Внешний долг Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 18:37, курсовая работа

Краткое описание

Государственный долг- это неотъемлемая часть экономики каждой страны. Одной из проблем российской экономики стал непомерно возросший долг, как внешний, так и внутренний. Однако ни для кого не секрет, что многие высокоразвитые западные страны, члены Парижского и Лондонского клубов, являются не только кредиторами, но и крупнейшими должниками. Поэтому не следует так уж драматически и болезненно воспринимать проблему относительно высокого уровня государственной задолженности, но и нельзя забывать о ней.

Оглавление

Введение
Глава 1. Общее представление о государственных задолжностях, основные понятия и характеристики.
1.1. Сущность и основные элементы государственного долга.
Глава 2. Внешний долг России.
2.1. Экскурс в историю.
2.2. Кредиторы России.
2.3. Международный валютный фонд.
2.4. Всемирный Банк.
2.5. Парижский клуб кредиторов.
2.6. Лондонский клуб кредиторов.
2.7. Динамика объемов и структуры внешнего долга РФ.
2.8. Рост внешнего долга.
Глава 3. Погашение внешнего долга.
3.1. Механизмы реструктуризации внешнего долга.
3.2. Влияние внешнего долга на экономику России.
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Внешний долг России динамика, основные кредиторы и взаимоотношения с ними.doc

— 362.00 Кб (Скачать)

В конце 1991 года, в связи с нарастанием кризисных процессов в экономике страны платежи в погашение внешней задолженности бывшего СССР были приостановлены.

К началу 1999г. совокупный внешний долг России превышал 150 млрд. долл., что составляло около 55% ВВП (в пересчёте по  среднему  курсу  за  98г.-9,81 руб./долл.). Львиную долю долга Россия  унаследовала  от  СССР.  Переговорный процесс между Российской Федерацией и сообществом кредиторов  начался  сразу же после распада СССР в конце 1991г. Первым  этапом,  ведущим   отсчёт  с  1992г.,   включал   в   себя   ведение предварительных  переговоров,  в  ходе  которых  российскому   правительству предоставлялись краткосрочные трёхмесячные  отсрочки  по  выплатам  внешнего долга. В течение второго этапа-с 1993 по 1995г. -  Россия  подписала  первые соглашения по реструктуризации долгов. Так, в  апреле  1993г.  правительство России  заключило  первый  договор  о  реструктуризации  задолженностей  перед официальными кредиторами, входящими в Парижский клуб.  За  этим  последовали ещё два подобных соглашения в 1994 и  1995гг.,  в  соответствии  с  которыми Россия брала на  себя  обязательства  по  обслуживанию  долгов  СССР,  сроки, уплаты которых приходились на период  с  декабря  1991г.  по  январь  1995г. Началом третьего этапа можно считать апрель 1996г., когда  договоренности  с Парижским  клубом  были  дополнены  всесторонним  соглашением,  по  которому Россия должны быть выплачены в течение последующих 25 лет вплоть до  2002г., а оставшиеся 55%, включавшие в себя наиболее краткосрочные обязательства,  - в течение 21 года. В 1996г. с Лондонским клубом было заключено соглашение  о реструктуризации долгов СССР на условиях, предусматривающих выплату долга  за 25 лет. Процесс первоначальных кредитных соглашений окончательно  завершился в   конце   1997г.,   когда   Внешэкономбанк   приступил   к    долгосрочной реструктуризации  советского  долга  на  общую  сумму  в  28,5  млрд.  долл. Подписанный договор предусматривал  погашение  основной  части  долга  (22,5 млрд. долл.) в течении 25 лет.  При  этом  первые  семь  лет  Россия  должна выплачивать лишь проценты общей  объём  которых  составляет  6  млрд.  долл. Наконец началом  заключительного  этапа  реструктуризации  советских  долгов можно считать конец 1996г., когда ведущие рейтинговые агентства  мира  стали присваивать России кредитные рейтинги. Достаточно высокий  рейтинг,  который иностранные  эксперты  дали  России  способствовал   росту   оптимистических настроений по поводу развития российской экономики. Этот  энтузиазм  отчасти привёл  к  тому,  что  в  последующий   период   происходило   стремительное наращивание  задолженности,  со  стороны  как  государственных, так   и корпоративного и банковского секторов.

