Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 14:16, курсовая работа
Целью данной работы является изучение организации коммерческой деятельности на предприятии и определение рекомендаций по ее совершенствованию.
Задачи работы заключаются в следующем:
Сформировать общее представление о коммерческой деятельности как неотъемлемой части деятельности предприятия;
Раскрыть основные понятия коммерческой деятельности;
Определить принципы организации коммерческой деятельности на предприятии;
Пояснить новые тенденции коммерческой деятельности в условиях реформируемой экономики России;
Дать анализ коммерческой деятельности предприятия;
|
Следует отметить, что в 1999 г. доля основных групп потребителей из числа предприятий и организаций снижается на 1,1 % (детские сады) и 0,7 % (предприятия - производители). Соответственно на 2,8 % увеличилась доля продукции, поставляемой другим потребителям - с 3,2 % до 6,0 %.
Доля
реализации розничным покупателям
через фирменные магазины, торговые
точки в отчетном году составила
- 36,7 %, и также наблюдается
В
качестве потребителей товаров, предлагаемых
в фирменных магазинах и
Наиболее потребляемая группа товаров по основным категориям потребителей - молоко, молочная продукция.
Важным
моментом в анализе сбыта продукции
является изучение его географии. Так
в 1997 – 1999 гг. отдел сбыта СХОАО "Краснореченское"
осуществляло поставки продукции в
различные регионы Хабаровского
края (рис.2.13.).
Рис. 2.14. Схема территориального расположения покупателей СХОАО "Краснореченское"
За анализируемый период наибольший удельный вес среди потребителей продукции предприятия (по региональному признаку) является Хабаровск.
Рис.2.14. Структура
регионального распределения
На его
долю приходится 57,0 % общего объема продаж
предприятия (рис.2.14.). Хотя продукция
СХОАО "Краснореченское" реализуется
потребителям других районов, их доля
- незначительная (Чегдомын - 3,0 %, Амурск
- 2,8 %, Корфовский - 2,0 % и т.д.).
В общем виде
работа отдела сбыта СХОАО "Краснореченское"
с предприятиями и
В хозяйственной практике предприятия имеют место договор купли - продажи и договор на поставку молочной продукции и продуктов питания. Договор содержит все существенные условия (стороны, предмет договора, количество, качество продукции, сроки поставки, вид и срок расчета за продукцию и др.). Обычно договора заключаются сроком на полгода. Для обеспечения и ускорения оформления договорных отношений на предприятии применяется пролонгация (продление договора). В этом случае отдел сбыта обязательно согласовывает ассортимент поставляемой продукции.
Заказы предприятий- потребителей выполняются в соответствии с заключенными договорами в течении 3-5 дней, на условиях обязательной предоплаты: 50 % стоимости заказа. Отпуск продукции производится со склада товарной продукции после оплаты.
Поставка продукции производится как самовывозом (транспортом покупателей), так и централизованной доставкой. Молочная продукция перевозится только специальным автотранспортом. При централизованной доставке незначительные по объему партии продукции в пределах г. Хабаровска и близлежащих районов доставляются автотранспортом методом кольцевого завоза с охватом нескольких покупателей.
Процесс реализации товаров требует постоянного наличия на предприятии запасов товарной продукции. Формирование определенных размеров товарных запасов позволяет отделу сбыта СХОАО "Краснореченское" обеспечивать устойчивость ассортимента товаров, осуществлять определенную ценовую политику, повышать уровень удовлетворения спроса покупателей. Данные для анализа товарных запасов представлены в табл.2.8.
Таблица 2.8
Данные для анализа запасов товарной продукции СХОАО "Краснореченское"
|
На начало
отчетного периода средняя сумма запасов
товарной продукции составила 2982,0 тыс.
руб., на конец 1999г. - 3318,0 тыс. руб. Темп роста
запасов в отчетном году составил 111,3 %
(абсолютный прирост +336,0 тыс. руб.), а темп
роста реализации товаров - 123,5 % (абсолютный
прирост + 4280,0 тыс. руб.), что свидетельствует
о положительной тенденции. Эффективность
использования товарных запасов, характеризуется
показателями оборачиваемости в днях
оборота (формула 2.2.) и в числе оборотов
(формула 2.3.):
Ооб = Д / Од, (2.3.)
где Од, Ооб – период оборачиваемости товарных запасов на предприятии,
дни; число оборотов;
Зср – средняя сумма товарных
запасов в рассматриваемом
времени, тыс. руб.;
Р – общая сумма реализации
товаров в рассматриваемом
Д – количество дней в
Как следует из проведенных расчетов, оборачиваемость товарных запасов предприятия в отчетном году увеличилась. Период обращения запасов сокращается с 58,8 дней (1998 г.) до 53,0 дней (1999 г.). Т.е., уровень товарного запаса на конец отчетного периода показывает, что при сложившихся темпах товарооборота запасы, имеющиеся на предприятии, могут быть реализованы за 53,0 дня торговли. При сложившихся тенденциях развития товарооборота средний товарный запас за год делает 6,8 оборотов.
Запасы товарной
продукции предприятия
Среди внешних факторов, влияющих на эффективность коммерческой деятельности СХОАО "Краснореченское" является конкурентная среда - т.е. наличие, численность и мощность предприятий конкурентов (производителей аналогичной продукции). В этой связи проведем анализ сильных и слабых сторон СХОАО "Краснореченское" фирмы в сравнении с основными конкурентами - производителями молочной продукции.
В настоящее время на хабаровском рынке молочной продукции действует несколько фирм- производителей, которые являются конкурентами СХОАО "Краснореченское" (см. табл.2.9.). Исходя из данных табл.2.9., СХОАО "Краснореченское" имеет равнозначные показатели конкурентоспособности. Серьезным конкурентом для СХОАО "Краснореченское", из числа представленных для анализа, является Комсомольский молокозавод.
Комсомольский
молокозавод имел (по отчетному году)
преимущества в доли рынка (23 % против
22 %), широте ассортимента молочной продукции,
в качестве (с точки зрения потребителя
товара), наличии отдела маркетинга
и его эффективном функционировании, широкая
рекламная кампания. В тоже время комсомольское
предприятие уступает по следующим параметрам:
отдаленность предприятия, высокие транспортные
затраты, отсутствие собственной торговой
сети в г. Хабаровске, ценовой фактор. Итак,
СХОАО "Краснореченское" занимает
значительное место среди конкурентов
за счет выпуска качественной продукции,
выгодного месторасположения предприятия,
наличие собственной торговой сети, ценового
фактора. Основными показателями, по которому
СХОАО "Краснореченское" уступает
главному конкуренту (Комсомольский молокозавод)
– это ассортимент продукции, отсутствие
комплексного подхода в изучении рынка,
доля рынка.
Таблица 2.9.
Данные для
оценки конкурентоспособности
|