Внутренний и внешний государственный долг. Управление государственным долгом

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 11:44, курсовая работа

Краткое описание

Целью моей курсовой работы является анализ государственного долга, как важнейшего элемента финансовой системы общества.
Для выполнения данной цели необходимо рассмотреть:
-определение понятия, экономическое содержание категории «государственный долг»;
-причины и последствия его образования;
- степень влияния государственного долга на экономику и особенности его регулирования;
- характеристику государственного долга Республики Беларусь;
- анализ динамики и тенденций его развития;
- предложения по сокращению государственного долга в Республике Беларусь.

Оглавление

Введение 3
1 Государственный долг: его понятие, сущность, основа возникновения 5
1.1Определение внутреннего и внешнего государственного долга 5
1.2 Причины возникновения государственного долга и его источники финансирования и функции 8
2 Влияние государственного долга на финансовое состояние экономики. Мнимые проблемы и реальные проблемы 11
3 Особенности государственного долга в Республике Беларусь 16
3.1 Количественные показатели государственного долга в РБ 16
3.2 Способы и методы управления долгом в РБ , проблемы и пути совершенствования управления государственным долгом в РБ 20
Заключение 25
Список использованных источников 27

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 105.32 Кб (Скачать)

Негативным последствием роста внутреннего долга является увеличение суммы процентных выплат по нему. Если в экономике наблюдается  стагнация или спад производства, то процентные выплаты могут оказаться  неподъемными для страны. Поэтому  необходимо постоянно отслеживать  динамику соотношения между внутренним долгом  и объемом национального производства. Если долг растет медленнее, чем объем валового внутреннего продукта, то это означает уменьшение его доли в национальном продукте. Если же темпы роста внутреннего долга обгоняют темпы роста валового внутреннего продукта, то доля государственного долга в последнем будет увеличиваться. Чтобы при этом  его последствия не стали слишком тяжелыми для экономики, правительство должно предпринять определенные меры по управлению долгом. Это могут быть, во-первых, инфляция, во-вторых, введение специальных налогов и, в-третьих, секвестирование бюджета. Если государство финансирует дефицит бюджета путем выпуска денег, то это приводит к инфляции. Она обесценивает номинальный внутренний долг и процентные выплаты по нему. Более того, высокие темпы инфляции могут сделать процентные ставки по государственным ценным бумагам даже отрицательными. Однако такой ход событий может привести к гиперинфляции, которая разрушительна для экономики страны. [6]

Крупный и растущий государственный  долг затрудняет для политиков применение фискальных мер в периоды спада. Крупный и растущий государственный  долг ставит политические барьеры на пути применения антикризисных фискальных мер.

Обратимся теперь к потенциально более серьезной проблеме. Государственный  долг все же может послужить источником реального экономического бремени  для грядущих поколений, в частности  потому, что под воздействием долга  будущие поколения наследуют  меньший запас инвестиционных товаров (средств производства), то есть меньшую  «национальную фабрику». Такое событие  связано с эффектом вытеснения, который заключается в том, что дефицитное финансирование приводит к росту процентных ставок и сокращению частных инвестиционных расходов. Если это происходит, то будущим поколениям достается экономика, обладающая меньшим производственным потенциалом, и, при прочих равных условиях, их уровень жизни окажется ниже, чем в ином случае.

Предположим, что экономика  функционирует на уровне производства при полной занятости и что  бюджет изначально сбалансирован. Теперь по тем или иным причинам правительство  увеличило объем своих расходов. Прирост государственных расходов скажется в первую очередь на тех, кто живет в это время. Вспомним кривую производственных возможностей, но только с товарами госсектора на одной оси и товарами частного сектора – на другой. В экономике, достигшей полной занятости, увеличение государственных расходов смещает  экономику вдоль кривой по направлению  к оси товаров госсектора, что  означает сокращение частного производства.

Но в частном секторе  производятся как потребительские, так и инвестиционные (капитальные) товары. Если увеличение производства в государственном секторе происходит за счет потребительских товаров, то все бремя этого в форме  более низкого уровня жизни ляжет  на плечи нынешнего поколения, поскольку  не затронет ни текущий уровень инвестиций, ни, следовательно, размер «национальной  фабрики», которую унаследуют грядущие поколения. Если же увеличение производства в госсекторе ведет к сокращению производства инвестиционных товаров, то это никак не отразится на уровне потребления (уровне жизни) нынешнего  поколения. Но детям и внукам этого  поколения в будущем достанутся меньший запас основных фондов (накопленного капитала) и более низкий доход.

Давайте рассмотрим два сценария развития событий, которые ведут  к разным результатам.

