Государственный долг Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 12:22, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение сущности и роли государственного долга для развития страны в целом и, экономики в частности. Достижение указанной цели решалось с помощью следующих основных задач:
изучение теоретических основ государственного долга, его сущности и объективности существования;
анализ структуры и современного состояния внутреннего и внешнего долга Российской Федерации;
изучение сущности управления государственным долгом и анализ долговой политики России на современном этапе;
выявление проблем в управлении государственным долгом РФ и выработка направлений его совершенствования.

Оглавление

Введение 4
1. Государственный долг – объективность существования 6
1.1 Понятие, сущность и причины возникновения государственного долга 6
1.2. Классификация государственного долга 12
1.3. Роль государственного долга в развитии экономики 16
2. Внутренний и внешний государственный долг РФ: общее и особенное 22
2.1. Состояние и структура государственного внутреннего долга России 22
2.2. Состояние и структура государственного внешнего долга России 30
3. Управление государственным долгом в современной России 34
3.1. Сущность управления государственным долгом РФ 34
3.2. Проблемы управления государственным долгом РФ и пути их решения 41
Заключение 46
Список используемой литературы 48

Файлы: 1 файл

курсовик по финансам.doc

— 341.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Курсовая  работа на тему:

     «Государственный  долг Российской Федерации» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Содержание 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Финансирование  государственных расходов на выполнение общегосударственных задач осуществляется, как правило, за счет налоговых поступлений и иных обязательных платежей. В кризисные моменты, а также в случае возникновения иных чрезвычайных ситуаций в стране, поступлений из указанных источников может быть недостаточно. В данном случае основной формой покрытия бюджетного дефицита государственного бюджета выступает государственный долг.

     За  последние годы значение государственного долга Российской Федерации для ее экономики серьезно изменилось. Согласно данным отчетов об исполнении федерального бюджета, отношение объема государственного долга РФ к объему ВВП увеличилось с 7,3 % на начало 2008 г. до 11,8% на начало 2011г. Данное обстоятельство свидетельствует о повышении роли государственного долга в современной финансовой системе России.

     Целью данной работы является изучение сущности и роли государственного долга для развития страны в целом и, экономики в частности. Достижение указанной цели решалось с помощью следующих основных задач:

  1. изучение теоретических основ государственного долга, его сущности и объективности существования;
  2. анализ структуры и современного состояния внутреннего и внешнего долга Российской Федерации;
  3. изучение сущности управления государственным долгом и анализ долговой политики России на современном этапе;
  4. выявление проблем в управлении государственным долгом РФ и выработка направлений его совершенствования.

     Решение данных задач осуществлялось с использованием различных методов исследования, таких как аналитический метод, анализ различных литературных источников, метод сравнения.

     Теоретической основой исследования явились труды российских ученых, исследовавших государственный долг как экономическую категорию, а также практику управления государственным долгом в РФ. В первую очередь это работы: М.М. Сорокиной, В.В. Ковалева и других исследователей данной темы, учебная и иная литература.

     Структурно  курсовая работа состоит из введения, трех глав, которые имеют дополнительное деление на параграфы, заключения, списка использованных источников. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

1. Государственный  долг – объективность существования

1.1 Понятие, сущность  и причины возникновения  государственного  долга

     Государственный долг представляет собой сумму задолженности по выпущенным и непогашенным государственным займам (включая начисленные по ним проценты). Таким образом, классификация государственных займов представляет собой классификацию всех элементов государственного долга.

     Однако широкое распространение в российской экономике практики неисполненения государством своих финансовых обязательств перед субъектами экономики требует сформулировать расширенное понятие государственного долга как суммы всех неоплаченных финансовых обязательств государства с процентами, начисленными на них к определенному моменту времени. С учетом этой формулировки классификация государственных займов будет более полной.1

     Общее понятие государственного (публичного) долга Российской Федерации, его  состав, принципы управления и порядок обслуживания сформулированы и законодательно закреплены в Бюджетном кодексе РФ.

     В зависимости от заемщика публичный долг подразделяется на государственный долг Российской Федерации, государственный долг субъекта РФ и муниципальный долг.

     Под государственным долгом Российской Федерации понимаются ее долговые обязательства  перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. Государственный долг Российской Федерации полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну.

     Под государственным долгом субъекта РФ понимается совокупность его долговых обязательств; он полностью и без  условий обеспечивается всем находящимся  в собственности субъекта имуществом, составляющим его казну.

     Под муниципальным долгом соответственно понимается совокупность долговых обязательств муниципального образования; он полностью и без условий обеспечивается всем имуществом, составляющим муниципальную казну.

     При этом каждый бюджетный уровень отвечает только по своим обязательствам и  не отвечает по долгам других уровней, если они не были им гарантированы. Для погашения своих обязательств и обслуживания долга органы законодательной и исполнительной власти соответствующего уровня используют все полномочия.2

     Причины возникновения государственного долга могут быть различными. Для финансирования государственных нужд государство получает финансовые ресурсы в виде налогов и обязательных платежей. Однако в условиях дестабилизации финансового состояния народного хозяйства происходит снижение поступлений в государственный бюджет из названных источников. Возможна и иная ситуация, когда при стабильных поступлениях в казну увеличиваются расходы государства. При этом увеличение государственных расходов может происходить за счет роста обыкновенных расходов и при появлении непредвиденных, чрезвычайных расходов. 
 

