Анализ финансовой системы российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 19:51, курсовая работа

Краткое описание

Целью представленной курсовой работы является анализ состояния финансовой системы РФ и определение направлений развития.
Реализация поставленной цели предопределяет решение следующих задач:
- рассмотреть понятие и сущность финансовой системы в экономике;
- проследить эволюцию структуры финансовой системы;
- проанализировать современную структуру финансовой системы РФ и ее состояние;
- выявить проблемы и перспективы развития финансовой системы РФ.

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты финансовой системы Российской федерации………………………………................................................................
1.1 Сущность финансовой системы……………………………………………
1.2 Структура финансовой системы РФ………………………………………..
1.3 Краткая характеристика звеньев финансовой системы РФ………………
2. Элементы и звенья финансовой системы Российской Федерации
2.1 Финансовая система РФ, её составляющие
2.2 Единство финансовой системы РФ
3. Перспективы развития финансовой системы Российской Федерации
3.1 Финансовая система РФ в цифрах
3.2 Проблемы и пути развития финансовой системы РФ
Глава 2 .Анализ финансовой системы российской Федерации……………..
2.1 Эволюция финансовой системы России…………………………………...
2.2 Современная структура финансовой системы……………………………..
Заключение……………………………………………………………………….
Библиографический список……………………………………………………..

Файлы: 1 файл

моя курсов.docx

— 61.27 Кб (Скачать)

Таким образом, можно сделать следующие  выводы:

Финансы выступают одновременно и  экономической, и исторической категорией, они возникают вместе с государством и изменяются вместе с ним. Сущность финансов, закономерности их эволюции, сфера действия и роль в процессе общественного воспроизводства  определяются природой государства  и его функциями.

В мировой практике выделяются две  теории возникновения финансов: классическая и неоклассическая. Благодаря развитию науки финансов государство стало  подходить к формированию финансов более осмысленно.

Государственные финансы представляют собой систему перераспределительных  денежных отношений, регламентированных государством, связанных с формированием  и использованием централизованных (общественных) денежных фондов (доходов), необходимых государству для  выполнения своих функций.

Основными функциями финансовой системы  являются: распределительная функция, контрольная функция, регулирующая функция.

Однако наряду с государственными финансами существуют финансы организаций (предприятий) или финансы корпораций. Обе эти относительно самостоятельные  сферы можно объединить одним общим понятием - «финансы» в широком смысле слова, имея в виду более широкую трактовку их содержания, чем государственные финансы.

В рамках данного исследования более  правильной и отвечающей современным  реалиям трактовкой является определение  финансовой системы, данное представителями  Санкт-Петербургской экономической  школы "совокупности различных сфер финансовых отношений, в процессе которых  образуются и используются различные  денежные фонды"

2. Элементы и звенья  финансовой системы Российской  Федерации

2.1 Финансовая система  РФ, её составляющие

Как показало проведенное  исследование, среди специалистов нет  единства в понимании сущности "финансов", так и различны мнения по поводу сущности "финансовой системы" и ее составных элементов.

• Более важным предметом дискуссии относительно понимания финансовой системы является состав сфер и звеньев финансовых отношений. В большинстве своем, несмотря на различия подходов, ученые-экономисты в составе финансовой системы выделяют примерно схожий набор элементов: Государственные и муниципальные финансы (бюджеты органов государственной власти и местного самоуправления; внебюджетные фонды; государственный кредит)

• Финансы субъектов хозяйствования (финансы коммерческих организаций; финансы некоммерческих организаций; финансы индивидуальных предпринимателей).

Таким образом, в среде ученых нет  единого мнения о составе сфер и звеньев финансовой системы. Однако в большинстве своем экономисты и правоведы едины в том, что в состав финансовой системы входят как общегосударственные финансы, так и финансы предприятий различных форм собственности, исключение составляет уральская научная школа под руководством А. Ю. Казака, которая строит финансовую систему, основываясь на понимании сущности финансов исключительно как публичных (государственных и общественных) и тем самым отвергает существование финансов негосударственных предприятий, представляя, что они являются денежными отношениями, не являющимися финансовой категорией. Казак А.Ю. Финансы, денежное обращение и кредит: Учеб. пособие / Под ред. А.Ю. Казака. - Екатеринбург: Изд-во УрГЭУ, 2007. - С. 122.