Первый сценарий – допустим, что упомянутое нами увеличение государственных расходов финансируется за счет повышения налогов – скажем, индивидуального подоходного налога. Как известно, бóльшая часть дохода используется на потребление, поэтому потребительские расходы сократятся почти на столько же, на сколько возросли налоги. Таким образом, основное бремя увеличения государственных расходов примет на себя нынешнее поколение: ему достанется меньше потребительских товаров.

Второй сценарий – теперь предположим, что увеличение государственных расходов финансируется за счет наращивания государственного долга. Это означает, что правительство выходит на денежный рынок и вступает в конкуренцию за финансовые ресурсы с частными заемщиками. При данном уровне предложения денег это увеличение спроса на деньги приведет к росту процентной ставки, то есть «цены», уплачиваемой за пользование деньгами.

Эффект вытеснения заключается  в том, что при фиксированной  кривой спроса на инвестиции Id1 повышение процентной ставки, вызванное дефицитным финансированием государственных расходов, ведет к сокращению частных инвестиционных расходов и уменьшению размера «национальной фабрики», которая достанется в наследство грядущим поколениям. В данном случае повышение процентной ставки с 6 до 10% вытесняет 10 млрд. дол. частных инвестиций. Однако, если изначально экономика переживает спад, то дефицитное финансирование способно породить у предпринимателей благоприятные ожидания будущих прибылей и сместить кривую спроса на инвестиции от Id1 к Id2. Такой сдвиг может частично или полностью перекрыть эффект вытеснения.

Но у наших рассуждений  есть два ограничения, из-за которых  может оказаться, что экономическое  бремя, перекладываемое на плечи  грядущих поколений, на самом деле куда меньше, если вообще существует.

1. Государственные инвестиции  – в наших рассуждениях мы  не принимали во внимание характер  прироста государственных расходов. Продукция государственного сектора,  равно как и продукция частного  производства, включает в себя  и потребительские и инвестиционные  товары. Если прирост государственных  расходов складывается из затрат  потребительского характера –  субсидий на школьные завтраки  или оплаты автомобилей для  правительственных чиновников, –  тогда вывод из нашего второго  сценария, согласно которому в  результате роста долга его  бремя перекладывается на грядущие  поколения, вполне справедлив. Но  что, если правительственные расходы  носят инвестиционный характер, например, если это вложения в  строительство автострад, портов, систем паводкового контроля  или если это инвестиции в  «человеческий капитал» – в  образование, систему подготовки  кадров, здравоохранение?

Как и частные расходы  на машины, и оборудование, государственные инвестиции укрепляют будущий производственный потенциал экономики. Следовательно, в этом случае запас накопленного капитала, который поступит в распоряжение будущих поколений, не должен сократиться, скорее, изменится его структура: увеличится доля государственного капитала и уменьшится доля частного.

Безработица – другое ограничение  связано с нашим предположением о том, что первоначально рост государственных расходов происходит в экономике, достигшей полной занятости. И вновь кривая производственных возможностей напоминает нам о том, что если экономика не достигла уровня полной занятости, или, графически, соответствует  точке на кривой производственных возможностей, то увеличение государственных расходов может переместить экономику  ближе к кривой без всякого  ущерба для текущего потребления  или накопления капитала. Следовательно, если в экономике изначально существует безработица, дефицитное финансирование государственных расходов не обязательно  создает бремя для будущих  поколений в форме сокращения размеров «национальной фабрики». [4]

ГЛАВА 3 ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ ЗА ПОСЛЕДНИЕ 3 ГОДА.

3.1 КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ  ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА РБ.

Управление внешним государственным  долгом Республики Беларусь осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом Республики Беларусь от 16 июля 2008 г. № 412-3, Указом Президента Республики Беларусь от 18 апреля 2006 года № 252 «Об утверждении  Положения о внешних государственных  займах (кредитах)» и законом о  республиканском бюджете на очередной  финансовый год.

Внешний государственный  долг Республики Беларусь по состоянию  на 1 января 2011 года составил 9687,2 млн. долларов США при установленном лимите на 2010 год 11,0 млрд. долларов США ( таблица № 1 ).

Показатели кредитоспособности по внешнему государственному долгу (согласно нормативам, рекомендуемым МБРР), свидетельствуют  о том, что Республика Беларусь относится  к группе стран с низким уровнем  задолженности ( таблица № 2 ).

Таблица № 1

Внешний государственный  долг Республики Беларусь  
(млн. долл. США)

 

01.01.2010 г. 

01.01.2011 г. 

Кредиты, привлеченные Республикой  Беларусь (Правительством Республики Беларусь).

7 778,8

9 486,2

Кредиты, привлеченные резидентами  под гарантии Правительства Республики Беларусь.