     Причины образования дефицита государственного бюджета:

  1. рост государственных расходов в связи с необходимостью структурной перестройки экономики и увеличением инвестиций;
  2. чрезвычайные обстоятельства (крупные стихийные бедствия, войны и т.п.), вызывающие такой рост непредвиденных расходов государства, что на их покрытие не хватает обычных резервов;
  3. кризисные явления в экономике, ее развал;
  4. неэффективность финансовой системы;
  5. неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране.

     В таком случае государство должно принять жесткие меры, направленные на устранение возникших явлений  и сокращение бюджетного дефицита, чтобы не произошло нарастание государственного долга и ухудшения социально-экономического положения в стране.

     Существую три основных способа покрытия дефицита бюджета:

     1) эмиссионный, который получил  название инфляционного. К эмиссии государство прибегает лишь в том случае, если налоговые и займовые поступления не обеспечивают покрытия растущих государственных расходов, а на финансовом рынке складывается ситуация, неблагоприятная для выпуска новых займов.

     Бумажно-денежная и кредитная эмиссии, если они  не связаны с потребностями хозяйственного оборота, а обусловлены необходимостью покрытия бюджетного дефицита, ведут к усилению инфляционных процессов в экономике. Поэтому страны с развитым рыночным хозяйством обычно стремятся не прибегать к кредитной эмиссии, заменяя ее выпуском займов. Однако и займы могут ускорять течение инфляционных процессов.

     Ведь  владельцы государственных облигаций, реализуя их на финансовом рынке, могут  провоцировать инфляционный процесс, хотя последний протекает не в  таких масштабах и не такими темпами, как это происходит при эмиссии.

     2) повышение уровня налогообложения. Данный способ может привести к спаду деловой активности, укрытию прибыли и доходов от налогообложения.

     3) безэмисионный способ, предусматривающий  покрытие бюджетного дефицита  за счет государственного кредита.  Именно этот способ чаще всего  используется для получения дополнительных доходов бюджета.

     Таким образом, нормальное состояние государства  должно быть таково, чтобы обыкновенные потребности покрывались обыкновенными  доходами (налоги, сборы, пошлины), потребности  же, выходящие за рамки обыкновенных, должны быть удовлетворены за счет государственных займов (кредитов). Так как обращение к кредиту в современных государствах представляет явление повсеместное и постоянное, то оно может быть признано явлением нормальным в финансовом хозяйстве каждого цивилизованного государства.3

     Образование государственного долга как финансовая категория вытекает из отношений  государственного кредита, находящихся  на стыке двух видов денежных отношений  финансов и кредита.

     Экономическая сущность государственного кредита заключается в том, что временно свободные денежные средства юридических и физических лиц аккумулируются и на условиях возвратности и возмездности, используются государством как ссудный капитал. Государство направляет его на общественные потребности (как правило, на покрытие дефицита бюджета) либо перераспределяет на льготных условиях между отраслями экономики, предприятиями и другими хозяйствующими субъектами, имеющими большое социальное и экономическое значение для государства и его граждан.

     Таким образом, с экономической точки зрения государственный кредит представляет собой одну из форм движения ссудного капитала и заключается во вторичном распределении стоимости валового внутреннего продукта. Владелец денежных средств (ссудного капитала) передает, а точнее продает, заемщику не сам капитал, а лишь право на его временное использование. Поэтому именно возвратность – определяющая черта и особое свойство, присущее кредитным отношениям независимо от уровня их возникновения.

     Традиционная  роль государственного кредита всегда заключалась в обеспечении своевременного финансирования расходов государства при наличии дефицита государственного бюджета. В любом обществе существуют объективные и субъективные противоречия между размером бюджетных доходов и растущими, порой непредвиденными расходами на регулирование экономики страны, на выполнение социальных программ и функций по обороне страны.4

     С развитием рыночной экономики в  целях регулярного финансирования общесоциальных потребностей общества государство использует кредит и для регулирования денежного обращения.

     Естественно, что для реализации операций по государственному кредиту необходимо наличие временно свободных средств юридических  лиц и граждан. Таким образом, роль государственного кредита заключается  не только в том, что он используется как дополнительный источник пополнения доходов бюджета, но может служить одним из факторов улучшения денежного обращения, развития безналичных форм расчетов, укрепления внутренней валюты.

     Финансово-экономическими предпосылками реализации отношений по государственному кредиту служат особенности образования доходов, а также наличие разрывов во времени их получения и использования юридическими лицами (организациями) и гражданами.

     Государственный кредит является составной частью такого звена финансовой системы Российской Федерации, как кредит (другую его часть составляет банковский кредит). Принципы срочности, возвратности и возмездности, лежащие в основе отношений по государственному (муниципальному) кредиту, характерны для любых кредитных отношений. Однако между государственным (муниципальным) и банковским кредитом имеются существенные экономические различия.

     Основная  особенность государственного кредита заключается в непроизводительном использовании капитала. Средства, привлекаемые при таком кредите, обычно не участвуют в кругообороте производительного капитала, в производстве материальных ценностей, а идут на покрытие бюджетного дефицита. Средствами для погашения процентов за пользование государственным и муниципальным кредитом служат либо налоги, либо новые займы.

     Характерной чертой банковского кредита является производительное использование ссудного фонда. Это позволяет не только погашать кредит, но и выплачивать вознаграждение за пользование ссудой за счет увеличения в процессе производства прибавочной стоимости.

Информация о работе Государственный долг Российской Федерации