Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 22:28, курсовая работа
условиях увеличения доли ВВП, перераспределяемой через государственный бюджет, одной из важных задач экономической политики различных государств стало стимулирование экономического роста, решение проблемы сбалансированности бюджетов различных уровней, поиск способов финансирования бюджетного дефицита. Исследования ученых-экономистов показали допустимость в период экономического спада стимулирования совокупного спроса за счет увеличения государственных расходов и бюджетного дефицита, а также обосновали возможность балансировки бюджета не на ежегодной основе, а на протяжении экономического цикла. Применение этих теоретических положений на практике потребовало поиска инструментов для финансирования значительных бюджетных дефицитов с помощью государственного кредита.
Содержание
Введение……………………………………………………………………………...4
1 Теоретические основы государственного внутреннего долга………………….6
1.1 Понятие внутреннего государственного долга и его классификация……….6
1.2 Формы внутренних государственных заимствований………………………..8
1.3 Инструменты государственных и муниципальных внутренних заимствований………………………………………………………………………19
2 Система управления и регулирования государственным внутренним долгом…………………………………………………………………………….....28
2.1 Принципы управления государственным внутренним долгом……………...28
2.2 Способы регулирования государственного внутреннего долга……………..34
2.3 Особенности управления субфедеральным долгом…………………………..36
3 Анализ государственного внутреннего долга РФ…………………………….40
3.1 Структура государственного внутреннего долга РФ………………………...40
3.2 Динамика государственного внутреннего долга РФ ………………………..46
3.3 Оценка состояния государственного внутреннего долга РФ……………….52
4 Расчетная часть по составлению баланса финансовых ресурсов региона…..59
Заключение………………………………………………………………………….68
Список использованных источников……………………………………………...70
Приложения…………………………………………………………………………72
наша
страна явно недооценена.
Рисунок
3.3.1 - Долговая нагрузка и кредитные рейтинги
некоторых стран
Исходя
из параметров, заложенных в прогнозе
социально-экономического развития Российской
Федерации в 2012-2014 гг., и с учетом
планируемых объемов заимствований, в
предстоящий период значения показателей
долговой устойчивости Российской Федерации
будут по-прежнему вне опасных зон (Таблица
3.3.1).
Таблица 3.3.1
Показатели долговой устойчивости Российской Федерации
(бюджетная позиция)
Вместе с тем, по ряду параметров имеющийся «запас прочности» не может рассматриваться как безусловный в плане обеспечения долговой устойчивости Российской Федерации.
Во-первых,
темпы роста государственного долга
и, соответственно, расходов на его обслуживание
являются весьма высокими (Рисунок 3.3.2).
Так, по сравнению с 2008 годом в 2011 году
расходы на обслуживание государственного
долга Российской Федерации вырастут
в абсолютном выражении в 2,3 раза или в
1,4 раза в процентном отношении к расходам
федерального бюджета.
Рисунок
3.3.2 - Динамика роста расходов на обслуживание
государственного долга РФ, % к предыдущему
году
Во-вторых, имеются риски ухудшения макроэкономической ситуации, что соответствующим образом скажется и на показателях долговой устойчивости. В соответствии с бюджетными проектировками расчеты уровня ВВП и доходной базы федерального бюджета на период 2012-2014 гг. осуществлены исходя из благоприятного сценария, предполагающего высокий уровень цен на нефть и их ежегодный рост: 93 долл. США в 2012 г., 95 долл. США в 2013 г. и 97 долл. США в 2014 г. Однако, учитывая фактическое нахождение нефтяных цен на уровне своих исторических максимумов, нельзя исключать также развития событий, при которых фактическая цена на нефть опустится существенно ниже уровня, заложенного в прогнозе социально- экономического развития Российской Федерации на предстоящий период.
Возможное падение цены на нефть на 10 долл. США ведет к появлению выпадающих доходов федерального бюджета в сумме порядка 0,5 трлн. руб. и,
соответственно, росту бюджетного дефицита на 1% ВВП. При таком сценарии
все показатели долговой устойчивости заметно ухудшаются.
В-третьих, весьма вероятным является сценарий, при котором в планируемом периоде Россия может лишиться одного из важнейших факторов финансовой стабильности – «подушки безопасности» в лице Резервного фонда. Его объем, ожидаемый к 1 января 2013 г., составит 1,6 трлн. руб. при условии, что цена на нефть в 2012 году не опустится ниже 93 долл. США за баррель, а пополнение составит 164,0 млрд. руб. Однако в случае развития макроэкономической ситуации в 2012 году по худшему сценарию, нам не только не удастся достичь планируемых объемов Резервного фонда, но и придется направлять на выполнение в 2013 году расходных обязательств как чистые поступления от заемных источников, так и значительные средства из самого Резервного фонда вплоть до его полного исчерпания. Отсутствие «подушки безопасности» существенно повысит уязвимость государственного бюджета, приведет к росту стоимости заимствований и, следовательно, к увеличению расходов на обслуживание госдолга.
