Внутренний и внешний государственный долг. Управление государственным долгом

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 11:44, курсовая работа

Краткое описание

Целью моей курсовой работы является анализ государственного долга, как важнейшего элемента финансовой системы общества.
Для выполнения данной цели необходимо рассмотреть:
-определение понятия, экономическое содержание категории «государственный долг»;
-причины и последствия его образования;
- степень влияния государственного долга на экономику и особенности его регулирования;
- характеристику государственного долга Республики Беларусь;
- анализ динамики и тенденций его развития;
- предложения по сокращению государственного долга в Республике Беларусь.

Оглавление

Введение 3
1 Государственный долг: его понятие, сущность, основа возникновения 5
1.1Определение внутреннего и внешнего государственного долга 5
1.2 Причины возникновения государственного долга и его источники финансирования и функции 8
2 Влияние государственного долга на финансовое состояние экономики. Мнимые проблемы и реальные проблемы 11
3 Особенности государственного долга в Республике Беларусь 16
3.1 Количественные показатели государственного долга в РБ 16
3.2 Способы и методы управления долгом в РБ , проблемы и пути совершенствования управления государственным долгом в РБ 20
Заключение 25
Список использованных источников 27

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 105.32 Кб (Скачать)

В настоящее время с  привлечением средств республиканского бюджета осуществляется обслуживание и погашение займов Всемирного банка, МВФ, ЕБРР, российских, китайских и немецких госкредитов, кредитов британского банка ABN AMRO, Сбербанка, Товарно-кредитной корпорации США, а также просроченной задолженности госорганизаций по иностранным кредитам, привлеченным под гарантии правительства.

На  мой взгляд, чтобы улучшить сложившуюся ситуацию в экономике, которая усложняется высоким спросом на иностранную валюту, который возникает в связи с высокой долей импорта, недоверию к белорусскому рублю и следовательно склонностью к сбережению в иностранной валюте, необходимо увеличить экспорт товаров наших производителей в соседние страны, возможно повысить ставки налогов, уплачиваемых в бюджет, повысить золотовалютный резерв Республики Беларусь и удержать его на достаточном уровне, которого бы хватило, чтобы отвечать по обязательствам внешних долгов, осуществлять постоянную эмиссию денежных средств, однако следует не допустить резких инфляционных процессов в стране и таким образом обесценивания национальной денежной единицы.

Следует большее внимание уделять антиинфляционным  мероприятиям в экономике Республики Беларусь, ведь инфляция занимает своё место в нашей экономике. У нас в Республике производится индексация доходов населения с учётом темпов инфляции, необходимо также осуществлять прямой контроль над уровнем цен, возможно отменить некоторые налоговые льготы. Требует укрепления и банковская система, которая действует в условиях мирового экономического кризиса, следует повысить размеры уставных капиталов «слабых» банков, в целях избежания их банкротства. Чтобы увеличить их ликвидность, необходимо привлечь как можно большую часть свободных денежных средств населения, путём увеличения процентных ставок по вкладам.

 

 

3.2 СПОСОБЫ И МЕТОДЫ  УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ  В РБ.

 ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ  СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ  ДОЛГОМ В РБ.

Управление государственным  долгом – это совокупность мероприятий, проводимых государством по погашению  займов, выплате процентов кредиторам, по определению условий и выпуску  новых государственных ценных бумаг.

Основная цель управления государственным долгом – обеспечение  потребностей государства в займах, привлеченных с минимальными затратами. В развитых зарубежных странах управление государственным долгом ориентировано  на развитие рынка государственных  ценных бумаг и финансового сектора  в целом. Важный элемент системы  управления государственным долгом – погашение займов и выплата  доходов, процентов по ней. Если у  государства недостаточно средств  для погашения текущей задолженности, правительство может пойти на выпуск новых займов для того, чтобы  рассчитаться с владельцами облигаций  предыдущих займов, такое погашение  называется рефинансированием. Займы  погашаются через казначейство или  различными способами: выкуп облигаций  у кредиторов или на фондовой бирже; проведение тиражей выигрышей; тиражей  погашения по выигрышным процентным займам. Кроме того, погашение по займам производится в виде ежегодных  выплат, включающих процентную ставку и часть основной суммы займов, что называется «аннуитет». Государство  имеет право  уточнять первоначальные условия займа; основным инструментом, которым пользуется государство в этом случае является конверсия, консолидация, унификация, новация и отсрочка  погашения займов.[6]

Конверсия – это изменение  первоначальных условий займов, касающихся доходности государственных ценных бумаг. Различают несколько видов  конверсии:

1. принудительные – когда  кредитор обязан обменять облигации  старого займа на облигации  нового с пониженной процентной  ставкой;

2. добровольные – когда  кредитор имеет право согласиться  на новые условия займа либо  получить обратную сумму, данную  в долг государству;

3. факультативные – когда  кредитор имеет право либо  согласиться, либо отказаться  от изменения первоначальных  условий займа. 

