Государственный внешний и внутренний долг

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2015 в 14:49, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время экономики многих стран характеризуются наличием больших государственных внешних и внутренних долгов. Ни одно государство не обходится без заимствования денежных ресурсов на финансовых рынках посредством государственных внутренних займов, которые выступают в качестве эффективного инструмента преодоления ограниченности налоговых поступлений в бюджет и эффективного проведения денежно-кредитной политики.

Оглавление

Введение _________________________________________________________3
Глава 1. Сущность государственного долга ____________________________5
1.1. Внутренний государственный долг ______________________________9
1.2. Внешний государственный долг _______________________________13
Глава 2. Обслуживание и погашение долговых обязательств, методы регулирования ___________________________________________________17
Глава 3. Проблемы и противоречия государственного долга РФ, пути их решения ________________________________________________________24
Заключение ______________________________________________________30
Список использованной литературы _________________________________32

Файлы: 1 файл

курсовая работа по финансам.docx

— 69.79 Кб (Скачать)

Размер государственного внутреннего долга России на 1 ноября, по данным Минфина, составлял 4 триллиона 268,402 миллиардов рублей.

На 1 января 2013 года внутренний долг РФ составлял 4 триллиона 977,9 миллиардов рублей. Таким образом, внутренний долг РФ, выраженный в государственных ценных бумагах, уменьшился с Нового года к 1 ноября на 709,5 миллиардов рублей, следует из сообщения Минфина. [15]

Долг РФ, выраженный в облигациях федерального займа с амортизацией долга (ОФЗ-АД), на 1 ноября составил 1 045,984 миллиарда рублей, в ОФЗ с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД) - 2 524,868 миллиарда рублей, в государственных сберегательных облигациях с фиксированной процентной ставкой купонного дохода (ГСО-ФПС) - 132,000 миллиарда рублей и в ГСО с постоянной процентной ставкой купонного дохода (ГСО-ППС) - 475,550 миллиарда рублей, уточняется в сообщении министерства.

Таким образом, изучив структуру государственного внутреннего долга Российской Федерации, можно сделать вывод о том, что ближайшими задачами на рынке государственного внутреннего долга Российской Федерации являются:

  • проведение мероприятий по ограничению влияния на ликвидность рынка и ценообразование его крупных участников;
  • создание системы инвестирования средств для накопительной части трудовой пенсии, позволяющей, с одной стороны, максимально обеспечить интересы застрахованных лиц, а с другой – сохранить устойчивость, надежность и ликвидность рынка государственного долга;
  • оптимизация структуры государственного внутреннего долга с доведением средневзвешенного срока погашения государственных ценных бумаг до семи-восьми лет;
  • разработка национальной системы сбережений, предоставляющей гражданам Российской Федерации возможность покупки государственных ценных бумаг непосредственно у эмитента;
  • достижение структуры инвесторов на рынке государственного внутреннего долга, при которой объем портфеля одного инвестора не будет превышать 30-40% совокупного объема рынка;
  • существенное снижение внешнего долга путем досрочного погашения части долговых обязательств за счет использования средств стабилизационного фонда.

Перечисленные выше меры должны в совокупности положительно повлиять на инвестиционную активность населения России, постепенно приучать его к более цивилизованным методам сохранения собственных накоплений. Вместе с тем расширение рынка государственного внутреннего долга положительно влияет и на снижение темпов инфляции за счет определенной стерилизации денежной массы, находящейся на руках населения. [20, с.232]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Внешний государственный  долг

Внешний долг России — обязательства, возникающие в иностранной валюте (ст. 6 Бюджетного кодекса РФ).

Рассмотрим структуру и динамику государственного внешнего долга Российской Федерации. [18, с.641]

Таблица 2 - Структура государственного внешнего долга РФ, млн. долларов США.

Категория долга

 

2010

 

2011

 

2012

Государственный внешний  долг Российской Федерации (включая  обязательства бывшего Союза  ССР, принятые Российской Федерацией )

 

 

 

 

40899,4

 

36002

40544,8

Задолженность перед официальными кредиторами - членами Парижского клуба, 
не являвшаяся предметом реструктуризации

 

 

 

 

821,3

 

610,2

385

Задолженность перед официальными кредиторами - не членами Парижского клуба

1762,5

 

1484,1

1131,1

Задолженность перед официальными кредиторами - бывшими странами СЭВ

 

 

1153,4

 

1028,7

984

Коммерческая задолженность бывшего СССР

 

821,1

 

56,9

55,9

Задолженность перед международными финансовыми организациями

 

 

3269,9

 

2648,1

2097

Задолженность по внешним облигационным займам

 

30456,5

 

29183,4

34910,4

Задолженность по ОВГВЗ

1775

 

24,6

10,7

Государственные гарантии Российской Федерации в иностранной валюте

 

 

839,7

 

966

970,7


 

Изучая структуру государственного внешнего долга Российской Федерации с 2010 г. по 2012 г., внимание акцентируется на резком уменьшении задолженности странам-участникам Парижского клуба.

Проследив динамику общей суммы государственного внешнего долга РФ с 2010 г. по 2013 г., можно сделать вывод о её значительном снижении, что свидетельствует о правильной политике государства и о правильных направлениях управлений государственным внешним долгом.

Для сравнения, по данным S&P за 2005 г., государственный долг Германии составлял 68 % ВВП, Франции — 66 %, США — 53 %, Великобритании — 43 %, Норвегии — 36 %, Австралии — 12 %, Казахстана — 10 %, Гонконга — 2 %. [14]

Рассмотрим структуру государственного внешнего долга по состоянию на 1 октября 2013 года.