Например, Г.Б. Поляк делит финансовую систему Российской Федерации на две сферы: централизованные финансы  и децентрализованные финансы. В  свою очередь централизованные финансы  образуют три звена - федеральный  бюджет, территориальные финансы  и специальные внебюджетные фонды. Затем территориальные финансы  подразделяются на региональные финансы (региональный бюджет и региональные внебюджетные фонды) и местные финансы (местный бюджет и местные внебюджетные фонды). Децентрализованные финансы  делятся на два звена финансы  предприятий, организаций (финансы  коммерческих организаций и финансы  некоммерческих организаций) и финансы  домашнего хозяйства. Финансы: Учебник / Под ред. Поляка Г.Б. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-дана, 2008. -- С. 487. Аналогичная трактовка у В. В. Ковалева. Финансы: учебник/ под ред. В.В. Ковалева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. - С.285. Схоже представление о финансовой системе России у С.И. Лушина и В.А. Слепова, они выделяют так же две сферы финансовой системы: финансы самодеятельных субъектов экономической сферы и финансы властных структур, но, по сути, трактовка одна и та же. Финансы: Учебник / Под ред. С.И. Лушина, В.А. Слепова - М.: ЭКОНОМИСТЪ, 2007. - С.222

 

Различаются подходы к составу звеньев  финансовой системы. Наиболее традиционно  включение в состав финансовой системы  бюджетов, внебюджетных фондов, государственного кредита, страхования. Причем, как правило, данные элементы объединяются в укрупненную  группу, называемую общегосударственными или централизованными финансами. Данной группе традиционно противостоят финансы хозяйствующих субъектов (предприятий различных форм собственности). В последние годы наблюдается  тенденция выделения в составе  финансовой системы финансов домашних хозяйств, а некоторые ученые сужают эту сферу, включая только финансы  индивидуальных предпринимателей.

Характерно, что специалисты в области  финансового права выделяют в  составе финансовой системы кредит, как государственный, так и банковский. Тогда как экономистам свойственно  включать только государственный кредит в состав централизованных финансов.

Не  смотря на то, что все авторы, как  правило, выделяют один основной критерий, по которому происходит разделение финансовой системы на сферы и звенья (роль субъекта в общественном воспроизводстве), мы видим всё же расхождения в  структуре.

Одним из дискуссионных вопросов является выделение страхования как самостоятельной  сферы финансовой системы. Например, такие авторы как Галицкая С.В., Вавилов  Ю.Я., Родионова В.М. выделили три  сферы финансовой системы: финансы  экономических (хозяйствующих) субъектов, страхование, государственные и  муниципальные финансы. Причем структура  этих сфер тоже различна у разных авторов.

Автор Вавилов Ю.Я. в сфере страхования  выделяет два звена (см. рис.2):

1. Некоммерческое (государственное  страхование);

2. Коммерческое  страхование.

В сфере финансов экономических (хозяйствующих) субъектов четыре звена:

1. Финансы коммерческих  организаций;

2. Финансы некоммерческих  организаций;

3. Финансы индивидуальных  предпринимателей;

4. Финансы домохозяйств.

В сфере государственных и муниципальных  финансов три звена:

1. Федеральные финансы;

2. Финансы Субъектов  Федерации;

3. Местные финансы.

Рис. 2. Состав финансовой системы РФ

Ковалёва  А.М. выделяет две сферы с финансовой системе РФ: Финансы: Учеб. пособие/ Под ред. проф. А.М. Ковалевой.- 4-е изд., перераб. и доп.- М.: Финансы и статистика, 2008. - С.170.

• Общегосударственные финансы.

• Финансы хозяйствующих субъектов.


Финансовая система РФ



 Общегосударственные


                       Финансы 


 

 

 

 

В сфере финансов экономических (хозяйствующих) субъектов автор Ковалева А.М. выделяет шесть звеньев:

1. Государственных;

2. Муниципальных;

3. Частных;

4. Акционерных;

5. Арендных;

6. Общественных;

В сфере общегосударственных финансов Ковалева А.М. выделяет четыре звена:

1. Государственный бюджет;

2. Внебюджетные фонды;

3. Государственный кредит;

4. Фонды страхования;

Сравнительно  простая система финансов СССР соответствовала  экономическому базису страны и проводимой финансовой политике. Рыночные реформы  в России, осуществление принципиально  новой экономической и финансовой политики объективно обусловили выделение новых звеньев финансовой системы.

Следует подчеркнуть, что основу финансовой системы любого государства создают  первичные доходы сферы финансов частных и государственных предприятий, а также доходы граждан. Вся совокупность этих доходов отражается в сводном  балансе финансовых ресурсов страны.

Как уже говорилось выше, вопрос о структуре  финансовой системы России разными  авторами видится по-разному. В данном исследовании наиболее актуальной представляется модель финансовой системы, предложенная авторами М.В. Романовским и О.В. Врублевской, которая представлена на рис.3.

