Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 11:44, курсовая работа
Целью моей курсовой работы является анализ государственного долга, как важнейшего элемента финансовой системы общества.
Для выполнения данной цели необходимо рассмотреть:
-определение понятия, экономическое содержание категории «государственный долг»;
-причины и последствия его образования;
- степень влияния государственного долга на экономику и особенности его регулирования;
- характеристику государственного долга Республики Беларусь;
- анализ динамики и тенденций его развития;
- предложения по сокращению государственного долга в Республике Беларусь.
Введение 3
1 Государственный долг: его понятие, сущность, основа возникновения 5
1.1Определение внутреннего и внешнего государственного долга 5
1.2 Причины возникновения государственного долга и его источники финансирования и функции 8
2 Влияние государственного долга на финансовое состояние экономики. Мнимые проблемы и реальные проблемы 11
3 Особенности государственного долга в Республике Беларусь 16
3.1 Количественные показатели государственного долга в РБ 16
3.2 Способы и методы управления долгом в РБ , проблемы и пути совершенствования управления государственным долгом в РБ 20
Заключение 25
Список использованных источников 27
Чтобы сократить рост инфляции нужно выбрать ориентир для роста заработной платы, прямой контроль над ценами, Национальному Банку следует разработать комплекс мер, которые бы включили ограничение на объём выпуска денег, предоставляемых кредитов, повышение курса национальной валюты.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Интенсификация
международного обмена, начавшаяся во
второй половине ХХ в., привела к
усилению финансовой взаимозависимости
между его сторонами. Одним из
основных проявлений такой зависимости
стало то, что сегодня в мире
практически нет стран, которые
бы не имели государственного долга,
под которым в общем виде понимают
задолженность правительства
Его образование, прежде
всего, обусловлено противоречиями
между потребностями
Таким образом, государственный долг, представленный долгом внутренним и внешним, обусловлен наличием ряда причин, которые могут влиять на его образование и развитие как обособленно, так и все вместе. Однако основой формирования государственного долга является наличие бюджетного дефицита в стране, источником покрытия которого и является изучаемое в настоящей работе явление.
Вместе с решение проблемы потребности в дополнительных источниках финансирования расходов государства, его долг в тоже время влечет ряд негативных явлений и последствий, связанных с угрозой инфляции в будущем, снижения эффективности экономики и производственного потенциала страны, углубления дефицита бюджета, а также угрозой долгового кризиса.
Для избежания таких проблем необходим постоянный и тщательный контроль, проведение разумной политики в области управления государственным долгом. Основной проблемой нашей страны в данной области является проблема нестабильной и нечетко проработанной законодательной базы, регламентирующей отношение в сфере государственного долга и управления им. Так, в первую очередь, необходимо развивать и совершенствовать законодательную базу функционирования рынка ценных бумаг, который является неотъемлемой частью финансовой системы экономики любой развитой страны и позволяет осуществлять финансирование государственного долга наиболее целесообразным по сравнению с эмиссией и заимствованием средств в Национальном банке путем - путем выпуска государственных ценных бумаг. Необходимо также развивать рынок частных и производных ценных бумаг.
В целом проблемы государственного заимствования лежат в сфере макроэкономической политики, проводимой государством. Как следствие эффективное использование и погашение привлеченных средств в долгосрочной перспективе связано с увеличением экспорта и объема ВВП, укреплением государственного бюджета и совершенствованием бюджета налоговой политики, четким разграничением полномочий в области управления государственным долгом на республиканском и местном уровнях, стабилизацией ситуации в предпринимательском секторе, эффективным использованием привлекаемых ресурсов и своевременным исполнением обязательств. Кроме того, в построении своей системы взаимоотношений в области регулирования и управления госдолгом, следовало бы использовать опыт зарубежных стран - как положительный, так и отрицательный (для избежания ошибок).
Таким образом, государственный
долг, как и любое значимое в
жизни государства явление, понятие
неоднозначное. Тем не менее, оно
может принести экономике весомые
выгоды и стать в определенной
степени катализатором
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Государственный бюджет: Учеб. Пособие. 2-е изд., перераб./ Т.В. Сорокина. – Мн.: БГЭУ, 2004. – 289с.
2. Закон Республики
Беларусь от 24 сентября 1996 года №615
“О внутреннем государственном
долге Республики Беларусь”//
3. . Закон Республики Беларусь от 22 июня 1998г. № 170-3 “О внешнем государственном долге Республики Беларусь”.
4. Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т., т. 1. Гл. 20. Республика. 1992.
5. Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и принципы. В 2 т. пер. с англ. – М. ИНФРА-М, 1999.
6. Макроэкономика: Под ред. М.И. Плотницкого. М.: Новое издание, 2002.-462с.
