Государственный долг Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 12:22, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение сущности и роли государственного долга для развития страны в целом и, экономики в частности. Достижение указанной цели решалось с помощью следующих основных задач:
изучение теоретических основ государственного долга, его сущности и объективности существования;
анализ структуры и современного состояния внутреннего и внешнего долга Российской Федерации;
изучение сущности управления государственным долгом и анализ долговой политики России на современном этапе;
выявление проблем в управлении государственным долгом РФ и выработка направлений его совершенствования.

Оглавление

Введение 4
1. Государственный долг – объективность существования 6
1.1 Понятие, сущность и причины возникновения государственного долга 6
1.2. Классификация государственного долга 12
1.3. Роль государственного долга в развитии экономики 16
2. Внутренний и внешний государственный долг РФ: общее и особенное 22
2.1. Состояние и структура государственного внутреннего долга России 22
2.2. Состояние и структура государственного внешнего долга России 30
3. Управление государственным долгом в современной России 34
3.1. Сущность управления государственным долгом РФ 34
3.2. Проблемы управления государственным долгом РФ и пути их решения 41
Заключение 46
Список используемой литературы 48

Файлы: 1 файл

курсовик по финансам.doc

— 341.00 Кб (Скачать)

     Виды  облигаций, составляющих внутренний долг, постоянно меняются и имеют разный жизненный цикл, который, как правило, длится 7–13 лет. К числу так называемых «долгожителей» можно отнести ГКО, получившие широкую международную известность в связи с кризисом 1998 г. и просуществовавшие с начала 1994 г. до конца 2006 г.  Жизненный цикл ОФЗ-ПД, вероятно, будет еще длиннее: этот вид ценных бумаг существует с 01.01.1997.

     По  данным Департамента государственного долга и государственных финансовых активов Министерства финансов Российской Федерации на 1 января 2011 года внутренний государственный долг составлял 2461,59 млрд. рублей. 11 На рисунке 2 приведена структура внутреннего долга на указанную дату.

     

     Рис. 2. Структура государственного внутреннего  долга РФ на 01.01.11г.

     По  сравнению с ведущими странами рынок  инструментов внутреннего госдолга в Российской Федерации остается недостаточно развитым. Это касается, в частности, диверсификации используемых ценных бумаг. Держателями почти 40% государственных ценных бумаг, эмитированных Минфином РФ (на сумму около 1,5 трлн. руб.), являются банки. Из этой суммы на 5 крупнейших по величине активов банков приходится более 65% гособлигаций.

     Сформировавшаяся  структура держателей государственных  ценных бумаг объясняется их сравнительно невысокой доходностью. По оценкам  Минфина, в 2010–2012 гг. возможен рост доходности по рублевым инструментам до 9,5–10,5% (по средне- и долгосрочным инструментам – до 12,0–13,0 и 13,0–13,5% соответственно), если произойдет:

    • снижение курса рубля;
    • изменение объема валютных резервов;
    • корректировка цены на нефть;
    • рост процентных ставок на долговых рынках за рубежом.

     Низкая  реальная доходность госбумаг РФ, существующая в настоящее время, дает их эмитенту некоторые преимущества. В частности, сравнительно низкую стоимость обслуживания долга. Расходы на обслуживание государственного долга в январе–июле 2009 г. составили 103 млрд. руб., или 0,5% ВВП. Тем не менее, в 2009–2012 гг. планируется заметный рост этих расходов, которые могут достигнуть 1,15% ВВП в 2012г.12 
 

2.2. Состояние и структура  государственного  внешнего долга  России

     Государственный внешний долг формируется за счет государственных внешних заимствований. К их числу относятся привлекаемые из иностранных источников кредиты (займы), по которым возникают государственные финансовые обязательства РФ как заемщика или гаранта.

