Анализ и оценка государственного внутреннего долга Российской Федерации, его динамики и структуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 22:28, курсовая работа

Краткое описание

условиях увеличения доли ВВП, перераспределяемой через государственный бюджет, одной из важных задач экономической политики различных государств стало стимулирование экономического роста, решение проблемы сбалансированности бюджетов различных уровней, поиск способов финансирования бюджетного дефицита. Исследования ученых-экономистов показали допустимость в период экономического спада стимулирования совокупного спроса за счет увеличения государственных расходов и бюджетного дефицита, а также обосновали возможность балансировки бюджета не на ежегодной основе, а на протяжении экономического цикла. Применение этих теоретических положений на практике потребовало поиска инструментов для финансирования значительных бюджетных дефицитов с помощью государственного кредита.

Оглавление

Содержание
Введение……………………………………………………………………………...4
1 Теоретические основы государственного внутреннего долга………………….6
1.1 Понятие внутреннего государственного долга и его классификация……….6
1.2 Формы внутренних государственных заимствований………………………..8
1.3 Инструменты государственных и муниципальных внутренних заимствований………………………………………………………………………19
2 Система управления и регулирования государственным внутренним долгом…………………………………………………………………………….....28
2.1 Принципы управления государственным внутренним долгом……………...28
2.2 Способы регулирования государственного внутреннего долга……………..34
2.3 Особенности управления субфедеральным долгом…………………………..36
3 Анализ государственного внутреннего долга РФ…………………………….40
3.1 Структура государственного внутреннего долга РФ………………………...40
3.2 Динамика государственного внутреннего долга РФ ………………………..46
3.3 Оценка состояния государственного внутреннего долга РФ……………….52
4 Расчетная часть по составлению баланса финансовых ресурсов региона…..59
Заключение………………………………………………………………………….68
Список использованных источников……………………………………………...70
Приложения…………………………………………………………………………72

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 1.92 Мб (Скачать)

       В условиях российской практики статусу казначейских векселей соответствуют краткосрочные государственные обязательства.

         Казначейские ноты - среднесрочные рыночные ценные бумаги. Выпускаются министерством финансов или специальными государственными финансовыми органами.

       Особое место в системе государственных займов занимают ценные бумаги, гарантированные федеральным правительством. Эмитентом в этом случае выступают структуры, пользующиеся поддержкой правительства. Примером таких ценных бумаг могут быть облигации системы фермерского кредита и облигации федеральных банков жилищного кредита в США, облигации федеральной почты и облигации федеральной железной дороги в Германии, облигации Российского акционерного общества «Высокоскоростные магистрали» (РАО «ВСМ») и т. п.

       Наиболее   распространенный  вид государственных бумаг облигации. Облигация (от лат. obligatio - обязательство) – это долговая ценная бумага, обязательство, подтверждающее отношение займа между инвестором и  эмитентом,   согласно  которому эмитент (заемщик) гарантирует инвестору (кредитору) выплату основной суммы долга по истечении установленного срока, а также процентов по займу.

       Государственные   облигации   выпускаются, как правило, на достаточно длительный срок, и их можно расценивать как особую форму инвестиций. Они признаются наиболее надежными и ликвидными, поскольку обеспечены финансовыми и иными ресурсами государства. Этому не  мешает даже то,  что  уровень процентной ставки по государственным  бумагам  обычно  ниже,  чем  по бумагам других эмитентов. По степени надежности облигации Правительства и облигации гарантированные им, стоят на первом месте, и лишь затем следуют муниципальные облигации, облигации акционерных обществ.

       Облигационные займы можно классифицировать по различным признакам: по виду эмитента, по характеру обращения, по статусу держателей облигаций, по условиям погашения, по наличию гарантий, по форме выпуска, по способу передачи прав собственности на ценные бумаги, по срокам обращения (погашения), по методам размещения, по виду выплаты дохода и др.

Приведем общую характеристику основных видов государственных ценных бумаг, обращавшихся на отечественном фондовом рынке в последние годы и обращающихся ныне:

  • облигации Федерального Займа (ОФЗ) — государственные облигации, выпускаемые Министерством финансов Российской Федерации. Данные облигации являются купонными, т. е. по ним предусмотрены процентные выплаты по купонам. По некоторым выпускам ОФЗ в определенные даты предусматривается частичное погашение номинала (амортизация долга). Все ОФЗ — среднесрочные. Место торговли — ММВБ. Вид дохода — фиксированная или переменная купонная ставка. Они бывают следующих видов:
  1. ОФЗ-ПК (с переменным купоном) начали выпускать в 1995 г, а после кризиса 1998 выпуск был прекращен. Выплата купона осуществлялась раз в полугодие. Значение купонной ставки менялось и определялось средней взвешенной доходности по ГКО за последние 4 сессии (торгов).
  1. ОФЗ-ПД (с постоянным доходом) начали выпускаться в 1998. Купон выплачивался раз в год и фиксировался на весь срок обращения. Могут быть в установленном порядке использованы на операции по погашению просроченной задолженности по налогам в федеральный бюджет, включая штрафы и пени, образовавшейся по состоянию на 1 июля 1998 г., а также в целях оплаты участия в уставном капитале кредитных организаций;
  2. ОФЗ-ФД (с фиксированным доходом) появились в 1999. Их выдавали владельцам ГКО и ОФЗ-ПК, замороженным в 1998 в порядке новации. Срок обращения 4-5 лет. Купон выплачивался ежеквартально. Ставка снижалась ежегодно (30 % в первый год, 10 % — конец срока).
  3. ОФЗ-АД (с амортизацией долга) периодическое погашение основной суммы долга.
 
