Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2015 в 14:49, курсовая работа
В настоящее время экономики многих стран характеризуются наличием больших государственных внешних и внутренних долгов. Ни одно государство не обходится без заимствования денежных ресурсов на финансовых рынках посредством государственных внутренних займов, которые выступают в качестве эффективного инструмента преодоления ограниченности налоговых поступлений в бюджет и эффективного проведения денежно-кредитной политики.
Введение _________________________________________________________3
Глава 1. Сущность государственного долга ____________________________5
1.1. Внутренний государственный долг ______________________________9
1.2. Внешний государственный долг _______________________________13
Глава 2. Обслуживание и погашение долговых обязательств, методы регулирования ___________________________________________________17
Глава 3. Проблемы и противоречия государственного долга РФ, пути их решения ________________________________________________________24
Заключение ______________________________________________________30
Список использованной литературы _________________________________32
Содержание
Введение ______________________________
Глава 1. Сущность государственного долга ____________________________5
Глава 2. Обслуживание и погашение
долговых обязательств, методы регулирования
______________________________
Глава 3. Проблемы и противоречия
государственного долга РФ, пути их решения
______________________________
Заключение ______________________________
Список использованной литературы
______________________________
Введение
В настоящее время экономики многих стран характеризуются наличием больших государственных внешних и внутренних долгов. Ни одно государство не обходится без заимствования денежных ресурсов на финансовых рынках посредством государственных внутренних займов, которые выступают в качестве эффективного инструмента преодоления ограниченности налоговых поступлений в бюджет и эффективного проведения денежно-кредитной политики.
Переход России к рыночной экономике потребовал от правительства пересмотра основных принципов финансирования бюджетных расходов и перехода к широко используемым в мировой практике безинфляционным методам покрытия дефицитов бюджета. Постепенно роль основного источника денежных поступлений в российский бюджет наряду с налогами (если не принимать во внимание сверх доходов от продажи углеводородного сырья) стали выполнять государственные займы, объемы выпуска которых в условиях экономического роста в стране - постоянно увеличиваются.
Вопрос о государственных долгах связан с самим фактом непосредственного участия государства в экономической жизни общества. Это участие в современных условиях определяется задачей создания антиинфляционного механизма экономического роста, суть которого состоит в обеспечении полной занятости и установления стабильного уровня цен.
Необходимость государственного вмешательства обусловлена тем, что само по себе действие закона стоимости, понуждая хозяйствующие субъекты добиваться максимальной прибыли путем сокращения затрат капитала и повышения качества продукции, не в состоянии разрешать макроэкономические проблемы. Напротив, механизм распределения ресурсов, основанный на стихийном внутриотраслевом и межотраслевом переливе капитала, приводит к нарушению макроэкономического равновесия, к несоответствию между совокупным спросом и совокупным предложением.
Идея государственного долга как некой общественной ноши возникает, потому что долги правительства, в конечном счете, являются долгами налогоплательщиков. Однако на основе данного подхода государственный долг как проблема не существует, за исключением той его части, которая принадлежит иностранцам, поскольку все граждане государства, вместе взятые, являются и держателями государственного долга, и должниками по нему.
Поэтому очевидно, что нарастание внутреннего долга менее опасно для национальной экономики по сравнению с ростом ее внешнего долга. Утечки товаров и услуг при погашении внутреннего долга не происходит, однако возникают определенные изменения в экономической жизни, последствия которых могут быть весьма значительны.
Основными целями данной курсовой работы являются: раскрытие сущности государственного долга РФ и основных проблем управления им, изучение процесса формирования и регулирования государственного долга в России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- дать определение понятиям «государственный долг», «дефицит бюджета»;
- раскрыть основные методы обслуживания государственного долга;
- охарактеризовать систему управления государственным долгом РФ;
- определить принципы управления государственным долгом;
- проанализировать современную ситуацию на рынке внешних и внутренних заимствований.
Актуальность данной проблемы на сегодняшний день выражается и тем, что в современных условиях Россия и ее субъекты активно пользуются средствами привлеченных займов для решения текущих проблем. Это особенно актуально и в условиях текущего финансового кризиса.
Глава 1. Сущность государственного долга.
Государственным долгом общепринято считать общий размер задолженности правительства владельцам государственных ценных бумаг, равный сумме прошлых бюджетных дефицитов минус бюджетные профициты.
В толковых словарях есть множество определений государственного долга, например: сумма задолженности государства внешним и внутренним кредиторам.
Различают внешний государственный долг и внутренний государственный долг.
Государственный долг складывается из задолженности центрального правительства, региональных и местных органов власти, государственных организаций, предприятий.
Сумма задолженности по выпущенным и непогашенным государственным займам (включая начисленные по ним проценты) в зависимости от рынка размещения валюты, займа и других характеристик подразделяется на внутренний и внешний, в зависимости от срока погашения - капитальный и текущий.
