Внешний долг Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 18:37, курсовая работа

Краткое описание

Государственный долг- это неотъемлемая часть экономики каждой страны. Одной из проблем российской экономики стал непомерно возросший долг, как внешний, так и внутренний. Однако ни для кого не секрет, что многие высокоразвитые западные страны, члены Парижского и Лондонского клубов, являются не только кредиторами, но и крупнейшими должниками. Поэтому не следует так уж драматически и болезненно воспринимать проблему относительно высокого уровня государственной задолженности, но и нельзя забывать о ней.

Оглавление

Введение
Глава 1. Общее представление о государственных задолжностях, основные понятия и характеристики.
1.1. Сущность и основные элементы государственного долга.
Глава 2. Внешний долг России.
2.1. Экскурс в историю.
2.2. Кредиторы России.
2.3. Международный валютный фонд.
2.4. Всемирный Банк.
2.5. Парижский клуб кредиторов.
2.6. Лондонский клуб кредиторов.
2.7. Динамика объемов и структуры внешнего долга РФ.
2.8. Рост внешнего долга.
Глава 3. Погашение внешнего долга.
3.1. Механизмы реструктуризации внешнего долга.
3.2. Влияние внешнего долга на экономику России.
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Внешний долг России динамика, основные кредиторы и взаимоотношения с ними.doc

— 362.00 Кб (Скачать)

В 2005 году благодаря доходам, полученным от экспорта нефти, впервые в международной практике удалось досрочно погасить часть долга Парижскому клубу в размере $15 млрд.

В 2006 году минфин рассчитывал повторить подобную операцию в размере хотя бы $12 млрд. Это примерно половина суммы, оставшейся после выплаты в 2005 году, долга СССР. Однако на саммите "большой восьмерки" в Санкт-Петербурге удалось договориться со странами Парижского клуба кредиторов о погашении всей задолженности в размере $21,3 млрд. Правда, с "доплатой" в $1млрд. На этой сумме настояли кредиторы, желая хотя бы частично компенсировать потери, которые они несли, "недополучив" проценты по долгу.

На досрочных выплатах Россия сэкономила $7,7 млрд. Долги Парижскому клубу выплачиваются из рублевой части Стабфонда.

Досрочные расчеты со странами-кредиторами стали возможны "благодаря росту экономического и финансового могущества" РФ. Страна имеет положительный платежный баланс, бездефицитный государственный бюджет и вышла на третье место в мире по запасам золотовалютных резервов.

Высокие мировые цены на экспортируемые Россией энергоносители способствуют притоку в страну значительных валютных поступлений. Сверхдоходы аккумулируются в стабилизационном фонде российского правительства и используются, в частности, для погашения внешнего долга.

 

2.6. Лондонский клуб кредиторов.

Лондонский клуб - международное объединение частных коммерческих банков, сформирован в конце 70-х годов для решения проблем, возникших из-за неспособности ряда стран (в первую очередь развивающихся) регулярно обслуживать внешнюю задолженность.

В отличие от Парижского Лондонский клуб занимается вопросами задолженности перед частными коммерческими банками, кредиты которых не находятся под защитой госгарантий или страхования. Основные методы решения долговых проблем: реструктуризация задолженности, отсрочка погашения, предоставление возобновляемых кредитов.

Первое заседание Лондонского клуба было созвано в 1976 году в связи с проблемами Заира. Лондонский клуб работает в тесном контакте с Парижским клубом, «большой восьмеркой» и другими международными финансовыми организациями.

В клуб входит около 600 коммерческих банков индустриально развитых стран мира.

В составе Лондонского Клуба 430 банков кредиторов, связанных с Россией (Внешэкономбанком). Альянс этих банков возглавляет Банковский консультативный комитет (БКК). В декабре 1991 года в соответствии с международной практикой на основании обращения Внешэкономбанка был создан Банковский консультативный комитет во главе с Дойче-Банком, который выступал посредником по выработке общих принципов реструктуризации задолженности бывшего СССР перед коммерческими банками, объединенными в  Лондонский Клуб.

С декабря 1992 года Россия вела с Лондонским клубом переговоры о долгосрочной реструктуризации долгов бывшего СССР.             

Согласно подписанным документам официально Российская Федерация не несла ответственности по задолженности бывшего СССР перед Лондонским клубом. В качестве должника выступал Внешэкономбанк, а Правительство РФ предоставило в пользу Внешэкономбанка платежную гарантию и подписало Декларацию о поддержке Внешэкономбанка в части обеспечения выполнения им своих обязательств перед Лондонским клубом кредиторов.

В связи с финансовым кризисом 1998 г. платежи Лондонскому клубу были приостановлены. 10-11 февраля 2000 г. во Франкфурте было заключено новое соглашение с Лондонским клубом о реструктуризации задолженности бывшего СССР.

