Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 18:37, курсовая работа
Государственный долг- это неотъемлемая часть экономики каждой страны. Одной из проблем российской экономики стал непомерно возросший долг, как внешний, так и внутренний. Однако ни для кого не секрет, что многие высокоразвитые западные страны, члены Парижского и Лондонского клубов, являются не только кредиторами, но и крупнейшими должниками. Поэтому не следует так уж драматически и болезненно воспринимать проблему относительно высокого уровня государственной задолженности, но и нельзя забывать о ней.
Введение
Глава 1. Общее представление о государственных задолжностях, основные понятия и характеристики.
1.1. Сущность и основные элементы государственного долга.
Глава 2. Внешний долг России.
2.1. Экскурс в историю.
2.2. Кредиторы России.
2.3. Международный валютный фонд.
2.4. Всемирный Банк.
2.5. Парижский клуб кредиторов.
2.6. Лондонский клуб кредиторов.
2.7. Динамика объемов и структуры внешнего долга РФ.
2.8. Рост внешнего долга.
Глава 3. Погашение внешнего долга.
3.1. Механизмы реструктуризации внешнего долга.
3.2. Влияние внешнего долга на экономику России.
Заключение
Список литературы
Представляется целесообразным рассмотреть основные направления и некоторые конкретные меры сбалансированной политики по обслуживанию внешнего долга. В процессе управления внешней задолженностью перед Россией встаёт необходимость решения следующих задач:
1. Поддержание внешнего долга на уровне, обеспечивающем сохранение экономической безопасности страны.
2. Контроль за графиком долговых выплат с тем, чтобы в нём отсутствовали периоды пиковых нагрузок, а основные выплаты приходились бы на моменты ожидаемого роста экономики.
3. Минимизации стоимости долга за счёт удлинения срока заимствований и снижения доходности.
4. Своевременное и полное выполнение обязательств с целью избежать начисления штрафов за просрочки и обеспечить стране репутацию первоклассного заёмщика.
5. Обеспечение эффективного целевого использования привлечённых средств.
6. Обеспечение предсказуемости и стабильности рынка долговых обязательств.
Однако кризисность российской ситуации даёт основания полагать, что даже самая сбалансированная политика, основанная на традиционных моделях управления внешним долгом, недостаточна для решения этой проблемы. Для снижения угрозы внешней задолженности национальной экономики России требуется реализация ряда дополнительных мер:
отказ от привлечения международных кредитов на государственном уровне;
разработка комплексной и ясной нормативной базы по вопросам внешних заимствований;
создание единой системы управления внешним долгом для координации мер по снижению уровня задолженности и обеспечения более эффективного контроля за привлечением и использованием средств из-за рубежа;
согласование политики по обслуживанию внешнего долга с финансовой и экономической политикой в целом, в особенности с денежно-кредитной и валютной.
Основополагающее влияние на эффективность государственной политики по обслуживанию внешнего долга оказывает, как известно, доверие к властям.
Если такое доверие есть, гораздо шире выбор возможных долговых инструментов, выше гибкость долговой политики, а цена ошибки минимальна.
Чем ниже уровень доверия к властям, тем большая ответственность ложится на правительство при формировании политики по погашению внешней задолженности и более велика "цена ошибки". В России эта цена непомерно высока. Для успешного решения данной проблемы хотя бы в перспективе необходимо сочетание двух факторов: с одной стороны, активного и эффективного экономического развития, создающего материальную основу для выплат по задолженности, а с другой - грамотной и рациональной политики в области внешних заимствований, проводимой в соответствии с главной целью деятельности любого государства - повышением благосостояния граждан.
Проблема государственного долга актуальна не только в нашей стране, но и во всём мире. Её надо не запускать, а развивать, стараться искать как можно больше решений по выплате долгов, как внутренних так и внешних. Однозначно можно сказать что внешний долг не способствует благоприятной экономической ситуации в стране. Ведь эти суммы денег могли бы идти на уменьшение налогового бремени, увеличение рабочих мест, на заработную плату рабочим, благоустройство городов и на благотворительные цели. Но вместо этого мы расплачиваемся не только за свои долги, но и за весь Советский союз.
Ещё не маловажный вопрос это возврат старых кредитов выданных СССР и Россией другим странам. Это не те суммы денег на которые можно закрыть глаза и махнуть рукой. Ведь мы отдаём, а почему не можем вернуть?
В заключение хочу сказать о прекращении наращивания внешнего долга. Не смотря на то, что правительство России старается выплатить огромные суммы денег и как-то уменьшить общий объём долга оно всё равно не может обойтись без новых займов у иностранных кредиторов.
1. Агапова Т.А., Серёгина С.Ф. Макроэкономика: учебник – 8-е издание - М.: 2007.
2. Анализ состояния государственного внешнего долга
Российской Федерации // БЮЛЛЕТЕНЬ Счетной палаты Российской Федерации. – 2004. - № 9 (81).
3. Андрианов В.Д. Проблема внешней задолженности России и возможные пути ее решения // Научный Альманах Внешний долг России и проблемы его урегулирования. - М., 2002.
4. Антропов Д. Внешний долг – угроза национальной безопасности // Бюллетень ГНИИ Системного анализа счетной палаты РФ – 2003.
