Анализ и оценка государственного внутреннего долга Российской Федерации, его динамики и структуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 22:28, курсовая работа

Краткое описание

условиях увеличения доли ВВП, перераспределяемой через государственный бюджет, одной из важных задач экономической политики различных государств стало стимулирование экономического роста, решение проблемы сбалансированности бюджетов различных уровней, поиск способов финансирования бюджетного дефицита. Исследования ученых-экономистов показали допустимость в период экономического спада стимулирования совокупного спроса за счет увеличения государственных расходов и бюджетного дефицита, а также обосновали возможность балансировки бюджета не на ежегодной основе, а на протяжении экономического цикла. Применение этих теоретических положений на практике потребовало поиска инструментов для финансирования значительных бюджетных дефицитов с помощью государственного кредита.

Оглавление

Содержание
Введение……………………………………………………………………………...4
1 Теоретические основы государственного внутреннего долга………………….6
1.1 Понятие внутреннего государственного долга и его классификация……….6
1.2 Формы внутренних государственных заимствований………………………..8
1.3 Инструменты государственных и муниципальных внутренних заимствований………………………………………………………………………19
2 Система управления и регулирования государственным внутренним долгом…………………………………………………………………………….....28
2.1 Принципы управления государственным внутренним долгом……………...28
2.2 Способы регулирования государственного внутреннего долга……………..34
2.3 Особенности управления субфедеральным долгом…………………………..36
3 Анализ государственного внутреннего долга РФ…………………………….40
3.1 Структура государственного внутреннего долга РФ………………………...40
3.2 Динамика государственного внутреннего долга РФ ………………………..46
3.3 Оценка состояния государственного внутреннего долга РФ……………….52
4 Расчетная часть по составлению баланса финансовых ресурсов региона…..59
Заключение………………………………………………………………………….68
Список использованных источников……………………………………………...70
Приложения…………………………………………………………………………72

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 1.92 Мб (Скачать)

       Рассмотрим  финансовый поток  от кредитных организаций (финансового сектора) к организациям (нефинансовому сектору). В этом случае сумма финансового потока будет являться расходом для кредитных организаций (финансового сектора) и доходом для организаций (нефинансового сектора). Данные о предоставленных средствах представлены в Таблице 4.3. 
 
 
 

Таблица 4.3

Депозиты, кредиты и прочие размещенные средства предоставленные организациям, физическим лицам и кредитным организациям (на начало года; миллиардов рублей)

  2007 2008 2009 2010
Всего в том  числе Всего в том  числе Всего в том  числе Всего в том  числе
в рублях в ино- 
странной валюте
в рублях в ино- 
странной валюте
в рублях в ино- 
странной валюте
в рублях в ино- 
странной валюте
Предоставленные кредиты - всего 9218,2 6537,8 2680,5 13923,8 10182,9 3740,9 19362,5 13454,5 5907,9 19179,6 13326,6 5853,0
из  них:                        
организациям 6298,1 4601,2 1696,9 9532,6 7101,8 2430,8 12843,5 9165,3 3678,2 12879,2 9386,0 3493,2
кредитным организациям 1035,6 357,9 677,7 1418,1 514,3 903,8 2501,2 752,0 1749,2 2725,9 770,6 1955,3
физическим  лицам 1882,7 1578,6 304,1 2971,1 2566,7 404,4 4017,2 3537,2 480,0 3573,8 3169,9 403,8
 

       Анализ  данных показывает, что наибольший объем кредитов в 2010 году – 67% предоставляется  организациям, т.е. нефинансовый сектор экономики кредитуется в большей  степени нежели финансовый или сектор домашних хозяйств (Рисунок 4.2). 

 
 

Рисунок 4.2 – Предоставленные кредиты  по  секторам экономики, % 

       Теперь  рассмотрим обратный финансовый поток  – от организаций (нефинансового  сектора ) к кредитным организациям ( финансовому сектору). В этом случае сумма финансового потока будет  являться расходом для организаций (нефинансового сектора) и доходом для кредитных организаций (финансового сектора). Данные о привлеченных средствах представлены в Таблице 4.4.

