Государственный внешний и внутренний долг

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2015 в 14:49, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время экономики многих стран характеризуются наличием больших государственных внешних и внутренних долгов. Ни одно государство не обходится без заимствования денежных ресурсов на финансовых рынках посредством государственных внутренних займов, которые выступают в качестве эффективного инструмента преодоления ограниченности налоговых поступлений в бюджет и эффективного проведения денежно-кредитной политики.

Оглавление

Введение _________________________________________________________3
Глава 1. Сущность государственного долга ____________________________5
1.1. Внутренний государственный долг ______________________________9
1.2. Внешний государственный долг _______________________________13
Глава 2. Обслуживание и погашение долговых обязательств, методы регулирования ___________________________________________________17
Глава 3. Проблемы и противоречия государственного долга РФ, пути их решения ________________________________________________________24
Заключение ______________________________________________________30
Список использованной литературы _________________________________32

Файлы: 1 файл

курсовая работа по финансам.docx

— 69.79 Кб (Скачать)

Рассмотрим основные проблемы, связанные с нынешним состоянием государственного внешнего долга.

1. Принципиально разные  правовые и экономические подходы  практикуются в отношении внешнего  долга бывшего СССР, принятого  на себя Российской Федерацией, и вновь возникающего долга  Российской Федерации. Если правовой  режим первого задан спецификой  заключенных международных договоров, то использование особых экономических  подходов и порядка отражения второго в бюджетной отчетности вряд ли оправданно.

2. Серьезная проблема, связанная  с долгом бывшего СССР, обусловлена  той ролью, которую исторически  играл Внешэкономбанк в расчетах  с иностранными кредиторами. 

3. Операции правительства  по размещению еврооблигаций, а  также реализуемые Центральным  банком РФ механизмы допуска  нерезидентов на рынок внешних  заимствований (ГКО-ОФЗ) еще не получили  должной экономической и правовой  оценки. Влияние данных кредитных  потоков на платежный баланс  России остается не изученным.

Пути решения проблем государственного долга РФ

До недавнего времени основным источником покрытия внешней задолженности считались новые международные займы. Теперь такой возможности у нас нет, и не будет в ближайшем будущем. 

Резервы платежеспособности России включают в себя: положительное сальдо текущего платежного баланса, иностранные инвестиции и долги иностранных государств нашей стране. Платежеспособность России, во всяком случае на среднесрочную перспективу, может обеспечиваться только за счет федерального бюджета, который будет оставаться единственным доступным источником средств для погашения и обслуживания внешнего долга. 

Но если негативные тенденции в динамике выручки от экспорта сохранятся, а валютные обязательства частного сектора по-прежнему будут нарастать, то и его использование будет сопряжено с существенными трудностями из-за острого дефицита валюты. Что же касается зарубежных займов и кредитов, то они могут возобновиться только после того, как будут доказаны твердые намерения и подтверждена реальная возможность России рассчитываться по своим обязательствам. Мы рискуем попасть в патовую ситуацию, когда долги невозможно отдать без новых займов, а новые займы невозможно получить без того, чтобы не начать отдавать долги. 

Важнейшим, но пока нереализованным резервом является сокращение оттока капитала из России. Отток капитала не чисто российское явление, он существует повсеместно и может вызываться разными причинами. 

Для оттока капитала из России существуют все вышеперечисленные причины, главной из которых является все же политическая и социально-экономическая нестабильность. Что же касается форм вывоза капитала, то используются в основном "серые" и "черные схемы", такие как - занижение экспортных или завышение импортных цен, невозврат валютной выручки, авансовые платежи под фиктивные импортные контракты. 

Характерная деталь - огромная часть нелегально вывезенных денег продолжает фактически участвовать в обслуживании оборота товаров и услуг на территории России. Более того, в последнее время наметилась тенденция к возврату капиталов. Поскольку в России можно получить прибыль значительно большую, чем на Западе, многие из тех, кто в свое время нелегально вывез капиталы, хотели бы их вернуть и вложить в российскую экономику. Но им нужны гарантии, и прежде всего гарантии беспрепятственной репатриации в случае возникновения неблагоприятной политической ситуации. Проблема заключается в том, что сейчас не очень трудно легализовать эти деньги в России, нет финансовых структур, законодательных и организационных механизмов, облегчающих ввоз капиталов обратно. Эта парадоксальная ситуация порождает новый вид бизнеса, специализирующегося на создании схем по ввозу капиталов в Россию и гарантированию их безопасности. 