Следует различать иностранный долг, с одной стороны, и государственный долг - с другой. Внешний долг - это то, что страна взяла взаймы за границей, чтобы покрыть дефицит платежного баланса. Та часть, которую государство занимает за рубежом, будет таким образом входить как в государственный, так и в иностранный долг. Движение платежного баланса определяет суммарный иностранный долг.
Государственный долг определяется динамикой бюджетного дефицита. Чтобы государственный долг уменьшался, бюджет должен иметь положительное сальдо. Если государственный бюджет имеет дефицит, государственный долг увеличивают для покрытия этого дефицита, путем выпуска новых займов, в основном заменяя краткосрочные обязательства более долгосрочными ценными бумагами или обязательствами, по которым истекает срок погашения новыми облигациями - то есть рефинансируют государственный долг.
Большая часть государственного долга обычно возникает внутри страны. В основном займы поступают от предприятий и более или менее зажиточных домашних хозяйств. Таким образом, граждане тем или иным образом способом оплачивают издержки государственного долга, в частности путем уплаты налогов, предоставляя государству возможность платить проценты по государственному долгу.
Термин "государственный долг" в его общеупотребительном значении включает не весь государственный сектор. В США, например, в государственный долг финансы штатов и муниципалитетов обычно не входят.
Из вышеприведенных определений, очевидно, что государственный долг - это суммарная задолженность государства своим кредиторам.
Государственный долг - совокупность дефицита государственного бюджета за определенный период. Это экономическое определение государственного долга. В России юридическое определение государственного долга приведено в Бюджетном кодексе Российской Федерации в статье 97 в которой говорится: "к государственному долгу Российской Федерации относятся долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами Российской Федерации, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных заимствований Российской Федерации, а также долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией, и долговые обязательства, возникшие в результате принятия законодательных актов Российской Федерации об отнесении на государственный долг долговых обязательств третьих лиц, возникших до введения в действие настоящего Кодекса".[1]
Государственные долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в форме:
- кредитных соглашений
и договоров, заключенных от имени
Российской Федерации, как заемщика,
с кредитными организациями, иностранными
государствами и
- государственных займов,
осуществленных путем выпуска
ценных бумаг от имени
- договоров и соглашений
о получении Российской
-договоров о предоставлении
Российской Федерацией
- соглашений и договоров,
в том числе международных, заключенных
от имени Российской Федерации,
о пролонгации и
Долговые обязательства Российской Федерации могут быть краткосрочными (до одного года), среднесрочными (свыше одного года до пяти лет) и долгосрочными (свыше пяти лет и до 30 лет). Существуют ограничения по срокам погашения долговых обязательств, которые не могут превышать 30 лет, а также не допускается изменение условий выпущенного в обращение государственного займа, в том числе сроков выплаты и размера процентных платежей, срока обращения. [1]
Государственный долг можно классифицировать по различным критериям. По валютному критерию государственный долг делится на внешний и внутренний: рублевые долги относятся к внутреннему долгу, а валютные соответственно - к внешнему. В международной практике есть и другое определение внешнего долга - как совокупного долга нерезидентам, а внутреннего долга - как совокупного долга резидентам.
Различают также капитальный государственный долг, то есть вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая проценты, которые должны быть уплачены по этим обязательствам, а также текущий долг - расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.
1.2 Внутренний государственный долг
Государственный внутренний долг РФ – финансовые обязательства России, возникающие в связи с привлечением для выполнения государственных программ и заказов средств негосударственных организаций и населения страны.
В Российской Федерации внутренний долг включает в себя долговые обязательства Правительства РФ, выраженные в валюте РФ, перед юридическими и физическими лицами, если иное не установлено законодательными актами, обеспечивается всеми активами, находящимися в распоряжении Правительства РФ. Внутренний долг охватывает задолженности прошлых лет, вновь возникшие задолженности и долговые обязательства бывшего СССР в части, принятой на себя РФ.
Статьей 98 Бюджетного кодекса Российской Федерации определены следующие формы внутреннего государственного долга:
В соответствии с пунктом 3 этой же статьи в объем государственного внутреннего долга Российской Федерации включаются:
Основные государственные долговые обязательства, обеспеченные Правительством РФ, включают:
По данным ЦБ РФ, внутренний долг РФ на 1 октября 2013 года составил 4 175,9 млрд руб.
Рассмотрим структуру и динамику государственного внутреннего долга по состоянию на 1 октября 2013 года (в части государственных ценных бумаг, номинированных в валюте Российской Федерации)
Таблица 1 - Структура и динамика внутреннего долга РФ по состоянию на 1 октября и 1 ноября 2013 года.
Виды государственных ценных бумаг |
По состоянию на 01.10.13 |
По состоянию на 01.11.13 |
ОФЗ-ПД |
2 432,462 |
2 524,868 |
ОФЗ-АД |
1 045,984 |
1 045,984 |
ГСО-ППС |
475,550 |
475,550 |
ГСО-ФПС |
132,000 |
132,000 |
ОВОЗ |
90,000 |
90,000 |
Итого: |
4 175,996 |
4 268,402 |
Информация о работе Государственный внешний и внутренний долг