Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 22:28, курсовая работа
условиях увеличения доли ВВП, перераспределяемой через государственный бюджет, одной из важных задач экономической политики различных государств стало стимулирование экономического роста, решение проблемы сбалансированности бюджетов различных уровней, поиск способов финансирования бюджетного дефицита. Исследования ученых-экономистов показали допустимость в период экономического спада стимулирования совокупного спроса за счет увеличения государственных расходов и бюджетного дефицита, а также обосновали возможность балансировки бюджета не на ежегодной основе, а на протяжении экономического цикла. Применение этих теоретических положений на практике потребовало поиска инструментов для финансирования значительных бюджетных дефицитов с помощью государственного кредита.
Содержание
Введение……………………………………………………………………………...4
1 Теоретические основы государственного внутреннего долга………………….6
1.1 Понятие внутреннего государственного долга и его классификация……….6
1.2 Формы внутренних государственных заимствований………………………..8
1.3 Инструменты государственных и муниципальных внутренних заимствований………………………………………………………………………19
2 Система управления и регулирования государственным внутренним долгом…………………………………………………………………………….....28
2.1 Принципы управления государственным внутренним долгом……………...28
2.2 Способы регулирования государственного внутреннего долга……………..34
2.3 Особенности управления субфедеральным долгом…………………………..36
3 Анализ государственного внутреннего долга РФ…………………………….40
3.1 Структура государственного внутреннего долга РФ………………………...40
3.2 Динамика государственного внутреннего долга РФ ………………………..46
3.3 Оценка состояния государственного внутреннего долга РФ……………….52
4 Расчетная часть по составлению баланса финансовых ресурсов региона…..59
Заключение………………………………………………………………………….68
Список использованных источников……………………………………………...70
Приложения…………………………………………………………………………72
В 2011 году государственные гарантии в валюте РФ подлежат предоставлению:
Структура
гарантий подлежащих предоставлению в
2011 году представлена на Рисунке 1.3.
Рисунок
1.3 - Планируемое предоставление гарантий
РФ в 2011 г.
В федеральном бюджете на 2011 год предусмотрено предоставление государственных гарантий Российской Федерации в общем объеме около 551,1 млрд. руб., в том числе гарантии в валюте РФ составляют 420,5 млрд. рублей – 76, 3% от общего объема. (Рисунок 1.4)
Перечень
подлежащих предоставлению государственных
гарантий РФ в 2011 году; их цели, наименования,
суммы, условия предоставления отражены
в Программе государственных гарантий
РФ в валюте РФ на 2011 в Приложении 36 к ФЗ
«О федеральном бюджете на 2011 год и на
плановый период 2012 и 2013 годов».
Рисунок
1.4 - Объем предоставления государственных
гарантий РФ, млрд. руб.
Принятие обязательств по государственным гарантиям оказывает существенное влияние на основные параметры федерального бюджета. Объем предоставленных гарантий формирует условные обязательства государства и включается в общий объем государственного долга Российской Федерации.
Таким образом, увеличение объема гарантийных обязательств непосредственно влияет на рост государственного долга, расходы бюджета и источники покрытия его дефицита. При этом на стадии формирования бюджетных проектировок (планирования объема предоставления гарантий) обеспечение точности прогноза величины бюджетных ассигнований на исполнение данного вида условных обязательств крайне затруднено в связи с неопределенностью условий сделок (проектов), которым оказывается государственная поддержка. Эта особенность значительно осложняет бюджетное планирование как на короткий период, так и в долгосрочной перспективе.
Переоформление долговых обязательств третьих лиц в государственный долг Российской Федерации - еще одна форма долговых обязательств государства, закрепленная в Бюджетном кодексе РФ. Так, в 2001 г. Правительство РФ и Центральный банк РФ переоформляют принадлежащие по состоянию на 1 января 2001 г. Центральному банку РФ векселя Минфина РФ со сроками погашения до 31 декабря 2001 г. и причитающиеся к оплате по ним проценты, исчисленные на 1 января 2001 г., в государственные ценные бумаги
со сроками погашения с 2019 по 2023 г. с выплатой дохода один раз в год начиная с 2002 г. в размере 1% годовых. Правительство и Центральный банк РФ осуществляют обмен облигации Государственного республиканского внутреннего займа РСФСР 1991 г., принадлежащих Центральному банку на дату переоформления, на облигации федерального займа с постоянным купонным доходом с выплатой процентного дохода один раз в год в размере 1% годовых начиная с 2002 г. со сроком погашения в 2005 г.
Соглашения
и договоры,
заключенных от имени
РФ, о пролонгации
и реструктуризации
долговых обязательств
РФ прошлых лет имеют место при переоформлении
долговых обязательств посредством новации
долга. Новация долга согласно ст. 818 ГК
РФ предполагает такое соглашение сторон
по поводу долговых обязательств, в соответствии
с которыми происходит замена старого
долгового обязательства на новое. В данном
случае новое долговое обязательство
оформляется договором займа либо иным
документом, удостоверяющим соответствующие
права кредитора. Примером подобного переоформления
обязательств является новация государственных
ценных бумаг, осуществленная по распоряжению
Правительства РФ от 12 декабря 1998г. № 1787-р
«О новации по государственным ценным
бумагам». В нем предусматривалось осуществление
новации по ГКО и ОФЗ со сроками погашения
до 31 декабря 1999г. путем замены по согласованию
с их владельцами на новые обязательства
по вновь выпускаемым облигациям федеральных
займов с фиксированным и постоянным купонным
доходом и частичной выплатой денежных
средств.