     В объем государственного внешнего долга Российской Федерации включаются:

     1) номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации, обязательства по которым выражены в иностранной валюте;

     2) объем основного долга по кредитам, которые получены Российской Федерацией и обязательства по которым выражены в иностранной валюте, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям), привлеченным под государственные гарантии Российской Федерации;

     3) объем обязательств по государственным  гарантиям Российской Федерации, выраженным в иностранной валюте. 13

     Таким образом, Бюджетный кодекс РФ рассматривает внешний долг как долг, выраженный в иностранной валюте, и этот подход соответствует бюджетным целям, поскольку информация, представленная на основе этого подхода, позволяет судить о валютной нагрузке на государственные органы власти.

     Предельные  объемы государственного внешнего долга, пределы внешних заимствований  на очередной финансовый год утверждаются федеральным законом о федеральном  бюджете с разбивкой долга по формам обеспечения обязательств.

     Предельный  объем государственных внешних  заимствований не должен превышать  годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга РФ.

     Правительство РФ вправе осуществлять внешние заимствования в объеме свыше установленного федеральным законом о федеральном бюджете предельного объема, если при этом оно осуществляет такую реструктуризацию внешнего долга, которая приводит к снижению расходов на его обслуживание.

     Перечень  внешних заимствований федерального бюджета на очередной финансовый год с указанием цели, источников, сроков возврата, общего объема заимствований, объема использованных средств по займу до начала финансового года и объема заимствований в данном финансовом году отражается в программе государственных внешних заимствований РФ.

     В этой программе объем, детализированный по конкретным займам, должен составлять не менее 85% общего объема внешних заимствований. Кроме того, должны быть отдельно предусмотрены  займы и государственные гарантии, величина которых превышает сумму, эквивалентную 10 млн. долларов США, на весь срок займа.14

     Внешний долг Российской Федерации сформировался  из двух частей. Первая часть – долг бывшего СССР – принятие Россией  на себя обязательств СССР в полном объеме одновременно с отказом других бывших советских республик в пользу России от доли активов СССР. Вторая часть – новый российский долг – долговые обязательства перед нерезидентами, возникшие за время существования новой России.

     В последнее время наблюдается  тенденция снижения государственного внешнего долга РФ за счет погашения долговых обязательств бывших советских республик (рис. 3).

     

     Рис. 3. Динамика изменения государственного внешнего долга РФ

     На 1 декабря 2010 года государственный внешний  долг составлял 40736,7 млн. долларов США или 30679,9 млн. евро. Структура государственного внешнего долга на указанную дату приведена в таблице 1.

     Таблица 1.

     Структура государственного внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 декабря 2010 года

Категория долга млн. долларов США млн. евро
1 2 3
Задолженность перед официальными кредиторами - членами  Парижского клуба15, не являвшаяся предметом реструктуризации 777,0 585,2
Задолженность перед официальными кредиторами - не членами Парижского клуба 1 762,4 1 327,3
 

     Продолжение таблицы 1.

Категория долга млн. долларов США млн. евро
1 2 3
Задолженность перед официальными кредиторами - бывшими  странами СЭВ 1 126,4 848,3
Коммерческая  задолженность бывшего СССР 812,9 612,2
Задолженность перед международными финансовыми организациями 3 169,8 2 387,3
Задолженность по еврооблигационным займам 30 456,5 22 937,6
     внешний облигационный заем 2015 года 2 000,0 1 506,3
     внешний облигационный заем 2020 года 3 500,0 2 635,9
     внешний облигационный заем 2018 года 3 466,4 2 610,6
     внешний облигационный заем 2028 года 2 499,9 1 882,7
     внешний облигационный заем 2030 года 18 990,2 14 302,1
Задолженность по ОВГВЗ 1 774,9 1 336,7
     в том числе:    
     ОВГВЗ VII серии 1 750,0 1 318,0
Задолженность по гарантиям Российской Федерации в иностранной валюте 856,8 645,3
Итого государственный внешний  долг Российской Федерации 40 736,7 30 679,9

3. Управление государственным  долгом в современной  России

3.1. Сущность управления государственным долгом РФ

     Под управлением государственным долгом понимается совокупность мероприятий  государства по выплате доходов  кредиторам и погашению займов, изменению  условий уже выпущенных займов, определению  условий и выпуску новых государственных  ценных бумаг.

