Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2014 в 05:41, курсовая работа
Краткое описание
В современных условиях наличие внешних и внутренних заимствований государства является едва ли не обязательным условием развития экономики страны и грамотное управление этими долгами является одной из наиболее актуальных и важных задач, стоящих перед органами власти. Все страны в разной степени используют заемные денежные средства для преодоления ограниченности налоговых поступлений и поддержания бюджетных расходов со всеми вытекающими отрицательными экономическими и политическими последствиями. Негативные последствия обусловлены, прежде всего, тем, что любой долг требует значительных расходов по его обслуживанию, что соответственно отражается на экономике страны в целом
Оглавление
Введение 3 1. Экономическое содержание государственного долга 6 1.1. Внешний долг: понятие, сущность, структура 6 1.2. Внутренний долг: понятие, сущность, структура 10 2 Внешний долг России 13 2.1. Динамика и структура внешнего долга России 13 2.2. Политика государства в области управления внешним долгом России и меры по его сокращению 20 3. Внутренний долг России 23 3.1. Динамика и структура внутреннего долга России 23 3.2. Политика государства в области управления внутренним долгом России и меры по его сокращению 27 Заключение 30 Список использованной литературы 32
В современных условиях наличие
внешних и внутренних заимствований государства
является едва ли не обязательным условием
развития экономики страны и грамотное
управление этими долгами является одной
из наиболее актуальных и важных задач,
стоящих перед органами власти. Все страны
в разной степени используют заемные денежные
средства для преодоления ограниченности
налоговых поступлений и поддержания
бюджетных расходов со всеми вытекающими
отрицательными экономическими и политическими
последствиями. Негативные последствия
обусловлены, прежде всего, тем, что любой
долг требует значительных расходов по
его обслуживанию, что соответственно
отражается на экономике страны в целом.
Задачей государства в этих условиях является
регулярный контроль за процессом выпуска
государственных ценных бумаг, выдачей
государственных кредитов и гарантий.
Для того чтобы верно оценить ситуацию
на рынке внешнего и внутреннего долга
необходимо в полной мере изучить накопленный
опыт по его формированию и развитию.
Государственный долг формируется,
когда государство прибегает к внешним
и внутренним привлеченным денежным средствам
с целью финансирования бюджетного дефицита.
Рост долга является следствием капитализации
процентов по нему, не профинансированным
в установленный срок.
Проблемой государственного
долга занимаются органы государственного
регулирования в странах с рыночной экономикой,
и эффективность их решений непосредственно
отражается на экономическом росте страны.
Управление внешними и внутренними заимствованиями
является одним из важнейших направлений
бюджетной политики государства.
Формирование, обслуживание
и погашение государственных заимствований
значительно воздействуют на системы
государственных финансов, рынок инвестиций,
процентные ставки, денежную массу и прочие
макроэкономические параметры. В условиях
рыночной экономики основным фактором,
влияющим на рынок государственных долговых
обязательств, является доверие кредиторов
к экономической политике государства.
Россия, перейдя к рыночной
экономике, также вынуждена приспосабливаться
к сложившейся мировой ситуации и пересматривать
основные принципы финансирования расходов
бюджета, прибегая к безинфляционным методам
покрытия его дефицита. На сегодняшний
день основной источник денежных поступлений
в бюджет, помимо налоговых сборов, это
внешние и внутренние государственные
займы, объемы которых с каждым годом растут.
Вмешательство государства
в экономическую жизнь страны необходимо
в связи с тем, что само по себе действие
закона стоимости не способно решать проблемы
на макроэкономическом уровне. Скорее
наоборот, механизм распределения ресурсов
приводит к нарушению равновесия на глобальном
уровне и несоответствию между спросом
и предложением. Основной задачей государственного
участия является создание антиинфляционного
механизма экономического роста за счет
полной занятости населения и стабильности
цен на рынке.
При этом рост внутреннего
долга менее опасен, чем рост внешнего
для национальной экономики. При погашении
внутреннего долга не происходит утечки
товаров, но при этом возникают другие
изменения в экономики страны, последствия
которых могут быть не менее важными.
Целью данной работы является
изучение причин формирования и рассмотрение
текущей ситуации на рынке внешнего и
внутреннего государственного долга Российской
Федерации.