5. Вавилов А., Ковалишин Е. Проблемы реструктуризации внешнего долга России: теория и практика, «Вопросы экономики», №5/1999г., с.78.
6. Власов А.В. Внешнеэкономические отношения России: внешний долг. // Деньги и кредит.-2001.- №10. - 35 с.
7. Внешний долг России - самый низкий в Европе // asors.ru.
8. Деревягин Б. Внешний долг России вырос до $309,7 млрд. // Газета.Ru, 02.04.2007.
9. «Дорогой долг» // Газета.Ru, 28.03.2005.
10. Златкис Б.И. Проблемы создания системы управления государственным долгом в РФ // Финансы. -2000. - №7.
11. Илларионов А. "Платить или не платить?" «Вопросы экономики», №10/2001г.,с4.
12. Красавина Л.Н. Внешний долг России: уроки и перспективы // Научный Альманах Внешний долг России и проблемы его урегулирования - М., 2002.
13. Кредиторы ждут от России рекордных платежей // Газета.Ru, 24.10.2007.
14. Кукол Е. Россия расплатилась за СССР и досрочно вернула все долги Советского Союза Парижскому клубу стран-кредиторов // "Российская газета" - Центральный выпуск №4150 от 22 августа 2006.
15. Курс экономической теории: учебник, 4-е издание - Киров: «АСА», 1999.
16. Лохмачев В.Ф. О некоторых проблемах внешнего долга России. // Научный Альманах Внешний долг России и проблемы его урегулирования. - М., - 2002.
17. Николаева Е. Время платить за СССР, // Финансовые известия, 15.08.2006
18. Общий внешний долг России составляет 33% ВВП // РБК, 30.01.2008.
19. Поливанов А. Парижский клуб поможет инвесторам // Газета.Ru, 14.09.2006.
20. Россия досрочно погасила долг МВФ // BBC Russian.com, 01 февраля 2005 г
21. Россия закрыла долг перед Международным банком экономического сотрудничества // РИА "Новый Регион", 01.02.2008.
22. Россия может досрочно погасить часть долга перед Всемирным банком // www.rian.ru, 08.02.2008.
23. Россия наращивает долги // Газета.ru, 01.04.2008
24. Россия покончит с долгами СССР к концу 2012 года – Минфин // www.rian.ru, 15.02.2008.
25. Саркисянц А. Россия в системе мирового долга, Вопросы экономики, №5/1999г.,с94.
26. Смирнов О.В. Государственный внешний долг России: проблемы и перспективы. // Финансы. – 2001. - №10.
27. Столярова А.А. Оптимизация расходов по обслуживанию государственного долга // Финансы, №11/2001г., с68.
28. Трофимов Г. Внешний долг и денежно-кредитная политика // Вопросы экономики, №5/2000г.,с18.
29. Федеральный закон № 145-ФЗ Бюджетный кодекс Российской Федерации // Российская газета. – 1998. - № 153-154.
30. Финансы, денежное обращение и кредит/ Под ред. Сенчагова В.К. – М., - 2001.
31. http:www.minfin.ru
32. http://www.cbr.ru
33. http://www.ach.gov.ru
34. http://www.veb.ru/ru/agent/
35. http://ru.wikipedia.org/wiki/
36. http://www.lenta.ru/news/2008/
37. http://www.vesti.ru
Таблица 1.
Структура внешнего долга в период 1985 – 1991 годы[5]
(на начало года, млрд. долларов США) | |||||||
| 1985 | 1986 | 1987 | 1988 | 1989 | 1990 | 1991 |
Банковские кредиты | 9.5 | 9.9 | 11.6 | 12.8 | 11.5 | 13.3 | 17.2 |
Финансовые кредиты | 6.9 | 7.8 | 11.2 | 12.7 | 14.2 | 14.8 | 19.1 |
Внешние облигационные займы | 0 | 0 | 0 | 0 | 0.3 | 1.5 | 1.8 |
Краткосрочные кредиты | 4.7 | 5.5 | 6.6 | 7.7 | 11 | 17.1 | 6.9 |
Кредиты поставщиков | 8.9 | 9 | 8 | 6.6 | 5.4 | 7.8 | 10.5 |
Клиринги | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0.2 | 0.5 |
Социалистические страны | 1.3 | 1.3 | 1.2 | 1.7 | 3 | 10.1 | 14.3 |
Всего | 31.3 | 33.5 | 38.6 | 41.5 | 45.4 | 64.8 | 70.3 |
Таблица 2.
Структура государственного внешнего долга по состоянию
на 01 января 2008 года
Наименование | млрд. долларов США | млрд. евро |
Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего Союза ССР, принятые Российской Федерацией ) | 44,9 | 30,7
|
Задолженность странам - участницам Парижского клуба | 1,8 |
|
Задолженность странам, не вошедшим в Парижский клуб | 2,2 |
|
Задолженность бывшим странам СЭВ | 1,5 |
|
Коммерческая задолженность | 0,7 |
|
Задолженность перед международными финансовыми организациями | 5,0
|
|
Еврооблигационные займы | 28,6 |
|
ОВГВЗ | 4,5 |
|
Предоставление гарантий Российской Федерации в иностранной валюте | 0.6
|
|