Лекции по "Управленческому консультированию"

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 23:54, курс лекций

Краткое описание

Консультирование по вопросам управления, или управленческого
консультирования, давно признано важной профессиональной службой,
которая помогает руководителям анализировать и решать стоящие перед их
организациями практическими задачами, а также усваивать чужой опыт. Сотни
тысяч частных компаний и общественных организаций как в промышленно
развитых странах, так и в менее развитых странах пользовались такими
услугами, отдельно или в сочетании с повышением квалификации, изучением
рынка и степени осуществимости предложений, разработкой систем,
исследованиями с целью выработки мер, консультированием по
профессиональным услугам.

Файлы: 1 файл

минякова лекции.doc

— 387.50 Кб (Скачать)

1300 в 22 странах – в 1984 г. В американской фирме  «А.Т.Керни» их работало

49  в 1950  г.  и 500  в 1980  г.  В конце 70-х годов в США общее число таких

штатных консультантов составило 50  тыс.  чел.,  в три раза больше,  чем в

                                                         

2

W. B. Wolf. Management and consulting: An introduction to James O. McKinsey (Ithaca, 

NY, Cornell  Universiti, 1978). 7

середине 60-х годов. В Великобритании имелось около 5000 консультантов по

вопросам управления.

В этот период рост служб управленческого консультирования был

внушительным по всем меркам.  Однако произошли также значительные

качественные изменения.

Многообразие услуг.  Чтобы удовлетворять требованиям клиентов и

привлекать клиентов из новых отраслей экономики и общественной

деятельности,  консультанты по вопросам управления разработали различные

стратегии, предлагающие новые особые услуги, специализируясь в конкретных

областях или,  напротив,  обеспечивая широкий набор услуг для самых

требовательных клиентов.

На переднем крае технического прогресса.  Большинство консультантов

по вопросам управления взяли за правило быть в курсе последних достижений

в вопросах управления и родственных областях, которые могут заинтересовать

клиентов,  и предлагать новые сложные услуги прежде,  чем это начнет делать

кто-то другой. К таким областям относятся компьютерный бизнес, применение

микрокомпьютеров в управлении производством и бухгалтерском учете,  а

также новые технические средства связи.  Консультанты смело выходят за

пределы управления и занимаются вопросами технологии,  систем связи,

контроля качества, промышленного дизайна, экономических исследований и т.

д.,  если это представляет интерес для клиентов и может повысить

конкурентоспособность консультанта.

Агрессивная стратегия стимулирования деловой активности.                

За последние 20 лет конкуренция в области управленческого консультирования

резко возросла. Помимо повышения качества услуг, консультанты по вопросам

управления увеличили свою агрессивность как в отношении поиска клиентов,

так и в попытках убедить потенциальных клиентов,  что могут предложить

лучшие услуги, чем другие.

Это привело к развитию служб рекламы и маркетинга в консультантских

фирмах.

«Большая восьмерка»  выходит на сцену. Крупным событием явилось

новое отношение  «Большой восьмерки»  частнопрактикующих бухгалтерских

фирм к управленческому консультированию. Хотя несколько десятков лет оно

считалось несовместимым с профессиональной бухгалтерской деятельностью и

ревизованием,  оно начало с 60-х годов энергично развиваться  «Большой

восьмеркой», принося им  15–20 %  дохода, а в ряде случаев в 80-е годы даже

больше

3

.

Продолжающаяся интернационализация.  Все крупные и многие мелкие

консультантские фирмы продолжали интернационализировать свои операции

по поиску новых рынков,  приспосабливаясь к изменениям в международной

экономике и пользуясь новыми возможностями для консультирования в менее

                                                         

3

  «Большая восьмерка»  включает следующие международные бухгалтерские фирмы:

Arthur Andersen; Arthur Young;  Coopers and Lybrand; Deloite  Haskings and Sells; Ernst and

Whinney; Peat, Marwick, Mitchell;  Price Waterhouse; Touche Ross.  Прочитать о ней можно в

книге: M. Stevens. The Big Eight (New York, Macmillan, 1981). 8

развитых странах.  В крупных консультантских фирмах зарубежные операции

могут давать 30–70 % дохода. Как уже упоминалось, в развивающихся странах

создавались новые консультантские фирмы.

Внутреннее консультирование. Консультативные услуги,  оказываемые

под разными названиями внутренними подразделениями частных и

государственных организаций,  явление не новое,  однако их объем и роль

значительно возросли в 70-х и 80-х годах.  Внутренний консультант стал

постоянным действующим лицом на сцене управленческого консультирования.

Прогресс в методологии консультирования.  Чтобы повысить

долгосрочные выгоды,  получаемые клиентами в результате выполнения

заданий, было затрачено много усилий на совершенствование методологии всех

этапов процесса консультирования.  Больше внимания стало уделяться

активному участию клиентов в выполнении заданий,  развитию у них

собственных навыков решения проблем и необходимости получения общих

знаний от выполнения любого консультативного задания.

Повышение компетентности клиентов в использовании консультантов.

Многие организации,  частные и государственные,  стали настоящими

экспертами по эффективному использованию консультантов. Они разработали

собственные критерии и методы их отбора,  наблюдения за их действиями,

получения от них методологических знаний и оценки результатов.  Прогресс,

достигнутый консультированием,  не был бы возможен без этих

усовершенствований со стороны клиента.