    
  • государственные краткосрочные облигации (ГКО) со сроками обращения 3, б и 12 месяцев. Выпускаются на безбумажной основе в виде записей на счетах депо. Облигации не имеют купонов. Размещаются на аукционах с дисконтом от номинала. Первый аукцион по размещению трехмесячных ГКО прошел в мае 1993 г. на Московской межбанковской валютной бирже (ММВБ);
  • облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ) сроком обращения 1 год. Объем выпуска - 10 трлн руб. - разбит на транши по 1 трлн руб. Номинал - 100 и 500 тыс. рублей. Выпускаются в бланковом виде на предъявителя с набором из четырех купонов, выплачиваемых ежеквартально. Размер купона определяется по последней официально объявленной ставке купонного дохода по ОФЗ - ПК плюс премия, устанавливаемая Министерством финансов РФ;
  • облигации государственного нерыночного займа (ОГНЗ); выпускаются в бездокументарной форме; доход выплачивается в виде процента от номинальной стоимости, которую устанавливает Министерство финансов РФ при выпуске облигаций, но не реже одного раза в год;
  • государственные жилищные сертификаты (ГЖС); являются документарными именными необращаемыми ценными бумагами и эмитируются по решению Правительства РФ для граждан РФ, лишившихся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий. Номинированы в квадратных метрах жилой площади. Срок предъявления к погашению — 1 год с момента выдачи;
  • государственные долгосрочные облигации (ГДО). Выпущены 1 июля 1991 г. со сроком обращения 30 лет, т. е. до 1 июля 2021 г. Выпускаются в бланковом виде с набором купонов; купонный доход—15% от номинала облигации, выплачивается один раз в год — 1 июля;
  • государственные сберегательные облигации (ГСО). Рынок государственных сберегательных облигаций (ГСО) организован Министерством финансов РФ в 2006 году;  является принципиально новым сегментом внутреннего рынка государственного долга в России, аналогичным существующему в ряде развитых стран сегменту нерыночных государственных ценных бумаг, ориентированных на институциональных инвесторов. ГСО представляют собой облигации с фиксированной процентной ставкой, не обращающиеся на вторичном рынке. Владельцами ГСО могут быть юридические лица, являющиеся резидентами Российской Федерации. В качестве агента (организации, уполномоченной от имени и по поручению Эмитента размещать ГСО на аукционе, проводить дополнительное размещение ГСО, размещение по закрытой подписке, а также совершать иные действия, определенные соглашением с эмитентом) и Депозитария выступает Сбербанк России ОАО. Организатором торговли по ГСО является ЗАО ММВБ, а эмитентом – Министерство финансов РФ. ГСО бывают следующих видов:
  1. ГСО-ППС – государственные сберегательные облигации с постоянной процентной ставкой;
  1. ГСО-ФПС – государственные сберегательые облигации с фиксированной процентной ставкой.
  • облигации государственного внутреннего займа 1991 г. (ОГВЗ) размещаются только среди юридических лиц (с ограниченным кругом обращения). Функции по продаже и обслуживанию займа возложены на Центральный банк России. Эти облигации являются именными. Каждый новый владелец облигации регистрируется в территориальном управлении Банка России. Держателям облигаций годовой доход выплачивается по плавающей процентной ставке. По первым двум разрядам выплачивался годовой доход в размере 15% нарицательной стоимости облигации. Доход выплачивается только в безналичном порядке.
  • облигации государственного внутреннего выигрышного займа 1992 г. (ОГВВЗ). В связи с ликвидацией СССР и в подтверждение правопреемства Правительства РФ по обязательствам бывшего СССР перед гражданами России по облигациям государственного внутреннего выигрышного займа 1982 г.,  Правительство РФ 19 февраля 1992 г. приняло решение о выпуске российского внутреннего выигрышного займа 1992 г., действующее с изменениями, внесенными постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 г. с изменениями и дополнениями от 3 июля 1997 г. и от 30 июня 1998 г.

       В соответствии с постановлением Правительства РФ все облигации государственного займа 1982 г. подлежали обмену на облигации российского займа 1992 г. по номиналу (с учетом компенсации на 1 апреля 1991 г.). Владельцам облигаций 1982 г. было предоставлено право выбора: либо в добровольном порядке обменять их на облигации российского займа, либо получить доход от продажи облигаций, который зачислялся во вклады в учреждениях Сберегательного банка РФ с 1 октября 1992 г. Эмитентом займа 1992 г. является Минфин России. Заем осуществляется отдельными разрядами. Облигации выпускаются по мере их продажи населению.

