Внешний долг Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 18:37, курсовая работа

Краткое описание

Государственный долг- это неотъемлемая часть экономики каждой страны. Одной из проблем российской экономики стал непомерно возросший долг, как внешний, так и внутренний. Однако ни для кого не секрет, что многие высокоразвитые западные страны, члены Парижского и Лондонского клубов, являются не только кредиторами, но и крупнейшими должниками. Поэтому не следует так уж драматически и болезненно воспринимать проблему относительно высокого уровня государственной задолженности, но и нельзя забывать о ней.

Оглавление

Введение
Глава 1. Общее представление о государственных задолжностях, основные понятия и характеристики.
1.1. Сущность и основные элементы государственного долга.
Глава 2. Внешний долг России.
2.1. Экскурс в историю.
2.2. Кредиторы России.
2.3. Международный валютный фонд.
2.4. Всемирный Банк.
2.5. Парижский клуб кредиторов.
2.6. Лондонский клуб кредиторов.
2.7. Динамика объемов и структуры внешнего долга РФ.
2.8. Рост внешнего долга.
Глава 3. Погашение внешнего долга.
3.1. Механизмы реструктуризации внешнего долга.
3.2. Влияние внешнего долга на экономику России.
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Внешний долг России динамика, основные кредиторы и взаимоотношения с ними.doc

— 362.00 Кб (Скачать)


 

Содержание

Введение

Глава 1. Общее представление о государственных задолжностях, основные понятия и характеристики.

1.1.              Сущность и основные элементы государственного долга.

Глава 2. Внешний долг России.

2.1. Экскурс в историю.

2.2. Кредиторы России.

2.3. Международный валютный фонд.

2.4. Всемирный Банк.

2.5. Парижский клуб кредиторов.

2.6. Лондонский клуб кредиторов.

2.7.              Динамика объемов и структуры внешнего долга РФ.

2.8.              Рост внешнего долга.

Глава 3. Погашение внешнего долга.

3.1. Механизмы реструктуризации внешнего долга.

3.2. Влияние внешнего долга на экономику России.

Заключение

Список литературы

Приложение 1.

Структура внешнего долга в период 1985 – 1991 годы

Приложение 2.

Приложение 3.

Приложение 4.

Укрупнённая структура внешнего долга РФ

в период 1995 – 2000 годов

Приложение 5.

Данные об изменениях объема и структуры государственного внешнего долга в 2001-2004 годах

Приложение 6.


Введение

        Государственный  долг- это  неотъемлемая часть экономики каждой страны. Одной из проблем российской экономики стал непомерно возросший долг, как внешний, так и внутренний. Однако ни для кого не секрет, что многие высокоразвитые западные страны, члены Парижского и Лондонского клубов, являются не только кредиторами, но и крупнейшими должниками. Поэтому не следует так уж драматически и болезненно воспринимать проблему относительно высокого уровня государственной задолженности, но и нельзя забывать о ней. Так как внешний долг выходит далеко за рамки внутриэкономических задолженностей нашего правительства и показывает развитие нашей страны. Привлечение средств за рубежом и обслуживание внешней задолженности является составной частью внешнеэкономических отношений стран. Заёмные внешние средства вливаются в национальную экономику страны, что может способствовать экономическому росту, а обслуживание  внешнего долга, изымает средства из национальной экономики. К тому же надо  отметить, что большая часть внешнего долга России - это  наследство  СССР. Поэтому внешний долг  всегда  оказывал,  и  будет  оказывать    огромное влияние на всю экономику страны.


Глава 1. Общее представление о государственных задолженностях, основные понятия и характеристики.

1.1.           Сущность и основные элементы государственного долга.

Государственный долг образуется в результате осуществления государственными органами различных видов заимствований. Долг органов государственного управления является органичным элементом в системе финансовых отношений, структуре активов и пассивов экономики. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ (ст. 97)[1] “ государственным долгом РФ являются долговые обязательства РФ перед физическими, юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права”.

Долговые обязательства – это сложная категория, отличающаяся, во-первых, по объектам долговых отношений; во-вторых, по форме образования и обслуживания; в-третьих по срокам обязательств. Основные формы долговых обязательств РФ (ст. 98 БК РФ)[2] следующие: кредитные соглашения и договора; государственные ценные бумаги; договора о предоставлении гарантий РФ, договоров поручителей РФ; переоформление долговых обязательств третьих лиц в госдолг РФ; соглашения РФ о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств. Во временном разрезе выделяют:

  краткосрочные (до 1 года),

  среднесрочные (до 5 лет),

  долгосрочные (до 30 лет) обязательства.

Увеличение госдолга происходит в результате капитализации процентов по ранее полученным кредитам. Кроме того, он увеличивается вследствие обязательств, принятых государством к исполнению, но по различным причинам не профинансированных в срок.

