Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2014 в 05:41, курсовая работа
Краткое описание
В современных условиях наличие внешних и внутренних заимствований государства является едва ли не обязательным условием развития экономики страны и грамотное управление этими долгами является одной из наиболее актуальных и важных задач, стоящих перед органами власти. Все страны в разной степени используют заемные денежные средства для преодоления ограниченности налоговых поступлений и поддержания бюджетных расходов со всеми вытекающими отрицательными экономическими и политическими последствиями. Негативные последствия обусловлены, прежде всего, тем, что любой долг требует значительных расходов по его обслуживанию, что соответственно отражается на экономике страны в целом
Оглавление
Введение 3 1. Экономическое содержание государственного долга 6 1.1. Внешний долг: понятие, сущность, структура 6 1.2. Внутренний долг: понятие, сущность, структура 10 2 Внешний долг России 13 2.1. Динамика и структура внешнего долга России 13 2.2. Политика государства в области управления внешним долгом России и меры по его сокращению 20 3. Внутренний долг России 23 3.1. Динамика и структура внутреннего долга России 23 3.2. Политика государства в области управления внутренним долгом России и меры по его сокращению 27 Заключение 30 Список использованной литературы 32
- второй этап с 1996 по 1997
год характеризуется резким ростом
государственного внутреннего долга,
связанный с активным использованием
ГКО, облигаций федеральных займов,
облигаций государственного сберегательного
займа и облигаций внутреннего
государственного валютного займа.
Объем внутреннего долга по
облигациям на 1 января 1996 года составлял
82 млрд. рублей, а на 1 января 1997 года
он вырос в три раза и
составил уже 237 млрд. рублей. Увеличился
при этом и средний срок
долга, составив на начало 1997 года
140 дней. В результате второго
этапа развития рынка внутреннего
долга была достигнута определенная
макроэкономическая и финансовая
стабилизация, значительно снизились
темпы инфляции и процентные ставки.
Российский денежный рынок постепенно
вливался в мировую финансовую систему;
- на третьем этапе с
конца 1997 по 1998 год рынок государственных
ценных бумаг был значительно
сокращен в связи с дефолтом.
Российские коммерческие банки
осуществляли активную продажу
ГКО, а полученные в результате
денежные средства вкладывали
в иностранную валюту. Это привело
к значительному снижению стоимости
портфеля государственных бумаг
коммерческих банков на 16,3 млрд.
рублей за два месяца 1997 года.
По состоянию на 1 января 1998 года
объем облигационного долга по
номинальной стоимости составлял
384 млрд. рублей, а средний срок
равнялся 407 дням. Объем займа на
1 сентября 1998 года составил 390 млрд.
рублей по номинальной стоимости,
из чего можно сделать вывод,
что рынок практически не рос;
- в 1998-2002 годах значительно
сократились темпы роста внутренних
займов через ГКО и облигации
федеральных займов, стали частично
погашаться нерыночные обязательства.
Рынок долговых обязательств
Российской Федерации начал постепенно
восстанавливаться;
- после 2002 года государственный
внутренний долг стал развиваться
по качественному иному пути
в связи с изменением целей
выпуска государственных ценных
бумаг: они начали использоваться
не для покрытия дефицита бюджета,
а для рефинансирования долга
страны. Также подверглась изменению
его структура: вышли из обращения
ГКО и облигации федеральных займов.11
По данным динамики объемов
внутреннего государственного долга за
последние три года видна четкая тенденция
роста:
Рис 6. Динамика объемов внутреннего
государственного долга Российской Федерации,
выраженного в государственных ценных
бумагах, млрд. руб.
В дальнейшем прогнозируется
значительный рост объемов государственного
внутреннего долга, что по оценкам экспертов
имеет многочисленные отрицательные последствия
для экономики в целом.
На сегодняшний день государственный
внутренний долг Российской Федерации
состоит из долговых обязательств нерыночного
характера и обязательств от размещения
на рынке ценных бумаг. Основная доля в
объеме долга приходится на рыночные заимствования
с помощью выпуска государственных ценных
бумаг, номинальная стоимость которых
указывается в валюте Российской Федерации.
По состоянию на 01 сентября
2014 года государственный внутренний долг
Российской Федерации, выраженный в ценных
бумагах, составлял 4 486,1 млрд. рублей, а
его структура в процентах выглядела следующим
образом:
Таблица 1
Структура государственного
внутреннего долга по видам государственных
ценных бумаг на 01.09.2014 года, (%)
Виды государственных ценных
бумаг
Доля в %
Облигации федерального займа
с постоянным доходом (ОФЗ-ПД)
59,0
Облигации федерального займа
с амортизацией долга (ОФЗ-АД)
23,2
Государственные сберегательные
облигации с постоянной процентной ставкой
дохода (ГСО-ППС)
12,8
Государственные сберегательные
облигации с фиксированной процентной
ставкой дохода (ГСО-ППС)
2,9
Облигации внутренних облигационных
займов ОВОЗ)
2,1
Из таблицы видно, что внутренний
долг России представлен на сегодняшний
день пятью видами ценных бумаг, каждая
из которых является тем или иным видом
облигаций. Основную долю в структуре
занимают облигации федерального займа
с постоянным купонным доходом – 59 %.
