Анализ финансовой системы российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 19:51, курсовая работа

Краткое описание

Целью представленной курсовой работы является анализ состояния финансовой системы РФ и определение направлений развития.
Реализация поставленной цели предопределяет решение следующих задач:
- рассмотреть понятие и сущность финансовой системы в экономике;
- проследить эволюцию структуры финансовой системы;
- проанализировать современную структуру финансовой системы РФ и ее состояние;
- выявить проблемы и перспективы развития финансовой системы РФ.

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты финансовой системы Российской федерации………………………………................................................................
1.1 Сущность финансовой системы……………………………………………
1.2 Структура финансовой системы РФ………………………………………..
1.3 Краткая характеристика звеньев финансовой системы РФ………………
2. Элементы и звенья финансовой системы Российской Федерации
2.1 Финансовая система РФ, её составляющие
2.2 Единство финансовой системы РФ
3. Перспективы развития финансовой системы Российской Федерации
3.1 Финансовая система РФ в цифрах
3.2 Проблемы и пути развития финансовой системы РФ
Глава 2 .Анализ финансовой системы российской Федерации……………..
2.1 Эволюция финансовой системы России…………………………………...
2.2 Современная структура финансовой системы……………………………..
Заключение……………………………………………………………………….
Библиографический список……………………………………………………..

Файлы: 1 файл

моя курсов.docx

— 61.27 Кб (Скачать)

Введение 

Глава 1. Теоретические аспекты финансовой системы Российской федерации………………………………................................................................

  1.1 Сущность финансовой системы……………………………………………

1.2 Структура финансовой системы  РФ………………………………………..

1.3 Краткая характеристика звеньев  финансовой системы РФ………………

2. Элементы и звенья  финансовой системы Российской  Федерации

2.1 Финансовая система  РФ, её составляющие

2.2 Единство финансовой системы  РФ

3. Перспективы развития  финансовой системы Российской  Федерации

3.1 Финансовая система РФ в  цифрах

3.2 Проблемы и пути развития  финансовой системы РФ

Глава 2 .Анализ финансовой системы российской  Федерации……………..

2.1 Эволюция финансовой системы  России…………………………………...

2.2 Современная структура финансовой  системы……………………………..

Заключение……………………………………………………………………….

Библиографический список……………………………………………………..

 

Введение

Финансовая  система занимает важное место в  макроэкономике, так как экономическая  жизнь страны в значительной мере зависит от ее состояния. В связи  с этим необходимо осознавать всю  важность этой системы, разбираться, каким  образом действует ее механизм и  как функционирует финансовая система  Российской Федерации.

Финансовая  система сегодня является предметом  дискуссий и обсуждений. В качестве проблем современного общества, которые  призвана решать финансовая система, можно  назвать: недостаточные темпы развития экономики, отставание в адаптации  к изменениям на внешних товарных и финансовых рынках, излишнюю социальную напряженность, отрицательно влияющую на воспроизводственный процесс, низкий уровень удовлетворения потребностей индивидуума и др.

Финансовая  система представляет собой сгруппированные  по определённому признаку финансовые отношения. Финансовые отношения, как  таковые присутствуют практически  повсеместно в нашей жизни. Так, они складываются между государством, с одной стороны, физическими  и юридическими лицами, с другой; между двумя юридическими лицами, а также и между физическими  лицами. Отсюда следует, что наши личные финансы, финансы домашних хозяйств (финансы населения) и семейный бюджет составляют определённую сферу финансовых отношений, т. е. входят в одно из звеньев финансовой системы.

Именно  поэтому, сегодня как никогда  важно иметь представление о  финансовой системе Российской Федерации, знать её структуру и следить  за её изменениями, чтобы быть компетентным в данном вопросе.

Актуальность  данной темы курсовой работы также  определяется необходимостью рассмотрения направлений развития финансовой системы  Российской Федерации, что является одним из важнейших факторов экономического роста.

Целью представленной курсовой работы является анализ состояния финансовой системы РФ и определение направлений  развития.

Реализация поставленной цели предопределяет решение следующих задач:

- рассмотреть понятие и сущность финансовой системы в экономике;

- проследить эволюцию структуры финансовой системы;

- проанализировать современную структуру финансовой системы РФ и ее состояние;

- выявить проблемы и перспективы развития финансовой системы РФ.

Объектом  курсовой работы является финансовая система РФ. Предметом курсовой работы является финансовые и экономические  отношения, возникающие в процессе функционирования финансовой системы  РФ между государством, муниципальными образованиями, хозяйственными субъектами и населением.