Таблица 3 - Структура государственного внешнего долга по состоянию на 1 октября 2013 года.

Категория долга

млн. долларов США

эквивалент млн. евро

Государственный внешний  долг Российской Федерации (включая  обязательства бывшего Союза  ССР, принятые Российской Федерацией )

55 778,8

41 332,9

Задолженность перед официальными кредиторами - членами Парижского клуба,

не являвшаяся предметом реструктуризации

184,7

136,9

Задолженность перед официальными кредиторами - не членами Парижского клуба

1 061,2

786,3

Задолженность перед официальными кредиторами - бывшими странами СЭВ

960,7

711,9

Коммерческая задолженность бывшего СССР

23,0

17,0

Задолженность перед международными финансовыми организациями

1 629,6

1 207,6

Задолженность по внешним облигационным займам

40 649,4

30 121,8

Задолженность по ОВГВЗ

5,5

4,1

Государственные гарантии Российской Федерации в иностранной валюте

11 264,7

8 347,3


 

В абсолютном выражении российский внешний государственный долг на 1 октября 2013 года составил 55 778,8 млн долларов. После кризиса 1998 года, внешний долг России составлял 146,4 % от ВВП. В перспективе, по принятому трехлетнему бюджету на период 2013 – 2015 гг., госдолг должен сократиться с 1,5% в 2013 году до минимального значения 0,1% ВВП в 2015 году.

Для более наглядного представления структуры государственного долга, рассмотрим диаграмму. 

Рис. 1 - Структура государственного внешнего долга РФ на 01 октября 2013 г. 

Наибольшую часть государственного внешнего долга составляет задолженность по внешним облигационным займам.

Несмотря на то, что кредитные рейтинги суверенных внешних облигаций не высоки, вероятность погашения данного вида задолженности своевременно и в полном объеме достаточно высока, даже в случае не самого оптимистичного сценария развития экономической ситуации в России. 

Крайне негативной особенностью структуры долга России является то, что около 90% российских долговых обязательств находится в собственности нерезидентов. Иностранные инвесторы оказались владельцами не только валютных долговых обязательств, но и большой части рублевых облигаций, которые формально относятся к внутреннему долгу России. 

На сегодняшний день российское правительство обслуживает еврооблигации, кредиты, полученные от международных финансовых организаций, ОВВЗ и выплачивает проценты по долгам Парижскому клубу кредиторов. Однако при этом необходимость реструктуризации долгов бывшего СССР, возможно, на более благоприятных для России условиях, остается несомненной. 

Как бы то ни было, очевидно, что без проведения структурных реформ национальной экономики дальнейшее наращивание долга является бесперспективным. В связи с этим следует обратить внимание на практику принятия федеральных бюджетов с огромным бюджетным дефицитом. Именно продолжительный и значительный дефицит бюджета явился одной из основных причин стремительного роста объема государственного долга. 

Последствия накопления государственного долга:

    • Переложение налогового бремени на будущие поколения. 
    • Перераспределение доходов среди населения. 
    • Вытеснение (сокращение) частных инвестиций в силу выпуска государственных ценных бумаг. 

Последствия внутреннего долга для экономики менее тяжелы, так как экономические ресурсы перераспределяются внутри страны.

В ходе анализа государственного внешнего долга России были выявлены следующие основные моменты:

- большую часть российского  долга (в том числе долга СССР) составляют краткосрочные заимствования именно из-за этого на протяжении последних десяти лет так часто возникал вопрос о реструктуризации задолженности;

- отсутствует система  долгового управления, долгами в  России занимаются Министерство  Финансов, Внешэкономбанк, частично  Центральный Банк. То есть не  существует единого органа, который  занимался исключительно проблемами  долга, хотя подвижки в этом  вопросе есть;

- погашению и обслуживанию  государственного долга в настоящее  время уделяется приоритетное  значение; 

- правительство стало  осознавать проблему предстоящих  значительных выплат внешнему  долгу в ближайшие годы. Об  этом свидетельствует прописанный  в бюджете механизм создания  финансового резерва, и заявления  руководства страны о досрочном  погашении обязательств перед  кредиторами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Обслуживание и погашение долговых обязательств, методы регулирования.

Бюджетная, долговая и валютная политика государства неразрывно связаны между собой: государственный долг влияет на экономический рост, денежное обращение, уровень инфляции, ставки рефинансирования, занятости, объема инвестиций в экономику страны в целом и реальный сектор экономики, приводит к сокращению инвестиционных ресурсов в экономике, нарушению воспроизводственных процессов, снижению экономического роста, поэтому большую роль в экономике Российской Федерации играет управление государственным долгом. 

Управление государственным долгом - это регулируемая нормами права совокупность мероприятий государства по использованию долговых отношений, направленных на погашение долговых обязательств и формирование благоприятных социально-экономических условий развития страны, одно из направлений финансово-бюджетной политики страны, связанное с деятельностью государства на внешних и внутренних финансовых рынках в качестве экономического субъекта - заемщика и гаранта. Оно предусматривает привлечение финансовых ресурсов путем размещения ценных бумаг или других источников, погашение и обслуживание долговых обязательств. Для этих целей необходим:[4]

- анализ социально-экономического  развития государства на перспективу; 

- оценка методов финансирования  бюджетного дефицита и возможных  источников его покрытия;

- определение предельно  допустимых размеров государственного  долга, рационализация его состава  и структуры;

- меры по стабилизации  размеров, оценка влияния государственного  долга на развитие экономики  страны.

Информация о работе Государственный внешний и внутренний долг