112,6

201,0

Всего

7 891,4

9 687,2


 Исходя из данных таблицы видно, что в 2011 году произошёл рост внешнего государственного долга в целом, на 1795,8 млн. долл. Это говорит о том, что появляются отрицательные тенденции в экономике РБ, которые связаны с привлечением внешний займов.

  Таблица № 2

Показатели кредитоспособности по внешнему государственному долгу  Республики Беларусь  
 

Показатели кредитоспособности

Норматив МБРР

01.01.2010 г.

01.01.2011 г.

отношение внешнего гос. долга  к экспорту товаров и услуг, %

220%

31,8

32,5

отношение внешнего гос. долга  к валовому внутреннему продукту, %

50%

16,5

17,8

отношение платежей по внешнему гос. долгу к экспорту товаров  и услуг, %

25%

1,3

2,6


 

По  данным таблицы видно, что показатели кредитоспособности далеки от предела  норматива МБРР, однако они увеличились в 2011, что говорит о том, что показатели ухудшились. На что повлияло увеличение,  как самого долга, так и уменьшение товаров направляемый на экспорт. Последний норматив указывает на то, что выручка от товаров направляемых на экспорт на 1 января 2011 года  составляет меньше половины от суммы необходимой для погашения платежей по гос. долгу.

Внешний государственный долг и его структура

  • На 1 октября 2009 года: $6191,2 млн долларов США (при утвержденном Законом Республики Беларусь «О республиканском бюджете на 2009 год» лимите в $8 млрд.). В структуре внешнего государственного долга кредиты, погашаемые из средств республиканского бюджета, составляют $6074,1 млн долл. (98,1 %), за счет собственных средств заемщиков — $ 117,1 млн. США (1,9 %). Займы международных финансовых организаций (МВФ, МБРР, ЕБРР): 25,2 % внешнего государственного долга, на кредиты иностранных государств — 74,8 %. Наибольшая доля — кредиты Российской Федерации (50,4 %), МВФ (24,4 %), Китая (12,7 %). Все — долгосрочные (на срок более 1 года). При этом отсутствуют займы сроком менее 3 лет, на займы сроком от 3 до 5 лет приходится 1,1 % от общей суммы внешнего государственного долга, сроком более 5 лет — 98,9 %.
  • На 1 июля 2008 года: (по данным Министерства финансов) 4915,7 млрд белорусских рублей (около $2,31 млрд.) Из них задолженность, гарантированная правительством, составляет 673,2 млрд бел. руб. (13,7 % всего внешнего долга), долг центрального правительства составил 4242,4 млрд бел. руб. (86,3 %)[
  • 3 августа 2010 года Белоруссия получила 592 млн долларов от дебютного размещения еврооблигаций.
  • На 1 января 2011 года внешний государственный долг Республики Беларусь составил $9687,2 млн., увеличившись за 2010 год на 22,8% по данным Министерства Финансов. По данным Национального банка валовый внешний долг Беларуси на 1 января 2011 года составил $28512,1 млн. (увеличившись на 19,2% за 2010 год). Валовый внешний долг Беларуси достиг 52,2% ВВП на 1 января 2011 года.

На  мой взгляд, чтобы уменьшить соотношение  между валовым внешним долгом и внутреннем валовым продуктом, необходимо повысить ВВП за счёт увеличения объёма производств, посредством достижения наибольшей привлекательности предприятий,  как  для иностранных инвесторов, так и для  наиболее успешных субъектов хозяйствования РБ.

Возможно, необходимо  выбрать определённые отрасли производства в РБ, которые  могли бы наиболее быстрее и успешнее  из остальных развиваться в сложившихся условиях  и направить значительную часть бюджетных средств на их модернизацию, внедрения новых технологий, использование иностранного опыта.

При согласии кредиторов можно изменить условия полученных кредитов, таким образом, чтобы перенести сроки выплаты процентов и основного долга на более поздние сроки, т.е. переоформить краткосрочную задолженность на долгосрочную, ведь  краткосрочная задолженность составляет значительную долю от всей задолженности, что позволит «выиграть время» и улучшить состояние экономике путём проведения различных мероприятий. 