Консолидация – изменения  условий займа, связанные со сроками  этого займа. Как правило, консолидация направлена на продление сроков займов и сочетается с конверсией.

Унификация – это объединение  нескольких займов в один, и при  этом облигация ранее выпущенных займов обменивается на облигации новых займов. В особом случае государство может проводить обмен облигаций по регрессивному соотношению, в этом случае несколько ранее выпущенные облигации приравниваются к одной новой облигации. Такой обмен проводиться в послевоенный период с целью изъятия из оборота облигаций займов военного времени.

Новация – это соглашение между заемщиком и кредитором по замене обязательства по определенному  кредиту другим обязательством. Отсрочка погашения займов проводится в условиях, когда дальнейшее государственное  заимствование не имеет финансового  эффекта для государства. Отсрочка отличается от консолидации тем, что при отсрочке отодвигаются не только сроки погашения займов, но и прекращаются  выплаты доходов по облигациям. В отношении внутреннего долга используется конверсия, консолидация и унификация, а также обмен по регрессивному соотношению. Такие методы, как новация  и отсрочка могут применяться по соотношению к внешней задолженности. В кризисных ситуациях государство может полностью отказаться от обязательств по выпущенным займам, как внутренним, так и внешним. Это называется «аннулирование государственного долга». Причины отказа от погашения государственного долга:

1) банкротство государства;

2) отказ нового правительства  признать финансовые обязательства предыдущих властей.

На финансовом рынке осуществляется государственное кредитование, возложенное  на Министерство финансов и его подразделения  в части изготовления, хранения и  рассылки облигаций государственных  займов. Реализация ценных бумаг, как  правило, осуществляется банковскими  системами. Внешние займы на иностранных  финансовых рынках размещаются, как  правило, банковскими консорциумами. Межправительственные займы являются облигационными, и они фиксируются  в специальных межправительственных соглашениях. Для совершенствования  системы государственного долга  ряд стран идет на коммерциализацию, т.е. создаются специализированные финансовые институты.[7]

Обязательства по внешним  государственным займам возникают  из международных и гражданско-правовых договоров, решений о предоставлении государственных гарантий и других административных актов, порождающих  по законодательству гражданско-правовые последствия, в результате выпуска  и размещения государственных ценных бумаг в качестве государственных  долговых обязательств на рынках ценных бумаг за пределами Республики Беларусь, а также из иных оснований, предусмотренных  законодательством Республики Беларусь . Республика Беларусь несет безусловные  обязательства по погашению и  обслуживанию внешнего государственного долга. Исполнение указанных обязательств обеспечивается средствами республиканского бюджета и иным находящимся в  собственности Республики Беларусь имуществом.

Платежи по погашению и  обслуживанию внешнего государственного долга предусматриваются в законе о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год  до тех пор, пока задолженность по внешним государственным займам не будет полностью погашена.

Платежи по погашению и  обслуживанию внешнего государственного долга являются первоочередными  по отношению к другим расходам при  исполнении республиканского бюджета.

Государство не отвечает по обязательствам резидентов Республики Беларусь, возникшим из внешних займов, полученных без государственной  гарантии. Государственные гарантии по внешним займам резидентов Республики Беларусь предоставляются Правительством Республики Беларусь. [1]

Решение о выпуске государственных  ценных бумаг в качестве государственных  долговых обязательств, формирующих  внешний государственный долг, принимается:

·  для покрытия дефицита бюджета - Правительством Республики Беларусь или по его поручению Министерством финансов Республики Беларусь;

·  для формирования валютных резервов - совместно Правительством Республики Беларусь и Национальным банком Республики Беларусь.

Внешние государственные  займы привлекаются и используются для:

-   покрытия дефицита республиканского бюджета;

- пополнения валютных резервов Республики Беларусь;

-   реализации инвестиционных проектов и государственных программ в соответствии с приоритетными направлениями развития экономики республики;

-   решения острых социальных и экологических проблем, ликвидации последствий стихийных бедствий;

-  импорта сырья,  энергоресурсов и других необходимых продуктов и товаров в случае критического положения в обеспечении ими республики;

-   поддержки экономических реформ.[6]

Средства, полученные от размещения на внешних финансовых рынках государственных  ценных бумаг в качестве государственных  долговых обязательств, формирующих  внешний государственный долг, могут  использоваться только для покрытия дефицита республиканского бюджета  и (или) пополнения валютных резервов Республики Беларусь. В Республике Беларусь действует  единая система регистрации внешних  государственных займов и учета  внешнего государственного долга. Учет внешнего государственного долга и  регистрация внешних государственных  займов осуществляются Министерством  финансов Республики Беларусь.[1]

Эффективная реализация и  своевременное исполнение обязательств по внешним государственным займам обеспечиваются административными  и экономическими методами государственного регулирования. Правительство Республики Беларусь и Национальный банк Республики Беларусь принимают меры по созданию условий для эффективной реализации и своевременного исполнения обязательств по внешним государственным займам.[6]

В Беларуси большое число  нерентабельных предприятий. Оно достигло уже 46 % от общего количества предприятий  народного хозяйства, а в сельском хозяйстве – 74%. Образующееся устойчивое сальдо по счёту у многих белорусских  предприятий свидетельствует о  серьёзной проблеме хронического недостатка оборотных средств для осуществления  в первую очередь текущих расчётов по обязательствам  предприятий со своими партнёрами.

