Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 12:22, курсовая работа
Целью данной работы является изучение сущности и роли государственного долга для развития страны в целом и, экономики в частности. Достижение указанной цели решалось с помощью следующих основных задач:
изучение теоретических основ государственного долга, его сущности и объективности существования;
анализ структуры и современного состояния внутреннего и внешнего долга Российской Федерации;
изучение сущности управления государственным долгом и анализ долговой политики России на современном этапе;
выявление проблем в управлении государственным долгом РФ и выработка направлений его совершенствования.
Введение 4
1. Государственный долг – объективность существования 6
1.1 Понятие, сущность и причины возникновения государственного долга 6
1.2. Классификация государственного долга 12
1.3. Роль государственного долга в развитии экономики 16
2. Внутренний и внешний государственный долг РФ: общее и особенное 22
2.1. Состояние и структура государственного внутреннего долга России 22
2.2. Состояние и структура государственного внешнего долга России 30
3. Управление государственным долгом в современной России 34
3.1. Сущность управления государственным долгом РФ 34
3.2. Проблемы управления государственным долгом РФ и пути их решения 41
Заключение 46
Список используемой литературы 48
1) середина 1980-х гг. – 1-я половина 1990-х гг.: прогрессирование внешних заимствований, не подкрепленных народнохозяйственными процессами; вступление в «долговую спираль» и кризис внешней задолженности с падением кредитного рейтинга и принятием стабилизационной программы МВФ; формирование зависимого типа развития;
2) середина - конец 1990-х гг.: развитие кризиса внешнего долга; переориентация системы государственных заимствования на внутренний рынок и частичная интернационализация внутреннего долга с последующим кризисом внутреннего долгового рынка, сопровождавшимся резким падением суверенного кредитного рейтинга и фактическим закрытием внешнего рынка долговых обязательств для России как суверенного заемщика;
3) 2000-е гг.: новая переориентация на рынок внешних заимствований с приоритетной коммерциализацией внешней задолженности, закончившаяся кризисом 2008–2009 гг. который привел государство к необходимости принять на себя часть внешних долговых обязательств корпоративных заемщиков (через систему антикризисных мер);
4) возможно, что начиная с 2011 г. нам предстоит увидеть новый этап развития системы государственных заимствований: бюджетные проектировки на 2011–2013 гг. предполагают размещение существенных объемов госзаймов на внутреннем рынке в целях достижения сбалансированности бюджета; предполагаемый объем этих заимствований, наложенный на современные параметры рынка государственных ценных бумаг, говорит о том, что эти новые заимствования несут для его конъюнктуры весьма заметный дестабилизирующий потенциал.20
23 сентября 2010 года были одобрены основные направления долговой политики Российской Федерации на 2011-2013 гг. Согласно документу государственная политика в области государственного долга Российской Федерации будет направлена на обеспечение безусловного исполнения бюджетных обязательств, развитие эффективного рынка государственных ценных бумаг и минимизацию стоимости государственных заимствований, создание условий для осуществления корпоративных заимствований.
В 2011 – 2013 годах в целях обеспечения сбалансированности федерального бюджета предусматривается осуществлять значительные заимствования на внутреннем финансовом рынке. Всего за 2011 – 2013 годы предусматривается общее привлечение средств от размещения государственных ценных бумаг Российской Федерации, номинированных в валюте Российской Федерации, в объеме (сальдо) 4 330,5 млрд. рублей.
Государственный долг Российской Федерации при этом увеличится с 11,8 % ВВП в 2010 году до 18 % ВВП в 2013 году.21
На рисунке 4 приведено планируемое изменение объема и структуры государственного долга РФ в 2011-2013 годах.
Рис. 4. Динамика объема и структуры государственного долга РФ
в 2008 - 2013 годах
Таким образом, планируется увеличить долю государственных внутренних заимствований в совокупном государственном долге с 70,1% на начало 2011 года до 79,0% к 2014 году. При этом предполагается стимулировать приток «новых категорий иностранных инвесторов к участию на рынке российского рублевого суверенного долга» путем расширения инструментария данного рынка с использованием (помимо традиционных ГКО и ОФЗ) «еврооблигаций в рублях». Наряду с этим ставится задача обеспечить «более комфортный доступ инвесторов-нерезидентов на рынок рублевых облигаций» путем «обеспечения сопряженности национальной расчетной системы и международных расчетно-клиринговых систем».
По прогнозу объем государственных заимствований РФ в 2011-2013 годах будет выглядеть следующим образом (таблица 2).
Таблица 2.