Задача ставится двоякая - во-первых, перекрыть отток капитала, а во-вторых, перенаправить уже вывезенные средства обратно в Россию. Это не только восстановит доверие инвесторов и кредиторов, но и увеличит внутренние накопления, остро необходимые российской экономике. Теоретически есть два основных пути решения этой задачи. Первый путь - усиление административного контроля за финансовыми потоками, дополненное ужесточением законодательства. Второй путь - осуществление системных институциональных изменений, создающих благоприятный инвестиционный климат. 

Первый путь - это осуществление административных мер против стандартных схем нелегального вывоза капитала - занижения экспортных цен, невозврата валютной выручки, фиктивных импортных контрактов с авансовой оплатой и завышенными ценами, коррупции на таможне, расчетов через оффшоры.

Второй путь для России предпочтительнее. Меры по укреплению доверия к российской экономике должны включать в себя: сбалансированность бюджета; улучшение налоговой системы и налогового администрирования; обеспечение надежной работы банковской системы; защиту прав кредиторов и инвесторов; прозрачность финансовой отчетности всех предприятий и организаций; заметные сдвиги в борьбе с преступностью и коррупцией, резкое улучшение работы прокуратуры и судебной системы; строгое соблюдение федеральных законов на всей территории РФ, прекращение произвола и избирательных привилегий со стороны региональных и местных властей. 

Рассмотрим и другие резервы платежеспособности. Например, положительное сальдо торгового баланса. Сразу оговоримся, что эта цифра весьма приблизительная. Она включает в себя экспертную оценку "челночного" импорта, находящегося вне таможенного учета. А это ни много ни мало четверть всего товарного импорта. Кроме того, платежный баланс составляется по методу регистрации сделок на момент операции, а не на момент расчета, поэтому статистические объемы экспорта не соответствуют фактическому поступлению валютной выручки.

К резервам платежеспособности можно отнести приток иностранного капитала в виде прямых и портфельных инвестиций, привлечение иностранных кредитов, поступления платежей по предоставленным кредитам, а также использование золотовалютных резервов. Можно утверждать, что за истекший год ни по одной из этих позиций нет улучшения. Инвестиции растут, но крайне медленно. Долги нам возвращают неохотно. 

Иностранные государства должны России приличную сумму - в современном пересчете примерно 150 млрд долл., однако далеко не все страны согласны признать курс Госбанка СССР правильным, ведь кредиты давались в рублях, переводных рублях, СКВ, товарах и услугах. Поэтому, вернее сказать, что, по идее, нам должны были бы 150 млрд долл., но на самом деле задолженность составляет около 35 млрд долл., поскольку при вступлении в Парижский клуб в качестве страны-кредитора Россия согласилась со списанием от 70 до 90% задолженности своих должников. Реальная же рыночная стоимость этих долгов 5-7 млрд долл.

Больше всех нам должна Куба. Кубинский долг вместе с монгольским и вьетнамским составляет более 40% всего долга. Помимо указанных стран нам должны еще 54 страны. Африканские страны вообще пока не приступили к обслуживанию своего долга России, а многие государства отказываются платить на том основании, что займы носили не экономический, а военно-политический характер. Понятно, что с Кубы или Эфиопии много не возьмешь, поэтому за счет возврата этих почти безнадежных долгов рассчитывать улучшить собственную платежеспособность не приходится.

Вывод - в настоящее время Россия может продержаться без рефинансирования и реструктуризации своих внешних долгов, а иными словами, без новых займов на погашение старых, списания части долга и рассрочки платежа, максимум год. Федеральный бюджет не приходится рассматривать в качестве основного гаранта платежеспособности, поскольку нагрузку в 12-15 млрд долл. в год он не выдержит. В противном случае все надежды на экономический рост, за счет которого и может пополняться доходная часть бюджета, можно оставить. Другие факторы платежеспособности тоже не работают. Следовательно - нужно вести переговоры до победного конца.