Рис 7. Структура государственного
внутреннего долга по видам государственных
ценных бумаг на 01.09.2014 года, (%)
Политика государства
в области управления внутренним долгом
России и меры по его сокращению
В целях реформирования экономики
страны в последние годы было принято
множество законов, одним из которых является
Федеральный закон от 02.12.2013 № 349-ФЗ «О
федеральном бюджете на 2014 год и плановый
период 2015 и 2016 годов». Этот закон установил
финансовые показатели и определил цели
и задачи бюджетной стратегии на 2015-2016
годы и на долгосрочную перспективу. Согласно
ему верхний предел государственного
внутреннего долга Российской Федерации
на 1 января 2015 года составляет 6 888,5 млрд.
рублей. 12
Главной целью бюджета является
повышение реальных доходов и занятости
населения, увеличению сбережений, развитию
рынка недвижимости.
Государственная политика Российской
Федерации на ближайшие годы не предусматривает
привлечения финансовых несвязанных кредитов
внешнего рынка. Проведение долговой политики
в области внутренних заимствований должно
исходить из целей развития рынка государственных
ценных бумаг. Заимствование на рынке
государственного внутреннего долга будут
носить в основном среднесрочный и долгосрочный
характер.
Основные принципы текущей
государственной долговой политики Российской
Федерации:
- перевод внешнего долга
во внутренние заимствования;
- рост рынка государственных
ценных бумаг;
- применение государственных
гарантий для экономического
роста;
- использование долговой
политики для осуществления стерилизации
денежной массы и борьбы с
инфляцией;
- рост числа инвесторов;
- снижение объемов ценных
бумаг одного вида у узкой
группы инвесторов;
- рост оборотов по государственным
ценным бумагам;
- уменьшение расходов
федерального бюджета;
- недопущение существенного
увеличения процентов по государственным
ценным бумагам;
- рост и сегментация
рынка государственных ценных
бумаг для различных групп
инвесторов.
В результате этой политики
значительно изменится структура государственного
внутреннего долга Российской Федерации;
будет снижен размер государственного
долга благодаря минимизации внешних
заимствований и плановому погашению
внешнего долга при увеличении объема
внутреннего; уменьшатся расходы на обслуживание
внешнего долга при росте расходов на
обслуживание внутреннего.
В то же время в целом нагрузка
на бюджет в части обслуживания государственного
долга снизится за счет соотношения
роста ВВП, суммарных расходов федерального
бюджета и структуры долговых обязательств.
Важным условием управления
внутренним государственным долгом Российской
Федерации является его учет и контроль
в реальном времени. На сегодняшний день
учет долговых обязательств разобщен,
и единая база государственных долговых
обязательств также не сформирована.
Положительная динамика к росту
государственного внутреннего долга в
абсолютных и относительных (в процентах
к ВВП) показателях диктует необходимость
увеличения количества участников рынка
государственных долговых обязательств.
Рост количества участников рынка государственных
бумаг возможен как за счет российских
банков, так и за счет нерезидентов. В большинстве
развитых стран нерезиденты являются
активными участниками операций на внутреннем
рынке ценных бумаг, вкладывающие денежные
средства в экономику страну и позволяющие
ей развиваться.
Также необходимо ввести досрочный
выкуп государственных и корпоративных
ценных бумаг: эмитент несет обязательство
в установленные сроки выкупить ценные
бумаги по номинальной цене у нерезидентов.
Следует лимитировать вложения нерезидентов
в государственные облигации и установить
период , в течение которого они не могут
перевести средства, полученные от продажи
ценных бумаг, за границу.
С целью привлечения средств
нерезидентов на внутренний рынок ценных
бумаг необходимо разработать меры по
регулированию операций нерезидентов
с ценными бумагами РФ, которые будут в
себя включать лимиты вложений нерезидентов
в ценные бумаги; размеров фьючерсных
контрактов, заключаемых в целях хеджирования
валютных рисков при инвестировании денежных
средств нерезидентов в российские ценные
бумаги; невозможность нерезидентам играть
на понижение котировок ценных бумаг на
бирже; запрещение продажи крупных партий
внутренних ценных бумаг РФ в периоды
кризиса; уменьшение доходов по государственным
ценным бумагам, в случае если нерезидент
перепродает их сразу же после приобретения,
не вкладывая при этом денежные средства
в иные государственные финансовые инструменты;
окончание конвертации рублевых средств,
полученных нерезидентами в качестве
дохода от облигаций в виде процентов
по ним в случае перепродажи ими ценных
бумаг РФ менее чем 6 месяцев со дня их
приобретения.
Заключение
Исторически сложилось, что
государство в периоды экономических
реформ, тратит средств больше, чем располагает
ими в реальности. Это обуславливает существование
системы внешних и внутренних государственных
заимствований.
Процессы формирования, погашения
и обслуживания государственного долга
значительным образом воздействуют на
всю систему государственных финансов,
денежную массу, объем инвестиций, процентные
ставки и прочие макроэкономические параметры.
