Внутренний и внешний государственный долг. Управление государственным долгом

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 11:44, курсовая работа

Краткое описание

Целью моей курсовой работы является анализ государственного долга, как важнейшего элемента финансовой системы общества.
Для выполнения данной цели необходимо рассмотреть:
-определение понятия, экономическое содержание категории «государственный долг»;
-причины и последствия его образования;
- степень влияния государственного долга на экономику и особенности его регулирования;
- характеристику государственного долга Республики Беларусь;
- анализ динамики и тенденций его развития;
- предложения по сокращению государственного долга в Республике Беларусь.

Оглавление

Введение 3
1 Государственный долг: его понятие, сущность, основа возникновения 5
1.1Определение внутреннего и внешнего государственного долга 5
1.2 Причины возникновения государственного долга и его источники финансирования и функции 8
2 Влияние государственного долга на финансовое состояние экономики. Мнимые проблемы и реальные проблемы 11
3 Особенности государственного долга в Республике Беларусь 16
3.1 Количественные показатели государственного долга в РБ 16
3.2 Способы и методы управления долгом в РБ , проблемы и пути совершенствования управления государственным долгом в РБ 20
Заключение 25
Список использованных источников 27

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 105.32 Кб (Скачать)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ 

РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БЕЛОРУССКО-РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

Кафедра экономики

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Макроэкономика»

на тему: «Внутренний и внешний  государственный долг.

Управление государственным долгом»»

 

 

 

 

 

 

Выполнил (а):  _____________    ______  Студ. гр. ФКЗ101      

                                   (подпись)                    (дата)                               Шмурьева А.В.

 

Руководитель: _____________ ______          Ст. преподаватель

                                   (подпись)                    (дата)                                Хмельницкая Н. Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Могилёв 2011

 

Содержание

 

Введение                                                                                                                3

1 Государственный долг: его понятие, сущность, основа   возникновения    5                                                                 

1.1Определение внутреннего  и внешнего государственного долга                 5

1.2 Причины возникновения  государственного долга и его  источники финансирования и функции                                                                                 8

2 Влияние государственного долга на финансовое состояние экономики. Мнимые проблемы и реальные проблемы                                                        11

3 Особенности государственного долга в Республике Беларусь                   16

3.1 Количественные показатели государственного долга в РБ                       16

3.2 Способы и методы  управления долгом в РБ , проблемы и пути совершенствования управления государственным долгом в РБ                     20                                                                                                                                                      

Заключение                                                                                                          25

Список использованных источников                                                                27

Приложения                                                                                                          28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕННИЕ

Современное рыночное хозяйство, при всем многообразии его моделей, известных в мировой практике, характеризуется тем, что представляет собой смешанную экономику, где  инструменты рыночного механизма  дополняются государственным регулированием, финансовой базой которого является бюджет. В этих условиях особое значение приобретает вопрос об источниках финансирования государственной деятельности, их структуре  и возможности регулирования. Одним  из таких источников (наряду с налогами и доходами от эксплуатации государственной  собственности) являются правительственные  займы и денежные (кредитные) эмиссии (другими словами, финансирование за счет государственного долга или  дефицитное финансирование).  

Сейчас Республика Беларусь находится в процессе экономического становления. В настоящее время  необходимо больше уделять внимания бюджетной системе государства, а также вопросам дефицита и государственного долга, так как это способствует надежному функционированию государства, гармоничному развитию экономических  и социальных отношений, росту благосостояния, как государства, так и его  граждан. Надежная бюджетная система  является одним из важнейших структур государства, поэтому, для достижения главной цели государства необходимо развивать и совершенствовать бюджетную  систему государства.

Западные экономисты склонны  к мнению, что умеренный внутренний долг – явление обычное, не имеющее  тяжелых социально – экономических  последствий. Они считают, что большой  государственный долг не приведет к  банкротству национальной экономики, так как всегда имеются источники  его финансирования. К ним относят  продажу новых облигаций и  использование выручки для выплаты  держателям погашенных облигаций, дополнительное налогообложение. Наконец, правительство  может увеличить денежную массу  в обращении и тем самым  оплатить сумму долга с процентами.

Однако рост государственного долга вызывает и отрицательные  тенденции. Рост процентов по государственному долгу увеличивает неравенство  в доходах, так как их получают наиболее обеспеченные слои населения. Дополнительное налогообложение негативно  сказывается на деловой активности субъектов хозяйствования. Повышение  ставки процента на внутреннем рынке, вызванное бюджетным дефицитом, вытесняет частные инвестиции. Однако нарастание внутреннего долга считается  менее опасным, чем внешнего. Для  погашения внешнего долга нация  вынуждена рассчитываться частью национального  продукта либо недвижимостью.

Для количественной характеристики государственного долга используются показатели общей задолженности, соотношения  различных ее видов, разности полученных и выданных кредитов, сравнение величины государственного долга с объемом  ВНП и ВВН, расчет задолженности  на душу населения.

В странах с развитой экономикой законодательные органы контролируют размер государственного долга. Например, в США устанавливают лимит  его абсолютной величины; во Франции  и Великобритании – лимит прироста за год.

 

 

 

Целью моей курсовой работы является анализ государственного долга, как важнейшего элемента финансовой системы общества.

Для выполнения данной цели необходимо рассмотреть:

-определение понятия, экономическое содержание категории «государственный долг»;

-причины и последствия его образования;

- степень влияния государственного долга на экономику и особенности его регулирования;

- характеристику государственного долга Республики Беларусь;

- анализ динамики и тенденций его развития;

- предложения по сокращению государственного долга в Республике Беларусь.