Заключение

Отношения, связанные с формированием внутреннего и внешнего долга, его погашением и обслуживанием, – это динамичная, быстро развивающаяся сфера экономической деятельности государства. Участие в формировании политики государственных заимствований и ее практической реализации требует от государственных служащих специальных знаний. Не менее важно научиться пользоваться информацией об условиях выпуска и обращения государственных ценных бумаг многочисленным инвесторам – юридическим и физическим лицам. Инвесторы должны овладеть приемами выхода на рынок государственного долга, тонкостями механизма проведения отдельных операций с обязательствами государства. В противном случае можно не только не получить ожидаемого дохода, но понести убытки. Максимальную выгоду получит тот инвестор, кто инвестиционные решения принимает интуитивно, на уровне подсознания. Но это возможно только на основе прочных и разносторонних знаний о рынке государственного долга и глубокого понимания механизма его функционирования.

На основе рассмотренных и изученных вопросов можно сделать выводы о том, что основными задачами государства, направленными на поддержание стабильности рынка внешних и внутренних заимствований является: сохранение объемов и структуры государственного долга, позволяющих гарантированно выполнять обязательства по его погашению и обслуживанию, а также рефинансировать долг независимо от состояния федерального бюджета; осуществление государственных внутренних заимствований в объеме, позволяющем активно развивать рынок корпоративных и муниципальных заимствований, обеспечивающих финансирование инвестиций в отраслях и регионах; изменение структуры государственного долга Российской Федерации в части дальнейшего увеличения удельного веса внутреннего долга в структуре совокупного государственного долга.

На примере современной стратегии Правительства Российской Федерации, можно сказать о правильности решений при ее выборе. Можно наблюдать первые ее результаты, такие как погашение основных внешних задолженностей перед мировыми кредитными организациями (это было возможно, в первую очередь, за счет создания стабилизационного фонда страны), что позволило в последующие годы больше средств тратить на социально значимые объекты и направления. Реализация социальных программ в области образования, здравоохранения, решения жилищного вопроса позволила после долгих лет забвения, наконец, улучшить положение в этих важных сферах социальной жизни общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации  [Текст] Федеральный закон от 31.07.1998№ 145-ФЗ (ред. от 02.02.2006)
  2. Федеральный закон РФ от 3 декабря 2012 г. №216 - ФЗ "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов"
  3. Булатова А.С. Экономика: Учебник. - М.: Экономистъ, 2011. - 896 с.
  4. Ворожцов, П. А. Принципы политики России в области управления государственным долгом/ П. А. Ворожцов– М: Просвещение, 2008. - 13С.
  5. Ворожцов, П. А. Принципы политики России в области управления государственным долгом/ П. А. Ворожцов– М: Просвещение, 2008. – 15 С.
  6. Ворожцов, П. А. Принципы политики России в области управления государственным долгом/ П. А. Ворожцов– М: Просвещение, 2008. – 43 С. 
  7. Ворожцов, П. А. Принципы политики России в области управления государственным долгом / П. А. Ворожцов– М: Просвещение, 2008. – 51 С.
  8. Головачев Д.Л. Государственный долг. Теория, российская и мировая практика. - М.: ЧеРо, 2011, 375 с.
  9. Данилов Ю.А. Рынки государственного долга. – М.: ВШЭ, 2010 –С.15-17.
  10. Кларк Г. Краткая экономическая история мира. - М.: Институт Гайдара, 2012. - 304 с.
  11. Ковалишин Е. Государственный долг: Некоторые вопросы методологии // Финансовый контроль. 2003. N 2. С. 20.
  12. Липсиц И.В. Экономика: Учебник - М.: КНОРУС, 2011. - С.249-256.
  13. Лобачева Е.Н. Экономическая теория для бакалавров - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2013. - С 287-307.
  14. Материалы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.politika.su/raznoe/vnesdolg.html
  15. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации// http: //www.minfin.ru
  16. Официальный сайт Центрального Банка Российской Федерации// http://www.cbr.ru
  17. Официальный сайт Счетной палаты Российской Федерации//  http:// www.ach.goy.ru
  18. Российский статистический ежегодник. 2012: Стат.сб./Росстат.-М., 2012.
  19. Соснин, А.Е. Государственный долг – благо или зло?/Алексей Евгеньевич//Финансы.–2010.–№4. - .3 С.
  20.   Финансы. Учебник для вузов / Под ред. М.В. Романовского, О.В.Врублевской, Б.М.Сабанти. – М.: Изд. «Юрайт» 2006. 

Информация о работе Государственный внешний и внутренний долг