Структура заимствований Российской Федерации в 2011– 2013 гг., млрд. руб. (прогноз)
Показатель | 2011 | 2012 | 2013 | 2011-2013 |
Чистые внутренние заимствования, в т.ч.: | 1340,8 | 1504,4 | 1485,3 | 4330,5 |
- валовые заимствования | 1709,9 | 2023,3 | 2101,9 | 5835,1 |
- погашение накопленной задолженности | -369,1 | -518,9 | -616,6 | -1504,6 |
Чистые внешние заимствования, в т.ч.: | 137,5 | 174,4 | 176,4 | 488,3 |
- валовые заимствования | 213,5 | 214,9 | 217,0 | 645,4 |
- погашение накопленной задолженности | -76,0 | -40,5 | -40,9 | -157,4 |
В результате на период 2011–2013 гг. в области государственных заимствований Минфин предполагает:
1)
существенный прирост
2)
концентрацию новых
3)
использование средств,
4)
обслуживание и погашение
В настоящее время существует ряд проблем, связанных с управлением государственным долгом. Во-первых, законодательная база по вопросам управления государственным и муниципальным долгом имеет следующие недостатки:
Во-вторых, несмотря на повышение уровня Суверенного кредитного рейтинга России и улучшение условий привлечения государственных заимствований, основной проблемой в области государственного долга остается отсутствие устойчивого рефинансирования за счет внутренних и внешних заимствований в необходимых объемах и на благоприятных условиях.
При этом способность осуществлять внешние займы ограничивается не только сравнительно низким кредитным рейтингом Российской Федерации, но и риском сокращения доступа на рынки заимствований по причинам, не зависящим от Российской Федерации (политическая ситуация в мире, кризисные явления в мировой экономике), а также сохраняющейся относительной структурной слабостью экономики России, ее высокой зависимостью от колебаний мировых цен на энергоносители.
Возможности гарантированного привлечения государственных займов для целей рефинансирования долга ограничены также и стоимостными условиями этих заимствований.22
К другим существенным недостаткам, связанным со структурой государственного внешнего долга, относятся:
В то же время наметилась тенденция к выравниванию условий привлечения займов на внутреннем и внешних рынках, как по стоимости привлечения, так и по срокам, что создает благоприятные условия для значительного снижения рисков, связанных с рефинансированием государственного долга, и ставит задачу альтернативного использования инструментов внутреннего и внешнего долга.23
Однако существенным препятствием для развития рынка внутренних заимствований в настоящее время являются высокая степень концентрации выпусков государственных облигаций в портфелях нескольких крупных участников, которые придерживаются консервативной стратегии, то есть вкладывают средства с целью получения гарантированного дохода в течении длительного времени. Оборачиваемость выпусков, находящихся в их портфелях, крайне низка, что негативно сказывается на основных показателях качества рынка.
Одним из вариантов поведения политики в отношении крупных участников является установление лимита на долю выпуска государственных облигаций в портфеле одного инвестора – Сбербанка России, иных кредитных организаций, а в будущем и к негосударственным пенсионным фондам, чей потенциальный спрос на ГКО-ОФЗ предположительно будет возрастать темпами, превышающими рост рынка.
Административные меры способны изменить ситуацию на относительно короткий срок, однако при этом неизбежно снижение объема привлеченных займов и рост аукционной доходности. Кроме того, ограничение инвестиций Сбербанка на рынке ГКО-ОФЗ вынудит его вкладывать средства населения в активы с более высоким уровнем риска.
Поэтому основные усилия регулирующих органов должны быть направлены на создание равных конкурентных условий.
Развитие
системы страхования и
С точки зрения денежно-кредитной политики это будет способствовать приведению процентных ставок, формирующихся на других сегментах рынка, в соответствии с инфляционным прогнозом монетарных властей.
В будущем необходимо упростить механизм выхода розничных инвесторов на рынок государственного долга, прежде всего, за счет создания системы прямого инвестирования в государственные ценные бумаги через национальную систему сбережений. Подобная система прямых заимствований, когда между заемщиком (государством) и кредитором отсутствуют промежуточные звенья, как свидетельствует международный опыт, может представлять значительный интерес для населения, и, кроме того, создаст конкурентную среду на рынке вкладов населения.
Увеличению интереса инвесторов к рынку государственного долга должно способствовать достаточное число индикативных выпусков с большим объемом в обращении.
Это,
прежде всего, эмиссия ОФЗ со сроками
погашения 1, 3, 5, 10, 12 и 15 лет, что позволит
создать ориентир процентных ставок
для корпоративного сегмента финансового
рынка и заимствований
Вопрос регулирования действий нерезидентов на рынке государственных ценных бумаг заслуживает особого внимания. Увеличение вложений иностранных участников в ГКО-ОФЗ, а также резкое снижение интереса к репатриации собственных средств через валютные аукционы свидетельствует о готовности нерезидентов расширить присутствие на рынке государственных облигаций.
В
условиях высоких цен на нефть
и связанного с этим притока в
страну иностранной валюты преждевременно
полностью либерализовать внутренний
рынок государственных ценных бумаг с
целью открытия доступа на него иностранных
инвесторов, так как это может нарушить
стабильность финансовой системы.24
Информация о работе Государственный долг Российской Федерации