     Целью управления государственным долгом является формирование такой его структуры, которая бы соответствовала возможностям национальной экономики по его обслуживанию.

     В процессе управления органами государственной  власти должны решаться следующие основные задачи:

  1. Поддержание объема государственного долга на экономически безопасном уровне.
  2. Недопущение резкого колебания котировок заемных обязательств.
  3. Минимизация стоимость долга для государства.
  4. Обеспечение своевременного исполнения и обслуживания обязательств в полном объеме.

     Элементами  системы управления государственным  долгом являются:

    • правовое обеспечение кредитных отношений;
    • согласование долговой, социально-экономической и бюджетной политик государства;
    • подсистема контроля и учета долговых обязательств, конструирование заимствований;
    • обслуживание и погашение долга;
    • урегулирование долга.16

     Управление  государственным долгом осуществляется с применением следующих методов:

  1. рефинансирование государственного долга – погашение основной задолженности и процентов за счет средств, полученных от размещения новых займов;
  2. новации – соглашение между заемщиком и кредитором по замене обязательств по одному кредиту другими обязательствами;
  3. унификации решения государства об объединении нескольких ранее выпущенных займов, при этом облигации и сертификаты ранее выпущенных займов подлежат обмену на облигации и сертификаты нового займа;
  4. конверсии – одностороннего изменения доходности займов, то есть объявление государством для кредиторов о снижении доходности по займам, полученным государством;
  5. консолидации изменения условий погашения займов в части срока их погашения, т.е. решения государства о переносе даты выплаты обязательство на более поздний срок;
  6. отсрочки погашения займов – консолидации при одновременном отказе государства от выплаты доходов по займам;
  7. аннулирования государственного долга – отказа государства от всех обязательств по ранее выпущенным займам;
  8. реструктуризации – погашения долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований в объемах погашаемых долговых обязательств с установлением иных условий обслуживания и сроков погашения.17
 

     В России вопросы управления государственным долгом регулируются следующими нормативными правовыми актами:

    1. Бюджетным Кодексом РФ;
    2. Федеральным Законом от 29 июля 1998 г. №458 «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг»;
    3. Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год;
    4. Постановлением Правительства РФ от 4 мая 1997 г. №245 «О единой системе управления государственным долгом Российской Федерации»;
    5. другими нормативно-правовыми актами (актами Банка России и Внешэкономбанка).18

     Экономически  безопасным считается такой объем  долга, при котором Российская Федерация, ее субъект и муниципальное образование  в состоянии обеспечить исполнение как долговых обязательств, так и всех остальных принятых на себя бюджетных обязательств.

     Основным  подходом в решении этой задачи является такое планирование долговых обязательств, которое предполагает обслуживание и погашение долга исключительно  за счет доходов бюджета.

     Субъектом управления государственным долгом в России является Министерство финансов РФ. Правительством РФ ежегодно утверждаются основные направления долговой политики на очередной финансовый год.

     Долговая политика – это деятельность органов власти по управлению государственным долгом; она формирует идеологию управления государственными заимствованиями, определяет стратегию и тактику управления государственным долгом и основные направления органов власти по их реализации.

     Содержание  долговой политики включает широкий комплекс мероприятий: разработку концепции долговой политики, определение ее стратегических направлений, целей, главных задач; создание адекватного механизма реализации долговой политики; управление деятельностью государства по планированию заимствований; организацию размещения займов; предоставление государственных гарантий, поручительств; контроль за целевым использованием привлекаемых ресурсов, а также за своевременным погашением государственного долга.19

     Развитие  системы государственных заимствований Советского Союза, активизировавшееся в особенности со времени нахождения у власти М.С. Горбачева, и преемствовавшей ему Российской Федерации, в наиболее общем виде может быть периодизована следующим образом:

Информация о работе Государственный долг Российской Федерации