В конкурентной рыночной экономике  любое предприятие обязано, согласно правилам конкурентного рынка, нести  ответственность за взятые на себя обязательства перед всеми своими кредиторами. Тем самым оно поставлено в такие рамки, которые вынуждают  его работать обязательно в условиях жёстких бюджетных ограничений, т.е. покрывать имеющиеся расходы получаемыми доходами.

Главное отличие белоруской экономики от конкурентной заключается  в двух принципиальных обстоятельствах. Во-первых, В Беларуси государство  установило неодинаковые правила деятельности по отношению к предприятиям различных  форм собственности. Во-вторых, и для  оценки результатов деятельности предприятий  различных форм собственности существуют также разные критерии. В соответствии с такими подходами государство  выработало эксклюзивную систему субсидиарной плохо работающих предприятий нечастного сектора экономики. Всё это привело  к целенаправленному созданию перераспределительной  системы, через которую движение финансовых и натуральных ресурсов происходит от хорошо работающих предприятий к плохо работающим.

В Беларуси отсутствует рыночное правило, в соответствии с которым  каждое предприятие должно оплачивать свои обязательства перед кредиторами  в срок, т.е. должники не наказываются. Мягкость бюджетных ограничений  огосударствленных предприятий  приводит к тому, что у них образуется постоянная нехватка доходов для покрытия расходов.

Помимо неденежных форм, «развязывающих» неплатежи, большую  роль в этом процессе играют банковские и финансовые векселя. Однако этот способ не пользуется популярностью, к нему проявляется недоверие.[1]

В Республике Беларусь управление государственным долгом осуществляется Правительством Республики Беларусь. Целью управления государственным  долгом является оптимизация затрат, связанных с финансированием  дефицита государственного бюджета.

В процессе управления государственным  долгом решаются следующие задачи:

– привлечение государственных  заимствований в таких объёмах, которые необходимы и достаточны для обеспечения исполнения всех финансовых обязательств страны;

– удержание общей суммы  внутреннего и внешнего долга  на таком уровне, который обеспечивает сохранение экономической безопасности страны;

– сохранение репутации  Республики Беларусь как надёжного  заёмщика на основе строгого выполнения финансовых обязательств перед инвесторами;

– поддержание стабильности и предсказуемости рынка долгосрочных обязательств;

– достижение эффективного и целевого использования средств, заимствованных государством и гарантированных  им.

В последние годы в управлении внешним государственным долгом широкое распространение получила практика реструктуризации долга, т.е. переносам не более поздние сроки (10 лет и более) платежей по долгу.

Государственный долг Республики Беларусь обеспечивается всем находящимся  в республиканской собственности  имуществом и другими активами.

Важной сферой управления государственным долгом является определение  условий выпуска новых займов. При этом важными обстоятельствами выступают уровень доходности ценных бумаг для кредиторов, срок действия займов, способ выплаты доходов. При эмиссии займов учитывается не только достижение высокой финансовой эффективности займов, но и реальная конъюнктура на финансовом рынке. Успех новый займов зависит от правильности учёта состояния экономики, денежного обращения, уровня доходности и сроков действующих займов, предоставляемых льгот и многих других факторов.

Разумное управление государственным  долгом является важным инструментом ускорения социально-экономического развития Республики Беларусь.

Проблемы, которые непосредственно имеются  в экономике Республики Беларусь связаны с  риском подорожания энергоносителей покупаемых у Российской Федерации, ростом цен на которые негативно бы повлияли бы на способность по погашения долгов, возможно, следует рассмотреть с Правительством России договора оговорит цены, которых бы значительно отличались от европейских, следует найти компромисс в этой области(возможно какие-либо взаимные обязательства выгодные для обеих сторон).

Большую проблему представляет ожидания населения: люди, задумываясь о повышении  цен в скором будущем, запасаются товарами, производители, опасаясь увеличения цен на импортное сырьё, повышают цены на товары, стараясь увеличить  ожидаемую прибыль. Это тоже является серьёзной причиной повышения темпов инфляции.

Необходимо  преодоление инфляционных процессов, которые искажают курс нашего белорусского рубля по отношению к другим валютам. У граждан нашей страны нет стремления к накоплению в нашей национальной валюте. Инфляция приводит к тому, что цены на товары, производимые  у нас в стране и в дальнейшем направляемые на экспорт обесцениваются по сравнению с ценами на те же товары других стран, но возможно которые уступают даже по качеству, они будут стоять значительно дешевле , чем в других странах и мы следовательно получим меньше прибыли от их продажи.

Информация о работе Внутренний и внешний государственный долг. Управление государственным долгом