Использование государственного
долга позволяет решать следующие задачи:
- привлекать дополнительные
денежные средства в бюджет, необходимые
для реализации важных социально-экономических
проектов;
- влиять на макроэкономические
показатели и финансовый рынок
в целом;
- обеспечивать финансово-кредитные
организации безрисковыми и ликвидными
финансовыми инструментами;
- привлекать дополнительные
денежные средства для рефинансирования
государственного долга;
- покрывать разницу между
доходной и расходной частью
бюджета государства.
Проведенная работа позволяет
сделать следующие выводы:
- дополнительное привлечение
государством заемных денежных
средств в условиях недостатка
свободного капитала негативно
сказывается на экономическом
росте страны;
- денежная эмиссия с
целью финансирования дефицита
бюджета зачастую более выгодна
государству, чем привлечение займов,
однако это чревато инфляцией;
- необходимо четко разграничивать
заимствования на бюджет развития и на
цели текущего потребления. Займы на покрытие
дефицита текущих затрат ведут к росту
расходов по обслуживанию долга и, соответственно,
его увеличению. В то время как займы на
инвестиционные нужды обычно экономически
обоснованы.
Основной целью управления
государственным долгом являются выработка
грамотного соотношения между потребностями
государства в инвестициях и затратами
на их привлечение. В связи с этим система
управления государственным долгом должна
ориентироваться на важные инвестиционные
проекты, а власть должна выступать их
координатором и гарантом в рамках выбранной
стратегии. Обобщение положительных характеристик
развития совместно с учетом стратегических
ошибок позволит придать развитию рынка
государственного долга стабилизирующие
характеристики в современной экономической
ситуации.
В ходе выполнения работы были
решены следующие задачи:
- даны определения понятиям
государственного внутреннего и внешнего
долга и раскрыта их экономическая сущность;
- рассмотрены структура внешнего
и внутреннего долга;
- приведен анализ позитивных
и негативных последствий государственных
заимствований;
- рассмотрены основные
этапы развития и проведен
анализ текущего состояния внешнего
и внутреннего долга России;
- рассмотрена политика
государства в области управления
государственным долгом Российской Федерации.
Список
использованной литературы
Бюджетный кодекс Российской
Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (действующая редакция от 04.10.2014)
Постановление Правительства
Российской Федерации от 6 января 2001 года
№771 "Вопросы эмиссии и обращения государственных
сберегательных облигаций" (в ред. Постановления Правительства Российской Федерации от 2 июня 2004 г. №262)
Приказ Министерства финансов
Российской Федерации от 15 Ноября 2004 г.
N 104н «О присвоении государственных регистрационных
номеров государственным долговым обязательствам
Российской Федерации, номинальная стоимость
которых указана в валюте Российской Федерации»
Приказ Министерства финансов
Российской Федерации от 19 августа 2004
года №68н "Об утверждении условий эмиссии
и обращения государственных сберегательных
облигаций"
Приказ Министерства финансов
Российской Федерации от 29 июня 2009 года
№66н «О внесении изменений в Положение
об обслуживании государственных облигаций,
утвержденное приказом Министерства финансов
Российской Федерации от 10 января 2006 года
№1н»
Федеральный Закон от 02.12.2013
№ 349-ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 год
и плановый период 2015 и 2016 годов» (с изменениями и дополнениями от 03.02.2014, 02.04.2014, 28.06.2014г.)
Агапова, Т.А. Макроэкономика:
Учебник / Т.А. Агапова, С.Ф. Серегина. - М.:
МФПУ Синергия, 2013. - 560 c.
Алехин Б.И. Государственный
долг: Учебное пособие для студентов вузов
– М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012 – 335с.
Антипина, О.Н. Макроэкономика:
Учебник / О.Н. Антипина, Н.А. Миклашевская. - М.: ДиС, 2012. - 496 c.
Брагинска Л. С "Государственный долг: анализ системы управления и оценка ее эффективности" Изд. Университетская книга, 2011. - 128 с
Бродский, Б.Е. Макроэкономика:
Продвинутый уровень: Курс лекций / Б.Е.
Бродский. - М.: Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2012.
- 336 c.
Винокурова В.П. Государственный и муниципальный долг: Учеб. пособие. Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2010. - 252 c
Воронин, А.Ю. Макроэкономика
- I: Учебное пособие / А.Ю. Воронин. - М.: НИЦ
ИНФРА-М, 2013. - 110 c.
Гусейнов, Р.М. Макроэкономика:
Учебное пособие для бакалавров / Р.М. Гусейнов,
В.А. Семенихина. - М.: Омега-Л, 2014. - 254 c.
Журавлева, Г.П. Макроэкономика:
Учебное пособие / Г.П. Журавлева. - М.: ИЦ
РИОР, ИНФРА-М, 2011. - 127 c.
Золотарчук, В.В. Макроэкономика: Учебник / В.В. Золотарчук. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 608 c.
Мэнкью, Н.Г. Макроэкономика / Н.Г. Мэнкью, М. Тейлор; Пер. с англ. А.П. Смольский. - СПб.: Питер, 2013. - 560 c.