 

 

 
 

 

 

1.1 Сущность финансовой системы

В «Толковом словаре» В.И. Даль определял термин «финансы», как  «все, что касается до прихода и  расхода государства» и был по-своему близок к современному пониманию  «государственных финансов». До начала XX в. термин «финансы» употреблялся в сравнительно узком смысле именно как государственные финансы, что  можно найти в приведенном  выше определении В. Даля.

Государственные финансы представляют собой систему  перераспределительных денежных отношений, регламентированных государством, связанных  с формированием и использованием централизованных (общественных) денежных фондов (доходов), необходимых государству  для выполнения своих функций. Финансы, денежное обращение и кредит.1

Им присущи  три основных признака:

• это  всегда денежные отношения;

• эти  денежные отношения вызваны фактом существования государства и  носят регламентированный характер;

• эти  денежные отношения связаны с  перераспределением уже распределенного (на уровне хозяйствующих субъектов) валового внутреннего продукта.

Если имеются в наличии все  три признака, то эти отношения  относятся именно к государственным  финансам.

Весь процесс перераспределения  ВВП и национального дохода обслуживается  государственными финансами на основе формирования и использования централизованных (общественных) фондов денежных средств.


Учебник / М.В. Романовский и др.; Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. -- М.: Юрайт-Издат, 2006. - С.52

К централизованным (общественным) фондам относят бюджеты всех уровней, а  также целевые внебюджетные фонды: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального  страхования РФ, Федеральный и  территориальные фонды обязательного  медицинского страхования.

С помощью системы  централизованных фондов в России перераспределяется более 40% стоимости ВВП, в том числе  через консолидированный бюджет 27%. Весь этот перераспределительный процесс обслуживают государственные финансы.

К сфере государственных финансов относятся отношения между государством и его гражданами при внесении налогов и других обязательных платежей в бюджеты всех уровней; гражданами и государством при внесении платежей в разные социальные фонды и получение  из них соответствующих социальных выплат; организациями и государством при уплате последними налогов и  сборов и получении финансирования из бюджета; отдельными звеньями бюджетной системы; государством (правительством) и центральным банком по регулированию денежно-кредитной системы и фондового рынка.

Однако, как отмечено выше, наряду с государственными финансами существуют финансы организаций (предприятий) или финансы корпораций (под последними обычно понимают финансы открытых акционерных  обществ). Обе эти относительно самостоятельные сферы можно объединить одним общим понятием - «финансы» в широком смысле слова, имея в виду более широкую трактовку их содержания, чем государственные финансы.

Таким образом, можно прийти к выводу, что понятие «финансы» далеко не тождественно деньгам, а имеет  свою специфику и общественное назначение, которое выражается в выполняемых  ими функциях.

Следует отметить, что взгляды ученых на содержание финансов, излагаемые в  различных учебниках, как правило, совпадают.

"Финансовая система" - в российской  экономике понятие развивающееся.  Подходы к определению состава  подсистем также различны между  собой. В большинстве своём,  несмотря на различия подходов, учёные-экономисты в составе финансовой  системы выделяют примерно схожий  набор элементов Государственные  финансы в финансовой системе  России.  (Приложение 1).

Отечественные ученые-экономисты в  большинстве своем практически  однотипно определяют финансовую систему  как совокупность сфер и звеньев финансовых отношений. Коллектив авторов под руководством         Г. Б. Поляка трактует финансовую систему как "совокупность различных финансовых отношений, в процессе которых разными методами и формами распределяются фонды денежных средств, хозяйствующих субъектов, домохозяйств и государства".3  Как совокупность различных сфер (звеньев) финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств , различной ролью в общественном воспроизводстве", определяет финансовую систему коллектив авторов под редакцией проф. A.M. Ковалевой. 4Представители Санкт-Петербургской экономической школы дают определение финансовой системы, как "совокупности различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются различные денежные фонды".


2 Е. А. Ермакова Финансы и кредит. - М.: Финансы и Кредит. - 2007. - №3. - с. 35-36.

 3Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник / М.В. Романовский и др.; Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. -- М.: Юрайт-Издат, 2006.-.С. 64.

4Финансы: Учеб. Пособие / Под ред. проф. А.М. Ковалевой.- 4-е изд., перераб. и доп.- М.: Финансы и статистика, 2008.- С. 23. 

