Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2014 в 05:41, курсовая работа
Краткое описание
В современных условиях наличие внешних и внутренних заимствований государства является едва ли не обязательным условием развития экономики страны и грамотное управление этими долгами является одной из наиболее актуальных и важных задач, стоящих перед органами власти. Все страны в разной степени используют заемные денежные средства для преодоления ограниченности налоговых поступлений и поддержания бюджетных расходов со всеми вытекающими отрицательными экономическими и политическими последствиями. Негативные последствия обусловлены, прежде всего, тем, что любой долг требует значительных расходов по его обслуживанию, что соответственно отражается на экономике страны в целом
Оглавление
Введение 3 1. Экономическое содержание государственного долга 6 1.1. Внешний долг: понятие, сущность, структура 6 1.2. Внутренний долг: понятие, сущность, структура 10 2 Внешний долг России 13 2.1. Динамика и структура внешнего долга России 13 2.2. Политика государства в области управления внешним долгом России и меры по его сокращению 20 3. Внутренний долг России 23 3.1. Динамика и структура внутреннего долга России 23 3.2. Политика государства в области управления внутренним долгом России и меры по его сокращению 27 Заключение 30 Список использованной литературы 32
- объем иных обязательств
Российской Федерации, предусмотренных
федеральными законами. 5
Объем и состав государственного
долга отражаются в программе государственных
внутренних заимствований Российской
Федерации и ее субъектов, которая входит
в список документов, представляемых вместе
с проектом годового бюджета.
Закон о бюджете на очередной
финансовый год регламентирует верхний
предел государственного внутреннего
долга Российской Федерации. Он может
быть превышен, в случае если это обусловлено
снижением расходов по его обслуживанию.
2. Внешний
долг России
Динамика и структура
внешнего долга России
Внешняя задолженность Российской
Федерации состоит из текущих долгов,
а также из долгов, возникших после распада
СССР, основная часть которых возникла
в период перестройки 1985-1991 гг. За эти годы
внешний долг России вырос с 22,5 до 65,3 млрд.
долларов США.
Основными кредиторами Российской
Федерации на сегодняшний день являются
коммерческие банки из 24 европейских стран,
Международный валютный фонд, Международный
банк реконструкции и развития и Европейский
банк реконструкции и развития.
Одновременно с этим Российская
Федерация также является кредитором
многих стран, что было предопределено
политическими факторами, а именно – ориентацией
СССР на оказание финансовой помощи другим
государствам.
Во времена СССР погашение внешней
задолженности было приоритетным для
правительства, в связи с чем Советский
Союз являлся первоклассным заемщиком.
Однако в начале 1990 года эта ситуация изменилась:
вследствие возникновения платежного
дефицита была допущена просрочка по долговым
обязательствам и власти начали вести
переговоры об отсрочке платежей.
В связи с быстрым ростом объема
государственного внешнего долга Российской
Федерации и значительным увеличением
расходов по его обслуживанию вопрос управления
внешней задолженностью стал одним из
важнейших в макроэкономической политике
государства. Эффективное управление
внешним долгом может стать сильным фактором
экономического роста, обеспечивающим
устойчивое положение страны на рынке
международного капитала, позволяющим
привлекать дополнительные финансовые
ресурсы и способствующим укреплению
ее авторитета как заемщика. С другой стороны,
кризис внешнего долга может иметь не
только негативные экономические, но и
политические последствия.
Неграмотное использование
внешних займов для покрытия дефицита
бюджета, перестройки экономики и обслуживания
внешнего долга привело к потребности
в постоянном рефинансировании задолженности,
а также ее реструктуризации кредиторам
Парижского и Лондонского клубов, что,
в свою очередь, отразилось значительным
ростом внешнего долга Российской Федерации.
Основными органами учета государственного
внешнего долга в Росси являются Министерство
финансов и Центральный банк. Данные организации
по-разному подходят к классификации долга:
Министерство финансов принимает в расчет
только долги органов государственного
управления, в то время как Центральный
банк РФ учитывает совокупный государственный
долг, принимая во внимание источники
его формирования.
В общем виде структуру российского
внешнего долга по данным ЦБ РФ можно представить
следующим образом:
Рис.1. Структурная схема
российского внешнего долга.
По состоянию на декабрь 2013
года внешний долг России оценивался в
732,046 млрд. долларов, что выше на 15% по сравнению
с 2012 годом. Основные суммы задолженности
– это долги кредитным организациям в
размере 219,94 млрд. долларов и различным
секторам экономики на сумму 437,822 млрд.
