Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 23:54, курс лекций
Консультирование по вопросам управления, или управленческого
консультирования, давно признано важной профессиональной службой,
которая помогает руководителям анализировать и решать стоящие перед их
организациями практическими задачами, а также усваивать чужой опыт. Сотни
тысяч частных компаний и общественных организаций как в промышленно
развитых странах, так и в менее развитых странах пользовались такими
услугами, отдельно или в сочетании с повышением квалификации, изучением
рынка и степени осуществимости предложений, разработкой систем,
исследованиями с целью выработки мер, консультированием по
профессиональным услугам.
консультация несет разовый характер, так как не требует изучения дел в
клиентной организации; 11
– когда реализация советов не возможна без тщательного анализа
положения дел на предприятии, процесс целенаправленных изменений в
клиентной организации осуществляется в форме консультационного проекта
для выявления ключевых проблем, разработки и реализации предложений по их
устранению.
1.4. Особенности консультационной услуги
Продуктом консультационной деятельности является услуга, оказываемая
клиенту. Услуга, как и любой другой продукт, имеет свой жизненный цикл, в
котором выделяются этапы исследований, разработки, апробации, выхода на
рынок, роста, зрелости, насыщения, спада. Для каждого компонента
характерны определенные темпы роста, удельный вес в ходе консультационной
формы, расходы на освоение и сбыт конкретного вида услуг. На этой основе
выделяются виды услуг с различными перспективами и производится
своевременное освобождение от устаревшей продукции и к освоению новой
продукции.
Клиент, покупая консультационную услугу, должен изучить:
– рынок предоставляемых услуг;
– надежность фирмы и качество предоставляемых услуг;
– изучить профессионализм работающих в данной фирме;
– проверить наличие лицензии на ведение консультационных услуг.
Клиент должен требовать от консультанта информацию, которая дает
представление о характере выполненных консультантом работ, рекомендациях
и результатах их реализации. Клиенту важно сохранить рекомендации от
предыдущих клиентов. Консультанты должны быть уверены в своей
компетентности в данной области. Консультанты обязаны сообщить клиенту о
стоящих перед ним проблемах, дать полную объективную характеристику их
решения, показать необходимые условия и альтернативные пути решения
проблем.
1.5. Виды консультационных услуг
1. Общее управление: оценка эффективности менеджмента, оценка
бизнеса, управление нововведениями, конкурентоспособности рынка, аудит
управления, международный бизнес, стратегическое планирование, управление
качеством, исследование и развитие.
2. Администрирование: планирование рабочих помещений и их
оснащение, размещение и перемещение офисов, регулирование риска, гарантии
безопасности.
3. Финансовый менеджмент: система учета, оценка капитальных
вложений, оборот фирмы, снижение себестоимости, неплатежеспособность,
прибыльность, доходы, налоги, финансовые резервы.
4. Менеджмент персонала: планирование рабочей силы, набор
персонала, поиск кадров, трудовые соглашения, занятость, обучение, системы12
поощрения, мотивация, пенсии, повышение квалификации, анализ
функционирования.
5. Маркетинг: реклама, сбыт, имидж фирмы, дизайн, исследование
рынка, новая продукция, ценообразование, прогнозирование, розничная
продажа и дилерство, управление сбытом.
6. Производство: использование и обслуживание оборудования,
переработка материалов, распределение материалов, упаковка,
совершенствование продукции, управление производством, планирование и
контроль, производительность, контроль качества.
7. Информационные технологии: компьютерный аудит, выбор и
установка систем.
8. Специальные услуги (включают 8 видов консультирования): обучение
по управлению электроэнергетикой, инженерное, экологическое, информа-
ционное, юридическое, по управлению снабжения, по управлению в
государственном секторе, по телекоммуникациям.
Теоретическая часть предполагает проведение экспресс-опроса по
следующим учебным вопросам:
1. Исторический обзор управленческого консультирования.
2. Пионеры научного управления.
3. На пути к теории общего управления.
4. Золотые годы консультирования.
5. Агрессивная стратегия стимулирования деловой активности.
6. Повышение компетентности клиентов в использовании консультантов.
7. Деловые услуги.
8. Понятие консультационной деятельности.
9. Особенности консультационных услуг.
10. Виды консультационных услуг.
11. Деловые услуги. 13
Тема 2. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОНСУЛЬТАНТЫ. ПРИЧИНЫ
И ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ОБРАЩЕНИЯ К КОНСУЛЬТАНТАМ
2.1. Критерии профессионализма консультанта
2.2. Внешние и внутренние консультанты
2.3. Анализ проблем клиентной организации
2.4. Принятие решения о приглашении консультантов
2.1. Критерии профессионализма консультанта
Консультант — специалист в конкретной области, приглашаемый
клиентом на основе принятого решения для выполнения работы, требующей
специальных знаний и практических навыков. Консультант не только
оценивает (как эксперт), но и выполняет функции объяснения, убеждения,
обучения и в ряде случаев реализации рекомендаций.