Таблица 4.4

Депозиты, кредиты и прочие привлеченные кредитными организациями средства (на начало года; миллиардов рублей) 

  2007 2008 2009 2010
Всего в том числе Всего в том числе Всего в том числе Всего в том числе
в руб- 
лях
в ино- 
странной ва- 
люте
в руб- 
лях
в ино- 
странной ва- 
люте
в руб- 
лях
в ино- 
странной ва- 
люте
в руб- 
лях
в ино- 
странной ва- 
люте
Общий объем привлеченных средств 7738,4 4893,6 2844,9 11569,0 7659,8 3909,3 14573,4 8250,1 6323,3 16159,4 10219,1 5940,3
в том числе :                        
депозиты  и прочие привлеченные средства организаций 2146,7 1165,4 981,4 3520,0 2095,6 1424,5 4945,4 2606,7 2338,7 5466,6 3198,6 2268,0
вклады (депозиты) и прочие привлеченные средства физических лиц 3809,7 3179,8 629,9 5159,2 4492,9 666,3 5907,0 4332,7 1574,3 7485,0 5511,1 1973,9
средства  физических лиц-индивидуальных предпринимателей 51,4 50,9 0,5 82,4 81,8 0,6 81,4 77,1 4,2 90,6 88,9 1,7
депозиты, кредиты  и прочие привлеченные средства кредитных  организаций 1730,5 497,5 1233,0 2807,4 989,5 1817,9 3639,6 1233,6 2406,0 3117,3 1420,5 1696,8
 
 

В 2010 году объем привлеченных средств составил 16159,4 млрд. руб, в том числе средств организаций (средств нефинансового сектора) – 5466,6 млрд руб.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

       Механизм  функционирования государственного кредита, когда государство выступает  в качестве заемщика, реализуется посредством размещения государственных займов, которые приводят к появлению такого понятия как государственный долг.

       Государственный долг  можно классифицировать в  зависимости от заемщика на государственный  долг Российской Федерации, государственный  долг субъекта РФ и муниципальный долг;  В зависимости от валюты возникающих обязательств; выделяют внутренний и внешний долг; В зависимости от срока погашения и объема обязательств выделяют капитальный и текущий государственный долг.

       Основными формами внутренних государственных и муниципальных заимствований являются государственные ценные бумаги и государственные гарантии. Внутренние государственные займы в форме ценных бумаг являются  одним из основных источников покрытия дефицита бюджета.

       Основным  инструментом государственных и муниципальных заимствований являются государственные ценные бумаги.   Наиболее   распространенный  вид государственных бумаг облигации.

       Управление  государственным долгом – одно из направлений финансовой политики государства, связанное с обеспечением его деятельности в качестве заемщика и гаранта. В систему принципов управления входят: безусловность, единство учета, единство долговой политики, согласованность, снижение рисков, оптимальность гласность. Управления государственным долгом предполагает регулирование состава и структуры совокупного государственного долга при его неизменной величине. Высшим органом управления государственным кредитом в РФ является Федеральное Собрание Российской Федерации. Оперативным управлением внутренним государственным долгом занимается Департамент управления государственным внутренним долгом.

       В систему методов регулирования  государственной и муниципальной  задолженности входят: рефинансирование, конверсия, консолидация, новация, унификация, отсрочка, дефолт.

       Анализ  структуры и динамики государственного внутреннего долга РФ показал, что его объем имеет тенденцию к росту, как в структуре, так и в динамике.

       Низкие  показатели государственного долга  выгодно отличают Россию от значительного большинства как развитых стран, так и государств формирующихся рынков.

       Исходя  из параметров, заложенных в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации в 2012-2014 гг., и с учетом планируемых объемов заимствований, в предстоящий период значения показателей долговой устойчивости Российской Федерации будут по-прежнему вне опасных зон. При планируемых объемах заимствований долговая нагрузка на федеральный бюджет будет оставаться в пределах параметров, позволяющих надлежащим образом осуществлять обслуживание государственного долга. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации

2. О федеральном бюджете на 2011 и на плановый период 2012 и 2013 годов: Федеральный закон от 1 декабря 2010 года

3. Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг: Федеральный закон №139 от 29 июля 1998 года

4. Основные направления государственной долговой политики РФ на 2012-2014 гг.

5. Государственные и территориальные финансы: Учебник / Под ред. проф. Л.И. Сергеева, проф. А.Г. Мнацаканяна. – Калининград: Янтарный сказ, 2007. – 359 с.