долларов. Определив точкой отсчета 1 июля
можно увидеть динамику роста совокупной
внешней задолженности:
- по состоянию на 01.07.2012
– 570,6 млрд. долларов;
- по состоянию на 01.07.2013
– 707,8 млрд. долларов;
- по состоянию на 01.07.2014
– 720,9 млрд. долларов.
В целом, такая величина абсолютных
показателей внешнего долга на конец 2013
года одна из самых низких в Европе, а по
отношению к ВВП его размер не превышает
10% (по данным рейтингового агентства Moody’s),
что также является неплохим показателем.
Несмотря на то, что в последние годы наблюдается
постоянный рост внешней задолженности
РФ, аналитики считают, что Россия начала
закрепляться в статусе страны-кредитора.
Например, в 2011 году Российская Федерация
предоставила кредит в размере 2,5 млрд.
евро Кипру.
По состоянию на начало июля
2014 года совокупная задолженность России
составляла 720,926 млрд. долларов, что несколько
ниже данного показателя на декабрь 2013
года, но выше аналогичного периода прошлого
года. По данным Центробанка можно сделать
вывод, что задолженность выросла у нефинансового
сектора, а сам ЦБ РФ значительно снизил
свои долги. Крупную часть внешнего долга
России составляют обязательства бывшего
СССР. По ним за последние годы Парижскому
клубу кредиторов было оплачено 40 млрд.
долларов, а задолженность перед Лондонским
клубом реструктурирована до 2030 года.
В декабре 2013 года Россия погасила свои
финансовые обязательства перед Финляндией,
Чехией и Черногорией на общую сумму свыше
3,6 млрд. долларов.6
Динамика совокупной внешней
задолженности РФ с 2005 по 2011 год по данным
ЦБ РФ представлена в диаграмме: 7
Рис 2. Динамика объемов совокупного
внешнего государственного долга Российской
Федерации, млн. долл.
Структура совокупной внешней
задолженности по состоянию на 1 апреля
2014 года по данным ЦБ РФ выглядит следующим
образом:8
Рис 3. Структура российского
внешнего долга (%) на 01.04.2014г.
Следует отметить, что внешний
долг государственных предприятий и организаций
также относятся к внешнему долгу государственного
сектора. Поэтому ЦБ РФ проводит детализированное
аналитическое представление внешнего
долга РФ, в котором имеются данные по
внешнему долгу государственного сектора
в расширенном определении и внешнему
долгу частного сектора.
В абсолютном выражении внешний
долг Российской Федерации по данным Минфина
РФ на 01.08.2014 года составил 54,6 млрд. долларов.
Динамика внешней задолженности
России за последние пять лет по данным
Минфина РФ представлена в диаграмме:9
Рис 4. Динамика объемов внешнего
государственного долга Российской Федерации,
млрд. долл.
Структура внешнего долга в
процентах по данным Минфина на 1 августа
2014 года выглядит следующим образом:10
Рис 5. Структура внешнего долга
(%) на 01.08.2014г.
Данные диаграммы показывают,
что внешний государственный долг органов
государственного управления показывает
незначительный рост, в то время как совокупный
государственный долг стремительно увеличивается.
Значительную долю в объеме совокупной
внешней задолженности занимают банковский
и частные сектора, предпочётшие кредитоваться
за пределами Российской Федерации на
более выгодных условиях.
Сравнивая данные ЦБ РФ и Минфина
можно сделать вывод, что, в целом видна
сопоставимая динамика изменения внешней
задолженности, однако при этом данные
Минфина всегда превышают данные ЦБ, что
указывает на необходимость создания
единого органа учета государственного
долга.
Таким образом, следует отметить,
что на сегодняшний день государство довольно
успешно справляется с погашением своих
внешних долгов органов государственного
управления. В свою очередь стремительный
рост совокупного внешнего долга в условиях
финансового кризиса вызывает опасения.
Политика государства
в области управления внешним долгом России и меры по
его сокращению
В целом по абсолютным показателям
внешний долг России – один из самых низких
в Европе, а финансовые и экономические
показатели страны говорят о том, что погасить
свои внешние обязательства она может
одномоментно. К основным источникам погашения
внешнего долга относятся:
- бюджетные доходы (налоговые,
неналоговые, государственные займы, внешние
займы, внутренние займы);
- эмиссия государственного
долга в виде ценных бумаг;
- корпоративные ценные
бумаги;
- государственные закупки;
- долговые обязательства
перед российским правительством;
- иные государственные
платежи.