 

2.2. Кредиторы России.

Внешние  долги  России  -  в  преобладающей  части  наследие   бывшего Советского  Союза.  На   международной   кредитной   арене   СССР   выступал одновременно  и  как  должник,  и  как  кредитор,   однако   с   большой и неблагоприятной асимметрией в геополитическом и валютном плане.

В  свою  очередь,  СССР  сам  предоставлял  внешние   кредиты   многим зарубежным государствам (список должников включает более 50 стран),  исходя, главным образом,  из  политических  привязанностей  и  военно-стратегических соображений.  Важнейшая  особенность  советских  кредитов   загранице:   они предоставлялись в товарной форме (поставки оборудования,  топлива,  большого количества вооружений), на очень льготных условиях (на 10 - 15 лет из 2,5 - 4% годовых) с  погашением  в  большинстве  случаев  тоже  в  товарной  форме продукцией   местного   производства.   Таким   образом,   названные   сферы функционирования   Советского   Союза   как   международного   должника и международного  кредитора  были  жестко  разделены,  из-за  чего  результаты предоставления советских кредитов  (проценты  и  погашение)  практически  не могли использоваться для  выполнения  обязательств  по  полученным  западным кредитам.

      Круг западных кредиторов России достаточно велик - в него входят около 600 коммерческих банков из 24 стран, а также  Международный  валютный  фонд, Международный банк реконструкции и развития, Европейский банк  реконструкции и развития. Основной массив долгов приходится на банки 6  стран  -  Германии (крупнейший кредитор), Италии, США, Франции, Австрии, Японии.

      Нынешние российские долги Западу включают четыре категории.  Первая  и самая  большая  -   задолженность   перед   так   называемыми   официальными кредиторами,   т.   е.   перед   коммерческими   банками   западных   стран, предоставляющими средства взаймы под гарантии  соответствующих  правительств или при страховании кредитов  в  государственных  структурах.  Регулирование задолженности  подобного  рода  входит  в  компетенцию  Парижского  клуба - особого координирующего органа, в который входят  официальные  представители основных стран международных кредиторов.

      Вторая группа - это  кредиты,  предоставленные  коммерческими  банками западных   стран   уже   самостоятельно,   без   государственных   гарантий.

Задолженность по  таким  кредитам  регулируется  так  называемым  Лондонским клубом, объединяющим банкиров-кредиторов  на  неофициальной  основе.  Третью группу образует задолженность различным западным коммерческим структурам  по фирменным  кредитам,  связанным  с  поставкой  товаров  и  оказанием  услуг, четвертую  группу  -  долги  международным  валютно-финансовым  организациям (МВФ, МБРР, ЕБРР).

      Нынешний внешний долг России не  ограничивается  задолженностью  перед кредиторами из западных  стран.  Как  правопреемница  Советского  Союза  она взяла на себя долги перед некоторыми странами из числа бывших членов  СЭВ - Венгрией, Чехией, Словакией. Сюда же  примыкает  валютный  долг  собственным российским предприятиям и банкам, образовавшийся в  результате  блокирования средств на валютных счетах в  бывшем  Внешэкономбанке  СССР.  Формально  эта задолженность  именуется  внутренним   долгом,   однако   она   оплачивается конвертируемой валютой (долларами) и с этой точки зрения  практически  ничем не отличается от внешнего  долга.  Первоначально  названный  долг  составлял около $8 млрд. (1991 год), после проведенных погашений он несколько уменьшился.