Согласно результатам проведенного стресс-тестирования долговых показателей России, в случае установления и сохранения в предстоящий период фактических цен на нефть на уровнях на 50 долл. США ниже прогнозируемых,
уже в 2013-2014 гг. показатель «государственный долг к ВВП» превысит 20-
21%. Это фактически «отбросит» Россию в ситуацию 2004 года, когда страна
еще не имела суверенных кредитных рейтингов инвестиционной категории от
всех
трех ведущих международных
В-четвертых, согласно расчетам, в случае развития негативного сценария, при котором цена на нефть упадет до 60 долл. США за баррель и останется на этом уровне в течение года, дефицит федерального бюджета превысит 5% ВВП.
Это
потребует изыскания
Потенциально, в качестве таковых могут рассматриваться средства ФНБ, поступления от приватизации и повышения налогов. Однако использование средств ФНБ лишит «подушки безопасности» хронически дефицитный бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, доходы от продажи госимущества носят конъюнктурный характер, а увеличение налогового бремени на экономику крайне нежелательно в связи с возможными негативными социальными последствиями.
В условиях реализации неблагоприятного сценария основным источником покрытия дефицита федерального бюджета станут госзаимствования. Принимая во внимание, что объемы последних уже установлены на беспрецедентно высоком уровне, речь идет о накоплении существенных бюджетных рисков, связанных, как минимум, со значительным ухудшением для Российской Федерации, как суверенного заемщика, финансовых условий заимствований на рынках капитала и резким ростом долговой нагрузки на федеральный бюджет, а, при самом негативном развитии событий, о невозможности привлечения заемных ресурсов в необходимых объемах на приемлемых условиях.
Таким образом, такой фактор государственных заимствований как низкий текущий уровень государственного долга требует постоянного мониторинга.
Пока
он позволяет проводить политику
наращивания госзаимствований, не опасаясь
кардинального ухудшения состояния долговой
устойчивости Российской Федерации. При
развитии макроэкономической ситуации
по сценариям, близким к утвержденному
прогнозу социально-экономического развития
страны, в предстоящий период показатели
долговой устойчивости Российской Федерации
останутся на относительно безопасных
уровнях. При планируемых объемах заимствований
долговая нагрузка на федеральный бюджет
будет оставаться в пределах параметров,
позволяющих надлежащим образом осуществлять
обслуживание государственного долга,
будут сохранены предпосылки для поддержания
суверенных кредитных рейтингов на инвестиционном
уровне.
4 Расчетная
часть по составлению баланса финансовых
ресурсов региона
1. Составляем финансового баланса региона на основании исходных данных в Приложении В.
Таблица 4.1
Финансовый
баланс региона
Расходы секторов | Данные за базовый год, млн.руб. (по вариантам) | |||||
Домаш-ние хозяйст-ва | Нефи-нансовые предприятия | Финансо-вый сектор | Госу-дарство | Всего расходов | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
1. Домашние хозяйства | ||||||
1.1 расходы на покупку недвижимости | ||||||
1.2 приобретение товаров | ||||||
1.3
приобретение услуг у |
||||||
1.4 общественное питание | ||||||
1.5
приобретение рублевых |
||||||
1.6
приобретение акций |
||||||
1.7 капитальные инвестиции | ||||||
1.8 прирост депозитов в банках | ||||||
1.9
приобретение ценных бумаг |
||||||
1.10 прирост страховых взносов за счет населения: | ||||||
- Пенсионный фонд РФ | ||||||
- негосударственные пенсионные фонды | ||||||
- страховые компании | ||||||
1.11 вклады в ПИФы | ||||||
1.12 выплата процентов по кредитам | ||||||
Продолжение таблицы 4.1 | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
1.13 уплата НДФЛ | ||||||
1.14
чистое приобретение |
||||||
1.15 уплата других налогов | ||||||
2. Нефинансовые предприятия | ||||||
2.1 выплата заработной
платы и доходов типа |
||||||
2.2 доходы от предпринимательской деятельности | ||||||
2.3 выплата дивидендов населению | ||||||
2.4 капитальные инвестиции | ||||||
2.5
вложения в корпоративные |
||||||
2.6
прирост кредиторской |
||||||
2.7
прирост дебиторской |
||||||
2.8 прирост товарно-материальных запасов | ||||||
2.9 вложения в акции промышленных корпораций | ||||||
2.10
выплата дивидендов |
||||||
2.11 прирост депозитов и векселей банков | ||||||
2.12 прирост средств на расчетных и текущих счетах | ||||||
2.13 прирост страховых взносов и резервов | ||||||