Потребность страны во внешнем  финансировании, по оценке МВФ составляет 15,3 миллиардов долларов в 2011 году, 13,4 миллиардов –будет составлять в 2012 году, 14,1 миллиардов - в 2013 году. При этом эксперты фонда обращают внимание на значительный краткосрочный долг, что подвергает Беларусь риску, связанному с пролонгацией долга. На погашение этого долга РБ в нынешнем году понадобится 5,3 миллиардов долларов, в 2012 - 4,9 миллиардов, а потом в период с 2013 по 2016 год - по 4,8 миллиардов. 
Согласно базисному сценарию, общий объем внешнего долга будет продолжать расти в среднесрочной перспективе. Поэтому, необходима решительная комплексная программа реформ, чтобы усилить способность РБ обслуживать свои обязательства. 
Потенциал погашения задолженности РБ будет оставаться достаточным, хотя крупное увеличение внешней задолженности указывает на наличие существенных рисков. 
Погашение Беларусью кредитов МВФ достигнет пика в 2013 году(1,7 миллиардов долларов), кроме того, существуют значительные потребности в обслуживании задолженности перед другими кредиторами. Крупный дефицит финансирования в базисном сценарии обязан быть восполнен либо внешними займами, либо продажей активов. С другой стороны, в рамках предложенного пакета мер отношение внешнего долга к ВВП превысит 70% ВВП в нынешнем году, но в среднесрочной перспективе его траектория будет убывающей(55% ВВП в 2016 году). Дефицит финансирования, прогнозируемый в сценарии корректировки на 2012-2014 годы, может быть восполнен сочетанием продажи активов и двусторонней и многосторонней финансовой поддержки, потенциально с участием МВФ. 
Есть значительные риски, как во внешнеэкономическом, так и внутриэкономическом секторах, их можно ослабить при помощи решительных мер политики. Одним из рисков является шок в области условий торговли, связанный с изменением режима торговли энергоносителями с Россией, хотя он ограничивается процессом экономической интеграции в ЕЭП. Отказ внешних кредиторов полностью пролонгировать краткосрочную внешнюю задолженность банков и корпораций может привести к существенному увеличению дефицита финансирования (краткосрочный долг без учета торговых кредитов составляет порядка 6 миллиардов долларов, или 11% ВВП). 
Наиболее серьезный риск для потенциала погашения задолженности РБ во внутриэкономическом секторе проистекает из возможности начала спирали гиперинфляции витка в случае попыток уменьшить последствия кризиса путем ослабления политики. Эти риски можно ограничить только при реализации официальными органами пакета решительных мер стабилизации. 
По оценкам МВФ, банковский сектор РБ также может столкнуться с системным кризисом, если будет сохраняться неопределенность в экономике. И хотя уровни изъятия вкладов пока остаются контролируемыми, их дальнейшее сокращение может вызвать трудности в финансировании, особенно в госбанках, что связано с риском нестабильности в банковском секторе, который также подвержен значительному риску пролонгации внешнего долга. По данным МВФ, краткосрочный долг составляет более половины внешних обязательств банковской системы, снижение склонности иностранных кредиторов к рефинансированию краткосрочного долга приведет к снижению валютной ликвидности в белорусских банках. 
"Наиболее сильным является риск ликвидности в иностранной валюте, потому что вклады населения в иностранной валюте сократились за четырехмесячный период по 1 июля на 26%. Возможно также снижение коэффициентов пролонгации внешнего долга на 1 апреля размер предусмотренных графиком платежей по погашению долга, сроки которых наступают в 2-4 кварталах 2011 года, составлял 3,9 миллиардов долларов. 
Кредитный риск, по оценке экспертов, связан с возникновением трудностей у заемщиков с погашением кредитов в иностранной валюте, поскольку валюта для их недоступна. Этот риск в целом ограничен, поскольку кредиты в иностранной валюте составляют только 22% всех кредитов, но является несколько повышенным в некоторых иностранных банках. Совокупная чистая открытая позиция банков в иностранной валюте была закрыта, но требования банков к НБРБ превышают валовые валютные резервы. 
"Комплексный пакет мер корректировки позволит уменьшить многие из этих рисков и стабилизировать банковский сектор, но может также усилить нагрузку на бюджет и риски увеличения необслуживаемых кредитов. Реализация надежного пакета мер корректировки восстановит доверие кредиторов и поможет избежать риска пролонгации. Повышение в рамках пакета мер процентных ставок по активам в рублях может повысить привлекательность депозитов в рублях для населения и помочь остановить их сокращение", - отмечают в МВФ, признавая, что реализация пакета мер будет также сопряжена с определенными издержками. 
Во-1-х, возможно увеличение бюджетных расходов, потому что возрастет компенсация процентов по кредитам в рамках госпрограмм. Также существует риск увеличения необслуживаемых кредитов при длительном повышении процентных ставок. Это увеличение может быть существенным, учитывая крупную долю кредитов с плавающей процентной ставкой в общей сумме несубсидируемых кредитов населения. Унификация обменного курса и переход на плавающий режим могут также вызвать дополнительное изъятие депозитов в рублях для покупки вновь доступной иностранной валюты, что указывает на необходимость в жесткой денежно-кредитной политике для восстановления доверия к рублю, считают эксперты фонда. 

Информация о работе Внутренний и внешний государственный долг. Управление государственным долгом