В общей постановке в проблеме госдолга можно выделить следующие основные аспекты:

      структура и динамика госдолга;

      механизм управления, обслуживания и реструктуризации долга;

      влияние государственного долга на развитие экономики страны.

Очевидно, что государство может и должно брать в долг на нормальных, естественных и разумных основах  и условиях. Практически в эффективной, нормально развивающейся, стабильной экономике госдолг не является ключевой проблемой развития и жизнедеятельности общества. Как правило, госдолг возрастает на этапах активного экономического роста, имея ввиду, что развивающаяся экономика, модернизируемое производство требуют определенных вложений, в том числе и государственных.

Однако госдолг растет и в стагнирующей экономике, в которой спад в течение длительного времени предопределяет все динамические процессы развития макроэкономики. В этом случае основным источником покрытия затрат государства являются монетарные каналы финансирования госдолга, что мы имеем в настоящее время в переходной экономике РФ.

Сложность объекта требует выработки определенного подхода к классификации состава долга, при этом возможно использование двух подходов: во-первых, использование бюджетной классификации и, во-вторых, использование укрупненных  долговых статей, близких по функциональному назначению.

Основополагающим для всех классификаций долга является деление его на внутренний и внешний долг. В соответствии с рекомендациями МВФ внешним долгом считается государственная задолженность перед нерезидентами.

Данная ключевая классификация на практике дополняется еще рядом классификационных схем, к которым относятся: классификация долга по типу кредитора и по типу долгового обязательства. Классификация долга по типу кредитора имеет следующий вид:

      внутренний вид (органам кредитно-денежного регулирования, коммерческим банкам, другим членам государственного сектора, прочим финансовым учреждениям);

      внешний долг (международным организациям, органам управления зарубежных государств.

Классификация по типу долгового обязательства имеет следующий вид:

     долгосрочные облигации,

     краткосрочные облигации,

     векселя,

     долгосрочные ссуды, не отнесенные к другим категориям,

     краткосрочные ссуды и векселя, не отнесенные к другим категориям.

В категорию «госдолг» включаются все признанные долги РФ. Погашение накопленного долга может происходить различными способами: денежными выплатами, обменом долгового обязательства на налоговые освобождения, отказом от уплаты, аннулированием задолженности кредиторов, принятием задолженности другим органом.

Госдолг оценивается по номинальной стоимости, так как он представляет  сумму непогашенных обязательств, выплачиваемую при наступлении срока выплаты. Долг - это состояние (запас), а не движение (поток).

Величина госдолга зависит от динамики обменного курса. Если в период между датами определения величин задолженности обменный курс изменился, то переоценка суммы внешнего долга, выраженного в иностранной валюте, в рубли служит одним из факторов изменения общей величины госдолга.

Структурно госдолг складывается из двух частей: основной долг и непогашенный долг, включающий кроме основного еще и проценты на долговые суммы. К этому надо добавить, что госдолг - это не только  долг непосредственно самого государства, но еще и заимствования внебюджетных фондов всех уровней государственного управления.

Необходимо также учитывать и федерально-региональную структуру госдолга. На практике различают госдолг, образовавшийся в результате бюджетной задолженности федерального правительства. Собственно этот долг и фигурирует во всех оценках ситуации государственного заимствования. Но более правильно было бы говорить о консолидированном госдолге РФ.

Что касается реальных заимствований РФ, то можно их классифицировать следующим образом: рыночные долговые обязательства в виде эмиссионных ЦБ, нерыночные обязательства, связанные с исполнением федерального бюджета и выпущенные для финансирования образовавшейся задолженности.

Основным различием данных двух групп является, во-первых, то, что первые из них имеют определенную программную форму, закладываются в бюджетные проектировки на ряд лет, а, во-вторых, связаны с необходимостью решения текущих оперативных бюджетных проблем.

Число видов (статей) госдолга не является стабильным и имеет тенденцию к увеличению, в основном это происходит за счет нерыночных инструментов.

 

1.2.           Внешний долг и его экономические последствия.

Внешний долг (External Debt) – это задолженность правительства страны перед иностранными кредиторами. Наличие некоторого внешнего долга у каждой страны – это весьма заурядное явление современной экономической жизни, так как активное участие правительства страны в процессе производства и распределения требует привлечения заемных средств для финансирования своих расходов. Возможность займа за рубежом позволяет расширить возможности правительства по стимулированию спроса в экономике.

Однако в некоторых случаях это заурядное явление начинает создавать незаурядные проблемы государству и его кредиторам. Такие проблемы возникают, когда суммы, которые приходится тратить из бюджета страны на обслуживание внешнего долга, становятся слишком большими, собственных источников становится не достаточно для продолжения обслуживания долга, а возможность рефинансирования долга на внутреннем и внешнем рынках пропадает. В этом случае правительству страны ничего не остается, как объявить о приостановлении обслуживания своих внешних обязательств, то есть объявить дефолт по внешнему долгу (внешний дефолт).

