Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 11:44, курсовая работа
Целью моей курсовой работы является анализ государственного долга, как важнейшего элемента финансовой системы общества.
Для выполнения данной цели необходимо рассмотреть:
-определение понятия, экономическое содержание категории «государственный долг»;
-причины и последствия его образования;
- степень влияния государственного долга на экономику и особенности его регулирования;
- характеристику государственного долга Республики Беларусь;
- анализ динамики и тенденций его развития;
- предложения по сокращению государственного долга в Республике Беларусь.
Введение 3
1 Государственный долг: его понятие, сущность, основа возникновения 5
1.1Определение внутреннего и внешнего государственного долга 5
1.2 Причины возникновения государственного долга и его источники финансирования и функции 8
2 Влияние государственного долга на финансовое состояние экономики. Мнимые проблемы и реальные проблемы 11
3 Особенности государственного долга в Республике Беларусь 16
3.1 Количественные показатели государственного долга в РБ 16
3.2 Способы и методы управления долгом в РБ , проблемы и пути совершенствования управления государственным долгом в РБ 20
Заключение 25
Список использованных источников 27
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
22 июня 1998 г. N 170-З
О ВНЕШНЕМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ДОЛГЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Принят Палатой представителей 21 мая 1998 года
Одобрен Советом Республики 12 июня 1998 года
Настоящий Закон определяет порядок формирования, обслуживания
внешнего государственного долга Республики Беларусь и управления им.
Статья 1. Термины,
используемые в настоящем
Для целей настоящего Закона указанные ниже термины имеют
следующие значения:
1) банк-агент
по обслуживанию внешних
банк, уполномоченный решением Правительства Республики Беларусь
обслуживать внешние государственные займы;
2) внешние займы - займы (кредиты) в иностранной валюте, по
которым в качестве заемщиков выступают Республика Беларусь или ее
резиденты, а в качестве заимодавцев (кредитодателей) - иностранные
государства, международные организации, а также иные нерезиденты
Республики Беларусь (далее - иностранные кредиторы);
3) внешние государственные займы - внешние займы, по которым
возникают обязательства Республики Беларусь как заемщика, эмитента
ценной бумаги или гаранта;
4) внешний государственный долг Республики Беларусь - общая
сумма основного долга Республики Беларусь и ее резидентов по внешним
государственным займам на определенный момент времени;
5) внешние государственные заимствования - привлечение внешних
государственных займов;
6) государственная гарантия (гарантия Республики Беларусь) по
внешним займам - обязательство Республики Беларусь (гаранта), от
имени которой выступает Правительство Республики Беларусь, перед
иностранным кредитором нести субсидиарную ответственность за
исполнение заемщиком - резидентом Республики Беларусь обязательств
по заключенному этим резидентом договору внешнего займа;
7) государственные ценные бумаги в качестве государственных
долговых обязательств,
формирующие внешний
ценные бумаги, выпускаемые от имени Республики Беларусь,
удостоверяющие выраженные в них отношения внешнего займа,
предоставленного Республике Беларусь, и размещаемые на рынках ценных
бумаг за ее пределами;
8) задолженность по внешним государственным займам - не
выплаченные заемщиком суммы основного долга, а также процентов или
иного вознаграждения заимодавца и прочих платежей по внешним
государственным займам;
9) кредитоспособность
- способность заемщика
рассчитаться по своим обязательствам;
10) лимит внешнего государственного долга - максимально
допустимая сумма внешнего государственного долга по состоянию на
конец финансового (бюджетного) года, исчисленная в долларах США;
11) обслуживание внешнего государственного долга - уплата
процентов или иного вознаграждения заимодавца и прочие платежи по
внешним государственным займам;
12) обслуживание внешних государственных займов - осуществление
операций по привлечению
и погашению внешних
13) основной долг (основная сумма долговых обязательств) -
сумма займа (кредита), фактически полученная заемщиком, подлежащая
возврату и не возвращенная им;
14) погашение
внешнего государственного
или задолженности - уплата сумм, входящих в состав соответственно
внешнего государственного
долга, основного долга или
15) прочие платежи
- страховые и комиссионные
обязательство, штрафные и иные платежи, уплачиваемые заемщиком
заимодавцу (кредитодателю) в соответствии с условиями предоставления
займа (кредита), за исключением погашения основного долга и уплаты
процентов или иного вознаграждения заимодавца;
16) управление внешним государственным долгом - меры,
направленные на регулирование внешнего государственного долга,
обеспечение его своевременного погашения и обслуживания;
17) резиденты Республики Беларусь:
юридические лица с местонахождением в Республике Беларусь,
созданные в соответствии с законодательством Республики Беларусь, в
том числе юридические лица с инвестициями нерезидентов Республики
Беларусь;
дипломатические и другие официальные представительства
Республики Беларусь, находящиеся за пределами Республики Беларусь;
представительства указанных в настоящем пункте юридических лиц
(резидентов), находящиеся
за пределами Республики
18) нерезиденты Республики Беларусь:
физические лица, имеющие постоянное местожительство за
пределами Республики Беларусь, в том числе физические лица, временно
находящиеся в Республике Беларусь;
юридические лица с местонахождением за пределами Республики
Беларусь, созданные в соответствии с законодательством иностранных
государств, в том числе юридические лица с инвестициями резидентов
Республики Беларусь;
предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, с
местонахождением за пределами Республики Беларусь, созданные в
соответствии с
дипломатические и другие официальные представительства
иностранных государств, находящиеся в Республике Беларусь;
международные
организации, их филиалы и
находящиеся в республике представительства нерезидентов
Республики Беларусь.