1.2. Деловые услуги

В экономике России с началом рыночных преобразований стала

формироваться новая отрасль –  деловые услуги.  В мировой практике к ним

принято относить:

Аудит –  это независимая проверка бухгалтерской  (финансовой)

отчетности    клиента с целью установления ее достоверности и составления

финансово-хозяйственных операций по российскому законодательству.

Бухгалтерское обслуживание –  это ведение бухучета,  составление

отчетности, анализ финансового состояния предприятия и т. д.

Юридические услуги –  это оказание помощи клиенту в подготовке и

правильном оформлении документов,  проверка внутренних документов

клиента по требованиям законодательства, представление интересов клиента в

суде,  консультации,  заключения,  справки по правовым вопросам,

информирование клиента о новом законодательстве, подготовка учредительных

документов и регистрация предприятий различных организационно-правовых

форм.

Управленческое консультирование –  заключается в предоставлении

независимых советов и помощи по вопросам управления, включая определение

и оценку проблем и возможностей,  рекомендации соответствующих мер и

помощь из реализации. 9

Инжиниринг –  инженерная подготовка и обеспечение процесса

производства, строительства и эксплуатации объектов.

Деловая информация –  предоставление экономической,  технической,

юридической информации и т. д. по заказу клиента.

Реклама и отношение с общественностью –  объявления,  интервью,

статьи,  рассылка рекламных материалов,  публикации финансовых отчетов,

проведение конференций, презентаций и благотворительных мероприятий.

Тренинг –  передача знаний и информации о принятии решений  (курсы,

конференции,  семинары,  направленные на повышение квалификации

менеджеров).

Рекрутмен – подбор и оценка управленческих кадров.

Обеспечение информационными технологиями –  разработка и

использование компьютерных программ, создание базы данных  и т. д.

Инвестиционное обслуживание –  деятельность кредитно-финансовых

институтов по купле-продаже ценных бумаг  (т.  е.  перевод денежных средств

частных инвесторов  в ценные бумаги).

В основном конкуренция и запросы клиентов заставляют фирмы

специализироваться по данным направлениям. Каждое из вышеперечисленных

направлений оказывает консультационные услуги и выступает в роли

профессиональных консультантов.

Клиентами данных направлений могут быть:  предприятия,  фирмы, 

компании, имеющие проблемы функционирования и развития.

Затраты на обращение к профессиональным консультантам являются

выгодными инвестициями для развития компании.

Функции деловых услуг: формирование компонентов систем управления

(кадры,  информация,  техника управление и т.  д.);  осуществление текущего

обслуживания процессов управления (переподготовка, подбор и оценка кадров,

постановка учета, юридическая  и информационная помощь); оказание услуг по

управленческому консультированию;  создание,  распространение,  внедрение

управленческих нововведений.

Профессионалы, оказывающие деловые услуги, обычно выступают в роли

«дополнительного»  временного работника,  которого не всегда целесообразно

иметь в постоянном штате предприятия, что способствует сокращению затрат,

выделенных управленческому аппарату.

Как правило,  деловые услуги предоставляются одновременно по

нескольким видам консультаций, так как все виды деятельности тесно связаны

между собой.

Перечисленные выше виды    деятельности по оказанию услуг требуют

разной регламентации.  То есть по закону РФ некоторые из выше-

перечисленных направлений подлежат обязательному лицензированию.

Лицензию должны иметь аудиторские фирмы. 

Лицензия –  разрешение уполномоченного государством органа на

осуществление конкретного вида деятельности.  10

Инжиниринговые фирмы обязаны пройти аттестацию в институте

повышения квалификации руководящих работников и специалистов

строительной индустрии и промышленности стройматериалов.

Консультанты,  прошедшие обучение по зарубежным и отечественным

программам, получают сертификат.

Сертификат – это письменное свидетельство, документ, удостоверяющий

соответствие нормам и стандартам профессии.

Без лицензии не могут оказывать услуги и компании,  занимающиеся

подбором управленческих кадров.

1.3. Понятие консультационной деятельности

Большинство фирм и индивидуальных профессионалов,

предоставляющих деловые услуги,  оказывают консультации в области своей

специализации.

Консультация – это совет, рекомендации. 

В настоящее время происходит своеобразное  «размывание»  границ

специализации фирм деловых услуг,  т.  е.  наряду с одними услугами

предоставляются и другие виды услуг.  Главными причинами этого являются: 

возросшая сложность заказов клиентных организаций;  конкуренция среди

консультационных фирм.

Из вышесказанного следует, что: 

–  консультационные услуги –  часть деловых,  профессиональных услуг.

(например, это направления юристов, финансистов, управленцев и т. д.);

–  управленческое консультирование –  это один из видов

консультационных услуг.

Обобщая две вышеперечисленные трактовки,  можно дать следующее

определение.

Консультирование –  это деятельность,  осуществляемая

профессиональными консультантами и направленная на обслуживание

потребностей коммерческих и некоммерческих организаций, физических лиц в

консультациях,  обучении,  исследовательских работах по проблемам их

функционирования и развития.

В этом определение подчеркивается, что:

Консультирование – это вид деятельности;

Консультант – это профессия;

Функции консультирования –  консультации,  обучение,

исследовательские работы.

Перечень клиентных организаций не имеет ограничений. 

Консультанты указывают пути и методы  «лечения»  проблем,  дают

рекомендации на перспективу.

Консультирование может осуществляться:

– в форме советов, рекомендаций в режиме «вопрос-ответ». В этом случае

Информация о работе Лекции по "Управленческому консультированию"