В целом финансовая система России состоит из двух укрупненных подсистем: 1) государственных и муниципальных  финансов; 2) финансов хозяйствующих  субъектов. Эти укрупненные подсистемы в зависимости от конкретных форм и методов формирования доходов  и денежных фондов, в свою очередь, делятся на более частные подсистемы (звенья), представленные на рис. 3.

Государственные и муниципальные финансы включают в себя:

1. Бюджетную систему;

2. Внебюджетные фонды;

3. Государственный кредит.

Финансы хозяйствующих субъектов:

1. Коммерческих предприятий и организаций;

2. Финансовых посредников (кредитных  организаций, частных пенсионных  фондов, страховых организаций и  других финансовых институтов);

3. Некоммерческих организаций.

Рис.3. Подсистемы и звенья системы финансов РФ Финансы, денежное обращение и  кредит: Учебник / М.В. Романовский и  др.; Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. -- М.: Юрайт-Издат, 2006. - С. 67.

В то же время, финансы домохозяйств играют значительную роль как в формировании централизованных финансов посредством  налоговых платежей, так и в  формировании платежеспособного спроса страны. Чем больше доходы населения, тем выше его спрос на различные  виды материальных и нематериальных благ и тем большие возможности  для развития экономики, социальной сферы.

2.2 Единство финансовой системы  РФ

Единство  финансовой системы - необходимое условие  гарантированного Конституцией РФСт. 8 Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ).//  "Собрание законодательства РФ", 26.01.2009, N 4, ст. 445. единства экономического пространства в Российской Федерации, свободного перемещения финансовых средств.

Рассмотренные выше сферы и звенья финансовой системы  тесно взаимосвязаны. Финансы субъектов  хозяйствования взаимосвязаны с  государственными и муниципальными финансами, - при уплате налогов и  страховых платежей в бюджетные  и внебюджетные фонды, при получении  бюджетных средств некоторыми организациями  для финансирования их деятельности и т.п. Внутри сферы финансов субъектов  хозяйствования между организациями существуют взаимосвязи при осуществлении финансовой деятельности.

Самостоятельность субъектов РФ не должна выходить за рамки основ федеральной финансовой политики, а также установленных  совместно общих принципов налогообложения  и сборов.

По  всей своей совокупности это многообразие финансовых отношений образует не просто слагаемое элементов, а систему, являющуюся органичной совокупностью  взаимодействующих между собой  элементов, все структурные подразделения  связаны между собой. Несмотря на то, что каждый элемент в финансовой системе относительно самостоятелен, выполняет только ему присущие специфические  функции, тем не менее, все элементы взаимодействуют между собой, так  и с другими системами, и на практике эти взаимосвязи имеют  большое значение. Кроме того, всё  многообразие финансовых отношений  в обществе обладает органичной целостностью, способные к развитию.

Государственные и муниципальные финансы, как  сфера финансовой системы также  характеризуется взаимодействием  структурных звеньев между собой  и со сферой финансовых субъектов  хозяйствования.

Внутри  сферы государственных и муниципальных  финансов возникают различные межбюджетные отношения между уровнями бюджетной  системы и видами бюджетов. Бюджеты  взаимодействуют с внебюджетными  фондами при передаче средств  из бюджета внебюджетным фондам на их целевые расходы, при использовании  остатков средств внебюджетных фондов на покупку государственных ценных бумаг и т.д. Существует тесная связь  звена бюджетов органов государственной  власти и органов местного самоуправления с финансами бюджетных учреждений, поскольку финансовые ресурсы последних формируются в основном за счёт средств бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.

Таким образом, несмотря на разграничение  сферы деятельности и применение особых способов и форм образования  и использования денежных фондов в каждом отдельном звене, финансовая система - единая система, так как  базируется на едином источнике ресурсов всех звеньев.

Основой единой финансовой системы служат финансы  предприятий, поскольку они непосредственно  участвуют в процессе материального  производства. Источником централизованных государственных фондов денежных средств  выступает национальный доход, создаваемый  в сфере материального производства.

Общегосударственным финансам принадлежит ведущая роль: в обеспечении определённых темпов развития всех отраслей хозяйства; в  перераспределении финансовых ресурсов между отраслями экономики и  регионами страны, производственной и непроизводственной сферами, а  также между формами собственности, отдельными группами и слоями населения. Эффективное использование финансовых ресурсов возможно лишь на основе активной финансовой политики государства.

Информация о работе Анализ финансовой системы российской Федерации