Статья 2. Цели
внешних государственных
Внешние государственные
займы привлекаются и
покрытия дефицита республиканского бюджета;
пополнения валютных резервов Республики Беларусь;
реализации
инвестиционных проектов и
соответствии с приоритетными направлениями развития экономики
республики;
решения острых социальных и экологических проблем, ликвидации
последствий стихийных бедствий;
импорта сырья,
энергоресурсов и других
товаров в случае критического положения в обеспечении ими
республики;
поддержки экономических реформ.
Средства, полученные
от размещения на внешних
государственных ценных бумаг в качестве государственных долговых
обязательств, формирующих внешний государственный долг, могут
использоваться только для покрытия дефицита республиканского бюджета
и (или) пополнения валютных резервов Республики Беларусь.
Статья 3. Ограничения
на внешний государственный
В законе о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый
(бюджетный) год устанавливаются лимит внешнего государственного
долга и основные направления использования внешних государственных
займов.
Статья 4. Основания возникновения обязательств по внешним
государственным займам
Обязательства по внешним государственным займам возникают из
международных и гражданско-правовых договоров, решений о
предоставлении
актов, порождающих по законодательству гражданско-правовые
последствия, в результате выпуска и размещения государственных
ценных бумаг в качестве государственных долговых обязательств на
рынках ценных бумаг за пределами Республики Беларусь, а также из
иных оснований, предусмотренных законодательством Республики
Беларусь.
Статья 5. Обязательства Республики Беларусь по погашению и
обслуживанию внешнего
Республика Беларусь несет безусловные обязательства по
погашению и обслуживанию внешнего государственного долга.
Исполнение указанных обязательств обеспечивается средствами
республиканского бюджета и иным находящимся в собственности
Республики Беларусь имуществом.
Платежи по погашению и обслуживанию внешнего государственного
долга предусматриваются в законе о бюджете Республики Беларусь на
очередной финансовый (бюджетный) год до тех пор, пока задолженность
по внешним государственным займам не будет полностью погашена.
Платежи по погашению и обслуживанию внешнего государственного
долга являются первоочередными по отношению к другим расходам при
исполнении республиканского бюджета.
Государство не отвечает по обязательствам резидентов Республики
Беларусь, возникшим из внешних займов, полученных без
государственной гарантии.
Статья 6. Полномочия государственных органов по регулированию
внешнего государственного
Правительство Республики Беларусь:
устанавливает по согласованию с Президентом Республики Беларусь
обязательный для всех резидентов Республики Беларусь порядок
привлечения, использования и погашения внешних государственных
займов; условия и порядок предоставления пользователям средств,
полученных Республикой Беларусь по внешним государственным займам, и
расчетов за данные средства; порядок предоставления государственных
гарантий по внешним государственным займам;
определяет компетенцию подчиненных ему республиканских органов
государственного управления в области управления внешним
государственным долгом в соответствии с законодательством Республики
Беларусь;
осуществляет
общую координацию
республиканских органов государственного управления в области
внешних государственных заимствований;
уполномочивает
по согласованию с
Беларусь банки на обслуживание
внешних государственных
представляет
ежеквартально отчет
о состоянии внешнего государственного долга.
Правительство Республики Беларусь либо уполномоченные им
республиканские органы государственного управления совместно с
Национальным банком Республики Беларусь:
обосновывают
необходимость привлечения
займов, анализируют возможность такого привлечения с учетом уровня
кредитоспособности государства и готовят предложения по лимиту
внешнего государственного долга;
оценивают условия, на которых предоставляются внешние
государственные займы;
проводят анализ фактически сложившегося уровня внешнего
государственного долга по отношению к его лимиту, а также
использования внешних государственных займов;
определяют порядок выпуска, размещения и погашения
государственных ценных бумаг в качестве государственных долговых
обязательств, формирующих внешний государственный долг;
осуществляют иные функции, предусмотренные законодательством
Республики Беларусь.
Статья 7. Порядок привлечения и использования внешних
государственных займов
Внешние государственные
заимствования осуществляются
лимита внешнего государственного долга, установленного законом о
бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год,
с предварительного согласия Президента Республики Беларусь.
Решение о
привлечении внешних
Республики Беларусь принимается Правительством Республики Беларусь,
а решение о привлечении таких займов для пополнения валютных
резервов - совместно Правительством и Национальным банком Республики
Беларусь.
Государственные гарантии по внешним займам резидентов
Республики Беларусь предоставляются Правительством Республики
Беларусь.
Решение о выпуске государственных ценных бумаг в качестве
государственных долговых обязательств, формирующих внешний
государственный долг, принимается:
для покрытия дефицита бюджета - Правительством Республики
Беларусь или по его поручению Министерством финансов Республики
Беларусь;
для формирования валютных резервов - совместно Правительством
Республики Беларусь и Национальным банком Республики Беларусь.
Внешние государственные займы используются в соответствии с
Информация о работе Внутренний и внешний государственный долг. Управление государственным долгом