7. Макроэкономика: Социально ориентируемый подход. Под ред. Лутохиной – Мн.:2003;
8. Макроэкономика: Учеб. Пособие/ Т.С.Алексиенко, Н.Ю. Дмитриева, Л.П. Зенькова и др.; Под ред. Л.П. Зеньковой. – Мн.: Новое издание, 2002;
9. Мойсейчик Г.И. О совершенствовании методики анализа и прогнозирования агрегированных компонентов платёжного баланса и управление внешним долгом/ Белорусский экон. Журнал. 2005. №2.
10.Официальный сайт
11.Официальный сайт
12. Полоник С.С. Методы государственного регулирования денежно-кредитных и финансово-бюджетных отношений/ Белорусский экон. Журнал. 2003. №1.
13. Экономическая теория: системный курс. Под ред. Э.И. Лобковича. – Мн.: ООО «Новое издание», 2000 – 664с.
14. Экономическая теория: Пособие для аспирантов, преподавателей и стажёров. Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. – Мн.: 2001 – 637с.;
15. . Сакс Дж. Рыночная экономика и Россия. М., 1994.
ПРИЛОЖЕНИЕ
За I квартал 2011 года валовой
внешний долг Беларуси в расчете
на душу населения составил 3.347,2 USD,
увеличившись с начала года на 342,2 USD.
Практически вся задолженность образовалась
за последние 5 лет: на 1 января 2007 года
на каждого жителя страны приходилось
всего по 704,6 USD.
По данным Национального банка Беларуси,
внешний долг на 1 апреля составил 31.711,8
млн. USD. За I квартал долг вырос на 3.221,2
млн. USD (на 11,3%). За счет операций, отражаемых
в платежном балансе, задолженность выросла
на 2.829,8 млн. USD, за счет курсовой и стоимостной
переоценок она увеличилась на 392,3 млн.
USD.
Структура долга по срокам заимствования
практически не изменилась. Основную часть
внешнего долга страны на 1 апреля - 55,1%
- составили долгосрочные обязательства
на срок свыше одного года.
Правительство размещает облигации.
Основной вклад в увеличение объема валового
внешнего долга за I квартал текущего года
внесли правительство (органы государственного
управления), банки и нефинансовые организации.
Одалживали все, за исключением Нацбанка.
Правительство в начале текущего года
разместило еврооблигаций на 0,8 млрд. USD,
что обеспечило основную часть прироста
его долга. В результате на 1 апреля внешний
долг органов государственного управления
(без учета кредитов под гарантии правительства)
составил 10.997,6 млн. USD (34,7% валового внешнего
долга страны) и увеличился с начала года
на 939,7 млн. USD (на 9,3%).
По данным Нацбанка, внешний долг правительства
представлен в форме иностранных кредитов
и займов в размере 8.366,4 млн. USD (включая
кредит МВФ на сумму 3.585,3 млн. USD), обязательств
перед нерезидентами по государственным
долгосрочным облигациям Минфина на сумму
2.046,7 млн. USD, а также специальных прав заимствования
МВФ в размере 584,5 млн. USD. Банки привлекают
займы.
По темпам роста долга правительство намного
отстало от коммерческих банков, которые
увеличили внешнюю задолженность за январь
- март 2011 года на 18,8%, до 6.832,6 млн. USD, что
составило 21,5% валового внешнего долга
страны.
Долгосрочный внешний долг банков оказался
равным 3.667,1 млн. USD (53,7% внешних обязательств
банков) и увеличился за январь - март на
19,9%. Краткосрочные внешние обязательства
банков выросли на 17,5% и достигли 3.165,5 млн.
USD.
Основная сумма внешнего долга банков
(85,9%) представлена обязательствами перед
нерезидентами по привлеченным кредитам
и займам в размере 5.868,3 млн. USD.
Внешний долг нефинансовых организаций
и домашних хозяйств за январь - март 2011
года увеличился на 12,4% и составил 12.168,1
млн. USD. Это наибольшая часть - 38,4% - валового
внешнего долга страны.
Большую часть данного внешнего долга,
а именно 8.474,4 млн. USD (69,6% от общей суммы),
составила краткосрочная задолженность
по внешнеторговым операциям.
Долг по привлеченным иностранным кредитам
и займам, в том числе полученным от прямых
иностранных инвесторов, составил 3.693,5
млн. USD (30,4% от общей суммы).Нацбанк возвращает
долги.
В отличие от других субъектов долгового
рынка, Нацбанк РБ в начале года долги
нерезидентам возвращал. Его внешние обязательства
на 1 апреля составили 1.713,5 млн. USD (5,4% валового
внешнего долга страны) и уменьшились
за январь - март на 141,8 млн. USD (на 7,6%).
