Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 12:22, курсовая работа
Целью данной работы является изучение сущности и роли государственного долга для развития страны в целом и, экономики в частности. Достижение указанной цели решалось с помощью следующих основных задач:
изучение теоретических основ государственного долга, его сущности и объективности существования;
анализ структуры и современного состояния внутреннего и внешнего долга Российской Федерации;
изучение сущности управления государственным долгом и анализ долговой политики России на современном этапе;
выявление проблем в управлении государственным долгом РФ и выработка направлений его совершенствования.
Введение 4
1. Государственный долг – объективность существования 6
1.1 Понятие, сущность и причины возникновения государственного долга 6
1.2. Классификация государственного долга 12
1.3. Роль государственного долга в развитии экономики 16
2. Внутренний и внешний государственный долг РФ: общее и особенное 22
2.1. Состояние и структура государственного внутреннего долга России 22
2.2. Состояние и структура государственного внешнего долга России 30
3. Управление государственным долгом в современной России 34
3.1. Сущность управления государственным долгом РФ 34
3.2. Проблемы управления государственным долгом РФ и пути их решения 41
Заключение 46
Список используемой литературы 48
Виды облигаций, составляющих внутренний долг, постоянно меняются и имеют разный жизненный цикл, который, как правило, длится 7–13 лет. К числу так называемых «долгожителей» можно отнести ГКО, получившие широкую международную известность в связи с кризисом 1998 г. и просуществовавшие с начала 1994 г. до конца 2006 г. Жизненный цикл ОФЗ-ПД, вероятно, будет еще длиннее: этот вид ценных бумаг существует с 01.01.1997.
По данным Департамента государственного долга и государственных финансовых активов Министерства финансов Российской Федерации на 1 января 2011 года внутренний государственный долг составлял 2461,59 млрд. рублей. 11 На рисунке 2 приведена структура внутреннего долга на указанную дату.
Рис. 2. Структура государственного внутреннего долга РФ на 01.01.11г.
По сравнению с ведущими странами рынок инструментов внутреннего госдолга в Российской Федерации остается недостаточно развитым. Это касается, в частности, диверсификации используемых ценных бумаг. Держателями почти 40% государственных ценных бумаг, эмитированных Минфином РФ (на сумму около 1,5 трлн. руб.), являются банки. Из этой суммы на 5 крупнейших по величине активов банков приходится более 65% гособлигаций.
Сформировавшаяся структура держателей государственных ценных бумаг объясняется их сравнительно невысокой доходностью. По оценкам Минфина, в 2010–2012 гг. возможен рост доходности по рублевым инструментам до 9,5–10,5% (по средне- и долгосрочным инструментам – до 12,0–13,0 и 13,0–13,5% соответственно), если произойдет:
Низкая
реальная доходность госбумаг РФ, существующая
в настоящее время, дает их эмитенту
некоторые преимущества. В частности,
сравнительно низкую стоимость обслуживания
долга. Расходы на обслуживание государственного
долга в январе–июле 2009 г. составили
103 млрд. руб., или 0,5% ВВП. Тем не менее, в
2009–2012 гг. планируется заметный рост этих
расходов, которые могут достигнуть 1,15%
ВВП в 2012г.12
Государственный внешний долг формируется за счет государственных внешних заимствований. К их числу относятся привлекаемые из иностранных источников кредиты (займы), по которым возникают государственные финансовые обязательства РФ как заемщика или гаранта.
В объем государственного внешнего долга Российской Федерации включаются:
1) номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации, обязательства по которым выражены в иностранной валюте;
2)
объем основного долга по
3)
объем обязательств по
Таким образом, Бюджетный кодекс РФ рассматривает внешний долг как долг, выраженный в иностранной валюте, и этот подход соответствует бюджетным целям, поскольку информация, представленная на основе этого подхода, позволяет судить о валютной нагрузке на государственные органы власти.
Предельные
объемы государственного внешнего долга,
пределы внешних заимствований
на очередной финансовый год утверждаются
федеральным законом о
Предельный объем государственных внешних заимствований не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга РФ.
Правительство РФ вправе осуществлять внешние заимствования в объеме свыше установленного федеральным законом о федеральном бюджете предельного объема, если при этом оно осуществляет такую реструктуризацию внешнего долга, которая приводит к снижению расходов на его обслуживание.