Несколько иная трактовка финансовой системы звучит как "форма организации  денежных отношений между всеми  субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению  совокупного общественного продукта". 6 Симбиозом вышеизложенных определений служит понимание, данное коллективом авторов под руководством А. Ю. Казака: "Система финансов - это совокупность различных сфер финансовых отношений, объединенных принципиальным единством в рамках обшей объективной категории - "финансы", но характеризующихся, во-первых, своими специфическими особенностями в формировании и использовании денежных фондов (доходов); во-вторых, различной ролью (значимостью) в общественном воспроизводстве и экономической системе в целом" Казак А.Ю. 7 Финансы, денежное обращение и кредит.Однако при этом представители данной научной школы различают понятия "система финансов" и "финансовая система" и под финансовой системой понимают совокупность конкретных финансовых органов и институтов, призванных на практике осуществлять реализацию государственной финансовой политики.

В рамках данного исследования более  правильной и отвечающей современным  реалиям трактовкой является определение  финансовой системы, данное представителями  Санкт-Петербургской экономической  школы "совокупности различных сфер финансовых отношений, в процессе которых  образуются и используются различные  денежные фонды". Финансы, денежное обращение и кредит.


6 Финансы: учебник/ под ред. В.В. Ковалева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. - С. 14.

 7 Финансы, денежное обращение и кредит: Учеб. пособие / Под ред. А.Ю. Казака. - Екатеринбург: Изд-во УрГЭУ, 2007. - С. 119..

8 Учебник / М.В. Романовский и др.; Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. -- М.: Юрайт-Издат, 2006. -С. 64.

В вопросе о функциях финансов среди  экономистов имеются существенные разногласия. Так, Л.Н. Павлова наделяет государственные финансы, а конкретнее - финансовую систему в целом функциями планирования, организации, стимулирования и контроля, забывая, что это функции управления любым сложным процессом. На уровне предприятия она называет функции воспроизводственную, распределительную и контрольную. 9 В учебнике «Финансы, денежное обращение и кредит» под редакцией В.К. Сенчагова и А.И. Архипова авторы наделяют финансы следующими функциями: распределительной, стимулирующей и контрольной, ссылаясь на то, что под функциями они понимают «работу», выполняемую финансами. Финансы, денежное обращение и кредит.10 В то же время, функции экономической категории отражают не «ее работу», а общественное назначение, присущее именно данной категории. Естественно, что распределительной, стимулирующей функцией обладают не только финансы, но и практически все другие категории - цена, заработная плата, прибыль и т.д. Общественное же назначение финансов как экономической категории выражается в трех функциях:

• формирование денежных фондов (доходов);

• использование денежных фондов (доходов);

• контроль

Ни одной из приведенных выше категорий не присущи эти функции (кроме контрольной) и именно поэтому  первые две функции выражают общественное назначение категории государственных  финансов.


9 Павлов Л.Н. Финансовый менеджмент. Управление денежным оборотом предприятия. - М.: Финансы и статистика, 2008. - С.202.

10 Учебник.-2-е изд., перераб. И доп./В.К. Сенчагов, А.И. Архипов и др.; под ред. В.К.Сенчагова, А.И. Архипова. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2009 - С.114

Но при этом устойчивое формирование доходов государства и их эффективное  использование обеспечиваются соответствующей  организацией контроля. На рис. 1 приведена  детализация функций государственных  финансов. Финансы, денежное обращение  и кредит. 11В целом распределительная функция финансовой системы позволяет:

• создавать целевые фонды денежных средств на уровне хозяйствующих  субъектов, населения, государства, органов  местного самоуправления;

• осуществлять внутрихозяйственное, внутриотраслевое, межотраслевое, межтерриториальное перераспределение, а также между  производственной и непроизводственной сферами и социальными группами;

• создавать резервы на уровне хозяйствующего субъекта, государства, а также осуществлять накопления гражданами.

Наряду с распределительной  к главным функциям финансовой системы  относят и контрольную функцию. Распределительная и контрольная  функции представляют собой две  стороны одного и того же экономического процесса. Основу контрольной функции  финансовой системы составляет движение финансовых ресурсов. Если контрольная  функция не осуществляется на практике, то невозможно оценить и эффективность  распределительной функции, что  позволяет говорить о необходимости  координации в реализации указанных  функций.

Распределительная функция финансовой системы осуществляется не стихийно, а в соответствии с правовыми  нормами. Совокупность норм, правил, положений, правовых актов призвана регулировать финансовую деятельность и тем самым регулировать воспроизводственный процесс.


11 Учебник / М.В. Романовский и др.; Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. -- М.: Юрайт-Издат, 2006. - С.58

Таким образом, можно говорить и  о третьей функции финансовой системы - регулирующей. Регулирующая функция финансовой системы проявляется не только на уровне государства, хозяйствующих субъектов, но и в организации собственно финансовых отношений, в иерархии ее построения.

Информация о работе Анализ финансовой системы российской Федерации