Внешние обязательства Нацбанка представлены
задолженностью по долгосрочным обязательствам
в форме кредитов в размере 605,6 млн. USD (35,3%
его внешнего долга) и краткосрочными
обязательствами в форме задолженности
по счетам и депозитам в размере 1.107,9 млн.
USD (64,7% его внешнего долга).
За январь - март 2011 года долгосрочные
обязательства Нацбанка выросли на 17,4
млн. USD (на 3%), краткосрочные обязательства
уменьшились на 159,2 млн. USD (на 12,6%).
Кредиты и займы.
Несмотря на увеличение объемов размещения
облигаций, в общей сумме внешнего долга
РБ основную часть (55,7%) по-прежнему составляют
обязательства по привлеченным из-за рубежа
кредитам и займам - 17.679 млн. USD на 1 апреля.
Обязательства по долговым ценным бумагам
составили на ту же дату 2.078,1 млн. USD (6,6%),
обязательства по счетам и депозитам -
1 783,5 млн. USD (5,6%).
Задолженность по коммерческим (торговым)
кредитам сложилась в размере 7.814,6 млн.
USD (24,6%), прочие обязательства составили
1.501,8 млн. USD (4,7%).
Обязательства по кредитам, предоставленным
резидентам РБ иностранными материнскими
компаниями, составили 854,8 млн. USD (2,7%).
Нагрузка терпимая.
В I квартале 2011 года значительных выплат
по основному долгу правительства не было,
поэтому обслуживание долга обошлось
бюджету в довольно умеренную величину,
равную 131,3 млн. USD. Из них только 28,9 млн.
USD было направлено на погашение основного
долга.
Показатель долговой нагрузки на государственные
финансы - отношение суммы платежей по
обслуживанию внешнего долга органов
государственного управления к доходам
республиканского бюджета - составил 3,1%.
Данный параметр за 2010 год равнялся 4,5%,
за 2009 год - 1,7%.
С валовым долгом хлопот было больше. За
январь - март 2011 года на обслуживание
валового внешнего долга направлено 1.272,7
млн. USD, в том числе на погашение основного
долга -1.034,7 млн. USD, на платежи по процентам
- 238 млн. USD. Обслуживание валового внешнего
долга составило 9,6% ВВП, отношение платежей
по обслуживанию внешнего долга к экспорту
товаров и услуг - 14,3%.
Платежеспособность снижается.
В связи с ростом внешнего долга по итогам
I квартала текущего года некоторые относительные
показатели, характеризующие платежеспособность
страны, заметно ухудшились.
Так, на 1 апреля отношение валового внешнего
долга к ВВП составило 55,4% (на 1 января -
52,2 %), в том числе отношение внешнего долга
органов государственного управления
- 19,2% к ВВП (на 1 января - 18,4%). Безопасным
уровнем данного параметра для государственного
долга РБ правительство считает 25%.
Если учесть еще и долг Национального
банка, то данное соотношение станет равным
22,2%. Это в пределах допустимого. Даже если
добавить и 800 млн. USD, полученные от Антикризисного
фонда ЕврАзЭС в июне 2011 года, то получится
23,6%, что ниже 25%.
Однако если учесть девальвацию белорусского
рубля, то следует признать, что ситуация
кардинально изменилась. ВВП в значительной
степени формируется на внутреннем рынке,
то есть в белорусских рублях, поэтому
в 2011 году он увеличится в намного меньшей
степени, чем ослабеет рубль. То есть отношение
внешнего долга к ВВП по итогам 2011 года
резко возрастет.
Предсказать, насколько изменится ВВП
в валютном выражении, чрезвычайно сложно
ввиду неизвестных темпов инфляции и изменения
доходов от внешней торговли, но ясно,
что сокращение составит десятки процентов.
А это значит, что отношение внешнего долга
к ВВП будет выше 25%, то есть выйдет за рамки
установленного безопасного уровня. Впрочем,
какой уровень долга является безопасным
на самом деле, а не по решению правительства,
неизвестно.
В настоящее время произошло и ухудшение
показателя устойчивости краткосрочного
внешнего долга, в качестве критерия которого
служит его отношение к международным
резервам. На 1 апреля международные резервные
активы РБ покрывали 26,4% краткосрочного
внешнего долга, тогда как на 1 января этот
показатель составлял 39,3%.
Почти не изменилось отношение валового
внешнего долга к экспорту товаров и услуг,
составившее на 1 апреля 97,7% против 95,5%
на 1 января.