6. Финансы и кредит субъектов РФ: Учебник / Л. И. Сергеев, А.Н. Соколов, В.П. Жданов, А.Г.Мнацаканян и др.; Под ред. проф. Л.И.Сергеева. – Калининград, Балтийский институт экономики и финансов, 1999. – 1036 с.

7. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник / М.В. Романовский и др.; Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. - М.: Юрайт-Издат, 2007. – 543 с.

8. Миляков Н.В. Финансы: Учебник. - 2 - е изд. — М.: ИНФРА_М, 2004. - 543 с.

9. Финансы: Учебник. -2-е изд., перераб. и доп./Под ред. В. В. Ковалева. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. - 640 с.

10. Министерство финансов Российской Федерации - www1.minfin.ru 
 
 
 
 
 
 
 

Иванова К.М. Анализ и оценка государственного внутреннего долга Российской Федерации, его динамики и структуры: курсовая работа.-  Калининград, 2011г. - 78 с. 

Научный руководитель:  к.э.н., доцент Юданова  А.Л. 
 

Курсовая  работа выполнена мною совершенно самостоятельно. Все использованные в работе материалы из опубликованной литературы и других источников имеют ссылки на них. 

«_____»_____________2009 г. 

Иванова Ксения Михайловна    ___________________

         (ФИО студента)                                     (подпись) 
 
 
 

Курсовая  работа сдана на кафедру «____»___________2009 г.

                      _______________________

                                               (подпись методиста)     

Защищена  «_____»_______________2009 г., 

Оценка: «___________________» 

Научный руководитель: ___________________

                                                                  (подпись) 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение А

Объем государственного долга субъектов Российской Федерации  и долга муниципальных образований  по состоянию на  01.08.2011 в тыс. руб.

Код Субъект Российской Федерации Объем государственного долга  субъектов Российской Федерации Объем долга муниципальных  образований
внутренний Итого
      Центральный федеральный  округ 508 142 589,9 539 006 304,1 37 071 645,7
26 Белгородская  область 15 307 587,9 15 307 587,9 1 155 849,8
27 Брянская область 5 516 587,6 5 516 587,6 1 431 904,3
28 Владимирская  область 1 777 057,0 1 777 057,0 773 733,7
31 Воронежская область 11 211 736,2 11 211 736,2 2 855 933,3
33 Ивановская  область 3 957 330,2 3 957 330,2 157 052,5
37 Калужская область 19 764 341,7 19 764 341,7 622 546,2
41 Костромская область 7 964 312,8 7 964 312,8 3 115 235,3
44 Курская область 4 066 608,2 4 066 608,2 1 021 808,7
46 Липецкая область 5 684 075,5 5 684 075,5 2 481 918,0
48 Московская  область 115 651 259,9 115 651 259,9 12 176 990,1
54 Орловская область 3 126 594,4 3 126 594,4 348 235,1
59 Рязанская область 11 588 798,3 11 588 798,3 758 982,8
63 Смоленская  область 5 667 995,6 5 667 995,6 2 214 987,0
64 Тамбовская  область 4 427 866,9 4 427 866,9 878 085,3
36 Тверская область 10 714 471,9 10 714 471,9 2 014 602,1
66 Тульская область 7 167 961,1 7 167 961,1 1 003 615,3
71 Ярославская область 10 364 581,1 10 364 581,1 4 055 160,1
73 г. Москва 264 183 423,4 295 047 137,6 5 006,2
      Северо-Западный федеральный округ 85 335 688,2 85 335 688,2 16 573 316,1
06 Республика  Карелия 6 635 417,1 6 635 417,1 1 105 700,5
07 Республика  Коми 5 340 554,1 5 340 554,1 1 572 857,9
24 Архангельская область 12 606 257,0 12 606 257,0 1 513 336,9
84 Ненецкий АО нет информации                                                                           
30 Вологодская область 20 407 422,0 20 407 422,0 684 601,6
35 Калининградская область 12 040 278,7 12 040 278,7 5 981 669,7
45 Ленинградская область 5 227 614,7 5 227 614,7 1 693 035,6
49 Мурманская  область 5 751 638,9 5 751 638,9 2 254 640,9
50 Новгородская  область 7 894 306,9 7 894 306,9 1 324 261,7
57 Псковская область 2 818 029,8 2 818 029,8 443 211,3
72 г. Санкт-Петербург 6 614 168,9 6 614 168,9 -                  

Информация о работе Анализ и оценка государственного внутреннего долга Российской Федерации, его динамики и структуры