1.3 Инструменты
внутренних государственных и муниципальных
заимствований
Сложившаяся мировая практика привлечения долгового финансирования позволяет выделить два основных способа оформления долговых государственных обязательств:
В экономической литературе можно встретить другие названия способов оформления государственной (муниципальной) задолженности:
Кредиты и займы – несекьюритизированная форма заимствований, не предполагающая выпуск ценных бумаг. Это обстоятельство лежит в основе некоторых особенностей данной формы заимствований. Прежде всего, переход права требования по таким займам затруднен либо полностью невозможен (при
определенных условиях). Следовательно, на протяжении всего времени кредита (займа) в качестве кредитора выступает одно и то же заранее известное лицо или государство. Наличие заранее известного неизменного кредитора имеет свои преимущества и недостатки. Основным преимуществом является относительная безопасность заемщика (государства или муниципалитета) от концентрации прав требования в руках нежелательных лиц. С другой стороны, естественное продолжение такого преимущества - наиболее явный недостаток, заключающийся в ограничении возможностей реструктуризации такой формы задолженности. Другими словами, при возникновении сложностей с обслуживанием долга по несекьюритизированным займам и кредитам кредитор из лица, желательного для реципиента, может превратиться в свою противоположность. В этом случае договориться о реструктуризации долга существенно сложнее. Кроме того, несекьюритизированная форма заимствований обладает такими недостатками как отсутствие довольно большого объема инвестиционного спроса, возможности гибко регулировать объем и стоимость заимствований.
Поэтому в современной финансовой системе доля данной формы заимствований сокращается. Это снижение также связано с ростом экономики страны-реципиента. Кредиты и займы в настоящее время наибольшей степени приемлемы для наиболее слабо развитых стран мира при осуществлении внешних заимствований крупнейшими, международными финансовыми институтами. На внутренних рынках данная форма заимствований используется крайне редко. Для внутренних заимствований кредиты и займы используются чаще всего при предоставлении центральному правительству со стороны центрального (национального) банка.
Классификация
несекьюритизированных кредитов и
займов с точки зрения мировой
практики включает: синдицированные
кредиты, двусторонние кредиты, целевые
займы (Рисунок 1.1).
Рисунок
1.1 – Классификация
В российской практике с принятием новой редакции Федерального закона о Центральном банке РФ от 26.05.95 г. №65-В Центральный не вправе предоставлять прямые кредиты на финансирование государственных и местных бюджетов, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Среди всех видов кредитов и займов, наиболее активно используемых в последние годы, главными являются синдицированные кредиты. Очевидные преимущества синдицированного кредитования:
Синдицированные кредиты особенно активно применяются при заимствованиях на внешних рынках. В настоящее время, с ростом процессов глобализации мировой финансовой системы, возможности привлечения синдицированного кредитования в целом увеличиваются. Синдицированные кредиты относительно часто используются в зарубежных странах муниципалитетами, а также субъектами федерации тех федеративных государств, которые вправе вести самостоятельное привлечение финансовых ресурсов.
В мировой практике двусторонние кредиты наиболее часто используются:
Двусторонние кредиты носят индивидуальный характер, т.е. условия соглашения о кредите в этом случае являются индивидуальными и не повторяются впоследствии. Доля двусторонних кредитов весьма велика в объемах долгового финансирования развивающихся государств, но они практически не применяются в долговом финансировании развитых стран и редко используются в долговом финансировании муниципалитетов (как развивающихся, так и развитых стран).
Целевые займы в финансировании государств и муниципалитетов используются в таких случаях, как сокращение дефицита бюджета территории; закрытие предприятия убыточной отрасли; ликвидация отставания отдельной отрасли или создание ее заново; создание отдельных комплексов производственной, финансовой или социальной инфраструктуры и т.д.
Целевые займы - это займы, привлекаемые государствами или муниципалитетами для достижения определенной, локальной цели. Как правило, не допускается расходование целевых займов на иные цели, кроме той, которая определена в соглашении о целевом займе.
Целевые займы занимают наименьшую долю в финансировании государств и муниципалитетов в совокупности. В то же время для муниципалитетов в отдельности эта форма долгового финансирования в ряде случаев является весьма значимой, превосходя и заимствований все другие формы долгового финансирования.
Являясь несекьюритизированной формой заимствований, займы могут быть впоследствии секьюритизированы. Секьюритизация заключается в замене кредитных договоров или соглашений на ценные бумаги реципиента. Секьюритизация обязательств и муниципалитетов в мировой практике осуществляется как при реструктуризации долга, так и для повышения инвестиционной привлекательности долговых обязательств и расширения базы инвесторов (т.е. с целью оптимизации структуры долга в ходе управления им). Иначе говоря, в современных условиях мирового финансового рынка секьюритизация может являться формой управления существующим долгом.
Исторически более поздней формой привлечения заемных средств государствами и муниципалитетами является эмиссия государственных и муниципальных ценных бумаг. Данная форма становится все более преобладающей в современном мире, вытесняя кредиты и несекьюритизированные займы. Поэтому в настоящее время ее можно назвать основной формой заимствований.
Государственными признаются ценные бумаги, которые эмитируются или гарантируются государством.
Мировой рынок государственных ценных бумаг достаточно разнообразен и включает облигации, казначейские векселя, казначейские ноты и т.п.
Казначейский вексель - основной вид краткосрочных государственных обязательств, выпускаются обычно на срок 3, 6 и 12 месяцев (в США, например, они эмитируются на срок от нескольких недель до года). Эмиссия и погашение осуществляются центральным банком по поручению казначейства или министерства финансов. Реализуются, как правило, с дисконтом, являются высоколиквидным финансовым инструментом.