В моей работе было проанализировано – понятия и виды государственного долга, состояние государственного долга в Республике Беларусь за последние несколько лет, Система государственного долга, которая позволяет государству получать денежные средства на покрытие бюджетных дефицитов. Она является важным инструментом макроэкономического регулирования, управляя своей задолженностью, влияет на состояние кредитно-денежной сферы, а через нее – на экономику в целом.

При написании курсовой работы были использованы следующие источники  литературы: учебная литература, научные  экономические издания, нормативно-законодательные акты, регламентирующие отношения в данной сфере, и данные официального сайта Минфина, Национального Банка РБ в Интернет.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Глава1 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ: ЕГО ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, ОСНОВА ВОЗНИКНОВЕНИЯ.

    1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВНУТРЕННЕГО И ВНЕШНЕГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА.

     Государственный долг - явление в экономике далеко не новое. В разные общественно-экономических формациях менялись его роль и формы, а сущность оставалась прежней - необходимость покрытия нужд правительства в денежных средствах, т.е., перефразировав, можно сказать, что правительства начали занимать средства для удовлетворения различных целей с момента появления государства и денег.

           Необходимо различать следующие понятия:

♦   внутренний государственный долг Республики Беларусь – представляет собой общую сумму основного долга Республики Беларусь по внутренним государственным займам на определенный момент времени, например, на начало очередного года;

♦   внешний государственный долг Республики Беларусь – общая сумма основного долга Республики Беларусь по внешним государственным займам на определённый момент времени;

♦   государственный долг Республики Беларусь – общая совокупность (или сумма) внутреннего и внешнего государственного долга Республики Беларусь на определенный момент времени, то есть это сумма внутренних и внешних государственных займов, гарантий правительства и сумма долгов органов местного управления и самоуправления.

Классификация видов  внутреннего государственного долга  РБ и долгов местного управления и  самоуправления, а также классификация  видов внешнего государственного долга  РБ утверждена на основании статьи 10 закона РБ «О бюджетной системе  РБ и государственных внебюджетных фондах»

Понятие «основной  долг» – это сумма займа (кредита), фактически полученная заёмщиком, подлежащая возврату и не возвращённая им. Общая  сумма государственного долга является своего рода показателем состояния  финансов государства. Чем больше объём  государственного долга, тем хуже обстоит  дело с государственным бюджетом (поскольку долг выплачивается за счёт бюджетных средств). Чем выше доля государственного долга в валовом внутреннем продукте, тем глубже финансовый кризис в стране.[14]

         Государственный долг Республики Беларусь существует в следующих формах долговых обязательств:

♦    кредитные соглашения и договора, заключённые от имени 
Республики Беларусь как заёмщика с кредитными организациями, иностранными государствами, международными организациями и иными резидентами и нерезидентами Республики Беларусь;

♦    государственные займы, осуществлённые путём выпуска ценных бумаг от имени Республики Беларусь;

♦    государственные гарантии, гарантии Правительства Республики Беларусь, предъявленные к оплате;

♦    соглашения и договоры, заключённые от имени Республики Беларусь, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Республики Беларусь прошлых лет.

Внешние государственные займы, привлеченные Республикой Беларусь и предоставленные резиденту Республики Беларусь на условиях переуступки, приравниваются к займам (кредитам), полученным резидентом Республики Беларусь под гарантию Республики Беларусь.

Различают капитальный  и текущий государственный долг.

Капитальный государственный долг представляет собой всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты, которые должны быть выплачены по этим обязательствам.

Текущий государственный долг составляют расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.

Основным нормативно-правовым актом, регламентирующим положение  о государственном долге Республике Беларусь, является Бюджетный кодекс Республики Беларусь. Этим документом определены понятие, состав государственного долга страны, порядок его обслуживания, сроки погашения.

Внутренний государственный долг в Беларуси может выступать в виде:

·займов, выпускаемых в форме ценных бумаг от лица Совета Министров Республики Беларусь;

·кредитов Национального банка Республики Беларусь;

·других долговых обязательств, гарантированных Советом Министров Республики Беларусь.

Лимиты внутреннего  и внешнего государственного долга  устанавливаются Законом о республиканском  бюджете на очередной финансовый год с учётом параметров безопасности Республики Беларусь в экономической  сфере. Определены нормы, обеспечивающие регулирование вопросов заимствований  непосредственно на местном уровне. В проекте бюджетного кодекса  предусмотрено предоставление государственных  гарантий правительством в порядке, установленном Президентом. Порядок  представления и исполнения гарантий местных исполнительных и распорядительных органов устанавливается правительством на основе норм, предусмотренных кодексом и на условиях аналогичных определённым Президентам для гарантий правительства по кредитам выдаваемым банками Республики Беларусь.

Используются следующие  показатели величины государственного долга:

1)отношение суммы государственного  долга к ВВП или ВНП;

2)величина задолженности  на душу населения;

3)отношение объема внешнего  долга к ВВП;

4)отношение объема внешнего  долга к сумме валютной выручки за год.[13]

     Считается, что превышение государственного долга над ВВП более чем в 2,5 раза является опасным для стабильного развития экономики и устойчивого денежного обращения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА И ЕГО ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ И ФУНКЦИИ.

Бюджетный дефицит может  быть вызван следующими причинами:

  1.        Осуществление крупных государственных программ развития экономики. Например, ее структурная перестройка. В этом случае появление дефицита может быть оправдано, так как значительные государственные расходы будут  способствовать в будущем подъему экономики и росту доходов бюджета.

Информация о работе Внутренний и внешний государственный долг. Управление государственным долгом