Перечень
внешних заимствований
В
этой программе объем, детализированный
по конкретным займам, должен составлять
не менее 85% общего объема внешних заимствований.
Кроме того, должны быть отдельно предусмотрены
займы и государственные
Внешний долг Российской Федерации сформировался из двух частей. Первая часть – долг бывшего СССР – принятие Россией на себя обязательств СССР в полном объеме одновременно с отказом других бывших советских республик в пользу России от доли активов СССР. Вторая часть – новый российский долг – долговые обязательства перед нерезидентами, возникшие за время существования новой России.
В последнее время наблюдается тенденция снижения государственного внешнего долга РФ за счет погашения долговых обязательств бывших советских республик (рис. 3).
Рис. 3. Динамика изменения государственного внешнего долга РФ
На 1 декабря 2010 года государственный внешний долг составлял 40736,7 млн. долларов США или 30679,9 млн. евро. Структура государственного внешнего долга на указанную дату приведена в таблице 1.
Таблица 1.
Структура государственного внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 декабря 2010 года
Категория долга | млн. долларов США | млн. евро |
1 | 2 | 3 |
Задолженность перед официальными кредиторами - членами Парижского клуба15, не являвшаяся предметом реструктуризации | 777,0 | 585,2 |
Задолженность перед официальными кредиторами - не членами Парижского клуба | 1 762,4 | 1 327,3 |
Продолжение таблицы 1.
Категория долга | млн. долларов США | млн. евро |
1 | 2 | 3 |
Задолженность перед официальными кредиторами - бывшими странами СЭВ | 1 126,4 | 848,3 |
Коммерческая задолженность бывшего СССР | 812,9 | 612,2 |
Задолженность перед международными финансовыми организациями | 3 169,8 | 2 387,3 |
Задолженность по еврооблигационным займам | 30 456,5 | 22 937,6 |
внешний облигационный заем 2015 года | 2 000,0 | 1 506,3 |
внешний облигационный заем 2020 года | 3 500,0 | 2 635,9 |
внешний облигационный заем 2018 года | 3 466,4 | 2 610,6 |
внешний облигационный заем 2028 года | 2 499,9 | 1 882,7 |
внешний облигационный заем 2030 года | 18 990,2 | 14 302,1 |
Задолженность по ОВГВЗ | 1 774,9 | 1 336,7 |
в том числе: | ||
ОВГВЗ VII серии | 1 750,0 | 1 318,0 |
Задолженность по гарантиям Российской Федерации в иностранной валюте | 856,8 | 645,3 |
Итого государственный внешний долг Российской Федерации | 40 736,7 | 30 679,9 |
Под
управлением государственным
Целью управления государственным долгом является формирование такой его структуры, которая бы соответствовала возможностям национальной экономики по его обслуживанию.
В процессе управления органами государственной власти должны решаться следующие основные задачи:
Элементами системы управления государственным долгом являются:
Управление
государственным долгом осуществляется
с применением следующих
В России вопросы управления государственным долгом регулируются следующими нормативными правовыми актами:
Экономически
безопасным считается такой объем
долга, при котором Российская Федерация,
ее субъект и муниципальное
Основным
подходом в решении этой задачи является
такое планирование долговых обязательств,
которое предполагает обслуживание
и погашение долга
Субъектом управления государственным долгом в России является Министерство финансов РФ. Правительством РФ ежегодно утверждаются основные направления долговой политики на очередной финансовый год.
Долговая политика – это деятельность органов власти по управлению государственным долгом; она формирует идеологию управления государственными заимствованиями, определяет стратегию и тактику управления государственным долгом и основные направления органов власти по их реализации.
Содержание долговой политики включает широкий комплекс мероприятий: разработку концепции долговой политики, определение ее стратегических направлений, целей, главных задач; создание адекватного механизма реализации долговой политики; управление деятельностью государства по планированию заимствований; организацию размещения займов; предоставление государственных гарантий, поручительств; контроль за целевым использованием привлекаемых ресурсов, а также за своевременным погашением государственного долга.19
Развитие системы государственных заимствований Советского Союза, активизировавшееся в особенности со времени нахождения у власти М.С. Горбачева, и преемствовавшей ему Российской Федерации, в наиболее общем виде может быть периодизована следующим образом:
Информация о работе Государственный долг Российской Федерации