Черты консультанта: имеет специальный статус; использует интеллект
как товар; обладает методическим инструментарием; работает с информацией;
осуществляет профессиональный подход к оказанию услуг.
Критерии профессионализма консультантов:
1. Требования к личности: творческое мышление; развитие навыка
делового общения; психологическая зрелость; хорошее физическое и духовное
здоровье; стабильность в поведении; уверенность в себе; способность к
самосовершенствованию, самодисциплине; самокритичность;
профессиональная этика.
2. Требования к профессиональной компетенции:
– должен знать: проблемы теории и практики управления, методы
управления, процедуры ведения отчетности, системы обработки информации,
основы вычислительной техники, организационные, методологические основы
консультирования, факторы, влияющие на результативность консультирования;
– должен уметь: определять и решать проблемы, принимать
управленческие решения, обучать и передавать знания, развивать эффективные
рабочие группы, пополнять и обновлять знания, участвовать в разработке и
реализации стратегии консультационной организации.
2.2. Внешние и внутренние консультанты
Внутренние консультанты – консультируют, используя свои знания,
связи ораганизации, в которой являлись сотрудниками клиентной организации.
Внешние консультанты – не являются членами клиентной организации.
Основные отличия внешних и внутренних консультантов:
1. Внутренние консультанты
Сильные стороны: имеют полную информацию и знания о своей
организации, знают качества персонала в своей организации, приступают к
решению проблем, не тратя время на вхождение организации и обработку14
информации, затраты на их услуги ниже по сравнению с внешними
консультантами, доступность – приступают к работе по мере возникновения
необходимости, информация не выходит за предел организации, внутренние
консультанты – это резерв руководящей должности, Выше степень
ответственности, доверие персонала клиентной организации.
Слабые стороны: зависимость от руководства, статус (определенная
позиция в иерархии управления). Испытывают влияние различных групп и
личностей организации.
2. Внешние консультанты
Сильные стороны: объективность и независимость, знание и опыт
решения проблемы, имидж эксперта.
Слабые стороны: большие затраты времени на сбор и предварительную
обработку информации.
Внутренний консультант занят работой по управленческому
консультированию постоянно, а внешний – нет.
2.3. Анализ проблем клиентной организации
Проблема – это несоответствие фактического состояния управления
объему желаемому или заданному.
Проблема – это нарушение (или угроза) нормального течения
деятельности, снижающее ее эффективность.
Проблема возникает чаще всего в результате отклонения фактического
состояния от заданного. В консультирование под проблемой понимается не
только текущая негативная ситуация, но и любая тенденция, которая может
привести к ухудшению в будущем. Следовательно, требует принятия
соответствующих мер в настоящее время.
Руководители, менеджеры постоянно контролируют динамику развития
предприятия (подразделения). Информация о внешней среде (новые
возможности и угрозы, поведение других компаний, исследования и идеи в
области повышения эффективности) и внутренней (динамика основных
показателей деятельности, человеческие отношения, климат в организации)
может свидетельствовать о текущих проблемах предприятия или тенденциях,
которые могут неблагоприятно сказаться на деятельности в перспективе (т. е.
стать источником проблем). Характеристика проблемы и ситуационных
факторов (внешних и внутренних), приведших к появлению проблемы,
позволяют описать проблемную ситуацию.
Клиенты при самостоятельном определении проблем и описании
проблемной ситуации чаще всего ограничиваются поверхностным видением,
имеют трудности в установлении причин их возникновения, в перспективном
видении проблем.
Консультанты помогают клиентам выйти на причинное видение
ключевых проблем.
Трудности в определении проблем и описании проблемной ситуации
имеют не только клиенты, но и консультанты. Как показывает практика, 15
определение проблем достаточно сложное дело и во многом зависит от знаний,
опыта, интуиции консультантов.
Важное значение для определения срочности, очередности, затрат
времени на решение проблем имеет их классификация.
Критерии классификации проблем
Критерии классификации Группы проблем
1. Место возникновения – внешние
– внутренние
2. Локализация – организация в целом
– несколько подразделений
– одно подразделение
3. Важность – организация в целом
– несколько подразделений
– одно подразделение
4. Вид затрачиваемых ресурсов – технологические
– финансовые
– информационные
– человеческие
5. Периодические возникновения – постоянно
– периодически
6. Степень влияния на решение других
проблем
– очень сильное
– сильное
– умеренное
– слабое
– не влияет
7. Приоритетность – особо приоритетные
– приоритетные
8. Степень формализации проблемы – прочие
– стандартные
– хорошо структурированные
– слабо структурированные
– неструктурированные
9. Характер проблемы – исправление неблагоприятной
ситуации
Информация о работе Лекции по "Управленческому консультированию"