Обслуживание долга обходится России гораздо дороже, чем остальным странам. По словам Министра финансов, Россия ежегодно тратит более $7 млрд. на выплаты по долгу, поскольку средний уровень ставки по обслуживанию составляет 7,13% ежегодно. Процент по кредиту Парижского клуба меньше, чем средний по госдолгу. Но единого процента нет – с каждой страной Россия расплачивается по разным процентам.

С учетом всех перечисленных  видов  задолженности  суммарная  величина внешнего долга России составила на 1 января 2008г. $44,9 млрд.[4] Структура государственного внешнего долга по состоянию на 1 января 2008 года представлена в таблице 2 (приложение 2).

По относительным показателям, российский внешний госдолг составляет лишь 8 % от объема ВВП страны. Для сравнения — после кризиса 1998 года, внешний долг России составлял почти 100 % от ВВП. В перспективе, по принятому трехлетнему бюджету на период 2008—2010 гг., госдолг должен сократиться до 2,5 % от ВВП.

В свою очередь, еще более значительной  величиной  измеряется  сумма  долгов других стран, причитавшихся ранее СССР, а теперь  перешедших  к  России.  По имеющимся оценкам, она составляла в 2002 году 89,3 млрд. прежних инвалютных рублей,  или почти $149 млрд. при пересчете в свободно конвертируемую валюту.  Однако эти долги приходятся на страны с очень низкой платежеспособностью,  и  шансы на их погашение или получение  взамен  какого-либо  эквивалента  чрезвычайно сомнительны.

Основная часть этого долга - свыше 80% - приходится  на  17  стран  из числа развивающихся (Куба, Монголия, Вьетнам, Афганистан,  Эфиопия,  Ангола, Никарагуа, КНДР, Камбоджа, Лаос, Йемен, Сирия, Египет, Индия, Алжир,  Ливия, Ирак), из которых только одна Куба должна  около  28  млрд.  дол.  Остальная задолженность (от 25 до 30 млрд. дол.) числится за так называемыми  наименее развитыми странами мира, которые за весь период кредитных взаимоотношений  с Советским   Союзом   практически   не   производили   платежей   по    своим обязательствам, получая постоянные отсрочки.

 

2.3. Международный валютный фонд.

Международный валютный фонд (МВФ) - ведущая международная валютно-финансовая организация, учрежденная в 1944 году в результате Бреттон-Вудских соглашений с целью поддержания стабильности международной валютной системы и снижения торговых и валютных барьеров между странами.

              МВФ координирует международное сотрудничество в валютно-финансовой сфере, оказывает финансовую поддержку странам, являющимся его членами, для преодоления временных трудностей с платежным балансом, консультирует их по различным экономическим вопросам. Ресурсы МВФ состоят из взносов стран-членов и рыночных заимствований.

МВФ использует несколько механизмов финансовой помощи. Это программы обычного кредитования stand-by, программы расширенного кредитования EFF, программы льготного кредитования (механизм расширенного финансирования структурной перестройки ESAF и механизм финансирования системных преобразований STF). Существует также компенсационное и чрезвычайное кредитование CCFF; дополнительное резервное кредитование SRF.

Кредиты МВФ могут быть получены лишь после того, как вторая сторона согласится на проведение стратегических реформ в своей экономике (на воплощение программы структурной перестройки, разработанной МВФ).

Россия уже использовала часть механизмов финансовой помощи МВФ: stand-by в 1992 году на сумму $1 млрд. сроком на 5 лет и в 1995 году на сумму $6 млрд. сроком на 5 лет с отсрочкой на 3 года и 3 месяца. На системные преобразования в 1993 г. был получен транш STF в размере $1,54 млрд. сроком на 10 лет с отсрочкой погашения в течение 4,5 года и в 1994 г. - $1,5 млрд. (на тех же условиях). В 1996-1998 гг. был предоставлен кредит по программе расширенного кредитования EFF в размере $9,2 млрд. (на 10 лет с отсрочкой на 4,5 года).

