Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 23:54, курс лекций
Консультирование по вопросам управления, или управленческого
консультирования, давно признано важной профессиональной службой,
которая помогает руководителям анализировать и решать стоящие перед их
организациями практическими задачами, а также усваивать чужой опыт. Сотни
тысяч частных компаний и общественных организаций как в промышленно
развитых странах, так и в менее развитых странах пользовались такими
услугами, отдельно или в сочетании с повышением квалификации, изучением
рынка и степени осуществимости предложений, разработкой систем,
исследованиями с целью выработки мер, консультированием по
профессиональным услугам.
управления, особо выделив «человеческие отношения».
Менеджеризм, широко распространенный в западных странах и впервые обоснованный
американским ученым Д. Бернхеймом в книге «Революция управляющих» (1941 г.),
построен на универсальных основах управления. При этом универсальность достигается и
скрепляется конечной социальной ориентированностью управления.
Менеджмент – тип управления, в наибольшей степени отвечающий потребностям и
условиям рыночной экономики. Менеджмент – синоним термина «управление», однако не в
полной мере. Термин «management» намного шире, поскольку применяется к разным видам
человеческой деятельности (например, управление автомобилем); разным сферам
деятельности (управление в неживой природе, в биологических системах, управление
государством), органам управления (подразделениям в государственных и общественных
организациях, а также на предприятиях и объединениях). Термин «М.» американского
происхождения и переводится на другой язык дословно. В англоязычных странах он57
употребляется довольно свободно и в различных значениях, но всегда применительно к
управлению хозяйственной деятельностью, тогда как для иных значений используются
другие слова. Например, для обозначения управления в неживой природе употребляется
термин «control»; для государственного или общественного управления – термины
«government administration» или «public administration», что лишь подчеркивает его
принадлежность к хозяйственной сфере деятельности. Термин «М.» применяется лишь к
управлению социально-экономическими процессами на уровне организации (фирмы) в
рыночных условиях и имеет свой собственный экономический механизм, направленный на
решение конкретных проблем взаимодействия в реализации социально-экономических,
технологических, социально-психологических задач, возникающих в процессе
хозяйственной деятельности. Экономический механизм М. объективно обусловлен
осуществлением хозяйственной деятельности фирмы в рыночных условиях, когда
результаты управленческой и хозяйственной деятельности получают оценку на рынке в
процессе обмена. Экономический механизм М. состоит из трех блоков: внутрифирменное
управление, управление производством, управление персоналом. Успехи и неудачи
предприятия – это в первую очередь успехи и неудачи М. А если исходить из утверждения,
что предприятие – это прежде всего люди, то М. – это организация деятельности работников.
Персонал – важнейший элемент производственного процесса на предприятии. Финансовые
средства, капитал для инвестиций при создании нового предприятия можно получить на
рынке капиталов. Найти же компетентных работников, профессионалов намного сложнее. М.
означает организацию работы коллектива с таким расчетом, чтобы она в максимальной
степени соответствовала потребностям сотрудников и позволяла активизировать их работу и
повысить ее эффективность. Главное в М. – ставить перед собой цели, отвечающие
интересам. В этом заключается принципиальное отличие менеджеров от руководителей
старого стиля. М. как самостоятельный вид профессиональной деятельности предполагает,
что менеджер независим от собственности на капитал фирмы, в которой он работает. Он
может владеть акциями фирмы, а может и не иметь их, работая по найму на должности
менеджера. Труд менеджера – это производительный труд, возникающий в условиях
комбинирования высокотехнологичного производства с высоким уровнем специализации
работников, обеспечивающий связь и единство всего производственного процесса. Поэтому
М. объединяет работников различных специальностей – инженеров, проектировщиков,
маркетологов, экономистов, статистиков, психологов, плановиков, бухгалтеров и др.,
работающих под руководством менеджера, управляющего предприятием, производственным
отделом или фирмой в целом.
Методы психологического поощрения персонала – удовлетворение от работы,
большая ответственность, общественное признание и т. д. не требуют дополнительных
затрат и не приводят к насыщению. Люди редко устают от похвалы, внимания и признания.
Психологическое поощрение осуществляется через признание заслуг, которое может быть
осуществлено следующим образом: признание труда сотрудников, добившихся
значительных результатов; демонстрация отношения организации и руководителя к высоким
результатам труда; популяризация результатов труда отдельных работников, получивших
признание. Психологические методы поощрения обеспечивают рекламу работников внутри
организации и за ее пределами и мотивируют сотрудников к эффективному труду.
Необходимо поощрение работников посредством повышения их ответственности и
самостоятельности. Работа, дающая возможность более свободно принимать решения и
организовывать свой труд, ценится работником высоко.
Методы управления персоналом – совокупность определенных приемов и способов,
типичных подходов к воздействию (влиянию) на персонал (как на работников, так и на
трудовой коллектив в целом) с целью достижения конкретных результатов и координации их
деятельности в процессе производства. М. у. п. делятся на три группы: организационно-
распорядительные (административные), экономические и социально-психологические. Все
виды методов органично связаны между собой. 58
К организационно-
формирование организационных структур органов управления, утверждение
административных норм и нормативов, издание приказов и распоряжений, подбор и
расстановка кадров, разработка положений, должностных инструкций, стандартов
предприятия, контроль за исполнением.
