Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 23:54, курс лекций
Консультирование по вопросам управления, или управленческого
консультирования, давно признано важной профессиональной службой,
которая помогает руководителям анализировать и решать стоящие перед их
организациями практическими задачами, а также усваивать чужой опыт. Сотни
тысяч частных компаний и общественных организаций как в промышленно
развитых странах, так и в менее развитых странах пользовались такими
услугами, отдельно или в сочетании с повышением квалификации, изучением
рынка и степени осуществимости предложений, разработкой систем,
исследованиями с целью выработки мер, консультированием по
профессиональным услугам.
7.1. Формы соглашений
Контракт (договор, соглашение) на консультационные услуги – форма
закрепления (чаще всего письменная, документальная) партнерских связей. В
контракте фиксируются принятые договоренности, взаимные права и
обязанности партнеров, а также последствия нарушения договоренностей.
Письменная форма является основой для рассмотрения возникающих
претензий.
Контракт на консультационные услуги – это волеизъявление сторон
(клиентной и консультационной организаций) по поводу осуществления
консультационного процесса, не предполагающее объединения
договаривающихся сторон в какую-либо организационно-правовую форму.
Договор на консультационные услуги – это компромисс сторон, закрепление
обязательств, которые берет на себя каждая из них для получения того эффекта,
который лежит в основе сделки.
В мировой практике сложились две формы фиксирования партнерских
отношений между клиентами и консультантами: устный договор; письменный
контракт.
Для начала реализации консультационного проекта достаточно наличия
проработанного сторонами плана-графика.
Одной из разновидностей письменного контракта является договор на
абонементное обслуживание. Абонементная форма закрепляет долговременные
клиент-консультантские отношения. Консультанты дают рекомендации по
возникающим в период действия абонемента проблемам или по заранее
определенному кругу вопросов.
Абонементное обслуживание получило широкое распространение в
России. Особой популярностью оно пользуется в малом бизнесе. Причина –
взаимная выгода: для клиентов – гарантия решения проблем, включенных в
договор на абонементное обслуживание; для консультантов – гарантия
стабильной загруженности в течение года. Стоимость абонемента
рассчитывается суммированием затрат консультантов на информационные и
консультационные услуги.
Все более популярными становятся услуги по полному бухгалтерскому
обслуживанию малых предприятий. В договорах на обслуживание
предусмотрены гарантии сохранности документов и конфиденциальности
полученной от клиента информации. Преимущества данной формы работы38
очевидны: у предприятия нет необходимости содержать главного бухгалтера,
приобретать бухгалтерскую программу, финансовые риски по уплате
штрафных санкций налоговым органам минимальны. Комплекс услуг по
бухгалтерскому обслуживанию максимально освобождает клиента от проблем,
связанных с общением с налоговыми органами и внебюджетными фондами.
Все операции проходят проверку на соблюдение законодательных норм.
Краткой формой письменного контракта является письмо-соглашение.
Оно возможно в экспертном консультировании. Например, клиенту для
принятия решения о слиянии, покупке нового бизнеса требуется мнение
независимого консультанта (юриста, финансиста, специалиста в области
налогообложения).
Общие принципы составления договора определяются гражданскими
кодексами государств. В договоре можно записывать все согласованные
сторонами условия, которые не противоречат законодательству страны.
7.2. Структура и содержание контракта
Поскольку договор представляет собой компромисс сторон, то он не
может иметь стандартной формы (хотя типовые формы контракта и
разработаны, они не носят обязательного характера). Однако существуют
определенные требования, которых обязаны придерживаться клиентная
организация и консультационная фирма (консультант) при подготовке и
подписании договора.
Структура и содержание консультационного проекта
Структура контракта Содержание разделов контракта
1. Преамбула Название контракта
Место и время заключения
Наименование сторон
2. Основная часть
2.1. Специфические условия
(характерны только для
данного проекта)
2.2. Общие условия договора
Определения и толкования (проект, задание,
консультационная услуга, консультант, стороны, рабочий
день)
Предмет договора (цели и описание проекта, объем работ,
продукты и результаты, рабочий план, сроки)
Обязанности консультанта
Обязанности клиента
Оценка промежуточных и конечных результатов
консультационного проекта
Порядок расчета с консультантами
Срок действия договора
Штрафные санкции
Арбитражная оговорка
Форс-мажорные обстоятельства
3. Заключительная часть Юридические адреса сторон
Приложения к договору
Подписи сторон39
Это относится к структуре контракта, которая независимо от его вида
(договор на оказание консультационных услуг, учредительский договор,
договор аренды, договор подряда и т. п.) состоит из трех разделов: преамбула
(введение в договор); основная часть; заключительная часть.
7.3. Модели консультирования
В практике консультационной деятельности сложилось несколько
моделей организации клиент-консультантских отношений, отображающих их
поведенческие роли.