В 2005 году Россия досрочно погасила задолженность перед Международным валютным фондом, переведя на его счета эквивалент 3,33 млрд. В октябре 2001 года Россия уже проводила досрочные платежи МВФ. Тогда, выплатив $ 2,7 млрд., полностью погасил свой долг перед Фондом Центральный банк России. Теперь погашены кредиты, полученные Минфином страны.

Согласно распоряжению кабинета министров, платеж был произведен за счет средств стабилизационного фонда сверх накопленной суммы в 500 млрд. рублей в соответствии с законом о бюджете на текущий год.

 

2.4. Всемирный Банк.

Международный банк реконструкции и развития (Всемирный Банк) - международная финансовая организация, учрежденная в результате Бреттон- Вудской конференции в 1944 г.

Первоначально банк ориентировался на восстановление экономики стран Западной Европы, а сегодня, предоставляет займы или гарантии кредитов 177 странам, входящим в эту группу. Главным образом, банк кредитует развивающиеся государства на рыночных условиях под правительственные гарантии. Банк аккумулирует свои ресурсы путем выпуска долгосрочных облигаций.

Кроме финансирования таких проектов, как строительство дорог, электростанций и школ, Банк предоставляет ссуды на реструктуризацию экономической системы страны, финансируя так называемые программы структурной перестройки. В распоряжении Банка имеется портфель займов общей суммой, превышающей $250 млрд.

Наряду со Всемирным Банком группа MБРР включает в себя Международную финансовую корпорацию, Международную ассоциацию развития, Многостороннее агентство гарантий по инвестициям и другие международные финансовые организации.

В 1996-1998 годах Россия получила от Всемирного банка $9,8 млрд. на реструктуризацию угольной отрасли. Из них $5,4 млрд. было направлено в бюджет и исчезло.

Долги Всемирному банку составляют на октябрь 2007 года $4,4 млрд. и, похоже, что главный мотив, побуждающий избавиться от задолженности именно этому банку – репутационный. Россия – единственная страна из «Большой восьмерки», которая должна Всемирному банку, который обычно спонсирует программы по расширению экономической грамотности в развивающихся странах. Избавиться от долгов перед ВБ – это как избавиться от родимых пятен «развивающегося» статуса, перейти окончательно в класс «развитых». Россия рассчитывает в первой половине 2008 года досрочно погасить часть долга перед Всемирным банком.

 

2.5. Парижский клуб кредиторов.

Парижский клуб, созданный в 1956 году, является неформальной организацией, в рамках которой государства-кредиторы из числа промышленно развитых стран ведут переговоры с должниками с целью найти пути решения проблем с погашением долгов и реструктуризацией задолженности.

Россия выступает в двух качествах - члена клуба (с 1997 года), и его должника.

В число кредиторов России входят Австралия, Австрия, Бельгия, Канада, Дания, Финляндия, Франция, Германия, Италия, Япония, Нидерланды, Норвегия, Испания, Швеция, Швейцария, Великобритания и США.

Россия в августе 2006 года полностью расплатилась с долгами бывшего СССР перед иностранными государствами - членами Парижского клуба кредиторов. Российские обязательства перед всеми 17 государствами - членами Клуба в сумме 21,6 миллиарда долларов погашены в полном объеме и Россия более не является страной - дебитором Клуба.

Напомню, что финансовые обязательства СССР Россия приняла на себя в 1992-1994 годах в обмен на отказ бывших республик от доли в зарубежных активах Советского Союза. При этом львиная часть задолженности - около 64 % - возникла в последние годы существования СССР, когда страна тщетно искала "золото партии", а правительство пыталось решить все внутренние проблемы путем заимствований на внешнем рынке. По просьбе российского правительства возврат долгов был растянут на двадцать лет. И хотя впоследствии решение о принятии современной Россией "советского" долгового бремени не раз критиковалось, на протяжении всех лет страна исправно погашала и обслуживала эти обязательства.

Информация о работе Внешний долг Российской Федерации