главным
средством решения этих задач
являются специальные методы. Именно
они составляют основу квалификации
консультанта. Так началось процессное
консультирование, получившее также
название “Организационное развитие".
Это целая школа в
ГЛАВА 2. Содержание
российского управленческого
2.1 Особенности российского
Управленческий консалтинг, как и любое другое понятие, относящееся к деловой сфере, имеет в России свою специфику. От западного варианта он отличается относительной молодостью. Советы о том, как управлять бизнесом, основанные на зарубежных шаблонах и методиках, нуждаются в существенной переработке.
Реализация этого процесса ложится и первую очередь на плечи российских консалтинговых агентств, которым приходится решать сразу две проблемы: подгонять зарубежные методы или разрабатывать оригинальные продукты и доводить их до массового потребителя.
Следует отметить, что консалтинг в России существовал и в условиях централизованно планируемой экономики, но в отличном виде от принятого в мировой практике. Дело в том, что консалтинг представляет собой работу по предоставлению советов и рекомендаций независимыми экспертами на рыночных условиях и в рыночной экономике. Но в советский период не было ни рыночной экономики, ни независимых консультантов.
В конце
80-х - начале 90-х гг. ситуация стала
меняться. С одной стороны, все
в большей степени заказчиками
становились не государственные, а
частные или смешанные
Существуют значительные различия между стратегиями западных компаний и российских фирм, которые определяются следующими чертами.
1. Несмотря
на то, что не только организации
клиентов, но и сами консультационные
фирмы должны иметь бизнес-
2. В России
в отличие от развитых стран
существуют четкие
3. То
же самое происходит с
Каждый
проект заканчивается подписанием
документа, в котором клиент официально
заявляет, что проект завершен в
соответствии с предусмотренными условиями
договора. Этот документ составляется
в основном в целях соблюдения
законности сделки. Это нельзя назвать
письменной оценкой клиента, принятой
на Западе. Безусловно, во время проекта
клиент и консультант неоднократно
обсуждают ход выполнения проекта,
но официальной процедуры
4. Российские
консультанты больше
В целом российские клиенты характеризуются следующими противоречивыми параметрами, которые препятствуют формированию у них квалифицированного спроса на консалтинговые услуги:
«ощущение»
необходимости получения
потребность в освоении современного типа менеджмента, но при давлении традиционных стереотипов управления «командной экономики»;
отсутствие
информации при одновременной
стремление
к самостоятельности и
попытки
принимать независимые
отсутствие устоявшегося правила платить за «неосязаемые советы»;
опасение критики со стороны;
боязнь утраты конфиденциальности;
отсутствие гарантии конкретных результатов;
неспособность
оценить возможности
убежденность в полноте знаний о предприятии.
Положение со спросом на рынке консалтинговых услуг в России по сравнению с другими европейскими странами несколько выравнивается в силу того, что помимо внутреннего существует довольно большой внешний спрос, который составляет (оценочно) от 2 млрд. до 3 млрд. дол. в год. Таким образом, с точки зрения рыночной экономики, российский консалтинг находится лишь на начальном этапе развития.
2.2 Структура российского
управленческого
В настоящее
время в России существует то, что
можно назвать двухсекторной
моделью экономики
1-й сектор
составляют частные
2-й сектор
– это сохранившиеся
1-й сектор
имеет тенденцию к ускоренному
росту и работает на рыночных
началах, 2-й - имеет тенденцию
к сокращению, обслуживает в основном
органы государственного
Более наглядно структура российского рынка консалтинговых услуг изображена на схеме:
Консалтинг в России
Малые экспертно-ориентированные фирмы
Крупные экспертно-ориентированные фирмы
Малые процессно-ориентированные фирмы
Фирмы, занимающиеся кроме консалтинга другими видами деятельности
Большие государственные научные центры
Процессно-ориентированные фирмы среднего масштаба
Отделения западных фирм, работающих на российском рынке
Индивидуальные консультанты
Схема 1 - Классификация консалтинговых структур, действующих на территории России
Схема 1 – структура российского рынка консалтинговых услуг
Процессно-ориентированные фирмы среднего масштаба отличаются от предыдущей категории в основном только числом персонала - как основного (консультанты), так и вспомогательного. Встречаются еще реже.
Малые экспертно-ориентированные фирмы. Такие фирмы работают в различных узких областях экспертных знаний (финансы, законодательство, налогообложение, маркетинг отдельных отраслей промышленности, инвестиционное проектирование или региональное развитие). Только в отдельных случаях их клиентами являются собственно руководители предприятий. В основном эти фирмы работают на местные органы управления, банки или на других инвесторов, заинтересованных в эффективном вложении капитала. Консультационные услуги, которые предлагают такие эксперты, в основном заключаются в финансовом аудите и составлении бизнес-планов или инвестиционных программ. Основная часть консультационной работы в России осуществляется именно этой категорией фирм.
Крупные
экспертно-ориентированные
Крупные
государственные научные
Качество услуг, которые они могут предложить, высоко, но опыт их «продажи» крайне недостаточен. Часто такие центры (или их сотрудники) становятся учредителями небольших консультационных фирм и помимо экспертного консультирования занимаются организацией различного рода тренингов.
Фирмы, занимающиеся
кроме консалтинга другими
Отделения
зарубежных фирм, работающие на российском
рынке. В конце 80-х - начале 90-х гг.
ряд крупнейших западных консалтинговых
и аудиторско-консалтинговых фирм начал
свою деятельность в России, имея весьма
немногочисленный персонал и занимаясь
в основном экспертным консультированием
и аудитом. Сейчас их российские филиалы
насчитывают, как правило, более 50 специалистов
(2/3 из них - граждане России), имеют мощные
подразделения, специализирующиеся на
управленческом консультировании, и
дочерние офисы на всей территории
бывшего СССР. В области аудита
эти фирмы не испытывают затруднений
в поисках клиентуры (зачастую российские
клиенты готовы платить уже за
одно престижное имя) и не считают, что
российские консалтинговые фирмы являются
для них реальными
Небольшие российские консультационные фирмы, сотрудничающие с крупными западными фирмами. Владельцы (они же руководители) этих фирм начинали карьеру в западных компаниях и, проработав несколько лет, организовали свой собственный бизнес. Большая часть персонала обучалась за рубежом или в свое время работала в инофирмах. Такие фирмы в основном придерживаются западного стиля в работе с клиентами и международных стандартов качества консультационных услуг. Если крупные зарубежные фирмы нуждаются в российском партнере, то они отдают предпочтение именно таким фирмам.