Соглашение предусматривало обмен инструментов Лондонского клуба (PRINs - безбумажными процентными облигациями и IANs - бумажными процентными облигациями), на облигации внешних облигационных займов Российской Федерации со сроками погашения в 2010 и 2030 годах. Общая сумма реструктуризированных долговых обязательств составила около $31,7 млрд. (включая сумму просроченных процентов в объеме $2,8 млрд.). Обмен происходил на условиях списания 36,5% ($10,6 млрд.) долга бывшего СССР и выпуска финансового инструмента, не уступающему по своему качеству классическим еврооблигациям.

Таким образом, к 2000 году задолженность Российской Федерации по долгам бывшего СССР была полностью переоформлена в еврооблигации Российской Федерации.

После переоформления долга общая сумма обязательств по еврооблигациям с конечными сроками погашения в 2010 и 2030 годах, выпущенных взамен инструментов Лондонского клуба, в абсолютных цифрах составила $21,15 млрд.

Результатом реструктуризации явилось значительное улучшение структуры государственного внешнего долга России, снижение ее долгового бремени.

Кроме того,  обмен инструментов Лондонского клуба на еврооблигации благоприятно отразился на  финансовых показателях Банка и его кредитном рейтинге.

 

2.7.           Динамика объемов и структуры внешнего долга РФ.

В приложении 3 приводится график динамики государственного внешнего долга Российской Федерации за период 1995-2008 годов. Наиболее высокие объемы внешней задолженности Российской Федерации в период с 1995 по 2008 год были в начале 1999 и 2000 годов.

По состоянию на начало 1995 года внешний долг Российской Федерации, принятый от бывшего СССР, составлял $108,6 млрд., или 90,6% от общего объема государственного внешнего долга.

В период с 1995 по 1998 год при практически неизменной задолженности по основному долгу СССР, общий объем внешнего долга Российской Федерации увеличился до $123,5 млрд. (приложение 4).

После кризиса 1998 года, начиная с 1999 года, Россия начала постепенное сокращение внешнего долга, в том числе замещая его внутренним долгом.

Данные об изменениях объема и структуры государственного внешнего долга в 2001-2005 годах представлены в приложении  3.

По состоянию на 1 января 2004 года внешний долг практически соответствовал основной сумме долга на 1 января 1995 года и составлял $121,7 млрд. После двух крупных выплат в 2005 году МВФ и Парижскому клубу внешний долг России на 1 января 2006 года составил $76.5 млрд. По сравнению с началом 1999 года ($149,3 млрд.) это ниже на 49 %. Внешний долг Российской Федерации с 2005 года по 2007 год в национальной и иностранной валюте (млрд. долларов США) представлен в приложении 4.

 

2.8.           Рост внешнего долга.

Внешний долг России в 2006 году увеличился на 20,4% до $309,7 млрд. Прирост долга произошел за счет увеличения внешних заимствований со стороны частного сектора, в то время как госдолг за этот период снизился.

По состоянию на 1 января 2006 года общий внешний долг составлял $257,2 млрд., а на 1 января 2007 года - $309,7 млрд. При этом краткосрочные обязательства выросли с $43,5 млрд. до $55,7 млрд., долгосрочные - с $213,7 млрд. до $254,1 млрд.

Внешний долг России перед нерезидентами в первом полугодии 2007 года, по данным Центробанка, увеличился почти на четверть – с $309,7 млрд. до $384,8 млрд. При этом собственно государственные обязательства, напротив, сокращались: задолженность органов госуправления уменьшилась на 8,7% с $44,7 млрд. до $40,8 млрд., а органов денежно-кредитного регулирования – более чем в 3 раза с $3,9 млрд. до $1,1 млрд.

Увеличились российские долги в основном из-за деятельности банков. Их задолженность перед нерезидентами за первую половину 2007 года выросла почти на 30% – с $101,2 млрд. до $131 млрд. В первую очередь, за счет долгосрочных обязательств (с $61,3 млрд. до $88 млрд.). Также набирают долги и «прочие секторы» экономики, за полугодие их займы увеличились почти на треть – с $159,9 млрд. до $212,0 млрд.

общий внешний долг России на начало 2008 года составил около 33% ВВП.

Общий внешний долг России на 1 января 2008 года составил около 33% ВВП, $459,6 млрд. При этом на государственный долг приходится 4% общего долга, остальное составляют долги корпораций и банков. Сравнивая с началом 2007 года, общий внешний долг увеличился на 48%. При этом увеличение долга по долгосрочным обязательствам оказалось существеннее аналогичного показателя по краткосрочным.

В материалах Центробанка отмечается, что задолженность органов государственного управления за год уменьшилась на 16,2 процента до 37,4 миллиарда долларов. С другой стороны, долг российских банков перед нерезидентами увеличился сразу на 61,8 процента до 163,7 миллиарда долларов.

Сложившаяся ситуация тревожит власти. Рост совокупной долговой нагрузки усиливает зависимость России от колебаний на международных рынках капитала. Особенно правительство волнует увеличение долгов госкомпаний, потому что именно государству придется спасать их в случае экономического кризиса.