Внешний дефолт создает серьезные проблемы для страны: национальная валюта обесценивается, фондовые индексы падают, в стране снижается заработная плата, люди теряют работу и стремительно беднеют.

В современной истории иногда случается так, что если происходит внешний дефолт у одной страны, то велика вероятность, что та же участь постигнет и соседей со сходной структурой экономики и долгов. Действительно, если инвестор видит проблемы с обслуживанием долга, например, у Аргентины, то для страховки он, скорее всего, предпочтет избавиться от ценных бумаг стран всего региона Латинской Америки: в итоге возможности рефинансирования долга пропадут и у остальных соседей по несчастью, что может подтолкнуть их к внешнему дефолту. Крупные совместные дефолты за последние 20 лет произошли, например, в Мексике и Латинской Америке (1982), Восточной Азии (1997).

Рассмотрим причины того, что внешний долг страны возрастает до угрожающих величин:

1. Высокий первичный дефицит бюджета страны приводит к тому, что стране приходится занимать на внутреннем и/или внешнем рынках. Если данное явление становится структурной проблемой, решение которой все время откладывается на потом, это неизбежно приведет к долговому кризису. Например, после 2 мировой войны развитые страны выдали очень много кредитов развивающимся странам для покрытия дефицита бюджета.

2. Высокая ставка процента обслуживания долга. Когда сам внешний долг вырастает до тех величин, которые кажутся опасными для иностранных инвесторов, вложивших средства в активы данной страны, ставка процента  повышается. Это приводит к тому, что правительству приходится выплачивать из бюджета все большие средства на обслуживание долга, или рефинансировать долг, беря взаймы все большие суммы. Так долг начинает расти в геометрической прогрессии.

3. Рост валютного курса вызывает рост суммы долга в пересчете в отечественную валюту. Так как выплата долга правительством, ведется из собранных налогов, то можно говорить об увеличении бремени долга страны.

4. Проблемы с внутренним рынком заимствований. Если ставка процента на внутреннем рынке велика, и правительство вынуждено сокращать объем внутреннего долга, часто оно прибегает к дополнительным заимствованиям на внешнем рынке, переводя часть внутреннего долга во внешний долг.

Проблема внешнего дефолта доставляет не меньшие неприятности и кредиторам, которые могут из-за дефолта страны должника попросту обанкротиться. Были созданы специальные организации кредиторов: Парижский клуб кредиторов, объединивший основные страны – кредиторы (в их число вошла и Россия) и Лондонский клуб, объединивший банкиров для решения проблем с внешним долгом.

 


Глава 2. Внешний долг России.

2.1. Экскурс в историю.

      Кредитная история  России началась  в  1769  г.,  когда  Екатерина  II сделала первый заем в Голландии. За последующие  два  с  половиной  столетия Российская империя заняла на рынке примерно  15  млрд.  руб.  Большая  часть этих средств накануне революции была погашена. К  этому  моменту  старейшими займами в составе русского государственного долга оставались 6-% займы 1817 - 18гг. Их нарицательный капитал составлял 93 млн. руб., а непогашенная  часть к 1 января 1913г. равнялась  38  млн.  руб.  В начале XX в., в   период   русско-японской   войны   и   революции,   сумма  задолженности возросла,   а   затем стабилизировалась. В период 1905-1914 гг. правительство  царской  России  не  раз  прибегала  к кредиту  у  США,  Японии  и  государств  Европы  в  связи  с   обострившейся политической ситуацией внутри страны. Требовались  большие  суммы  денег  на финансирование армии и для поддержания экономической стабильности в  стране. Наиболее высокими темпами внешняя задолженность бывшего СССР росла в 1985-1991 годах, когда темп прироста государственного внешнего долга превысил 120%, а абсолютная сумма задолженности увеличилась с 31,3 млрд. долларов США до 70,3 млрд. долларов США[3].

Правительством бывшего СССР активно привлекались как связанные банковские кредиты, предназначенные для финансирования закупок импортного оборудования, продовольствия, продуктов питания, медикаментов и других товаров, необходимых для обеспечения жизнедеятельности населения страны, так и свободные средства для покрытия текущих потребностей бюджета в форме финансовых кредитов и внешних облигационных займов. В этот период задолженность по банковским кредитам выросла на 81%, по финансовым кредитам - на 176%, а задолженность по внешним облигационным займам увеличилась в 6 раз. После распада СССР в конце 1991г. России в срочном  порядке  пришлось  взять на себя долговые  обязательства  перед  иностранными  кредиторами.  В  итоге внешний долг увеличился с 29 млрд. долл. (50% экспорта) в  1985  г.  до  119 млрд. долл. (260%) в 1994 г. и в 1995 г. — 130 млрд. долл.(265%).

Информация о работе Внешний долг Российской Федерации