       Государственная задолженность, возникшая вследствие заимствований в форме несекьюритизированных кредитов и займов, как правило, оформляется путем регистрации в книге государственного долга.

       В России такая книга в соответствии с Бюджетным кодексом носит название  Государственной  долговой  книги  Российской Федерации. Аналогичные книги также ведут субъекты Российской Федерации и муниципалитеты.

       Задолженность, возникающая вследствие выпуска долговых ценных бумаг, в большинстве случаев считается оформленной в виде самих государственных (муниципальных) ценных бумаг и не предполагает дополнительной регистрации. В то же время оформление задолженности в виде долговых ценных бумаг не препятствует возможности внесения (записей в книгу государственного долга. В соответствии с российским Бюджетным   кодексом   государственная задолженность, возникшая вследствие выпуска   государственных    ценных   бумаг, подлежит обязательному внесению в виде записи в долговую книгу (Российской федерации; субъекта Российской Федерации; муниципалитета).

       2  Система управления и регулирования государственным внутренним долгом

2.1 Принципы управления государственным долгом 

       Управление  государственным долгом – одно из направлений финансовой политики государства, связанное с обеспечением его деятельности в качестве заемщика и гаранта. Система управления и регулирования государственного кредита включает в себя институциональную составляющую (органы регулирования) и механизм регулирования, состоящий из совокупных способов и методов эффективного управления государственным долгом.

       Под управлением государственным долгом понимается совокупность действий государства в лице его уполномоченных органов по регулированию величины, структуры и стоимости обслуживания государственного долга.

       Цель  управления государственным долгом — нахождение оптимального соотношения между потребностями государства в дополнительных финансовых ресурсах и затратами по их привлечению, обслуживанию и погашению.

       В основу управления государственным  долгом положены следующие принципы:

  • безусловность - обеспечение точного и своевременного выполнения обязательств государства перед инвесторами и кредиторами без выставления дополнительных условий;
  • единство учета — учет в процессе управления государственным долгом всех видов ценных бумаг, эмитированных федеральными органами власти, органами власти субъектов федерации и органами местного самоуправления;
  • единство долговой политики — обеспечение единого подхода в политике управления государственным долгом со стороны федерального центра по отношению к субъектам федерации и муниципальным образованиям;
  • согласованность — обеспечение максимально возможной гармонизации интересов кредиторов и государства-заемщика;
  • снижение рисков — выполнение всех необходимых действий, позволяющих снизить как риски кредитора, так и риски инвестора;
  • оптимальность — создание такой структуры государственных займов, чтобы выполнение обязательств по ним было сопряжено с минимальными затратами и минимальным риском, а также оказывало наименьшее отрицательное влияние на экономику страны;
  • гласность — предоставление достоверной, своевременной и полной информации о параметрах займов всем заинтересованным в ней пользователям.

       Управление  государственным долгом, как и всякое управление, имеет четыре составляющие: прогнозирование, планирование, анализ и контроль.

       Понятие управления государственным долгом может рассматриваться в широком и узком смысле.

       Управление  государственным долгом в широком смысле предполагает:

  • формирование политики в отношении государственного долга;
  • определение основных показателей и предельных значений государственной задолженности;
  • определение основных направлений воздействия на микро- и макроэкономические показатели
  • определение приоритетных направлений использования привлеченных ресурсов и т.д.

       Управление  государственным долгом в узком смысле предполагает определение:

  • условий выпуска и обращения;
  • обслуживания и погашения конкретных государственных ценных бумаг.

       Еще более узкая трактовка управления государственным долгом предполагает регулирование состава и структуры совокупного государственного долга при его неизменной величине. В зарубежной экономической литературе она получила название «debt management». Объекты регулирования в рамках debt management:

  • структура сроков обращения различных долговых обязательств;
  • структура кредиторов (путем выпуска нерыночных, предназначенных для определенных групп кредиторов займов).

       Высшим  органом управления государственным  кредитом в РФ является Федеральное Собрание Российской Федерации, которое устанавливает максимальные размеры как привлечения средств для финансирования бюджетного дефицита или рефинансирования ранее сделанных долгов, так и кредитования за счет средств бюджета.

       Согласно ст. 106 Бюджетного кодекса РФ (БК РФ) предельные объемы государственного внутреннего долга на очередной финансовый год утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год с разбивкой долга по формам обеспечения обязательств.

       Правительство РФ имеет право осуществлять внутренние заимствования с превышением установленного законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год предельного объема государственного внутреннего долга вместо внешних заимствований, если это снижает расходы на обслуживание государственного долга в рамках установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год объема государственного долга (суммы внутреннего и внешнего долга) и иной порядок реструктуризации, не предусмотренный федеральным законом о федеральном бюджете па очередной финансовый год.

Информация о работе Анализ и оценка государственного внутреннего долга Российской Федерации, его динамики и структуры