2.14
уплата единого социального |
||||||
2.15
уплаченные проценты по |
||||||
Продолжение таблицы 4.1 | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
2.16
доходы финансового сектора от
инвестиционных операций в |
||||||
2.17
уплата налога на прибыль |
||||||
2.18 уплата НДС и налога с продаж | ||||||
2.19 уплата акцизов | ||||||
2.20 взнос платежей за пользование природными ресурсами | ||||||
2.21 уплата налогов на имущество | ||||||
2.22 уплата налогов на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции | ||||||
2.23 поступления от приватизации государственного имущества | ||||||
2.24
доходы целевых бюджетных |
||||||
3 Финансовый сектор | ||||||
3.1 кредиты, выданные населению | ||||||
3.2 проценты, выплаченные по депозитам населению | ||||||
3.3
выплаты страховых компаний |
||||||
3.4 процентные доходы населения по ценным бумагам | ||||||
3.5 оплата труда | ||||||
3.6
выданные организациям |
||||||
3.7 выплата процентов по депозитам и векселям организациям нефинансовой сферы | ||||||
3.8
участие в капиталах |
||||||
3.9
приобретение облигаций |
||||||
Продолжение таблицы 4.1 | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
3.10
приобретение акций |
||||||
3.11 чистый прирост средств в банках от банков-резидентов: корсчета, кредиты и депозиты | ||||||
3.12
чистый прирост средств |
||||||
3.13 чистый прирост средств НПФ в банках | ||||||
3.14 чистый прирост средств ПФ России | ||||||
3.15 проценты по МБК, депозитам, векселям и корсчетам в банках | ||||||
3.16
уплата налога на прибыль |
||||||
3.17
платежи за использование |
||||||
3.18
выплата процентов по |
||||||
3.19
прирост кредитов банков, в том
числе центрального банка, |
||||||
3.20 ценные бумаги, приобретенные правительством у Центрального банка | ||||||
4 Государство | ||||||
4.1 выплата заработной платы бюджетникам | ||||||
4.2 выплата пенсий | ||||||
4.3 выплата стипендий и пособий | ||||||
4.4
расходы по инвестиционным |
||||||
4.5
финансирование экономики, в т. |
||||||
-промышленность, энергетика и строительство | ||||||
-сельское хозяйство и рыболовство | ||||||
-транспорт, связь и информатика | ||||||
Продолжение таблицы 4.1 | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
-дорожное хозяйство | ||||||
-жилищно-коммунальное хозяйство | ||||||
-социально-культурные мероприятия | ||||||
4.5 закупки вооружений, оборудования, спецтехники - гособоронзаказ | ||||||
4.6 счета и депозиты государственных органов | ||||||
4.7 участие в капитале финансовых организаций | ||||||
4.8 прирост средств правительства на счетах ЦБ | ||||||
4.9
проценты, выплачиваемые правительством
по государственным ценным |
||||||
4.10 доходы от внешнеэкономической деятельности | ||||||
4.11 расходы на: | ||||||
-международную деятельность | ||||||
-национальную оборону | ||||||
-правоохранительную
деятельность и обеспечение |
||||||
-государственное управление | ||||||
Всего расходы |
2. В соответствии с вариантом расчетной части в четвертом разделе мы должны провести анализ финансового потока между нефинансовым и финансовым секторами. Для характеристики финансового потока между этими секторами экономики необходимо определить их границы.
Финансовый сектор - часть экономики, связанная с деятельностью финансовых институтов.
На финансовом рынке различают следующие группы финансовых институтов:
Нефинансовый сектор – часть экономики, связанная с деятельностью коммерческих и некоммерческих организаций и предприятий.
Коммерческие предприятия на финансовом рынке также крупными заемщиками капитала, который им требуется как для решения краткосрочных задач, так и для реализации долгосрочных инвестиционных проектов.
Для характеристики денежного потока между финансовым и нефинансовым секторами проанализируем финансовые отношения между кредитными организациями со стороны финансового сектора экономики и организациями со стороны нефинансового сектора экономики (Рисунок 4.1).
1
2
1. Выданные организациям нефинансового сектора кредиты банков
2. Привлеченные банками средства организаций нефинансового сектора
Рисунок 4.1 – Схема финансовых отношений между финансовым и нефинансовым секторами экономики
Таблица 4.2
Отдельные показатели деятельности кредитных организаций (на начало года; миллионов рублей)
|
Средства организаций на счетах кредитных организаций с каждым годом увеличивается (Таблица 4.2). Это говорит о том, что взаимодействия секторов финансового и нефинансового сектора нарастают высокими темпами.