В соответствии с целью были
поставлены следующие задачи:
- раскрыть понятия внешнего
и внутреннего долга;
- рассмотреть структуру
внешнего и внутреннего долга;
- изучить причины и следствия
возникновения внешнего и внутреннего
долга России;
- проанализировать состояние
и оценить влияние внешнего и
внутреннего долга на экономику РФ;
- рассмотреть тенденции
развития внешнего и внутреннего
долга России и описать возможные
меры по их сокращению.
Предмет исследования: сущность,
особенности и динамика внешнего и внутреннего
государственного долга РФ.
Структура работы обусловлена
ее целью и задачами. Курсовая работа состоит
из введения, трех глав, заключения и списка
используемых источников.
Экономическое содержание государственного долга
Внешний долг: понятие,
сущность, структура
Государственный долг – долговые
обязательства страны перед юридическими
и физическими лицами, иностранными государствами,
международными организациями и иными
субъектами международного права.1
Другими словами, государственный
долг – это финансовые заимствования
государства, осуществляемые с целью покрытия
дефицита бюджета за определенный период.
Он равен сумме задолженностей правительства,
региональных и местных органов власти,
государственный предприятий и организаций.2
В экономическом смысле государственный
долг – это совокупность дефицита бюджета
государства за определенный период.
Долговые обязательства государства
могут выражаться в форме: кредитных соглашений
и договоров, в которых Российская Федерация
выступает заемщиком; государственных
займов, выпускаемых в виде ценных бумаг
Российской Федерации; договоров и соглашений
о получении бюджетных кредитов от бюджетов
других уровней Российской Федерации;
договоров о предоставлении государственных
гарантий; договоров и соглашений о пролонгации
и реструктуризации долговых обязательств
прошлых лет.
Долговые обязательства Российской
Федерации бывают краткосрочными (до года),
среднесрочными (от одного года до пяти
лет) и долгосрочными (от пяти лет). Сроки
долговых обязательств не могут превышать
30 лет, а изменение условий по ним не допускается.
Государственный долг по валютному
критерию классифицируется на внешний
и внутренний: долги в рублях относят к
внутреннему долгу, а в иностранной валюте
– к внешнему. Выделяют также капительный
государственный долг как сумму непогашенных
обязательств государства, в том числе
проценты по ним; а также текущий долг
– затраты по выплате процентов заимодавцам
по долговым обязательствам государства
и по погашению обязательств, срок оплаты
по которым подошел.
Внешний государственный долг
– это сумма займов государством за границей
с целью покрытия дефицита платежного
баланса. Он определяется динамикой дефицита
бюджета: положительное сальдо бюджета
уменьшает государственную задолженность.
Дефицит государственного бюджета увеличивает
государственный долг, так как для его
покрытия государство выпускает новые
займы, заменяя краткосрочные обязательства
долгосрочными, то есть, рефинансируя
государственный долг.
Внешний государственный долг
может взиматься:
- центральным правительством
и субъектами Российской Федерации;
- финансово-кредитными организациями;
- крупными предприятиями
страны;
- у финансово-кредитных
организаций иностранных государств.
Согласно Бюджетному кодексу
Российской Федерации к внешнему долгу
относятся все долги государства в иностранной
валюте, однако следует быть осторожными
в его расчете, дабы избежать повторного
учета внешнего заимствования при его
передаче регионам.
Структура и объем внешнего
государственного долга Российской Федерации
определены в программе внешних заимствований
и предоставляемых Россией государственных
кредитов, в которой указываются цели,
источники, заимствований, сроки возврата
и объем. Данная программа предоставляется
вместе с бюджетом на очередной финансовый
год и отражает все займы, превышающие
10 млн. долларов. Федеральным законом о
федеральном бюджете также устанавливается
предельный размер внешнего долга.
Центральное правительство
вправе осуществлять дополнительные внешние
займы, если они приведут к сокращению
расходов по обслуживанию внешнего долга.
Внешний государственный долг
отражается по коду бюджетной классификации
100000 «Государственный внешний долг РФ
(включая обязательства бывшего СССР,
принятые РФ) классифицируется на следующие
виды долговых обязательств:3
- кредиты правительств иностранных
государств, полученные федеральным бюджетом;
- кредиты иностранных
банков и фирм,
- кредиты международных финансово-кредитных
организаций;
- ценные бумаги РФ, указанные
в иностранной валюте;
- государственные гарантии
в иностранной валюте.
Внешние долги субъектов Российской
Федерации отражаются по коду бюджетной
классификации 200000 и делятся на следующие
виды:
- задолженность по кредитам
иностранных банков и организаций;
- задолженность по кредитам
международных финансово-кредитных организаций,
- государственные ценные бумаги
субъектов РФ, указанные в иностранной
валюте.