Экономические методы включают в себя технико-экономический анализ, технико-
экономическое обоснование и планирование, материальное стимулирование,
ценообразование, налоговую систему, утверждение экономических норм и нормативов.
В состав социально-психологических методов входят социальный анализ в коллективе,
социальное планирование, участие работников в управлении, социальное развитие
коллектива, психологическое воздействие на работников (формирование групп, создание
нормального психологического климата), моральное стимулирование, развитие у работников
инициативы и ответственности.
Административные меры ориентированы на такие мотивы поведения, как осознанная
необходимость дисциплины труда, чувство долга, стремление человека работать в
определенной организации и т. п. Их отличает прямой характер воздействия: любой
регламентирующий и административный акт подлежит обязательному исполнению. Для этих
методов характерно их соответствие правовым нормам, действующим на определенном
уровне управления, а также актам и распоряжениям вышестоящих органов управления.
Экономические и социально-психологические методы носят косвенный характер
управленческого воздействия. Экономические методы основаны на использовании
экономического механизма, социально-психологические – на использовании социального
механизма (система взаимоотношений в коллективе, социальные потребности и т. п.).
Мотивы трудовой деятельности – причины, определяющие поведение человека в
процессе труда (содержание и характер труда, экономические и социальные стимулы труда,
социальные отношения в коллективе и т. д.). Выделяют следующие функции мотивов в
сфере труда: ориентирующая, нацеливающая работника на определенный вариант
поведения; смыслообразующая, отражающая смысл поведения работника; мотив в данном
случае показывает значимость такого поведения для человека; опосредствующая,
обусловленная результатом воздействия на поведение работника как внутренних, так и
внешних побуждений, что отражается в мотиве; мобилизующая, состоящая в том, что мотив
«заставляет» работника собраться, сконцентрироваться для выполнения важных для него
видов деятельности; оправдательная, отражающая в мотиве поведения отношение работника
к общепринятому и установленному образцу поведения, той или иной социальной норме.
Нормативная культура управления – совокупность принципов, ценностей, норм
управленческой деятельности. Н. к. у. может влиять на неформальные нормы, традиции,
принятие решений в процессе управления. Совокупность указанных типов норм и ценностей
определяет содержание нормативного управления, которое расчленяется на три уровня:
оперативное управление; руководствуется вопросами «как» и «с помощью чего» можно
управлять; стратегическое управление; руководствуется вопросами «что» и «когда»;
собственно нормативное управление; руководствуется вопросами «зачем» и «для чего».
Организационная культура – 1) ценности, поведенческие нормы, характерные для
данной организации. О. к. показывает типичный для членов данной организации подход к
решению проблем. Проявляется в философии и идеологии управления, ценностных
ориентациях, верованиях, ожиданиях, нормах поведения; 2) система ценностей,
бездоказательно разделяемых персоналом конкретного предприятия, связанных с конечными
целями его развития, которая определяет решения, поступки и всю деятельность персонала.
Профессиональная подготовка – это организация обучения профессиональных
кадров посредством различных форм получения профессионального образования. П. п.
имеет своей целью ускоренное приобретение обучающимися навыков, необходимых для
выполнения определенной работы, группы работ, и может быть получена в учреждениях
начального профессионального образования, учебных центрах службы занятости, 59
образовательных подразделениях предприятий, учреждений, организаций, имеющих
соответствующую лицензию.
Психология управления – отрасль науки, изучающая личность и группы в социальной
системе управления. Объект П. у. – совместная деятельность людей по созданию
материальных и духовных ценностей, нуждающаяся в организации и управлении,
коллективы и группы людей, субъекты руководители и другие носители тех или иных
социальных функций. Особую группу проблем П. у. представляют психологические аспекты
деятельности руководителя, его функциональные и личностные характеристики, социально-
психологические вопросы отношения руководителя и подчиненных, взаимосвязи социально-
психологических факторов и стиля деятельности руководителя; вторая группа проблем
связана с социально-психологическими факторами стимулирования труда, развитием
трудовой и общественной активности; третья группа проблем связана с психологией
организации совместной деятельности, выработкой оптимальных форм общения в процессе
коллективной работы. Как прикладная отрасль науки, П. у. разрабатывает рекомендации,
направленные на практическое использование достижений социальной психологии для
оптимизации управленческих функций, деятельности институтов управления, учета
социально-психологического фактора управления, предвидения социально-психологических
последствий управленческих решений и действий.
Теории управления – исследуют комплексные взаимосвязи между руководителем, его
подчиненными, организационными требованиями и успехом управления. Среди наиболее
известных теоретических концепций выделяют ситуационные теории, теории ожиданий,
теории обмена и т. д.
Ценностные ориентации – социально-психологическое понятие, с помощью которого
Информация о работе Лекции по "Управленческому консультированию"