В условиях рыночной экономики
необходима разработка и реализация стратегии
сдерживания роста государственного долга,
которая должна основываться на уменьшении
стоимости его обслуживания и на согласовании
динамики долга с темпами экономического
роста. В связи с высокой степенью неопределенности
динамики внешней задолженности необходим
тщательный анализ отдельных ее составляющих
и долгосрочная программа ее погашения
с разбивкой на составляющие.
Стратегия выхода из долгового
кризиса предполагает реализацию целого
комплекса следующих мер:
- создание отдельной структуры,
отвечающей за стабилизацию платежно-долговых
отношений наряду с Банком
России;
- увеличение доли накопления
в ВВП как минимум до 25 – 30%;
- стимулирование потребительского
спроса за счет отечественных,
а не импортируемых товаров;
- расширение государственного
спроса в соответствии с приоритетами
промышленной и структурной политики;
- прекращение практики
предоставления государственных
гарантий.
Для обеспечения эффективного
управления займами международных финансовых
организаций необходимо:
- принять меры по уменьшению
сроков и повышению качества
подготовки вступления в силу
займов международных финансовых
организаций;
- обеспечить полный контроль
за реализацией данных проектов;
- провести анализ кредитоспособности
заемщиков и принять меры по
обеспечению своевременного возврата
заёмных средств.
Попытки улучшения процедуры
оценки управления проектами, финансируемыми
за счет средств займов международных
финансовых организаций предпринимались
неоднократно. Например, предлагалось
использовать результат оценки проектов
с точки зрения их экономической, финансовой
и бюджетной эффективности в качестве
показателей оценки. Однако данная оценка
вызывает затруднения в следствие большого
количества займов социальной направленности,
которые тяжело оценить в денежном выражении.
Исходя из данного опыта предлагается
разработать механизм определения эффективности
управления займами международных финансовых
организаций, содержащий не только показатели
экономической эффективности, но и контрольные
показатели, характеризующие уровень
достижения поставленных задач, на основе
которых можно будет сделать вывод о качестве
управления займами.
С целью выявления отклонений
фактических показателей от их прогнозных
значений и оценки влияния данных отклонений
на проект в целом необходимо осуществлять
мониторинг качества управления займами,
в результате которого будет получена
информация, позволяющая внести обоснованные
изменения в ход реализации проекта
или принять решение о его прекращении.
Данные подходы к оценке эффективности
управления займами позволяют определить
эффективность и целесообразность осуществления
каждого конкретного проекта, что позволяет
обеспечить качественно новый подход
к организации и контролю за эффективным
управлением займами.
Для минимизации рисков доступа
государства на международные рынки капиталов
необходимо повышение кредитного рейтинга
Российской Федерации, для чего были поставлены
следующие основные цели политики государства
в области внешнего долга на среднесрочную
перспективу:
- предоставление стабильного
доступа России на рынок международных
заимствований;
- увеличение объемов внешних
займов с целью рефинансирования
внешнего долга;
- качественное управление
внешним долгом с целью уменьшения
стоимости его обслуживания;
- значительное сокращение
долга бывшего СССР;
- рост рыночной составляющей
внешнего долга РФ;
- разработка и реализация
сбалансированной политики государства
в области внешнего долга с
целью улучшения платежной репутации
России.
Российская Федерация на сегодняшний
день активно применяет метод погашения
внешнего долга поставками товаров, однако
для качественного управления необходимо
использовать и другие средства. В частности,
необходимо более активно применять обмен
долговых обязательств на акции предприятий,
выкуп долгов правительства с последующим
их направлением на инвестиции.
Внутренний долг
России
Динамика и структура
внутреннего долга России
Возникновение российского
рынка государственного внутреннего долга
связано с необходимостью ликвидировать
практику эмиссионного кредитования Центральным
Банком РФ Минфина РФ и создать высоколиквидный
рынок государственных ценных бумаг с
низкими рисками. В результате действий
органов власти структура денежного предложения
стала менее ликвидной, темпы инфляции
были снижены, а отдельные сегменты национального
рынка стали развиваться более активно.
В развитии государственного
внутреннего долга можно выделить следующие
этапы:
- на первом этапе в
1993-1995 годы размер внутреннего
долга был небольшим и состоял
из ценных бумаг. По состоянию
на 1 января 1996 года объем внутреннего
долга составлял 80 млрд. рублей, при
этом срок обращения государственных
ценных бумаг в среднем был
равен 100 дням. Медленный рост внутреннего
долга в то время связан
с тем, что использовались только
облигации внутреннего государственного
займа и государственные краткосрочные
облигации;