Внешний долг перед Российской
Федерацией отражается по коду 300000 и подразделяется
на следующие виды:
- задолженность правительств
иностранных государств;
- задолженность иностранных
банков и фирм.
На сегодняшний день долги Российской
Федерации перед западными странами включают
в себя:
- задолженность перед иностранными
банками, предоставляющими денежные займы
под гарантии правительства страны. Данную
задолженность регулирует Парижский клуб,
состоящий из представителей стран-кредиторов;
- кредиты, предоставляемые
банками без государственных
гарантий, которые регулирует Лондонский
клуб;
- долги коммерческим структурам
по кредитам, связанным с поставками
товаров;
Значительная часть государственного
долга образуется внутри страны. Заимодавцами
в основном выступают крупные предприятия
и организации.
Государственный внутренний
долг - совокупность финансово-кредитных
отношений, образующихся в связи с заимствованиями
путем перемещением капиталов из частного
сектора в государственный бюджет.4 С его помощью преодолевается
дефицит бюджета денежных средств, снижается
рост наличной денежной массы и обеспечивается
бюджетное равновесие.
На этапе перехода страны на
рыночную экономику рост государственного
долга был связан с увеличением военных
расходов и обеспечения функционирования
государственного сектора. Со временем
его значение существенно изменилось
под воздействием следующих обстоятельств.
Во-первых, государственные
финансы превратились в важную основу
регулирования экономики государством.
Кредитное финансирование стало основным
инструментом стимулирования спроса,
а бюджетный дефицит был легализован как
средство стабилизации экономики, что
в конечном итоге привело к росту и изменению
в структуре государственных расходов.
Во-вторых, в условиях утраты
деньгами связи с золотым запасом государственный
долг стал выступать важным инструментом
денежной политики государства.
На сегодняшний день государственный
внутренний долг играет важную роль в
экономике всех стран, а его объем свидетельствует
об экономическом положении государства.
В развитых странах основная масса государственной
задолженности приходится на долю внутреннего
долга, а в развивающихся странах – внешнего.
Подытожив все вышесказанное,
можно сделать вывод, что государственный
внутренний долг – это внутренняя задолженность
государства перед предприятиями, организациями
и населением, возникшая в результате
привлечения денежных средств для осуществления
государственных программ, облигаций
и других ценных бумаг, а также в связи
с наличием денежных вкладов населения
в государственных кредитно-финансовых
учреждениях, выраженная в валюте Российской
Федерации.
Государственный внутренний
долг, как правило, состоит из долга правительства,
задолженности органов власти, государственных
корпораций и предприятий. Их доли зависят
от особенностей исторического и экономического
развития страны, но превалирует в структуре
долга обычно долг центрального правительства.
В составе государственного
внутреннего долга можно выделить три
основных элемента:
- финансовая задолженность:
денежные обязательства государства,
возникшие в результате правительственных
займов кредитных средств и
предназначенные для покрытия
расходов государственного бюджета.
Этот вид задолженности характерен
для развитых стран, а также
для стран с переходной экономикой;
- административная задолженность,
включающая в себя денежные
обязательства, связанные с проведением
текущей бюджетной политики. К
ним относятся задолженности
по платежам в государственном
секторе (долги по заработным
платам государственных учреждений).
Данная задолженность сохраняется
до ее погашения и, как правило,
краткосрочна. Она свойственна для
стран с переходной экономикой, которым
присущи большие проблемы с пополнением
доходов бюджета, которые обусловлены
общим экономическим кризисом в государстве;
- возможные долговые обязательства,
вызванные предоставлением государственными
органами поручительств и гарантий
в рамках определенных государственных
программ. Этот вид задолженности
характерен для развитых стран,
а для стран с развивающейся
экономикой данный вид долга
является перспективным.
Согласно бюджетного кодекса
Российской Федерации в объем государственного
внутреннего долга входят:
- номинальная сумма долга
по ценным бумагам Российской
Федерации, выраженным в валюте
Российской Федерации;
- сумма основного долга
по кредитным обязательствам, полученным
Российской Федерацией, выраженным
в валюте Российской Федерации;
- сумма основного долга
по бюджетным кредитам Российской
Федерации;
- объем обязательств по
государственным гарантиям, выраженным
в валюте Российской Федерации;