Абсолютные и относительные показатели валового внешнего долга Республики Беларусь за 2006 – 2011 гг. млн. долларов США
Показатели |
01.01.2007 |
01.01.2008 |
01.01.2009 |
01.01.2010 |
01.01.2011 |
01.07.2011 |
1. Абсолютные показатели
валового внешнего долга | ||||||
1.1. Валовой внешний долг по всем секторам экономики |
6 844.1 |
12 496.5 |
15 154.1 |
22 060.3 |
28 401.1 |
33 101.1 |
1.2. Обслуживание валового
внешнего долга, |
3 680.9 |
3 965.4 |
6 448.5 |
5 822.2 |
5 165.0 |
2 958.4 |
1.2.1. Платежи по основному долгу |
3 560.0 |
3 728.0 |
5 960.5 |
5 346.6 |
4 563.2 |
2 489.2 |
1.2.2. Платежи по процентам |
120.9 |
237.4 |
488.0 |
475.6 |
601.8 |
469.2 |
1.3. Внешний долг органов государственного управления |
589.0 |
2 036.3 |
3 597.2 |
8 363.0 |
10 057.9 |
12 000.3 |
1.4. Обслуживание внешнего
долга органов |
166.5 |
227.4 |
287.5 |
288.7 |
762.1 |
259.6 |
1.4.1. Платежи по основному долгу |
137.2 |
194.8 |
131.0 |
139.4 |
547.2 |
81.4 |
1.4.2. Платежи по процентам |
29.3 |
32.6 |
156.5 |
149.3 |
214.9 |
178.2 |
2. Относительные показатели
внешнего долга Республики | ||||||
2.1. Валовой внешний долг на душу населения, долларов США |
704.6 |
1 286.4 |
1 596.3 |
2 322.1 |
2 995.5 |
3 488.4 |
2.2. Валовой внешний долг / ВВП, процентов |
18.5 |
27.6 |
24.9 |
44.8 |
52.0 |
56.3 |
2.3. Долгосрочный валовой внешний долг / ВВП, процентов |
5.6 |
10.2 |
11.3 |
24.8 |
28.8 |
32.0 |
2.4. Краткосрочный валовой внешний долг / ВВП, процентов |
12.9 |
17.4 |
13.6 |
20.1 |
23.3 |
24.3 |
2.5. Долгосрочные заимствования/ |
30.2 |
37.0 |
45.4 |
55.3 |
55.3 |
56.9 |
2.6. Валовой внешний долг
/ |
30.8 |
45.2 |
40.9 |
88.7 |
95.0 |
88.8 |
2.7. Внешний долг / поступления по счету текущих операций, процентов |
30.0 |
44.3 |
39.8 |
85.4 |
90.6 |
84.1 |
2.8. Внешний долг органов государственного управления / ВВП, процентов |
1.6 |
4.5 |
5.9 |
17.0 |
18.4 |
20.4 |
2.9. Резервные активы /валовой внешний долг, процентов |
20.2 |
33.5 |
20.2 |
25.6 |
17.7 |
12.5 |
2.10. Резервные активы / краткосрочный валовой внешний долг, процентов |
28.9 |
53.2 |
37.0 |
57.3 |
39.6 |
29.1 |
3. Относительные показатели
обслуживания валового | ||||||
3.1. Обслуживание валового
внешнего долга /экспорт |
16.6 |
14.4 |
17.4 |
23.4 |
17.3 |
14.3 |
3.2. Обслуживание валового внешнего долга /ВВП, процентов |
10.0 |
8.8 |
10.6 |
11.8 |
9.5 |
10.7 |
3.3. Обслуживание внешнего
долга органов |
1.2 |
1.3 |
1.2 |
1.7 |
4.5 |
3.1 |
Справочно: | ||||||
Население, млн. человек2 |
9.7 |
9.7 |
9.5 |
9.5 |
9.5 |
9.5 |
ВВП, млн. долларов США3 |
36 970.6 |
45 267.2 |
60 797.7 |
49 193.2 |
54 587.4 |
58 759.8 |
Валовые международные резервные активы, млн. долларов США |
1 382.9 |
4 182.2 |
3 061.1 |
5 652.5 |
5 030.7 |
4 150.9 |
Экспорт товаров и услуг, млн. долларов США |
22 235.5 |
27 625.5 |
37 062.7 |
24 865.0 |
29 909.1 |
37 278.4 |
Доходы республиканского бюджета |
13 362.4 |
16 894.2 |
23 000.0 |
16 723.6 |
16 800.1 |
8 459.9 |
Следует
отметить, что значительно увеличивается
краткосрочный долг Республики Беларусь,
это может вызвать затруднения
в выплате процентов и
На мой взгляд, при согласии кредиторов можно изменить условия полученных кредитов, таким образом, чтобы перенести сроки выплаты процентов и основного долга на более поздние сроки, т.е. переоформить краткосрочную задолженность на долгосрочную, ведь краткосрочная задолженность составляет значительную долю от всей задолженности, что позволит «выиграть время» и улучшить состояние экономике путём проведения различных мероприятий.
Информация о работе Внутренний и внешний государственный долг. Управление государственным долгом