Модели консультирования
Экспертное
(нормативное)
консультирование
Консультирование
проектов (доктор –
пациент)
Консультировани
е процессное
(сотрудничество)
Модели,
этапы
клиен
т
консультант клиент консультант команда (клиент
– консультант )
1. Определение
проблемы
+ _ _ + +
2. Разработка
рекомендаций
_ + _ + +
3. Организация
внедрения
рекомендаций
+ – + – +
Возможные функции, выполняемые клиентом в разных моделях
консультирования
Модели консультирования
Экспертное Проектное Процессное
Самостоятельное
определение проблемы
– Определение проблемы
совместно с консультантами
Контроль за деятельностью консультантов
Усвоение рекомендаций консультантов
Принятие соответствующих управленческих решений
Организация внедрения рекомендаций
– Сбор данных и подготовка их в форме, необходимой
консультантам
– – Участие в диагностике
– – Формирование команды для
работы с консультантом
- – Обучение персонала новым
методам работы
– – Участие в выработке
рекомендаций
– Определение перспектив дальнейшего сотрудничества
Оценка рекомендаций и результатов консультирования40
Взаимодействие клиента и консультантов, их обязанности и права,
характер принятия решении и другие вопросы находят отражение в одной из
моделей консультирования – экспертном, проектном и процессном.
Выбор модели осуществляется с учетом характера решаемых проблем,
специфики клиентной организации (размеры, отраслевая принадлежность,
готовность к совместной работе с консультантами и изменениям),
профессиональных и личностных качеств консультантов. Во всех случаях
клиентная организация должна обеспечить условия для работы консультантов
(офис, оборудование, копирование, печатание).
7.4. Экспертное консультирование
В экспертном консультировании консультант отвечает на вопросы
клиента, не проводя при этом анализа ситуации клиентной организации.
В качестве эксперта обычно выступает консультант узкой специализации
(юрист, специалист по налогам, зарплате), который предлагает программу
действий для решения сформулированной клиентом задачи.
Основной недостаток модели экспертного вмешательства заключается, в
том, что проблему определяет клиент, схему реализации предлагает
консультант, а осуществление организационных изменений предоставлено
самому клиенту. Качество каждого этапа консультационного цикла зависит в
том числе, и от компетентности клиента. Поэтому возможны неувязки,
связанные с определением проблемы, полнотой информации, готовностью
организации к изменениям и ясным видением последствий, умением внедрить
разработанные рекомендации.
Эту модель целесообразно использовать в тех случаях, когда появление
проблемы не связано с конкретными условиями клиентной организации, нет
необходимости в проведении глубоких диагностических исследований, а от
клиента не требуются новые, дополнительные навыки и умения по решению
проблем. Потребность в консультантах вызвана в этом случае необходимостью
получения информации и знаний по каким-либо стандартным процедурам,
нормам и нормативам. Практика показывает, что рынок специализированных
услуг имеет достаточно четкие границы. Как правило, это юридические,
бухгалтерские, финансовые, налоговые, технические вопросы. То есть клиент
нуждается в помощи эксперта, который предложит готовое решение.
7.5. Консультирование по проекту
Работа в условиях постприватизационного периода, реструктуризация
предприятий, проблемы несостоятельности (банкротства) привели к
расширению спроса на новые виды консультационных услуг, оказание которых
невозможно без проведения диагностического исследования состояния
клиентной организации, развития у клиента новых, дополнительных навыков и
умений внедрения изменений, а следовательно, открывает возможности для
развития других форм консультирования. Еще один вариант построения41
клиент-консультантских отношений –консультирование по проекту. Как и
экспертное консультирование, он ориентирован на покупку клиентом готового
решения. Клиент полностью поручает консультанту вопросы определения
(уточнения) проблемы, разработки рекомендаций, а на себя берет функцию по
организации внедрения предложений. Это условие делает модель уязвимой. Ее
недостаток – идеи консультанта так и остаются чужими, привнесенными извне,
а руководство клиентной организации может быть непоследовательным в
проведении организационных изменений – как по причине отсутствия опыта
осуществления подобных мероприятий, так и из-за опасения разрушить
социально-экономические надежды, ожидания подчиненных и свои
собственные.
7.6. Консультирование по процессу
Наиболее эффективным является подход, построенный по принципу
сотрудничества клиента и консультанта на всех этапах консультационного
процесса. Эта модель предполагает ориентацию руководства и команды
клиентной организации на открытую совместную работу. Консультант,
координируя деятельность, обучает клиента навыкам диагностирования
проблем, стимулирует выработку альтернативных решений и проведение
намеченных изменений. Высокая результативность этой модели связана с
полным осуществлением функций консультирования как сложного
взаимоувязанного процесса исследования, обучения и консультирования.
Распространение этой модели сдерживается проблемой – узкой
специализацией консультантов и фирм. Практика показывает, что оптимальным
Информация о работе Лекции по "Управленческому консультированию"