Однако эксперты пока не склонны бить тревогу. В настоящий момент такой внешний долг, даже с учетом текущей рыночной конъюнктуры огромной опасности не представляет. Хотя возможности рефинансирования внешнего долга в условиях кризиса становятся все хуже.

Ранее сообщалось, что российские кредитные организации во второй половине 2007 года стали испытывать сложности с привлечением средств за рубежом, поскольку кредиты сильно подорожали. Это, в первую очередь, связано с кредитным кризисом, разразившимся сначала в США, а потом и в Западной Европе. Банки стали предпочитать привлекать средства внутри России, из-за чего целый ряд крупных финансовых организаций повысил ставки по депозитным вкладам.

Российское правительство в последние годы предпочитает доcрочно возвращать кредиты, взятые у различных клубов кредиторов. Это происходит из-за того, что бюджет получает дополнительные средства от высоких цен на нефть на мировых рынках.


Глава 3. Погашение внешнего долга.

              3.1. Механизмы реструктуризации внешнего долга.

При решении проблемы государственного долга применяются различные  схемы конвертации долговых требований. Остановимся на основных  путях  преодоления долгового кризиса, таких как:

Списание  долга.  Если   обязательства   страны   превышают   её   ожидаемую платёжеспособность, внешний  долг  выступает  в  качестве  пропорционального налога,  так  как  дополнительные   доходы   государства   направляются   не собственным гражданам, а кредиторам. Это  дестимулирует  усилия  государства на улучшение экономической ситуации, по крайней мере, в двух  аспектах.  Во-первых, правительство менее заинтересованно проводить жёсткую  экономическую политику,  предусматривающую  непопулярные   меры.   Ведь   основная   часть дивидендов от такой политики всё  равно  пойдёт  кредиторам.  Во-  вторых, избыточный «долговой навес» негативно отражается на  благосостоянии  граждан из за увеличения налогового бремени и снижения инвестиционной активности.

Выкуп долга. Некоторые страны – должники имеют в своём  активе  значительные объёмы золотовалютных резервов или могут достаточно быстро их  нарастить  за счёт  стимулирования  экспортных   отраслей  .  В  то  же  время  доли   эти государств на рынке торгуются с большим дисконтом, что  свидетельствует об опасностях  инвесторов  в  отношении  платёжеспособность   заёмщика.   Выкуп осуществляется за наличные средства со скидкой с номинальной цены.

Секьютиризация. Основная идея секьютиризации заключается в том,  что  страна должник эмитирует новые долговые обязательства  в  виде  в  виде  облигаций, которые либо непосредственно обмениваются на старый долг либо продаются. В случае  продажи   полученные   средства   направляются   на   выкуп   старых обязательств.

Обмен  долга  на  акционерный  капитал  (своп).  Предоставление  иностранным банкам возможности , обменивать долговые обязательства данной  страны,  на акции  её  промышленных  корпораций. При  этом  иностранные  небанковские организации получают возможность перекупать эти  долговые  обязательства  на вторичном рынке ценных бумаг со скидкой при  условии  финансирования  прямых инвестиций или покупки отечественных финансовых активов из этих средств.  Во всех этих случаях инвестор получает "долю" в капитале данной  страны,  а  её внешняя задолженность при этом уменьшается.

 

               3.2. Влияние внешнего долга на экономику России.

Многие страны мира испытывают  недостаток  собственных  финансовых  ресурсов для осуществления внутренних платежей,  покрытия  дефицита  государственного бюджета,  проведение  социально-   экономической   политики   и   выполнение обязательств по уже  осуществлённым  внешним  заимствованиям.  И  Россия  не исключение.

В настоящее время внешняя задолженность оказывает негативное воздействие  на развитие национальной экономики России по нескольким направлениям:

.  Усиливает  зависимость  РФ  от  иностранных  государств,  предоставивших кредиты, при принятии решений в области экономической политики;

. Происходит сокращение объёма средств, которые могут  быть  направлены  на инвестирование, что серьёзно ограничивает экономический  рост  или  вовсе приводит к стагнации;

. Ослабляет мотивация к достижению наилучших макроэкономических показателей,  которые  привлекут  за  собой  требования   о   современном погашении долга в полном объёме;

. Сокращение объёма средств, которые  могут  быть  направлены  на  развитие   социальной сферы, усиливается социальная напряженность;

. Дестабилизируется  денежно- кредитная ситуация;

.  Происходит  ослабление  позиций  России  на  мировых  рынках  товаров  и    капиталов.

Совокупность этих качественных показателей  даёт  основания  характеризовать экономическую систему страны в начале нового тысячелетия как  долговую.  Это означает, что принятие большинства экономических решений на  государственном уровне тесно связано, или даже  зависит,  от  возможностей  по  погашению  и обслуживанию внешнего долга. Именно  поэтому  построение  грамотной,  научно обоснованной стратегии и тактики  управления  внешней  задолженностью  и  их увязка с другими направлениями экономической политики  государства  является на современном этапе задачей исключительной важности.

Информация о работе Внешний долг Российской Федерации